реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Лидер в организации

Лидер в организации

Введение

Принято говорить, что на предприятии есть лидеры и есть управленцы.

Дело в том, что ключевые задачи, мероприятия, сами действия управленцев и

лидеров отличаются друг от друга. Человек может быть прекрасным лидером и

отвратительным менеджером и наоборот. Проблема возникает тогда, когда

организации смешивают эти две роли. Конечно, есть редкие исключения, когда

люди блестяще соединяют в себе и те, и другие качества.

Работа любого предприятия во многом зависит от руководства и

применяемых им технологий управления. Для грамотного руководства

современному руководителю важно исходить из системного мышления в вопросах

управления организацией и людьми в ней.

Цель курсовой работы – Определить лидерские способности руководителя

организации и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства,

поведения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить, что такое лидерство в организации.

2. Выяснить, какие бывают лидеры (поведенческий и ситуационный подход).

3. Определить. что такое системный подход к управлению организацией,

каковы его признаки.

4. Рассмотреть роль лидера в организации при системном подходе к

управлению.

5. Протестировать руководителя организации с целью выявления наличия у

него лидерских качеств.

Предмет исследования – теория лидерства.

Объект исследования – системный подход и роль лидера в организации.

Глава 1. Лидер в организации

Лидерство ( это способность влиять на индивидуумов и группы людей,

чтобы побудить их работать для достижения целей. Имеется множество средств,

с помощью которых можно оказывать влияние на других и вести людей за

собой.[1] Какие средства влияния и стили поведения показали себя наиболее

эффективными для направления усилий людей на достижение целей организации?

Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают

определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль,

можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли

бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными

руководителями. Некоторые из этих изученных черт ( это уровень интеллекта

и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность,

социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в

себе.

Однако, изучение личных качеств продолжает давать противоречивые

результаты. Лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к

знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и

социально-экономическим статусом. Но в разных ситуациях эффективные

руководители обнаруживали разные личные качества. Учеными был сделан вывод,

что “человек не становится руководителем только благодаря тому, что он

обладает некоторым набором личных свойств”.[2]

Поведенческий подход создал основу для классификации стилей

руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным

инструментом понимания сложностей лидерства. Этот подход к изучению

лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно

поведенческому подходу, эффективность определяется не личными качествами

руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.[3]

Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли

выявить логического соотношения между личными качествами или поведением

руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает,

что личные качества и поведение не имеют значения для руководства.

Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более

поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую

роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы

включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания,

требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя

информацию.[4]

1.1. Поведенческий подход к лидерству

Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в

том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей

руководства. Стиль руководства в контексте управления ( это привычная

манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на

них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до

которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые

им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде

всего, о выполнении задачи ( все отражает стиль руководства,

характеризующий данного лидера.[5]

Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию

индивидов, целей и задач. Каждый управляющий ( это уникальная личность,

обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно

отнести к какой-то конкретной категории. По традиционной системе

классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и

либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на

работе, и стиль, сосредоточенный на человеке.

Автократичный лидер в управлении авторитарен. Автократичный

руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю

исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому.

Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих

подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором

они оперируют. Поэтому позиция автократа такова:

1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают

работы.

2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от

ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

3. Больше всего люди хотят защищенности.

4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать

принуждение, контроль и угрозу наказания.[6]

На основе таких исходных предположений, автократ обычно как можно

больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не

дает им свободы в принятии решений. Автократ также плотно руководит всей

работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы,

может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать.

Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого

использует вознаграждение, он получает название благосклонного автократа.

Хотя он продолжает оставаться авторитарным руководителем, благосклонный

автократ проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчиненных.

Он может даже пойти на то, чтобы разрешать или поощрять их участие в

планировании заданий. Но он сохраняет за собой фактическую власть принимать

и исполнять решения. И как бы благосклонен ни был этот руководитель, он

простирает свой автократический стиль дальше, структурируя задания и

навязывая неукоснительное соблюдение огромного количества правил, которые

жестко регламентируют поведение сотрудника. [7]

Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от

представлений автократичного руководителя:

1. Труд ( процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не

только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.

2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут

использовать самоуправление и самоконтроль.

3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с

достижением цели.

4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а

интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.[8]

Благодаря этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает

такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого

уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и

самовыражении. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать

свою волю подчиненным.

Организации, где доминирует демократичный стиль характеризуются

высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное

участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении

заданий. Довольно часто, объяснив цели организации, руководитель позволяет

подчиненным определить свои собственные цели в соответствии с теми, которые

он сформулировал. Вместо того, чтобы осуществлять жесткий контроль за

подчиненными в процессе их работы, низовой руководитель обычно ждет, когда

работа будет выполнена до конца, чтобы провести ее оценку. Руководитель

действует как связующее звено, обеспечивая соответствие целей

производственной группы целям организации в целом и заботясь о том, чтобы

группа получала необходимые ей ресурсы.[9]

Поскольку демократичный лидер предполагает, что люди мотивированы

потребностями более высокого уровня ( в социальном взаимодействии, успехах

и самовыражении, ( он пытается сделать обязанности подчиненных более

привлекательными. В некотором смысле он старается создать ситуацию, в

которой люди до некоторой степени сами мотивируют себя, потому что их

работа, по природе своей, сама является вознаграждением. Он также

способствует тому, чтобы подчиненные понимали, что им предстоит решать

большую часть проблем, не ища одобрения или помощи. Но руководитель

вкладывает много усилий в создание атмосферы открытости и доверия с тем,

что если подчиненным и понадобится помощь, они, не стесняясь, могли бы

обратиться к руководителю. Чтобы добиться этого, руководитель организует

двухстороннее общение и играет направляющую роль.

Можно понять, почему и автократичный подход, и подход с позиций

человеческих отношений завоевали много сторонников. Но сейчас уже ясно, что

и те, и другие сторонники грешили преувеличениями, делая выводы, не вполне

подтверждающиеся фактами. Имеется множество хорошо документированных

ситуаций, где благосклонно-автократичный стиль зарекомендовал себя как

весьма эффективный.

У демократического стиля есть свои привлекательные стороны, успехи и

недостатки. Безусловно, можно было бы решить многие организационные

проблемы, если бы совершенствование человеческих отношений и участие

трудящихся в принятии решений всегда вели бы к большей удовлетворенности и

более высокой производительности. К сожалению, этого не происходит. Ученые

встречали ситуации, где трудящиеся участвовали в принятии решений, но, тем

не менее, степень удовлетворенности была низкой, а также ситуации, где

удовлетворенность была высокой, а производительность низкой.[10]

Совершенно очевидно, что соотношение между стилем руководства,

удовлетворенностью и производительностью можно определить только с помощью

длительных и широких эмпирических исследований.

1.2. Ситуационные подходы к эффективному руководству

Выделяется три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими

факторами являются:

1. Отношения между руководителем и членами коллектива. Подразумевают

лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и

привлекательность личности руководителя для исполнителей.

2. Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее

формулировки и ее структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.

3. Должностные полномочия. Это ( объем законной власти, связанной с

должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение,

а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная

организация.[11]

Потенциальные преимущества ориентированного на задачу стиля

руководства ( это быстрота действия и принятия решения, единство цели и

строгий контроль за работой подчиненных. Таким образом, для успешности

производства автократичный стиль изначально является эффективным

инструментом достижения целей организации при условии, что исполнители

охотно сотрудничают с руководителем. В этой ситуации самым подходящим будет

стиль руководства, ориентированный на задачу, потому что отношения между

руководителем и подчиненными уже хорошие. Поэтому руководителю не нужно

тратить много времени на поддержание этих отношений. Кроме того, поскольку

руководитель имеет значительную власть, а задача имеет рутинный характер,

подчиненные повинуются указаниям руководителя и почти не нуждаются в

помощи. Поэтому роль руководителя в этой ситуации состоит в том, чтобы

говорить, что нужно сделать.[12]

Стили руководства, ориентированные на человеческие отношения, наиболее

эффективны в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях. В таких

ситуациях у руководителя нет достаточной власти, чтобы обеспечить полное

сотрудничество подчиненных. Но, в противоположность неблагоприятной

ситуации, здесь подчиненные активно не ищут любого повода для возмущения. В

большинстве случаев исполнители в целом склонны делать то, чего хочет от

них руководитель, если им объяснить, для чего это делается и предоставить

возможность выполнить его желание. Если руководитель уж слишком

сосредоточен на задаче, он рискует вызвать антагонизм исполнителей и тем

самым способствовать проявлению потенциальных недостатков этого стиля.

Такая сосредоточенность на задаче снижает влияние руководителя.[13]

Стиль руководства, ориентированный на человеческие отношения, скорей

всего, расширит возможности руководителя оказывать влияние. Проявление

заботы о благополучии подчиненных на деле улучшило бы отношения между

руководителем и подчиненными. При условии, что подчиненные мотивированы

потребностями более высокого уровня, использование такого стиля руководства

может дать возможность руководителю стимулировать личную заинтересованность

исполнителей в конкретной работе. Это было бы идеально, потому что

самоуправляемая рабочая сила уменьшает необходимость в плотном, строгом

надзоре, и к тому же минимизирует риск потери контроля.[14]

Глава 2. Системный подход

и роль лидера в организации

Как известно, существует несколько типов организационных структур.

Первый, и наиболее распространенный тип - когда доминируют

вертикальные управленческие связи, есть строгая иерархия подчиненности и

почти вся коммуникативность сводится к доведению до подчиненных указаний и

распоряжений главного управляющего и обратная связь в виде отчетов и

докладов к установленному сроку.

Руководитель в этом случае использует преимущественно законную власть,

а также власть поощрения и наказания. Очевидны недостатки такого

управления, и главный из них - отсутствие творчества и ограничение

инициативы всего коллектива. [15]

Такая структура представляет собой цепочку хорошо отлаженных

механизмов передач с единым рычагом управления. Руководитель, как правило,

использует автократические методы воздействия на весь структурный организм

и, если совершена ошибка на самом верху, она неизбежно умножится в конечном

результате.

Имеет ли право такое управление на существование?

Да, несомненно, особенно в наше тяжелое время экономического кризиса,

когда разрушены старые внешние связи и почти не созданы новые, когда люди

растеряны и часто еще не готовы к адекватным действиям в сложной,

незнакомой и быстроменяющейся обстановке.

Это тот случай, когда стоит одна единственная задача - задача

выживания через болезненный процесс приспособления к новой среде, через

психологическую и профессиональную переподготовку кадров, через наведение

организационного порядка. Люди, как правило, на этом этапе склонны к

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.