реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Логопсихотерапия

Логопсихотерапия

Логопсихотерапия

Личность в системе отношений.

Нарушение семейной коммуникации

как источник неврозов

Одним из центральных компонентов социально-психологической структуры

личности является ее отношение к самой себе и к людям, составляющим ее

непосредственное окружение.

В.Н.Мясищев, определяя личность как систему отношений индивида с

окружающей средой, как целостную, организованную систему активных,

избирательных, сознательных и социальных связей с реальной

действительностью, — подчеркивал, что психологическое отношение

представляет собой обобщенное внутреннее условие действий человека,

содержащее тенденцию определенным образом реагировать на определенные

явления, факты, события, объекты. В этом плане психолог рассматривал и

трехкомпонентную структуру общения — как единство отражения (познание

людьми друг друга), общения (эмоциональный отклик друг на друга) и

обращения (поступки, поведение при контактах с другим человеком).

Проявляясь в общении, положительные и отрицательные особенности интеллекта

человека, характеристики его эмоциональной сферы, манеры, поведение во

взаимоотношениях с другими, влияют на развитие личности. Имея в виду самые

разные ситуации общения, Б.П.Ананьев отмечал: "На любом уровне и при любой

сложности поведения личности существует взаимозависимость между: а)

информацией о людях в межличностном общении; б) коммуникацией и

саморегуляцией поступков человека в процессе общения; в) преобразованием

внутреннего мира самой личности".

Традиционно общение подразделяется на деловое и межличностное: деловым

называют такое взаимодействие людей, в котором его участники выполняют

социальные роли, следовательно, в нем запрограммированы цели общения, его

мотивы и способы осуществления контактов; в отличие от делового, в

межличностном, неформальном общении нет жесткой регламентации поведения,

эмоций, интеллектуальных процессов. Сущность межличностного общения — это

взаимодействие человека с человеком, а не с предметами, и психологи

отмечают, что крайний дефицит именно межличностного общения и неспособность

осуществлять его отрицательно влияет на деятельность и душевное

самочувствие людей. Исследуя проблемы психологии межличностного общения,

А.А. Бодалев психологически оптимальным называет такое общение, при котором

осуществляются цели участников в соответствии с мотивами, обусловливающими

эти цели, и с помощью способов, не вызывающих у партнеров чувства

неудовлетворения. При этом подчеркивается, что оптимальное общение не

обязательно предполагает слияние умов, воли и чувств участников, — оно

может быть и при сохранении желаемой для каждого партнера субъективной

дистанции, но обязательно — при условии взаимодействия партнеров "на

равных", когда постоянно делается поправка на своеобразие друг друга и не

допускается ущемление достоинства каждого. То есть настоящее межличностное

общение — это всегда общение диалогическое .

Исходя из основных научных положений М.М.Бахтина, А.А.Ухтомского, а также

теории гуманистической психотерапии К.Роджерса, мы понимаем диалог как

особую форму межличностного общения, в которой максимально воплощается

конструктивное влияние общения на его участников. В свою очередь

Т.А.Флоренская, давая обоснование научного статуса практической психологии

как самостоятельной гуманитарной науки, базирующейся на диалогической

методологии М.М.Бахтина, С.С.Аверинцева, А.А.Ухтомского, П.А.Флоренского,

определяет диалог как духовно развивающее общение, без которого невозможно

полноценное становление личности. Основными характеристиками диалога

является:

1) — равенство сущностных позиций общающихся (субъект - субъектные

отношения),

2) — доверительная взаимная открытость обеих сторон,

3) — отсутствие оценочного, "измеряющего" отношения к каким бы то ни было

сторонам индивидуальности каждого,

4) — взаимное принятие друг друга как неповторимых и ценных личностей.

Диалог является естественной средой развитая личности, одной из

основополагающих форм проявления человеческой индивидуальности (наравне с

искусством, научными открытиями и т.д.) и, следовательно, как форма

общения, диалог может быть не только средством достижения тех или иных

целей (воспитательных, образовательных и т.д.), решения задач (научных,

творческих и проч.), но представляет собой самостоятельную ценность

человеческой жизни. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведут к

различного рода искажениям личностного развития, росту проблем на внутри- и

межличностном уровне, росту неадаптивного поведения. Основной механизм,

способствующий личностному росту в ходе диалогического взаимодействия,

лежит в особой направленности партнеров диалога; не в коцентрации на

собственных проблемах и переживаниях, а в ориентации на внутренний мир

другого (позиция эстетического отношения, по М.М.Бахтину). Результатом

подобной взаимной ориентации является более глубокое познание и

структурирование собственного духовного мира, вплоть до решения ранее

нерешенных мотивационных и ценностных конфликтов, происходящее как

результат наблюдения и переживания внутреннего мира партнера, т.е. через

опосредование другим. На уровне чувств ведущим состоянием в диалоге будет

состояние взаимной эмпатии. Взятое в качестве "техники", это состояние

виртуознейше достигается в рамках клиент - центрированной психотерапии

К.Роджерса и сопровождается состояниями катарсиса.

Таким образом, можно утверждать, что путем целенаправленного

формирования и закрепления определенных психических состояний в процессе

диалогического общения можно корригировать черты личности. Но поскольку

готовность человека к полноценному межличностному, т.е. диалогическому

общению — сложный многокомпонентный процесс, который предполагает высокую

коммуникативную направленность личности, то также необходимо

целенаправленное формирование "коммуникативного ядра личности", что должно

осуществляться на всех ступенях ее онтогенеза. Необходимо развивать высокий

уровень способности к познанию другого человека и самопознанию, отношения к

другому как к высшей ценности и умения творчески строить непосредственное

общение с ним. Различия же в структуре коммуникативного ядра определяются

глубинными психологическими причинами, многие истоки которых лежат в

межличностной коммуникации в семье. И здесь, как отмечают психологи,

слишком мало еще известно о связи между межличностной коммуникацией и

серьезными личностными нарушениями — нервно-психическими расстройствами, а

именно нарушения внутрисемейной коммуникации играют очень серьезную роль в

этиологии широкого круга психогенных психических заболеваний, в частности

различного вида неврозов.

Еще в ЗО-е годы ряд отечественных авторов, изучая детско-родительские

отношения, типы воспитания в семье, выделяли патогенные родительские

установки и соответствующие им болезненные типы поведения. В советсткой

педагогической литературе о роли семейного воспитания в формировании

личности ребенка приоритет принадлежит А.С. Макаренко. Известны работы

В.И.Гарбузова, А.И.Захарова, Д.Н.Исаева, М.Ратгера и др. Характерные

условия неправильного воспитания, предрасполагающие к возникновению

невротических расстройств, описаны также В.Н.Мясищевым, Р.А. Зачепицким и

Е.К. Яковлевой, Б.Д.Карвасарским, Э.Г.Эйдемиллером и В.В.Юстицким и др.

Исследователи подчеркивают: если в здоровой семейной структуре

устанавливается подвижное равновесие, не нарушающее семейную целостность и

в то же время проявляющееся в формировании семейного "Мы" и способности

членов семьи самостоятельно решать противоречия и конфликты, то в

дисгармоничных семьях равновесие и содержание семейного "Мы" оказывается

либо "семейным мифом", либо "семейным контрактом" (В.В.Столин);

анализируются особо неблагоприятные для ребенка типы родительских

отношений: симбиотический, авторитарный, эмоционально-отвергающий

(А.Я.Варга); отмечается, что в основе семейных конфликтов, т.е.

дисгармонического взаимодействия, лежит неадекватность восприятия

(Петровская Л.А. ), либо отношения по типу "соперничества",

"псевдосотрудничества", "изоляции" (Мишина Т.М.); влияние родителей на

формирование психики ребенка ярко представлено в рамках интеракционистского

подхода Э.Берном; Е.Х.Соколова, анализируя аномалии личности, выявила, что

именно стиль общения родителей с ребенком является интегральной категорией,

теоретическим и операциональным конструктом, ухватывающим единство

инструментального и мотивационного аспектов деятельности.

Таким образом, целым рядом авторов предприняты попытки разностороннего

исследования детско-родительских отношений и выделены черты патогенных

типов воспитания, приводящих к различного вида нервно-психическим

расстройствам у детей.

Как отмечают исследователи, в XX веке во всем мире наблюдается рост нервно-

психических заболеваний, что связано с относительным несоответствием научно-

технического прогресса и связанных с ним изменений во всех областях

человеческой жизнедеятельности, с одной стороны, и развитием и

совершенствованием психофизиологической адаптации — с другой. В связи с

этим и в структуре заболеваемости населения произошли сдвиги в сторону

увеличения удельного веса болезней, в возникновении которых существенную

роль играет фактор нервно-психического перенапряжения. К числу таких

болезней относятся неврозы.

Неврозы — наиболее распространенная форма нервно-психических расстройств,

при которых необходимо решать вопросы не только психотерапевтического

плана, но и клинико-патогенетической диагностики, дифференциальной

диагностики и комплексного лечения. Это объясняет повышенное внимание к

эффективным методам лечения и профилактики неврозов, а также к изучению

всего комплекса проблем, связанных со сложным процессом социореабилитации

личности, "выходящей" из затяжного болезненного состояния.

В отечественной психотерапии проблемами неврозов занимались А.М. Свядощ,

В.Н.Мясищев, К.К.Платонов, И.З.Вельвовский, В.Е.Рожнов, Б.Д. Карвасарский и

др. Так, в определении невроза В.Н.Мясищев, прежде всего, подчеркивает его

коммуникативную природу. Рассматривая личность как систему отношения,

общения и обращения, он создал патогенетическую концепцию неврозов, которая

вытекает из признания категории "психогенного". Данная концепция включает в

себя следующие основные положения:

1) психогения личности связана с личностью больного, с психотравмирующей

ситуацией, трудностью этой ситуации, с неспособностью личности в данных

конкретных условиях самостоятельно разрешить ее;

2) возникновение и течение невроза более или менее связаны с патогенной

ситуацией и переживаниями личности: наблюдается определенное

несоответствие между динамикой состояния больного и изменениями

психотравмирующей ситуации;

3) клинические проявления невроза по своему содержанию в определенной

степени связаны с психотравмирующей ситуацией и переживаниями личности, с

основными наиболее сильными и глубокими ее стремлениями, представляя

аффективную реакцию, патологическую фиксацию тех или иных ее переживаний;

4) отмечается более высокая эффективность психотерапевтических методов по

отношению ко всему заболеванию и отдельным его клиническим проявлениям

сравнительно с биологическими воз действиями.

Говоря о проблеме "личность и неврозы", обратимся еще к одному очень

важному для нас замечанию В.Н.Мясищева. Отмечая, что неврозы выступают,

прежде всего, как выраженное противоречие между тенденциями и возможностями

личности — внешними и внутренними, требованиями человека к себе и жизни к

нему, ученый подчеркивал, что "неврозом заболевает не орган, а весь человек

или личность", и делал вывод: "Невроз представляет собой болезнь личности

еще и потому, что нигде, как в неврозе, с такой полнотой и выпуклостью не

раскрывается перед исследователем личность человека, нигде так убедительно

не выступает БОЛЕЗНЕТВОРНАЯ И БЛАГОТВОРНАЯ РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ,

нигде так ясно не выступает уродующая и целительная сила воздействия, не

сказывается с такой отчетливостью РОЛЬ СОЗДАННЫХ ЛЮДЬМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

(выделено нами — К.Н.). Поэтому область борьбы с неврозами — это область

пограничная между педагогикой и медициной" (46, сс.200, 204, 205).

Социально-психологический анализ пациентов логопсихотерапевтических групп и

их семей

Основной контингент пациентов обследованных логопсихотерапевтических

групп — это заикающиеся подростки и взрослые со "звучащей психотравмой"

(70% — невротическое заикание) — многократно лечившиеся. Они

характеризуются рядом личностных особенностей: пассивно-оборонительным

поведением, изменениями в когнитивной сфере (искаженное представление о

себе, как субъекте общения, объяснение своих коммуникативных проблем из

факта наличия заикания, а не личностных особенностей), неверием в

возможность излечения.

Как отмечалось выше, специалисты отделяют невротическое заикание от

неврозоподобного (когда пациенты в этиологии и патогенезе речи имеют

органические нарушения). Но личностная составляющая синдрома заикания у

взрослых и подростков представлена как надстройка над ядром основного

заболевания и определяется как вторичный невроз заикания. И если в ходе

развития организма пациента органические нарушения могут быть сглажены, то

невротическая составляющая может быть усилена. Поэтому, как показывает

практика, повышение психического тонуса, снятие фрустрирующих факторов при

лечении больных с органическими поражениями, хотя и не излечивают дефекты

полностью, но дают существенные позитивные сдвиги и результаты. Поэтому в

логопсихотерапевтическую группу принимаются всё пациенты, после

консультативного приема и общего знакомства с методикой лечебного

перевоспитания изъявившие желание включиться в длительное диагностическое

обследование и успешно прошедшие пропедевтический этап, то есть выполнившие

все предложенные диагностические задания.

Примером лонгитюдного и разностороннего обследования пациентов для нас

послужили работы Карвялиса В.Ю., Болдыревой Т.А., Шкловского В.М..

Исследование проводилось в два этапа: I — 1988-1989 гг. — были

проанализированы имеющиеся материалы шести групп пациентов Ю.Б.Некрасовой,

проходивших лечение в 1980-1988 годах (курс социореабилитации логоневроза)

— общей сложностью — 90 человек; II — 1990-1997 гг. — углубленное

обследование новых пациентов и их семей (66 пациентов и 138 их

родственников), из которых 34 пациента и 53 их родственника прошли весь

полный курс групповой семейной логопсихотерапии.

Необходимо особо подчеркнуть, что, говоря о процессе социореабилитации в

совокупности всех его составляющих, следует решать вопрос не только о

реабилитации самого пациента, но и о включении в этот процесс членов его

ближайшего окружения — родителей и родственников, о чем говорят Абелева

И.Ю., Соколова Е.Т., Спиваковская АС., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий С.Г. и др.

Многолетняя практика психотерапии логоневроза показывает, что: 1 —

неучитываемая дисгармония семейных отношений (между родителями и детьми,

между супругами и т.д.) значительно усугубляет дефект речи и его

субъективное переживание пациентами; 2 — оставаясь без изменений,

патологический характер семейных взаимоотношений оказывается фактором,

тормозящим процесс коррекции при непосредственных занятиях в лечебной

группе; 3 — по окончании лечения может быстро вызвать рецидив заикания.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.