реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Медитация как особое психотехническое средство

Медитация как особое психотехническое средство

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

«Медитация как особое психотехническое средство»

Авторизованный реферат по курсу

«Техники медитации»

Фамилия, имя, отчество студента

Номер зачетной книжки

Руководитель (преподаватель)

Рецензент ____________________________

З/О

МОСКВА - 2002 год

Содержание

Содержание 2

Введение 3

Медитация: многообразие определений и практик 4

Роль медитативных практик в европоцентристской

культуре XX века 4

Основные черты большинства медитативных практик

4

Исторические направления медитативной практики 6

Медитативные практики в индуизме, йоге, тантризме

6

Буддистская медитация как метод духовного развития

7

Медитативные практики в даоизме и чань (дзэн)-

буддизме 9

Медитативные практики в христианстве 10

Медитативные практики в исламе: суфизм 11

Современные направления медитативной практики 12

Техники медитации в учении Г.Гурджиева 12

Интегральная йога Ауробиндо и Трансцендальная

медитация Махариши 15

Аспекты медитативной практики О.Айхвангова и

Дж.Кришнамурти 16

Ошо (Бхагван Шри Раджниш) как мыслитель и создатель

медитативных техник 18

Карлос Кастанеда и возрождения шаманских психотехник

магического действия и медитации 19

Прикладные аспекты медитативной практики 22

Медитатативные практики в сферах образования,

воспитания и профессионального самосовершенствования

22

Медитатативные техники в клинической практике и

системах самоисцеления 23

Медитация как путь самотрансформации и средства

самопрограммирования 24

Литература: 26

Введение

Медитация, чуждая европейцам психотехника, активно входит в нашу жизнь.

Все больше и больше появляется литературы о восточных учениях, многие

мастера приглашают на занятия йоге, цигун и другим направлениям восточной

философии. Как и другие психотехники, расширяющие сознание, позволяющие

выйти за рамки обычных представлений о себе и мире, многие формы медитации

предлагают то, в чем, очевидно, нуждаются многие европейцы. Несмотря на то,

что многие исследователи настороженно относятся к этому (например, Юнг

считал, что путем имитации методов, взращенных совсем иными

психологическими условиями, ничего не добьешься) все больше людей

привлекает возможность обнаружить и развить скрытые возможности, выходящие

за рамки обыденных норм.

Однако отсутствие научного объяснения этих возможностей превращает

использование таких психотехник в подчас опасное занятие. Необходима

дальнейшая разработка вопросов о природе сознания. Таким образом,

актуальность выбранной темы очевидна, перед нами стоит проблема изучения

способов изменения сознания.

Цель данного исследования – получить представление о научном описании

различных состояний сознания и о том, в какое из этих состояний можно войти

с помощью медитации. Медитативные техники представляют также немалый

интерес для изучения «изнутри», то есть крайне привлекательной

представляется перспектива исследовать состояние сознания при медитации

пройдя на практике весь этот процесс. Но, к сожалению, подобные практики

требуют очень серьезного подхода и большого количества времени.

Медитация: многообразие определений и практик

Роль медитативных практик в европоцентристской культуре XX века

Стрессовые ситуации, преждевременное старение, психосоматические

болезни, информационные перегрузки, быстрый темп жизни и экологические

проблемы – этому мы обязаны эпохе научно-технической революции.

Технократический характер современной цивилизации порождает отсталость в

развитии духовной составляющей человека. Современный человек затрудняется

найти ответы на свои вопросы в науке, литературе или философии, и решения

проблем духовного развития остаются в зачаточном состоянии.

Как писал Шри Ауробиндо, “духовность не есть интеллектуальность, не

идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или аскетизму; это не

есть религиозность или страстный эмоциональный подъём духа... Духовность в

своей сущности есть пробуждение внутренней действительности нашего

существа, нашей души...”

Приход медитации на Запад ознаменовался быстротой и размахом. Поэтому

понятен и оправдан рост интереса к медитативным практикам, который в

западном обществе активно начался в эпоху хиппи, “детей цветов”, когда

зародилось движение ньюэйдж и всевозможные институты развития способностей

человека типа Esalen и Big Sur.

Основные черты большинства медитативных практик

Какие черты медитативных практик можно выделить как характерные?

Начало любой медитации – концентрация, сосредоточенность ума,

отрешённость от всего постороннего, что не связано с объектом концентрации,

от всех внутренних, второстепенных переживаний. Начиная со средоточения ума

на объекте и проходя через этап проникновения в объект, практикующий

полностью растворяется в нём, сливается с ним – объект заполняет

пространство сознания. Как правило, характер объекта определённым образом

ограничивает глубину достигаемой концентрации. Как только внимание

отвлекается от объекта концентрации, медитирующий должен произвольным

усилием воли вернуть его к объекту. Постепенно, по мере тренировок помехи

всё меньше отвлекают внимание и объект остаётся центром концентрации. На

этом этапе доминируют чувства энтузиазма, удовлетворения, иногда

наблюдаются светящиеся образы, необычные телесные ощущения. По мере

углубления концентрации человека могут посещать видения, ментальные

процессы в виде образов оживляются при уменьшении сфокусированности. При

последующем продвижении возникает момент, когда исчезает обыденное

сознание, полностью рассеиваются ощущения и посторонние мысли. Более

глубокие уровни концентрации связаны с обращением ума к чувствам восторга и

блаженства; появляется невозмутимость, сознание бесконечного.

По моему мнению, это рассеивание ощущений и посторонних мыслей в

процессе медитации, существует во всех системах медитации, только

называется разными именами: “остановка внутреннего диалога” у Кастанеды,

механический “ненужный разговор” у Гурджиева и так далее.

Независимо от идейной подоплёки, практикующие медитацию учатся

контролировать и управлять умом, что приводит к улучшению памяти, внимания;

приобретают чувство глубинного спокойствия, психической релаксации,

улучшают психическое функционирование, что в свою очередь ведёт к улучшению

соматического состояния. Эти попутные эффекты не являются единственной

целью медитации. Одна из общих черт медитативных практик – идея о том, что

медитация должна стать образом жизни практикующего.

При всех видах медитации достигается этап, который описывается как

прозрение, экстаз, просветление, прорыв за пределы обычного сознания,

состояния ума, “прыжок” в бессознательное, к глубинным пластам своего

существа, пребывание в сфере сознания как противоположности сфере рассудка,

ума.

Изложенные общие черты можно найти как в древнейших формах медитативных

практик (дзэн, йога), так и в современных техниках (аутотренинг,

трансцендентальная медитация).

Исторические направления медитативной практики

Медитативные практики в индуизме, йоге, тантризме

Подавляющее большинство населения Индии исповедует индуизм. Как религия

индуизм сформировался к середине 1-го тысячелетия до н.э. на основе

ведийской религии и брахманизма. В основе системы индуизма лежат Веды.

Центральное место в системе ведийских представлений имеет концепция

Брахмана – высшей объективной реальности, безличного духовного начала, из

которого возникает мир со всем в ним находящимся. Для восстановления

человеческого единства необходима практика йоги. Основная практика

ведийской йоги – аскетическая практика и отречение от мирских благ. Один из

основных методов ранней йоги – постепенное отключение разума от чувств и от

объектов внешнего мира. Самым хорошим средством для этого считалось

сосредоточение на Брахмане.

Система индийской йоги отличается своей многоаспектностью: физические и

психические свойства человека получают в ней своё гармоническое развитие.

Все стороны функционирования физического тела, ума и психики в йоге

детально согласованы. Медитативная практика в ёё рамках имеет строго

определённое положение в общей системе упражнений.

Большое влияние на развитие теоретико-философского фундамента йоги

оказал трактат “Йогасутра” Патанджали. Патанджали определяет сущность йоги

в прекращении деятельности ума, в устойчивом сохранении чистоты ума.

Достигнуть этого можно с помощью упражнений, умственно-духовных усилий,

достигаемых сосредоточением и медитацией. Согласно Патанджали, для того,

чтобы выявить духовную составляющую человека, необходимо мысленно

отказаться от восприятия зрительных, слуховых и чувственных образов.

Большая заслуга Патанджали заключается и в том, что он сформулировал

концепцию “восьмеричного пути”, отражающую последовательность ступеней

практики, позволяющую занимающимся в полном соответствии с природными

принципами достичь высших уровней физического и духовного развития.

Можно выделить несколько способов и уровней медитативной практики.

Традиционно их подразделяют на 2 больших группы: “медитация с формой” и

“медитация без формы”. В первом случае медитирующий направляет сознание на

работу с объектом, имеющим определённую форму (цветок, пламя свечи и т.д.),

во втором случае объектом медитации становятся не имеющие формы объекты

(понятия, идеи и т.д., например, понятие Брахмана).

Мантра-йога определяется как искусство достижения духовного прогресса

при помощи контроля звуковых вибраций специальных форм – мантр. Модификация

умственно-психического состояния человека посредством мантр может привести

к возбуждению или успокоению, к возникновению молитвенного настроя и т.д.

Мантра может состоять как из нескольких звуков, так и из нескольких слов.

Непрерывное произнесение мантр в йоге практикуется в джапа-медитации.

истоки мантра-йоги коренятся в древнем представлении о вселенских

вибрациях. В янтра-йоге объектами медитации становятся особые изображения.

В надо-йоге объектами медитации являются внутренние звуки. В кундалини-йоге

эффект погружения в состояние транса обусловлен соответствующими приёмами

управления скрытой энергии организма.

Тантризм – религиозно-философское течение, сочетающее в себе принципы

ведийской йоги с положениями буддизма. К VII-VIII векам учение

размежевалось на две ветви: тантризм Левой руки и тантризм Правой руки.

Триада “мысль – слово – действие” признавалась нераздельными гранями

всеобъемлющего единства Вселенной. Все основные положения в тантризме

подчинены идее теснейшей связи макро- и микрокосмоса. Согласно

представлениям тантризма, звучание мантр вызывает в теле вибрационные

колебания, обуславливающие те или иные состояния разума и сознания.

Истинное значение каждой мантры познаётся в процессе медитации над ней; тем

самым устанавливается тесное единство мысли и слова. В практике тантризма,

как и в других учениях, большое внимание уделяется высшим способностям

человека (“сиддхи”).

Буддистская медитация как метод духовного развития

Правильное сосредоточение имеет четыре ступени. На первом этапе ум

сосредотачивается на осмыслении и истолковании истин; на втором этапе

отбрасываются излишние умствование и беспокойство; на третьей ступени идёт

освобождение от радости рассеивания сомнений и от ощущения телесности;

наконец, четвёртая ступень – это достижение полной невозмутимости,

безразличия и отрешённости.

Процесс созерцания (дхьяна) может также быть разделён на четыре

ступени:

. спокойное и свободное от чувственности исследование предмета,

выбранного для созерцания;

. мысль остаётся сосредоточенной на предмете созерцания, но ум

освобождается от рассуждений;

. ум полностью освобождается от всех страстей и индивидуализма;

. очищенность и безразличность ума ко всем воздействиям.

Медитативные традиции буддизма не были предназначены простым людям

(разделение на кзотерическое/эзотерическое учение). Методика буддийской

медитации имела значительно больше сложных элементов и прямо связана с

другими эзотерическими традициями Востока. Например, широко распространена

была концентрация на цветных кругах, медитация над отражением Луны над

поверхностью водной глади, а также представление себя размером с насекомое.

После того, как удавалось добиться ощущения окружающего мира с точки зрения

мелкого насекомого, следовало в процессе медитации представить себя

величиной с гору. Считалось, что благодаря такой практике достигается

космическое расширение сознания.

Созерцание движущихся вод, волнистой поверхности гор в чём-то было

аналогично действию музыки, танца, ритму произнесения мантр – оно вырывало

человека из-под власти реальности, погружая в состояние транса. Восприятие

мира в средневековом Китае было медитативным, сосуществуя рядом с

созерцательными упражнениями и формируясь под их влиянием.

В буддизме медитация – это не просто упражнение, которое проводится в

комнате и не связано с жизнью. С точки зрения буддиста – это нечто, что

помогает сделать жизнь лучше.

В процессе медитации делаются обязательные три вещи: изучение того, чем

занимается практикующий; затем обдумывание этого до тех пор, пока он

поймёт; затем взращивание благотворной привычки медитировать. В этом

процессе медитация интегрируется и становится частью её практикующего. В

буддизме не предлагается делать что-то, исходя лишь из слепой веры. Только

поняв учение и убедившись в том, что практикующий хочет его применять, он

начинает медитировать. Таким образом, медитация означает взращивание

определенной благотворной привычки, превращение ее в часть нас самих.

Сам процесс буддийской медитации состоит из двух частей:

. «аналитическая» медитация;

. «стабилизирующая» медитация .

Первая часть помогает медитирующему различить, увидеть вещи некоторым

более благотворным образом, видеть реальность, а не проекции собственных

фантазий. Это делается для того, чтобы почувствовать. На этом уровне

процесс практики не вербален. Научившись смотреть на мир, чувствуя в себе

подобные благотворные установки, практикующему можно переходить к

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.