реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Культурологическая и сексуальная теория Фрейда

Культурологическая и сексуальная теория Фрейда

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА

2СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ..........................................1

1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА....................2

1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО".....................3

1.2.КОНТРОЛЬ "Я"....................................4

1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"...............................6

1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА............7

1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ..........................8

2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА..............11

2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ..11

2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ.......................14

3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА...............16

3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ................16

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................19

ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ................................20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................23

- 2 -

МАТРОСОВ С.В.: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА

_ 31.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА

Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является

известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От

простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволю-

ционировал к сложному психоанализу общества, культуры.

Итогом его научных изысканий послужила теория пси-

хосексуального развития общества и индивида. В своем

мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный

и противоречивый путь. Делая свои первые шаги в об-

ласти психиатрии, он руководствовался постулатами

естественнонаучного материализма ХХ века, но как тво-

рец психоанализа ученый отошел от них в сторону идеа-

листическо-иррационалистической "философии жизни" (Шо-

пенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой сложилось

представление об основополагающем значении для челове-

ческого поведения "психической энергии", присущей

инстинктивно-физиологическим влечениям индивидов. В

психике человека Фрейд сначала выделял две относитель-

но автономные, но постоянно взаимодействующие между

собой структуры бессознательного "оно" и сознательного

"Я", а затем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго"

(см. сноски на последней странице), которое внедряется

в "Я", но без специального анализа не осознается им.

По мнению Фрейда, причиной невроза является особого

рода конфликт между "оно", "Я" и "сверх Я".

В чем же заключается основной конфликт этих трех

субстанций? Рассмотрим каждую из них в отдельности.

11.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО"

- 3 -

Если считать, что человек - такое же детище при-

роды, как и остальные известные нам живые существа, то

он в определенной мере наделен теми же качествами, что

и они. Если считать, что животные не наделены таким

разумом, как человек, то единственной точкой сопри-

косновения у них являются инстинкты. Как правило, у

человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт са-

мосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть

размножения, которые, в свою очередь, складываются из

множества инстинктивных факторов. Причем эти два

инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения

относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыха-

ние, движения, то есть те необходимые жизненные функ-

ции, которые делают любой организм живым. Изначально

эти факторы были очень важны, но в связи с развитием

разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходи-

мые утратили свое былое значение. Это произошло пото-

му, что у человека появились приспособления для добы-

вания пищи, он стал использовать пищу не только для

того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения

свойственной только человеку алчности. Со временем пи-

ща стала доставаться ему все легче и легче, и на ее

добычу он стал тратить все меньше и меньше времени.

Человек стал строить для себя жилища и другие

приспособлен я и по максимуму обезопасил себе жизнь.

Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою

значимость, и на первое место вышел инстинкт размноже-

ния, или, как называет его Фрейд, либидо. Такие чело-

веческие стремления, как агрессивность, желание выдви-

- 4 -

нуться, которые до этого относились к инстинкту са-

мосохранения, согласно второму закону диалектики, пе-

решли в другое качество, то есть они перешли к "либи-

до". Итак, в результате эволюции, основной движущей

силой в жизни человека стал инстинкт размножения.

11.2.КОНТРОЛЬ "Я"

Согласно теории Фрейда, "оно" набрало свою изна-

чальную силу, но параллельно с этим развивалось и "я".

Человек отличается от своих меньших собратьев разумом.

В нашем случае разумом является "эго". Так как

инстинкты, или "оно", служат всего лишь внутренним на-

полнителем, то можно сравнить "оно" с какой-либо жид-

костью, то есть в строго концентрированном состоянии

"оно" находиться не может, потому что в этом случае

при сосредоточении одних инстинктов, человек из го-

мосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, поп-

росту говоря, в животное. Поэтому "я" или "эго" явля-

ются соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинк-

ты. Именно на этом этапе возникают первые противоре-

чия. Так как все находится в развитии и покой относи-

телен, то, следовательно, "я" и "оно" изменяются во

времени, причем если "оно" уже определилось, то "я" в

ходе культурного развития продолжает расти. Если пред-

положить, что каждому предмету и явлению соответствует

свое время и свое место, то, следовательно, и челове-

ческой психике присуще свое место и время в общей при-

роде. Говоря проще, человеческую психику можно срав-

нить с клеткой, где происходят соответствующие явле-

ния. Соответственно, оболочкой клетки является "я", а

- 5 -

внутренним содержанием "оно" ( в этом "оно" идут раз-

нообразные мелкие процессы ). Во времени клетке надо

развиваться и, если внутреннее содержание уже сформи-

ровалось и претерпевает незначительные изменения, то

наружная оболочка с развитием культуры все растет и

утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как

там место занимают другие клетки (другие индивидуумы),

следовательно, оболочка растет внутрь, все более и бо-

лее сжимая внутреннее содержание "оно". Наконец, дав-

ление внутри становится столь велико, что внутреннее

содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот

внутренний конфликт и является главным противоречием

между психосексуальным "оно" и контролирующем "я". Не

случайно с ростом и развитием культуры человечество

все чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы. Но

главная проблема в том, что человек не догадывается о

противоречии внутри себя. В ясном осознании "я" своих

запретных влечений, обеспечиваемом психоаналитической

дешифровкой смысла невротических симптомов, Фрейд ви-

дел средство восстановления психического здоровья.

Если говорить проще, то при помощи психоанализа обна-

руживается то место в психике, в котором наблюдается

давление и образуется, так называемая, выпуклость. Об-

наружив это место и устранив в нем возникшее противо-

речие, человеку возвращается здоровая психика.

11.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"

Теперь рассмотрим "супер-эго", или "сверх-Я".

"Сверх-Я" является неотъемлемой частью человеческой

психики. Так как человек живет в обществе, то оно

- 6 -

оказывает на него влияние. Вернемся к предложенным вы-

ше рассуждениям. Если человек представляет из себя

систему (отдельную), то есть клетку, то клетка одна

существовать не может, она погибает (вычлените из ор-

ганизма отдельную клетку). Эти клетки образуют ткань,

та, в свою очередь, образует орган, а последний -

систему органов, образующих большой, единый организм.

Так вот оболочки этих клеток соединены между собой.

Именно эта совокупность всех "Я" и образует "сверх-Я".

Можно сказать, что "сверх-Я" представляет собой сово-

купность всех общественных отношений (контролирующих

поведение человека).

11.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА

Теперь рассмотрим взаимодействие "Я", "оно" и

"сверх-Я" на практике (на конкретном примере). Издавна

люди заметили, что инцест (кровосмешение) сказывается

на потомстве отрицательно. Для сохранения чистоты ге-

нотипа и дальнейшей эволюции человечества инцест был

запрещен (религией, законодательством). Эту запретную

установку выдало "сверх-Я", или совокупность всех соз-

нательных параметров. "Я", подчиняясь этому закону об-

щества, стало ограничивать инцестуозные побуждения.

Однако сексуальное влечение ребенка в раннем возрасте

направлено на близких, а в большей степени, на мать,

так как она ближе всего к нему, то есть можно сказать,

что вольно или невольно бессознательное "оно" создает

инцестуальные предпосылки, которые подавляются общест-

венной моралью. Вот тут-то и проявляется противоречие,

которое или со временем (с возрастом) разрешается, или

- 7 -

выливается в "Эдиптов комплекс". Так как на начальной

стадии ребенок видит отца своим соперником, то у него

появляется желание свергнуть тоталитарный режим своего

родителя или убить его. По обобщенной теории Фрейда

можно сказать, или, вернее, предположить, что в древ-

ности в определенной полигамной общине дети взбунтова-

лись против неограниченной власти отца и, сговорив-

шись, убили его и съели. Позже, постигнув смысл

убийства, они испугались, что то же может произойти и

с ними. Тогда они разделили между собой сферы влияния,

и каждый в своей новообразовавшейся семье установил

(обожествил) авторитарную власть мертвого отца, то

есть сделал его символом тоталитаризма. Их дети обви-

няли в деспотии уже не их, а своего мертвого деда.

Позже символ отца в племенах заменили различные живот-

ные. Так возник тотемизм, одна из первых религий.

11.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ

Естественно, на основании всего вышесказанного

можно сделать вывод о том, что мир движется за счет

противодействия "оно" и "Я" со "сверх-Я" (это действи-

тельно так), но тогда мы имеем все основания утверж-

дать, что нет ни одного здорового человека, так как у

каждого индивида существуют противоречия, и дальнейшее

развитие культуры приведет к социальному взрыву, ибо

внутреннее содержание, или "оно" прорвет наружную обо-

лочку. Это правильно, но дело в том, что в человеке

постоянно происходит разрядка внутрипсихического фак-

тора. Эта разрядка имеет два пути. Первый из них

состоит в нормальном половом общении, которое дает вы-

- 8 -

ход инстинктам (но необходимо заметить, что общество

предопределило норму сексуального общения, и через эту

узкую щель выходит лишь небольшое количество пси-

хосексуальной энергии). Второй фактор, который допол-

няет первый, является следующим: по второму закону ди-

алектики, невыраженная сексуальная энергия переходит в

другое качество, в частности в энергию социальную, то

есть человек делается социально активным. Если оба ка-

нала для выхода открыты, то индивид находится в нор-

мальном состоянии. Если не работает первый канал, то

вся энергия переходит в социальную сферу. Если же не

работает первый канал, то инстинкты, вытесненные в

бессознательное, могут привести к так называемому пси-

хическому взрыву или к неврозам, проявляемым в самых

различных формах: от фонтомных болей до психических

расстройств, как то: мания преследования, паранойя и

др. Зачастую утраченный контроль за психикой приводит

к необратимым последствиям. Психоанализ помогает пре-

дотвратить их.

Естественно, мы описали упрощенную схему действия

психики. Организм человека, в частности его психика,

являются автономной, саморегулирующейся системой и,

пожалуй, главным фактором искажения психики является

не конфликт между бессознательным и сознательным, а

воздействия "сверх-Я".

- 9 -

_ 32.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА

12.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ори-

ентирован на изучение и излечение психики индивидов,

но он с самого начала заключал в себе тенденцию объ-

яснения общественного сознания в его настоящем и прош-

лом. "Запреты", которые, как считал Фрейд, вытесняют

сексуальное влечение в сферу бессознательного и порож-

дают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как соци-

альными нормами нравственности и права, возникшими на

заре человеческой истории. Фрейд назвал их "культурны-

ми запретами" и полагал, что чрезвычайно важно вы-

яснить как, почему, при каких условиях они возникли,

утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было

привлечено к проблемам формирования и сущности челове-

ческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился су-

дить об общем развитии человечества по своему опыту,

приобретенному ... на пути изучения душевных процессов

отдельных лиц за все время их развития от детского

возраста до взрослого. Перенося отдельные характе-

ристики с отдельного человека на все человечество,

Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции

общества.

Надо заметить, что Фрейд переносит на все челове-

чество психологические черты не просто индивида, а

невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд ут-

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.