реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Лекция по психологии

Лекция по психологии

Предмет и задачи психологической науки

1. Общая характеристика психологии как науки

2. Сравнение житейской и научной психологии

3. Основные отрасли психологии

4. Основные направления психологии

5. Методы исследования в психологии

1. Общая характеристика психологии как науки

В дословном значении психология это – знания о психике, наука изучающая

ее. Психика – это свойство высоко организованной материи, субъективное

отражение объективного мира, необходимое человеку или животному для

активной деятельности в нем и управлении своим поведением. Сознание – это

высшая форма психики, необходимая для организации общественной и

индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности. Здесь

психология проявляется как совокупность типичных для человека или группы

людей, способов поведения, общения, познание окружающего мира, убеждение и

предпочтение черт характера. Например, психология студента, женская

психология. Общей задачей психологии является изучение психики человека (и

животных) и его психологии.

2. Сравнение научной и житейской психологии

Существует 2 разных области психологи знания – научная и житейская

психологии, и если научная психология возникала сравнительно не давно, то

житейская всегда была включена в различные виды человеческой практики.

Условием существования человека является определенной сознательное

представление и окружающего мира и своего места в нем. Знание конкретных

психологических закономерностей позволяет людям понимать друг друга,

управлять собственным поведением. Годом рождения научной психологии считают

1879 г. (Лейпциг, Германия). Основатель лаборатории психологии, а затем

института психологии является В. Вундт (1832-1920 г.). Согласно Вундту

предметом изучения психологии является сознание, а именно состояния

сознания, связи и отношения между ними, законы которым они подчиняются.

Отечественные ученые психологии считают, что предметом психологии является

закономерные основы функционирования и развития психики. Основное отличие

научной психики от житейской заключается в том, что для житейской поле

исследовательской деятельности практически бесконечно, в научной психологии

происходит резкое сужение поля исследовательской деятельности. С

ограничением предмета и появлением специальных методов его исследования

связаны и остальные различия научной и житейской психологии: 1) откуда и

каким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах они

сохраняются; 3) благодаря чему передаются, воспроизводятся. Научная

психология является системой теоретических (понятийных), методических и

экспериментальных средств познаний и исследование психологических явлений.

3. Основные отрасли психологии

Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям: 1) по сферам

деятельности, нужды которых обслуживаются, т.е. по тому, что делает человек

(психология труда, педагогическая психология); 2) по тому, кто именно эту

деятельность выполняет, т.е. является ее субъектом и вместе с тем объектом

психологического анализа (субъект: человек определенного возраста –

возрастная психология); 3) по конкретным научным проблемам, например,

проблемам связи, нарушением психики с мозговыми поражениями

(нейропсихология).

4. Основные направления психологии

Психоанализ, бихевиоризм, гештальт психология, гуманистическая

психология. Психоанализ первоначально сложился как метод лечения неврозов,

основная его идея – поведение человека определяется не только и не столько

сознанием, сколько бессознательностью. Пути проявления бессознательного –

ассоциации, сны, случайные действия в нашей жизни. Бихевиоризм –

направление американской психологии отрицающее сознание, как предмет

психологии и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение – это

совокупность реакций организма на стимулы внешнего мира. Основатель

направления Дж. Б. Уотсон. S-R (стимул - реакция) – предложил Уотсон.

Каждой ситуации – стимулу соответствует определенное поведение и реакция.

Они отрицали сознание. Бихевиористы считали, что человек подобен животному

и его реакции подобны животному. Торндайк показал, что научение во многих

случаях может быть результатом проб и ошибок. Любое поведение определяется

своими последствиями. Гештальт психология (гештальт (нем.) – форма,

конфигурация, организация). Это направление возникло в Германии. Основные

представители: М. Верткаймер, К. Коффка, В. Келлер. Предметы, составляющие

наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а

как организованное целое. Основные два понятия гештальт психологии: фигура

и фон. Фигура – замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть,

а фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней.

Гуманистическая психология (экзистенциальная психология) – основные

понятия: личность, как уникальная ценностная система, которая представляет

собой ни ничто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации.

Главный представитель: А. Маслоу. Пирамида потребностей человека –

самоактуализация (вершина треугольника), самоуважение, принятие и любовь,

потребность в безопасности, физиологическая потребность в еде и сне

(основание треугольника). Основные положения гуманистической психологии: 1)

человек должен изучаться в его целостности; 2) каждый человек уникален; 3)

человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире главная

психологическая реальность; 4) жизнь должна рассматриваться как единый

процесс становления и бытия человека; 5) человек наделен потенциалами

непрерывного развития и самореализации; 6) человек обладает определенной

степенью свободы; 7) человек активное, творческое существо.

5. Методы исследования в психологии

Основные методы – наблюдение, эксперимент, беседа, тестирование и

анкетирование.

Эволюционное развитие психики и сознания

1. Уровни поведения и эволюционное развитие психики

2. Сознательная деятельность человека

3. Психологическая характеристика сознания

4. Возникновение и развитие сознания

5. Сознание и бессознательность

1. Уровни поведения и эволюционное развитие психики

1859 г Ч. Дарвин: «Все существующие ныне растения и животные происходят

от одной формы жизни и являются результатом эволюции, продолжающейся

миллионы лет». В настоящее время насчитывают (12 млн. Различных форм

бактерий и растений, включая и животных, принадлежащих к 1,2 млн. видов.

Дарвин после экспедиции совершенной им пришел к выводу, что все виды

достигли своего многообразия в результате изоляции, когда та или иная

группа была отделена от другой морским проливом или горной цепью. Дарвину

нужно было объяснить, почему эволюция данной группы шла именно в таком

направлении. Дарвин основывался на теории о человеческом обществе Томаса

Мальтуса. По мнению Мальтуса рост численности населения происходит гораздо

быстрее, чем рост источников пропитания. В случае голода или войны, когда

пищи становится недостаточно, возникает конкуренция и в борьбе за

существование побеждает сильнейший. Этот принцип был перенесен с

человеческого общества на общество растений и животных. (Как в растительном

мире осуществляется борьба за существование?) С точки зрения теории

эволюции даже самые простые среди живых организмов, благодаря отбору,

обладают поведением адаптированным к их образу жизни. Уровни развития

поведения: = тропизм – это движение простейших живых организмов и растений,

возникающее в результате внешних воздействий. Фототропизм – тенденция живых

организмов двигаться под воздействием цвета. Термотропизм – тенденция живых

организмов двигаться под воздействием тепла. Хемотропизм – тенденция

избирать определенную физико-химическую среду. Топотропизм – тенденция к

движению под воздействием механического раздражителя. В основе всех этих

реакций лежат биохимические процессы. Обмен веществ является основой

саморегуляции организма. = таксисы – характерны для простейших

одноклеточных организмов (инфузория туфелька). С помощью очень простых

автоматических движений туфелька направляется ко всему тому, что похоже на

пищу и удаляется от любых неприятных раздражителей. Общая и при том

механическая ориентация организма по отношению к источнику раздражения

называется таксисом. = рефлекс – впервые возникают у кишечно-полостных

животных. Медуза – ее примитивная нервная система состоит из нервных

клеток, которые связаны между собой подобием рыболовной снасти. Рефлекс –

это цепь событий, когда сигналы от какого-либо органа чувств передаются с

помощью нервной системы и вызывают автоматическую реакцию. Безусловный

рефлекс является врожденным и проявляется только при строго определенном

постоянстве внешней среды. В течении жизни под воздействием внешних

факторов происходит перепрограммирование врожденных рефлексов и образуются

условные рефлексы (писать под диктовку). Таксисы и рефлексы – это простые и

стереотипные реакции характерные для самых примитивных животных. Следует

различать инстинктивное поведение и инстинкт. Инстинктивное поведение –

комплекс врожденных и приобретенных компонентов. Инстинкт – часть

инстинктивного поведения, наименее пластичный его компонент, основан на

безусловном рефлексе и направленный, как правило, на удовлетворение

биологических потребностей. = научение – это сформированные, автоматически

осуществляемые движения, не требующие сознательного контроля и специальных

волевых усилий для его выполнения. С развитием способности к научению

эволюционно более продвинутые виды получали возможность изменять свое

поведение в зависимости от обстоятельств и адаптироваться к изменениям

среды. Человек смог выработать способность устанавливать связь между

различными элементами ситуации и выводить из нее правильное решение, путем

умозаключений, не прибегая к пробным действиям, производимым неудачно.

Основные черты поведения животных: 1) интеллектуальное поведение животных

сохранило свою связь с биологическими мотивами и не может перейти за их

границы; 2) интеллектуальное поведение животных всегда определяется

непосредственно воспринимаемыми стимулами или следами прежнего опята; 3)

заключены в ограничении источников этого поведения. 2 источника – программы

заложенный в видовом опыте и источником поведения является непосредственно

опыт. Эти 3 черты сохраняют основные особенности всякого поведения

животных.

2. Сознательная деятельность человека

Основные отличительные черты сознательной деятельности человека: 1) Они

всегда связаны с биологическими мотивами. Встречаются ситуации, при которых

сознательная деятельность входит в конфликт с биологическими мотивами и

подавляет их. Самый распространенный пример – человек бросается спасать

других из огня пожара; 2) Деятельность человека вовсе не обязательно

определяется наглядными впечатлениями получаемыми от среды или следами

прошлого опыта. Человек абстрагироваться от них. У человека появляется

усвоение общечеловеческого опыта, накопленного до него предшествующими

поколениями.

3. Психологическая характеристика сознания

Рефлексивная способность сознания, т.е. готовность к познанию других

психических явлений и самого себя. Без наличия этих способностей человек

никогда не смог бы даже представить что у него есть психика. Таким образом,

психологическая характеристика включает в себя ощущение человеком себя,

познающим субъектом. Это означает, что человек осознает себя, как

отделенное от мира существо, готовое и способное к изучению и познанию

этого мира. Человек осознает эти знания, может сформулировать их, выразить

их в словах, понятиях, передать другому человеку, хранить эти знания,

воспроизводить, работать с ними, как с особым объектом. При утрате сознания

такая способность теряется. Вторая характеристика сознания – тесная

взаимосвязь сознания с волей. Представить действительно отсутствие в данный

момент или вовсе не существование в данный момент человек может только

произвольно. Третья черта – способность сознания к коммуникации, т.е.

передача другим лицам того, что осознает данный человек с помощью языка и

других знаковых систем. Обмениваясь друг с другом информацией люди выделяют

в сообщаемом главное, так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от

всего второстепенного и сосредоточение сознания на самом существенном.

Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме.

4. Возникновение и развитие сознания

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания

является совместное, продуктивное, опосредованное речью орудийная

деятельность людей. Она требует общения и взаимодействия людей друг с

другом. Она предполагает создание продукта, который всеми участниками

деятельности осознается как цель их сотрудничества. Эта цель должна быть

определена и выражена в слове. Прежде чем стать достоянием индивидуального

сознания, слово и его содержание должны получить общее значения для

пользующихся ими людей. Это впервые происходит в совместной деятельности,

получив всеобщее значение слово проникает в индивидуальное сознание, в

начале своего развития сознание человека направлено на познание внешнего

мира. Человек осознает, что находится в него его, с помощью данных ему

природой органов чувств. Он видит, воспринимает, отражает этот мир как

отделенный от него и существенно независимый от него. Такая

последовательность развития стадий сознания называется рефлексивной.

5. Сознание и бессознательность

На ряду с сознанием у человека существует и бессознательное.

Бессознательность – это форма психического отношения, в которой образ

действительности и отношения к ней человека не выступают как предмет

специальной рефлексии. Понятие сознательности в науку ввел Фрейд. Он

относил к бессознательности в личности те качества, интересы, потребности,

в которых человек не осознает себя, но которые ему присущи и проявляются в

разнообразных не произвольных реакциях, действиях и психических явлениях. К

одному из таких явлений Фрейд относил ошибочные действия – оговорки,

описки, ошибки при написании и слушании слов, не произвольное забывание

имен, обещаний, намерений, предметов, событий и др., что прямо или косвенно

связанно для человека с неприятными переживаниями. Третья группа явлений

проявления бессознательности – представления связанные с восприятием,

памятью и воображением.

Познавательная сфера личности

1. Ощущения

2. Восприятие

3. Память

Мышление и речь, воображение. Внимание – в лекции не упоминается.

1. Ощущения

Ощущения – это простейшая форма психического отражения, свойственная и

животному, и человеку и обеспечивающая познание отдельных свойств предметов

и явлений. Ощущения являются источником наших знаний о внешнем мире, они

являются основными каналами, по которым информация о явлениях внешнего мира

доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающем.

Методы измерения Ощущений: прямой и косвенный. В психологии конца 19 –

начала 20 вв. сложилось представление, согласно которому органный чувств

(рецепторы) пассивно отвечают на воздействующие раздражители и

соответственно ощущения, с этой точки зрения ощущения являются пассивным

процессом. Рефлекторная теория считает, что ощущение это активный процесс –

основное положение этой теории заключается в следующем – в состав каждого

ощущения входит движение. Сложные ощущения не возможны без активного

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.