реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Межличностное общение

Межличностное общение

Оглавление

Введение…………………………………………………………………Стр.3

Глава I. Межличностное взаимодействие…………………………….Стр. 5

1. Задачи межличностного взаимодействия………………………Стр. 5

2. Межличностные отношения…………………………………….Стр. 8

Глава II. Психология общения и межличностные отношения. …….Стр. 10

2.1. Межличностное общение…………………………………………Стр. 10

2.2. Структура общения в межличностных отношениях……………Стр. 13

2.3. Функции общения в межличностных отношениях……………..Стр. 15

2.4. Психология межличностного воздействия………………………Стр. 20

Заключение …………………………………………………………….Стр. 23

Библиографический список использованной литературы. …………Стр. 25

Приложение 1. …………………………………………………………Стр. 27

Приложение 2. …………………………………………………………Стр. 28

Введение

Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе

объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной

жизни.

Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в

любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между

членами группы являются субъективные межличностные отношений, которые

изучает социальная психология.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и

взаимодействия внутри группы – это углубленное изучение различных

социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной

группы. Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную

совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в

нее включенными, и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимание.

Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он

должен вступить с ними в общение.

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми,

порождаемый потребностями совместной деятельности.

В данной курсовой работе будет рассматриваться общение в системе

межличностных отношений и взаимодействия людей.

Предметом моей курсовой работы является определение места общения в

структуре межличностного взаимодействия и взаимодействия людей. Целью

является дать характеристику межличностного взаимодействия и общения

людей. Задача курсовой работы раскрыть специфику общения в структуре

межличностных отношений и взаимодействия людей.

При работе над курсовой работой я использовала метод простого анализа.

В процессе изучения своей темы были использованы книги по психологии

таких авторов как Б. П. Блонского, Г. М. Андреевой, Леоньева А. Н., А. В.

Петровского и др. Учебники данных авторов полностью раскрывают теорию

межличностных отношений.

Для структурирования многочисленных результатов исследований по

межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами

которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия.

Глава I. Межличностное взаимодействие

1.1. Задачи межличностного взаимодействия

В содержательном плане рассматриваются три основные задачи

межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание

человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического

воздействия.

Понятие «восприятие человека человеком» недостаточно для полного

познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание

человека», что предполагает подключение к процессу восприятия человека и

других познавательных процессов. Эффективность восприятия связана с

социально-психологической наблюдательностью — свойством личности,

позволяющем ей улавливать в поведении человека малозаметные, но

существенные для его понимания особенности.

Особенности воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности,

темперамента, состояния здоровья, установок, опыта общения,

профессиональных и личностных особенностей и др.

С возрастом дифференцируются эмоциональные состояния. Человек

воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа

жизни. Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные

отношения те люди, которые имеют более высокий уровень социального

интеллекта, объектом познания является как физический, так и социальный

облик человека, восприятии фиксируется первоначально физический облик, к

которому относят физиологические, функциональные и паралингвистические

характеристики. К анатомическим (соматическим) особенностям относятся рост,

голова, и др. Физиологические характеристики включают дыхание,

кровообращение, потоотделение и т. д. Функциональные особенности включают

осанку, позу и походку, лингвистические (невербальные) особенности общения

включают мимику, жесты, телодвижения. Однозначные эмоции несложно

дифференцировать, а смешанные и невыраженные психические состояния

распознаются гораздо труднее. Социальный облик предполагает социальное

оформление внешности, речевые, паралингвистические, проксемические и

деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности (внешний

облик) включает одежду человека, его обувь, пения и другие аксессуары.

Проксемические особенности общения относятся к состоянию между общающимися

и их взаимному расположению. Примером из художественной литературы,

демонстрирующим умение определять по особенностям место рождения и

профессию, является профессор фонетики Хиггинс из пьесы «Пигмалион».

Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса,

тембр, высоту и т. д. При восприятии человека социальные особенности, по

сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.1

Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления

о воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от

объекта и условия, в которых происходит восприятие. Механизмы, искажающие

формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного

познания людей. Наиболее значимыми из них являются: механизм первичности,

или новизны (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом

влияет на последующее формирование образа познаваемого объекта); механизм

проекции (перенос на людей психических особенностей воспринимающих);

механизм стереотипизации (отнесение воспринимаемого человека к одному из

известных субъекту типов людей); механизм этноцентризма (пропуск всей

информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни

воспринимающего).

Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает

различные механизмы межличностного познания. Основным является механизм

интерпретации (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с

восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном

познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект также

использует механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому

определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие

особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличностном познании

включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. При

межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий

порядок функционирования механизмов межличностного познания (от простых к

сложным).

В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по

различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении

состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия

выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую функцию в процессе

восприятия объекта.

К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, время и

место общения. Сокращение времени при восприятии объекта снижает

возможность воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При

длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться

снисходительность и фаворитизм.

1.2. Межличностные отношения

Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и

рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения — это объективно

переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их

основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей

и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений

межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.

Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом,

национальностью и многими другими факторами. У женщин круг общения

значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают

потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе.

Они чаще жалуются на одиночество (И. С. Кон). Для женщин более значимы

особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин —

деловые качества. В разных национальных общностях межперсональные связи

строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов,

принадлежности к различным социальным слоям и др.1

Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику,

механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.

Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются,

закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно

ослабляться, Динамика развития межличностных отношений проходит несколько

этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения.

Знакомства осуществляются в зависимости от социокультурных норм общества.

Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию

межличностных отношений. На этапе товарищеских отношений происходит

сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (недаром говорят

«поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»). Дружеские отношения имеют

общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности и т.

д. Можно выделить утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-

экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу (И. С. Кон).

Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия — отклик

одной личности на переживания другой. Эмпатия имеет несколько уровней (Н.

Н. Обозов). Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в

виде понимания психического состояния другого человека (без изменения

своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только

понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную

эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное,

поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную

идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой),

чувственной (сопереживаемой) и действенной. Между этими тремя уровнями

эмпатии существуют сложные иерархически организованные взаимосвязи.

Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как субъекту,

так и объекту общения. Высокий уровень эмпатийности обусловливает

эмоциональность, отзывчивость и др.

Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их

динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской

местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и

так же быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в

зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие

межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных —

спрессовано, динамично.

Глава II. Психология общения и межличностные отношения

2.1. Межличностное общение

Категория «общение» является одной из центральных в психологической

науке наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность»,

«отношения». «Сквозной характер» проблемы общения становится понятным, если

дать одно из типичных определений межличностного общения. В соответствии с

этим определением, межличностное общение — это процесс взаимодействия по

крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и

развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния,

взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого

процесса.

За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из

ведущих направлений исследований в психологической науке, и особенно в

социальной психологии. Ее перемещение в центр психологических исследований

объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся

в социальной психологии в последние два десятилетия. Из предмета

исследования общение одновременно превратилось и в способ, принцип изучения

вначале познавательных процессов, а затем и личности человека в целом.

Общение — реальность человеческих отношений, предполагающая любые

формы совместной деятельности людей.

Общение не является предметом только психологического исследования,

поэтому с необходимостью встает задача выявления специфически

психологического аспекта этой категории. При этом вопрос о связи общения с

деятельностью является основополагающим; одним из методологических

принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и

деятельности. Исходя из этого принципа под общением понимается реальность

человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности

людей.

Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность

и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в

других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а

последняя рассматривается как условие общения. И наконец, общение можно

интерпретировать как особый вид деятельности.1

Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологических

трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного

аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь

одну сторону социального бытия человека. В связи с этим возникает

необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее

существенную сторону социального бытия человека, а именно — отношений

«субъект-субъект(ы)».

Здесь можно привести мнение В. В. Знакова, которое отражает

существующие в современной отечественной психологии представления о

категории общения: «Общением я буду называть такую форму взаимодействия

субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить

психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные

отношения между ними... Под совместной деятельностью далее будут

подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено

общей цели — решению конкретной задачи.

Субъектно-субъектный подход к проблеме взаимосвязи общения и

деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности лишь как

субъект-объектного отношения. В отечественной психологии этот подход

реализуется посредством методологического принципа общения как субъект-

субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разработанного

Б. Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане

общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее

результат — не столько преобразованный предмет (материальный или

идеальный), сколько отношения человека с человеком, с другими людьми. В

процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.