реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Лидерство

Лидерство

Содержание

Введение 3

1. Что такое лидер и лидерство 5

2. Качества присущие лидеру 7

3. Окружение лидера 9

4. Карьера лидера 10

5. Как выделить лидера в ученическом коллективе 11

5.1 Уверенность и осведомлённость 14

5.2 Речевая характеристика лидера 16

Заключение 23

Список использованной литературы: 24

Введение

Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на

других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на

удовлетворение интересов данного сообщества.

В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную

фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде

деятельности, и в любой исторический период.

Термин «лидер» имеет два значения:

индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения

внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность

оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для

подражания, своеобразным «эталоном», к которому должны, с точки зрения

групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера

основано на психологическом феномене отраженной субъективности (т.е.

идеальном представлении других членов группы).

лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений,

наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого

лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения

групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного

или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее

ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых

ценностей, и в некоторых случаях символизирует их.

Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии,

психологии и ряде других наук о человеке и обществе. Этому феномену

посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования. Изучение

лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность. В первую

очередь, оно служит разработке методов эффективного руководства, а также

отбора лидеров. В странах Запада созданы разнообразные психометрические и

социометрические тесты и методики, которые успешно используются на

практике.

Очевидно, что лидерство как явление, основывается на определенных

объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относятся,

прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения

отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и

функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется через

вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (одноуровневые связи)

распределение функций и ролей, и прежде всего, через выделение

управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей

эффективной работы требуют иерархической, пирамидальной организации.

Вершиной такой управленческой пирамиды выступает ни кто иной, как лидер.

Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности,

составляющей систему, ее взаимоотношений с окружающей действительностью. В

системах с низкой групповой интеграцией, высокой степенью автономии

различных уровней организации и свободы отдельных элементов, функции лидера

развиты слабо. По мере усиления потребности системы и самих людей в сложно

организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме

коллективных целей, потребность в лидере и спецификация его функций

повышаются.

1. Что такое лидер и лидерство

На этот вопрос можно было бы ответить вопросом: разве главные

- не лучшие? Или наоборот? Видимо, политика подразумевает именно такой

расклад. В самом деле, между народом, обществом и государством,

властью всегда существовало своего рода соглашение думать так. Власть

неизменно объяснялась, оправдывалась, возвышалась во мнении подчиненных и

подданных как дарованная свыше, обладающая не только правом управлять,

распоряжаться, командовать, но и умением править, знаниями и всеми

прочими необходимыми для руководства качествами. Легитимация политики

и власти (признание всех лучших качеств) правителей всегда была их

главной задачей. В 20 в., когда ответственность власти и требования

общества к ней резко возросли, появилась специальная теорий

политической элиты - лучшей, избранной группы профессионалов, верхушки

правящих сил, занимающихся политикой и потому занимающих руководящие

посты на разных уровнях управления страной.

Политику трудно проводить, если общество не доверяет власти, а

последняя не уверена в своем окружении и во всех тех людях - классах,

группах, обществе, которыми она должна руководить. Между обществом и

государством, народом и властью, руководителями и подчиненными отнюдь не

всегда царит гармония. Политические отношения зыбки и непостоянны. Взаимное

или одностороннее влечение сменяется разочарованием, а нередко и

конфликтами. Когда народ оглядывается в прошлое, то обнаруживает там весьма

немного действительно одаренных политиков, еще меньше выдающихся

руководителей, к каждому из которых могут быть предъявлены те или другие

претензии. Зато в истории великое множество неудачливых государей и

министров, ничем не примечательных руководителей, правление которых

отмечено всевозможными просчетами, ошибками, проигранными войнами,

упущенными возможностями. Конечно, политика мало отличается от других видов

деятельности, но ее просчеты более всего сказываются на судьбах людей и

народов. К тому же история богата и именами выдающихся в своем роде

политических злодеев, и злодеяниями неординарных лиц.

В России подобных явлений было не больше, чем в других странах, но

в целом государственное правление нередко оказывалось весьма слабым

местом отечественной политики, а ее достижения доставались, обществу

дорогой ценой, будь то расширение пределов государства, развитие

страны, установление в ней порядка. Общество медленно и не до конца

изживало самые болезненные и архаичные способы управления страной и

движениями народа. Не случайно такими заметными в истории Отечества

фигурами были самозванцы, временщики, атаманы, батьки, лихоимцы,

столичные и провинциальные всевластные повелители. Стойкими

оказались феодальные формы власти.

На каждом новом этапе политическая жизнь общества нуждалась в

руководстве нового типа. Иной тип политических отношений требовал

другой формы власти, нового руководителя.

Вопрос о лидерстве не случайно возник только в наше время.

Лидерство - это не новый стиль руководства, а способ организации

власти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или

большинства его социальных слоев. Такое общество возникло сравнительно

недавно либо еще только складывается, и то пока не везде. Но это

перспектива и необходимость истории и политики. Члены гражданского

общества - мыслящие участники политической жизни, поэтому они имеют

возможность сознательно выбирать себе лидера. Поведение же лидера

должно убеждать их ь том, что его действия правильны и выгодны, а

не продиктованы своекорыстием или властолюбием. Общество со своей

стороны не может манипулировать лидером. Социальное и политическое

партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев - основа новой

современной политики.

Итак, лидерство - одно из проявлений власти, отличительное

свойство политической деятельности, право выдвигать руководителя,

который ее осуществляет. Это явление присуще и другим видам

деятельности - производству вещей и идей, науке, спорту и т. д.

Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных

формальных или неформальных организациях самых разных уровней и

масштаба - от государства и даже группы государств до

правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и

общественных групп и движений. Формализованная власть лидера

закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и

психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах

людей, которые за ним следуют.

Лидерство - это отношения учителя и ученика. Лидер передает своему

окружению знания, моральные ценности. Личные достоинства лидера -

образец для подражания, предмет уважения. Поэтому нравственный облик

лидера привлекает внимание и играет немалую роль в его успехе или

неудачах. В информационном обществе все труднее скрыть дефекты

личности лидера и, наоборот, легче показать его достоинства.

2. Качества присущие лидеру

Никакие нравственные, интеллектуальные, духовные добродетели сами по

себе не превращают политического деятеля в лидера, их достаточно разве

что для святого. Но святость для политика не обязательна и слишком

необычна, хотя такое сочетание известно в истории. Вспомним пример

Сергия Радонежского, в тяжелую годину объединившего незаурядное

благочестие с выдающейся политической ролью защитника страны.

Современный же политический лидер должен обладать и незаурядными

организаторскими способностями.

Выработка организаторских, управленческих качеств лидера - это уже

проблема его собственного обучения и воспитания. Умение сформировать

группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или

учреждением, властью) необходимые задачи, сформулировать сплачивающую

общество программу - таковы современные требования к политику.

Политика, ее задачи, цели различаются на разных уровнях

политической деятельности, поэтому существуют и разные лидеры.

В малой группе (это может быть элита верхних уровней власти и ядро

любого иного руководства) роль лидера заключается в сплочении ее

участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное

личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют

организующую роль его личные качества, умение владеть ситуацией,

принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный

политический выбор (людей, проблем, первоочередных задач).

Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не

выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в

зависимость от своих благодеяний. На отношения с группой и

авторитет лидера оказывают значительное влияние личный стиль его

поведения (авторитарный, жесткий или демократический).

Иным оказывается лидерство на уровне "большой политики",

управления страной, политических движений. От лидера такого масштаба

требуется сплочение интересов широкой общественной базы власти. Здесь

имеют значение не столько личные качества лидера, сколько его умение

формулировать общие политические требования, обнаруживать высокие

критические и конструктивные, творческие качества, общаться с гораздо более

широким кругом людей и убеждать их.

Лидер в этой ситуации удален от тех, кого он ведет за собой. Его

личные качества обнаруживаются для них слабее либо совсем утрачивают

значение, но его лидерство получает моральную оценку. Он должен

считаться с ней. Его успех или неудачи воспринимаются весьма

эмоционально. Поэтому большое значение имеет способность лидера

улавливать настроения, знать подлинные нужды людей и выражать их

интересы. Тогда он становится символом движения, партии, общества.

Таким образом, на всех уровнях политики лидерство реально при

определенных условиях. Лидер не только должен хотеть вести людей за

собой, но и обладать для этого необходимыми качествами. Ведомые

должны быть готовы идти за ним и выполнять намеченную им программу. Одно

из условий лидерства - получение максимальной информации в

минимальное время. Современные технические средства связи и

информации отвечают этому требованию.

3. Окружение лидера

Лидерство предполагает определенный характер ближайшего окружения.

Оно должно быть отобрано по деловым, профессиональным признакам.

Личная преданность - важное качество окружения, но недостаточное для

современной политики. Единомыслие, взаимопонимание, интерес к делу,

взаимное доверие, уверенность в правильности выбора, нравственная

устойчивость, убежденность также дают право занимать место в

коллективе, окружающем лидера. Привлекательными для окружения

выступают престижность места, возможность карьеры, признание в

коллективе и вне его, в сферах власти и управления, в обществе и в

стране. Но важно, чтобы все это было при высокой профессиональной

компетентности. Соратник должен иметь ясное представление об общем

состоянии дел, которыми он занимается под руководством лидера, о своей

роли, обязанностях в группе, обладать аналитическими, творческими

способностями для политической работы. В лидере как бы концентрируются

качества его сподвижников. Поэтому он должен быть заинтересован в

подборе людей, превосходящих его по каким-либо качествам.

Отношения лидера и его коллектива - важный аспект новой,

лидерской организации власти. Целеустремленность, принципиальность,

сознание ответственности перед обществом (или управляемым

учреждением), понимание его задач и запросов являются неотъемлемыми

качествами лидера. Они должны быть и у его окружения. Эти качества

сплачивают их так же, как общее умение вести дискуссию, сочетать

стремление к самоутверждению с интересами коллектива и коллег,

положительно относиться к их заслугам. Лидер должен уметь разумно,

обоснованно и своевременно перемещать своих сотрудников и создавать

условия для их профессионального роста, использовать их способности и

возможности.

Управление политическими процессами настолько связано с

управлением кадрами, что глубокое знание способностей и психологии

подчиненных и окружения оказывается порой для лидера более важным, чем

собственный опыт. Он должен иметь ясное представление о

проблемах, которые волнуют его работников, и считаться с их

настроениями.

Хорошо, если лидеру удается создать в своем окружении «мозговой

центр» - совет наиболее квалифицированных экспертов по важнейшим

проблемам политики. Тогда власть располагает компетентными

рекомендациями и консультациями, результатами так называемой

"мозговой атаки" - срочной и напряженной коллективной работы узкого или

более широкого круга специалистов для решения какой-либо

неотложной проблемы. Современные государственные деятели и политики

обычно создают в центрах власти штаты советников и экспертов-

профессионалов. Они всегда существовали при государях в виде

всевозможных государственных или тайных советов. Новизна состоит в том,

чтобы заполнять такие учреждения разного рода Советы безопасности,

комитеты и комиссии) не сановниками, а знатоками. Так решаются не

только отдельные политические задачи, но и проблема научной политики,

которую в нашем столетии все так или иначе пытаются решить.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.