реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Методы оценки управленческого персонала в организации

Методы оценки управленческого персонала в организации

"Методы оценки управленческого персонала в организации"

Содержание.

Введение. 3

1. Критерии оценки (основные требования к персоналу). 5

2. Правовые аспекты оценки персонала. 8

3. Система оценки персонала на предприятии. 9

4. Классификация методов оценки качества служащих предприятия. 10

5. Экспертные оценки. 13

6. Сущность методов оценки персонала предприятия. 21

6. 1. Оценка по методу черт 22

6.2. Оценка на основе анализа труда. 23

6.3. Функциональная оценка. 24

6. 4. Методика определения стиля руководства. 25

6. 5. Оценка по результатам деятельности коллектива. 26

6.6. Метод анализа структуры управленческой деятельности. 28

6. 7. Целевой метод оценки. 29

7. Диагностическая система оценки 30

Заключение. 32

Список используемой литературы. 33

Введение.

Организации существуют для достижения стоящих перед ними целей. Степень

реализации этих целей показывает насколько эффективно действует

организация, т.е. насколько эффективно используются организационные

ресурсы.

Показатель прибыли позволяет оценить эффективность работы организации в

целом, складывающейся из эффективности использования всех организационных

ресурсов, в том числе каждого сотрудника. Естественно, что сотрудники

неодинаково выполняют свои производственные обязанности - в любой

организации или подразделении есть лидеры, аутсайдеры и середняки. Однако,

чтобы провести эту дифференциацию, необходимо иметь единую систему оценки

эффективности выполнения каждым сотрудником своих должностных функций.

Такая система повышает эффективность управления человеческими ресурсами

организации через:

положительное воздействие на мотивацию сотрудников. Обратная связь

благотворно сказывается на мотивации работников, позволяет им

скорректировать свое поведение на рабочем месте, и добиться повышения

производительности.

планирование профессионального обучения. Оценка персонала дает возможность

определить пробелы в компетенциях каждого сотрудника и предусмотреть меры

по их устранению.

планирование профессионального развития и карьеры. Оценка сотрудников

выявляет их слабые и сильные профессиональные качества, что позволяет

тщательно подготовить индивидуальные планы развития и эффективно

спланировать карьеру.

принятие решений о вознаграждении, продвижении, увольнении. Регулярная и

систематическая оценка сотрудников предоставляет руководству организации

информацию, необходимую для принятия обоснованных решений о повышении

заработной платы (вознаграждение лучших сотрудников оказывает мотивирующее

воздействие на них и их коллег), повышении в должности или увольнении. При

увольнении наличие задокументированных данных о систематическом

неудовлетворительном выполнении увольняемым сотрудником своих должностных

обязанностей значительно облегчает положение организации в случае судебного

разбирательства.

Названные выше преимущества не приходят в организацию автоматически в

момент внедрения системы оценки. Они реализуются тогда, когда выполняется

ряд дополнительных условий.

Во-первых, система оценки и, самое главное, фактическая оценка работы

сотрудников должны быть максимально объективны и восприниматься

сотрудниками как объективные. Для придания объективности системе оценки ее

критерии должны быть открытыми и понятными сотрудникам.

Во-вторых, результаты оценки должны быть конфиденциальными, т.е. известными

только сотруднику, его руководителю, отделу человеческих ресурсов.

Обнародование результатов создает напряженность в организации, способствует

антагонизму между руководителями и подчиненными, отвлекает сотрудников от

подготовки и реализации плана устранения недостатков.

Принятие сотрудниками системы оценки и их активное участие в процессе

оценки также являются условием ее эффективного функционирования.

Создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения

точности, объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому на

сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из

которых имеет свои достоинства и недостатки.

1. Критерии оценки (основные требования к персоналу).

Применение современных методов объективной оценки труда управленческих

работников, и особенно руководителей, в условиях рыночной экономики и

демократизации управления приобретает особое значение. Проведение таких

оценок накануне аттестации, в процессе выборов руководителя, при

формировании резерва кадров на выдвижение, а также в текущих перестановках

в кадровом составе - таковы основные практические направления оценочной

деятельности организаций.

Оценка является неотъемлемым и важнейшим элементом в структуре

управления трудом управленческого персонала. Она представляет собой

определенную систему, имеющую достаточно сложную структуру, позволяющую

выполнять регулятивную функцию в отношении деятельности оцениваемых

управленческих работников и руководителей.

Существует большое количество "за" и "против" официальной оценки

управленческих работников. Аргументом в ее пользу является то, что она

способствует решению ряда управленческих задач. Например, помогает

руководству определить, кому следует повысить зарплату, кого - повысить в

должности, а кого - уволить. Оценка, особенно объективная, побуждает

работников работать более результативно. Наличие соответствующей программы

и гласность результатов ее выполнения развивают инициативу и вызывают

чувство ответственности, стимулируют стремление работать лучше. Такая

оценка служит юридической основой для переводов, продвижений по службе,

награждений и увольнений, дает материал для разработки вопросов по найму,

позволяет получить необходимую информацию для определения размеров зарплаты

и вознаграждения работникам.

Сегодня в некоторых организациях одним из важнейших принципов работы с

кадрами является требование объективно оценивать управленческого работника

по деловым и личностным качествам. Понятно, что для этого необходимо

сформировать соответствующие качественные критерии.

По общему признанию специалистов в области управления любой управленец

должен обладать рядом обязательных деловых качеств. К ним обычно относят:

- знание производства - его технических и технологических особенностей,

современных направлений развития;

- знание экономики - методов планирования, экономического анализа и т. п.

- умение выбирать методы и средства достижения наилучших результатов

производственно-хозяйственной деятельности при наименьших финансовых,

энергетических и трудовых затратах;

- наличие специальных знаний в области организации и управления

производством (теоретических основ, передовых методов и форм,

рекомендаций современной отечественной и зарубежной науки управления), а

также умение применять их в своей практической деятельности;

- способность рационально подбирать и расстанавливать кадры;

- умение мобилизовать коллектив на решение поставленных задач;

- способность и умение поддерживать дисциплину и отстаивать интересы дела;

- умение целесообразно планировать работу аппарата управления;

- распределять права, полномочия и ответственность между подчиненными;

- координировать деятельность всех служб и подразделений как единой системы

управления организацией;

- умение планировать и организовывать личную деятельность, сочетать в ней

основные принципы управления, применять в зависимости от ситуации

наиболее целесообразные и эффективные стиль и методы работы;

- умение проявлять высокую требовательность к себе и подчиненным;

- конкретность и четкость в решении оперативных вопросов и повседневных

дел;

- учитывать и контролировать результаты своей работы и работы коллектива;

- стимулировать работников, принимать на себя ответственность в

осуществлении своих решений;

- устранять и не допускать любые проявления бюрократизма в своей работе и

работе подчиненных.

В условиях рыночной экономики предъявляются повышенные требования и к

личностным качествам управленческого работника. В кадровой работе ряда

организаций методические материалы содержат перечень таких качеств

управленческих работников, как:

- честность, справедливость,

- умение работника наладить доброжелательные отношения с подчиненными,

- выдержанность и тактичность при любых обстоятельствах,

- целеустремленность,

- принципиальность,

- решительность в принятии управленческих решений,

- а также настойчивость и энергичность в их реализации,

- умение отстоять свое мнение,

- самокритичность в оценках своих действий и поступков,

- умение выслушивать советы подчиненных,

- правильное восприятие критики с умением делать соответствующие выводы,

- умение держать слово и не обещать того, что не будет выполнено,

- умение пользоваться своими правами и полномочиями, особенно в случаях

применения административного и организационного воздействия,

- а также умение личным примером и поведением в повседневной жизни

положительно воздействовать на подчиненных.

2. Правовые аспекты оценки персонала.

Знание и понимание законодательства представляется первоочередным

вопросом во многих сферах управления персоналом. Это касается и его оценки,

которая должна проводиться в строгом соответствии с существующим трудовым

законодательством России.

Вот некоторые рекомендации (согласно американским данным) по

построению системы оценки, которую работодатель при необходимости сможет

защитить в суде:

1. решения по персоналу не должны различаться для лиц разного пола,

возраста, национальности и религии рассматриваемых лиц;

2. официальная система подачи жалоб и пересмотра решений на фирме должна

быть доступна для лиц, несогласных с этими решениями;

3. следует использовать более одного независимого оценщика;

4. во всех действиях важно руководствоваться официальной системой принятия

кадровых решений;

5. лица, производящие оценку, должны иметь доступ к материалам,

характеризующим результативность труда оцениваемого работника;

6. следует избегать оценки таких качеств, как "надежность", "энергичность",

"способность" и "личное отношение";

7. данные по оценке результативности труда должны проверяться эмпирически;

8. стандарты результативности труда должны быть известны работникам;

9. оценщиков следует снабжать указаниями по проведению оценки

результативности труда;

10. оценку следует проводить по отдельным специфическим рабочим навыкам, а

не в "общем";

11. работникам следует предоставлять возможность ознакомиться с мнениями

относительно их качеств.

3. Система оценки персонала на предприятии.

Система оценки результативности труда должна обеспечивать точные и

достоверные данные. Чем она строже и определенней, тем выше вероятность

получить достоверные и точные данные. Специалисты рекомендуют создавать

основу для такой системы в шесть этапов:

1. установить стандарты результативности труда по каждому рабочему месту и

критерии ее оценки;

2. выработать политику проведения оценок результативности труда, то есть

решить, когда, сколь часто и кому следует проводить оценку;

3. обязать определенных лиц производить оценку результативности труда;

4. вменить в обязанности лицам, производящим оценку, собирать данные по

результативности труда работников;

5. обсудить оценку с работником;

6. принять решение и задокументировать оценку.

4. Классификация методов оценки качества служащих предприятия.

Одна из важнейших методических проблем - кто должен оценивать

работника. В практике большинства фирм США этим занимается менеджер -

управляющий. Кроме него в ряде случаев этим занимаются:

1. комитет из нескольких контролеров. Такой подход имеет то преимущество,

что он исключает предвзятость, возможную при проведении оценки одним

начальником;

2. коллеги оцениваемого. Чтобы эта система приносила плоды, необходимо,

чтобы они знали уровень результативности его труда, верили друг другу и

не стремились выиграть один у другого возможность повышения зарплаты и

повышения по службе;

3. подчиненные оцениваемого;

4. кто-либо, не имеющий непосредственного отношения к рабочей ситуации.

Этот вариант требует больших затрат, чем другие, и в основном

используется для оценки работника на каком-либо очень важном посту.

Возможно использование подобного варианта также в случаях, если'

необходимо бороться с обвинениями в предвзятости и предрассудках. Следует

принять во внимание, что при использовании данного подхода лицо,

производящее оценку, не будет иметь такого объема информации, как при

предшествующих четырех вариантах;

5. самооценка. В данном случае - работник оценивает себя при помощи

методов, используемых другими оценщиками. Этот подход используется скорее

для развития навыков самоанализа у работников, нежели для оценки

результативности труда;

6. использование комбинации перечисленных форм оценки: оценка контролера

может быть подтверждена самооценкой, а результаты оценки начальником

могут сравниваться с оценкой подчиненных или коллег. Двухстороннее

(оценщик - оцениваемый) обсуждение результатов оценки дает хорошие

предложения для высшего руководства.

Основным из всех рассмотренных подходов является оценка подчиненных их

руководителем, но важнейшей целью оценки является выявление возможностей

личного развития работника и тогда лучше использовать оценку начальником

своих подчиненных в сочетании с другими методами.

Кроме установления качественных критериев, позволяющих дать

объективную и достаточно полную характеристику деятельности управленческих

работников, чрезвычайно важно оценить их количественно. К наиболее

эффективным, достаточно распространенным и перспективным можно отнести

метод коллективного обсуждения кандидата на должность. Этот экспертный

метод полностью отвечает современным рекомендациям, хотя практически широко

используется еще с начала XX в.

Достаточно распространены сегодня в кадровой работе метод

коэффициентов, балльный метод и другие. Для текущих (оперативных) оценок

управленческого работника и руководителя применяют метод коэффициентов, а

также метод образца, когда кандидат на должность сравнивается с реальным

работником, взятым в качестве своеобразного эталона.

В целевых и плановых оценках (формирование состава резерва кадров на

выдвижение, аттестация работников аппарата управления и др.), а также в

текущих (оперативных) оценках в отечественной и зарубежной практике

управления условно различают три группы методов: качественные,

количественные и комбинированные.

К группе качественных методов обычно относят методы биографического

описания, деловой характеристики, специального устного отзыва, эталона, а

также оценки на основе обсуждения (дискуссии). Например, если правильно

организовать процедуру оценки и учесть, что характеристика представляет

собой совокупность оценок работника со стороны не только администрации, но

и различных общественных организаций, то методом деловой характеристики

можно получить достаточно объективные результаты. Эти оценки соответствуют

конкретному набору качеств.

Замечено, что методы биографического описания, устного отзыва и

характеристик в хозяйственной практике чаще всего применяются при найме и

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.