реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Курсовой проект Психология деятельности и методика преподавания экономики (Курс Стратегическое управление)

Курсовой проект Психология деятельности и методика преподавания экономики (Курс Стратегическое управление)

Министерство образования Украины

Киевский национальный экономический университет

Кафедра педагогики и психологии

Курсовая работа

по дисциплине “Психология деятельности и методика преподавания экономики”

на тему

информационно-методологическое

обеспечение изучения курса

“Стратегическое управление”

Выполнил:

РОЗЕНБЛЮМ Михаил Владимирович

студент 3 курса 3 группы ФИСиТ

Научный руководитель:

Киев 1998

Содержание

Содержание 2

I. Социально-психологические аспекты экономического образования в Украине.

3

II. Концепция экономического образования 5

Структура среднего экономического образования: 6

III. Структура курса “Стратегическое управление” 8

Аннотация. 8

1. Обоснование курса. 9

1.1. Предисловие. 9

1.2. Отдача курса. 9

1.3. Основание курса. 9

1.4. Суть курса. 10

1.5. Концепция построения курса. 10

1.6. Итоги освоения данной дисциплины. 10

2. Темы лекционного курса 11

3. Практический курс. 12

3.1. Семинарские занятия. 12

3.2. Деловые игры. 13

4. Самостоятельная работа. 13

5. Текущий и итоговый контроль. 14

6. Рекомендуемая литература. 15

Приложение 1. Хронологическая структура курса. 16

Приложение 2. Вариант итогового билета по курсу “Стратегическое

управление” 16

IV. Материалы для занятий по теме “Концепция и история стратегического

управления”, первая и вторая лекции: “Предвидение будущего как метод

управления настоящим”,“Стратегическое планирование как метод алгоритмизации

анализа” 17

1. Тема занятия 17

2. Цель занятия 17

3. Пробуждение познавательного интереса 18

4. Структура темы 18

5. База знаний 18

5.1. Лекция “Предвидение будущего как метод управления настоящим” 18

5.2. Лекция “Стратегическое планирование как метод алгоритмизации

анализа” 20

6. Дополнения. 23

6.1. Лекция “Предвидение будущего как метод управления настоящим” 23

6.2. Лекция “Стратегическое планирование как метод алгоритмизации

анализа” 24

7. Контроль освоения материала. 26

8. Деловая игра “Простейшие методы стратегического управления” 27

8.1. Концепция деловой игры 27

8.2. Дополнительный теоретический материал 28

V. Методика преподавания курса “Стратегическое управление” разным

возрастным категориям 31

Использованная литература. 32

I. Социально-психологические аспекты экономического образования в Украине.

Управление любой сложноорганизованной структурой подразумевает

предварительное осознание законов жизнедеятельности данной структуры. Но

существует всего два возможных пути этого осознания : обучение на основе

собственного опыта и на основе знаний, собранных и обработанных до тебя.

Проблема экономического образования как раз и заключается в том, что

большинство считает себя специалистами в этой области. Вроде бы и так все

понятно: купить подешевле / продать подороже, “кухарка может управлять

государством” и т.д. В результате не только у рядового обывателя, но и даже

у многих высокопоставленных деятелей складывается превратное мнение о

простоте экономических законов и легкодоступности экономических принципов.

Исторически сложилось так, что за последние 70 лет большинство

основополагающих принципов экономики не имело реального применения на

“просторах 1/6 части суши”. И в результате население сформировало

извращенные представления о деньгах, которые дают, а не зарабатывают, о

дефиците, который нужно “доставать”, о бездонной бочке государственных

расходов, которые не то что проконтролировать, а даже осознать было

невозможно. Итог – нарушились социально-психологические основы

функционирования рыночной системы, которую так старательно пытаются сейчас

построить (как обычно, добровольно - принудительно), не вдумываясь, готово

ли население воспринять такой объём реформ, свалившийся ему на голову за

последнее десятилетие.

А все начинается с чего? Правильно, с детства. Все предыдущие

поколения, включая по сути и наше, выросли на чем? На том, что папа с

завода принес бесхозную краску, чтобы сделать ремонт. Мама забирала нас из

детсада во время работы, потому что начальник уехал на очередное

партсобрание, толком делать нечего, а на получку объём сделанного все равно

не влияет. И так далее, и тому подобное! Потому и экономическое образование

мы пропускаем через призму наших старых представлений, забитых уже в

подсознании, потому и с работы продолжаем нести все, что плохо лежит, и

глупость начальника беспокоит нас меньше, чем его требовательность.

По моему мнению, что-то кардинальное можно сделать только со

следующим поколением, которое сейчас в пелёнках еще лежит. Тем, кому сейчас

уже больше 20 лет ничего кроме технических и прикладных знаний в голову

вбить уже нельзя, а у более младших от перегибов реформ в мозгах такая

путаница, что ничего фундаментального туда уже не помещается. Не поймите

меня превратно: я не считаю, что все, кто старше одного года

бесперспективны с точки зрения экономики, просто у них в крови нет того

ощущения экономических законов и понятий, которое есть в той же Западной

Европе или США. Нам уже невозможно объяснить, что, являясь

налогоплательщиками, мы имеем право ТРЕБОВАТЬ у государства защиты наших

интересов, что мы имеем право ТРЕБОВАТЬ у любого чиновника отчет о его

доходах просто потому, что его зарплата идет из наших карманов. Нам уже

невозможно объяснить. что платить налоги выгоднее, чем от них уклоняться.

Нам невозможно объяснить, что бизнесмену не обязательно ходить в малиновом

пиджаке и ездить на “Мерседесе” последней модели. Феномен “нового русского”

(или, если хотите, “нового украинца”) возник именно из-за погони за внешней

атрибутикой, ничего общего не имеющей с собственно культурой.

Следующее поколение уже не будет иметь комплексов, связанных с

попытками “догнать и перегнать Америку”, с теми же приевшимися мобильными

телефонами и пейджерами.

Изначальные установки играют очень большую роль при формировании личности.

Но сейчас они играют еще более отрицательную роль, чем в нашем недалеком

“позднесоветском” прошлом. Если с самого рождения ребёнок сталкивается с

тем, что его семья сидит без денег, потому что папе полтора года не

выплачивали зарплату, то скорее всего из него воспитается либо

приспособленец (которые буквально “плодятся” в смутные времена), либо ярый

противник какой бы то ни было власти, как олицетворения зла.

Ключевая проблема состоит в том, что к власти будут приходить люди,

имеющие такой же груз в подкорке. Но с подсознательными комплексами можно

бороться сознательным пониманием происходящего. Главное для государства –

воспитать не только экономически “подкованного” обывателя, но и грамотного

руководителя, который перестанет относиться к должности, как к кормушке.

Вот тут мы и возвращаемся к проблеме экономического образования.

Существующая система дает возможность создать либо прикладника, не имеющего

представления ни о чем, находящемся за сферой прямых обязанностей, либо

теоретика, не имеющего представления, с какой стороны взяться за реальные

проблемы. Это все потому, что на данный момент не хватает:

грамотных экономистов, которые могли бы корректно перенести западные

наработки на нашу почву;

грамотных преподавателей, которые могли бы научить студентов пользоваться

вышеуказанными наработками;

грамотных студентов с соответствующей предварительной, которым не надо было

бы разжёвывать базовые понятия и принципы.

Но экономисты и преподаватели – те же бывшие студенты, которые чего-то

недопоняли, чего-то недослушали, и в результате качество знания ухудшается

в геометрической прогрессии. Вывод – упираемся в студентов, а именно в

технологию их подготовки, чему посвящена первая глава этой работы.

II. Концепция экономического образования

Под экономическим образованием на данный момент понимается только

высшее образование, да еще некоторое число специализированных курсов,

например, бухгалтерских. Но именно в этом и кроется главная проблема.

Экономику воспринимают как нечто трудное для восприятия, и в результате она

толком подается в немногочисленных специализированных вузах, а в

большинстве своем студентам читается хорошо если усеченный курс

экономического ликбеза, громко названного “Основы экономической теории”. С

другой стороны, в тех же самих специализированных вузах большая часть

учебного процесса расходуется на начитку базовых курсов. Но суть в том, что

базовыми они являются только для тех, кто собирается посвятить всю

оставшуюся жизнь медитации над последними отчетами нашего правительства в

попытках достигнуть нирваны понимания законов театра абсурда под названием

“переходная экономика”. Для любого же нормального студента, собирающего

применять свои знания на ниве обогащения конкретного взятой семьи и “себя -

любимого”, все эти глубокомудрые разработки заканчиваются известным

принципом “ЗСЗ” (зазубрил /сдал /забыл).

И никакие структурные преобразования внутри данной системы погоду не

сделают. Любые реформы в конце концов сведутся к принципу: “сократим

аппарат, удлиним змеевик”. Как ни перекраивай этот самый аппарат, он будет

производить одну и ту же всем отлично известную продукцию. Можно до упора

повышать квалификацию преподавателей или понаставить по два компьютера

на одного студента, но если обучающиеся не готовы к восприятию материала,

никакие наисовременнейшие методы уже не помогут. Т.е. необходимо полностью

преобразовывать всю систему экономического образования в Украине.

В данной конкретной работе вам предоставляется на рассмотрение

концепция реформирования данной системы. Как и в любой концепции выделю

цели и задачи.

Цель: повысить уровень экономической образованности молодого поколения.

Задачи:

сформировать обывателя, подготовленного к жизни в условиях рынка;

сформировать руководителя, способного управлять государством вообще и

отдельным предприятием в частности в условиях рынка.

Как видно из задач, основная проблема разделяется на два направления.

Первое, подготовка цивилизованной народной массы, не включенной в систему

принятия решений непосредственно, – реализуется через обычную систему

среднего, среднего специального и высшего неэкономического образования. Но

в данной работе я не буду на нем останавливаться, т.к. структура данной

ветви экономического образования по сути ясна и сводится именно к ликбезу.

Наибольшую проблему составляет именно подготовка квалифицированных

руководителей уже, что называется, со школьной скамьи. Понятно, что

научиться руководить людьми проблематично. Тут талант или есть, или нет. Но

вот научиться быстро принимать экономически обоснованные решения –

возможно. И к тому же в понятие “руководить” можно включить весь цикл

руководства: от разработки концепций до контроля за внедрением. А здесь уже

нужны специалисты на каждой стадии, причем множество специалистов, ведь

даже талантливый руководитель состоит на 90% из талантливых подчиненных.

Пирамида управления должна опираться не на среднестатистические массы, а на

профессионалов, которые в состоянии выдержать вес этой пирамиды. Тогда в

Верховной Раде не будут выноситься на рассмотрение абсурдные законы, тогда

министерства не будут принимать решения, противоречащие друг другу.

Квалифицированные подчиненные должны осознанно участвовать в общем

комплексе принятия управленческих решений.

Экономикой должны заниматься экономисты по образованию, а не по

собственному желанию. Потому, по моему мнению, должно существовать среднее

экономическое образование, как основа для формирования основания

вышеупомянутой пирамиды с одной стороны и как “сырье” для высшего

экономического образования с другой стороны.

Структура среднего экономического образования:

1. 4-5 классы (4 полугодия – 1 урок в неделю): курс "Экономика для

детей” – включает в себя основные понятия экономики (спрос, предложение,

рынок). Основной упор делается на большом количестве ролевых игр, в

которых дети учатся осознавать себя составляющими экономического

процесса, понимать стоимость денег. Допустимо создание в школах местной

валюты для, предположим, покупки сладостей в буфете. Оценки играют роль

эквивалента производительности каждого ученика. В результате с детства

прививается мысль о зарабатывании денег, а не их получении.

Курс состоит из 3 обязательных полугодий и полугодия

факультативов для заинтересовавшихся данным вопросом детей. На

факультативах в игровой форме раскрываются более сложные понятия, как

биржа или эффективность производства. Цель- дать основные понятия

экономики в доступной младшим школьникам форме, заинтересовать ученика

самостоятельно исследовать данные вопросы.

2. 6 класс (2 полугодия – 1 урок в неделю): курс “Психология общения” –

начальный курс общепсихологической подготовки. Цель – облегчить

взаимодействие школьников между собой на основе большого количества

ролевых игр. Подцель – научить влиянию на собеседника, переводу разговора

в нужное русло (подцель не упоминается во время обучения, она

вкладывается в структуру курса незаметно от обучаемых).

3. 6 класс (Второе полугодие – 1 урок в 2 недели): курс “Риторика для

начинающих” – базовый курс обучения школьников говорить перед аудиторией.

Цель: научить доходчиво излагать свою мысль в особенно в устной форме.

Главное – избавить школьника от страха перед аудиторией, конкретная

языковая подготовка роли не играет как еще не сформировавшаяся.

4. 7 класс (2 полугодия – 1 урок в неделю): курс “Основы экономической

теории” – введение всех основных экономических категорий на уровне

научных теорий с соответствующим семантическим и математическим

обеспечением. Цель: дать школьникам понимание основ функционирования

экономики вообще.

5. 8 класс (Первое полугодие – 1 урок в неделю теории / 1 урок в недели

- тренинги): курс “Основы управления” – введение основных понятий и

принципов управления, теорий мотивации, теорий принятия решений. Для

обоснования рациональности данных теорий – большой объём ролевых игр и

тренингов.

6. 8 класс (Второе полугодие – 1 урок в недели - тренинги): курс

“Психология управления” – явно поставленная задача предыдущего

психологического курса. Цель аналогична. Добавление – искусство ведения

переговоров (подтекст – проблемы переходного возраста и методы их

разрешения).

7. 9 класс (Первое полугодие – 1 урок в неделю): курс “Микроэкономика” –

конкретизация понятий спроса и предложения в применении к конкретному

производству. Внедрение доступного математического аппарата. Основной

упор – объяснить школьникам понятие эффективности и понятие динамики

рынка.

8. 9 класс (Первое полугодие – 1 урок в неделю теории / 1 урок в недели

- тренинги): курс “Менеджмент” – расширение курса “Основы управления” в

сторону конкретизации рассматриваемых методов. Аналогичный упор на

тренинги. Но тренинги уже рассматриваются как школа будущих

руководителей, а не подчиненных, в тесном взаимодействии с курсом

“Микроэкономика”. Цель – развивать у школьников психологию руководителей,

ответственных за свои решения. Тренинги перестают быть игрой. Основа –

формирование ситуационных групп с четко выраженной иерархией и

ответственностью за подчиненного.

9. 9 класс (Второе полугодие – 1 урок в неделю): курс “Макроэкономика” –

конкретизация макроэкономических понятий, введение принципов

государственного управления и регулирования, начальное понятие о

статистических показателях деятельности государства. Цель – осознание

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.