реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Кризисы личности и психосексуального развития у детей по З. Фрейду, Э. Эриксону

Кризисы личности и психосексуального развития у детей по З. Фрейду, Э. Эриксону

Министерство образования Российской Федерации

Тюменский государственный нефтегазовый университет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Психология и педагогика»

на тему: «Кризисы личности и психосексуального развития

у детей по З. Фрейду, Э. Эриксону»

Выполнил:

гр. НР 00 – 1

Проверил: Перминова Е.Б.

Тюмень – 2002

Содержание

Введение 3

1. Развитие личности: психосексуальные стадии по З. Фрейду 6

1. Оральная стадия 6

2. Анальная стадия 7

3. Фаллическая стадия 7

4. Латентный период 10

5. Генитальная стадия 10

2. Развитие личности: психосоциальные стадии по Э. Эриксону 12

1. Младенчество 12

2. Раннее детство 12

3. Возраст игры 13

4. Школьный возраст 14

5. Юность 15

6. Ранняя зрелость 16

7. Средняя зрелость 17

8. Поздняя зрелость 17

Заключение 19

Список литературы 20

Введение

Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда основывается на двух

предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что

переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой

личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности

индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая

предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством

сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через

несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах

организма.

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития

личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. В общую схему

развития Фрейд включил и латентный период, приходящийся в норме на

промежуток между 6-7-м годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Но,

строго говоря, латентный период – это не стадия. Первые три стадии развития

охватывают возраст от рождения до пяти лет и называют прегениальными

стадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей

роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом

пубертата. Наименования стадий основаны на названиях областей тела,

стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо.

Центральным для созданной Эриком Эриксоном теории развития эго является

положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько

универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих

стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания.

Под этим Эриксон понимает следующее:

1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной

ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении

дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса

социального взаимодействия;

2) общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных

возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается

способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как

надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.

Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий

психосоциального развития эго. Согласно его утверждению, эти стадии

являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности»,

который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития

базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла

наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о

том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем

прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Кроме того,

согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом –

поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие

достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных

требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии.

Теоретические формулировки Эриксона касаются исключительно развития

эго. Хотя он неизменно настаивал на том, что его идеи не более, чем

дальнейшее систематическое развитие концепции Фрейда о психосексуальном

развитии в свете новых открытий в социальных и биологических науках,

Эриксон решительно отошел от классического психоанализа по четырем важным

пунктам. Во-первых, в его работе отчетливо виден решительный сдвиг акцента

от ид к эго, что сам Фрейд лишь частично признавал в последние годы своей

деятельности. С позиции Эриксона, скорее именно эго составляет основу

поведения и функционирования человека. Он рассматривал эго как автономную

структуру личности, основным направлением развития которой является

социальная адаптация; параллельно идет развитие ид и инстинктов. Подобный

взгляд на природу человека, названный эго-психологией, радикально

отличается от раннего психодинамического мышления тем, что эго-психология

описывает людей как более рациональных и поэтому принимающих осознанные

решения и сознательно решающих жизненные проблемы. В то время как Фрейд

считал, что эго борется, пытаясь разрешить конфликт между инстинктивными

побуждениями и моральными ограничениями, Эриксон доказывал, что эго – это

автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия,

мышления, внимания и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным функциям

эго, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе

своего развития, становится все более и более компетентным.

Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального

взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует

семья. Если Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности

ребенка, то Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых

формируется эго у ребенка. Он основывается на результатах наблюдении за

людьми, принадлежащими к различным культурам, чтобы показать: развитие эго

неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных

предписаний и системой ценностей.

В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное пространство

индивидуума (то есть от младенчества до зрелости и старости). Фрейд,

напротив, ограничился влиянием ранних детских переживаний и не уделял

внимания вопросам развития за пределами генитальной стадии.

И, наконец, в-четвертых, у Фрейда и Эриксона различные взгляды на

природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Целью Фрейда было

раскрытие сущности и особенностей влияния на личность неосознаваемой

психической жизни, а также объяснение того, как ранняя травма может

привести к психопатологии в зрелости. Эриксон, наоборот, видел свою задачу

в том. чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать

жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу

угла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные

периоды развития.

Стоит отметить, что существуют и вопросы, по которым между Фрейдом и

Эриксоном существует согласие. Например, оба теоретика сходятся в том, что

стадии развития личности предопределены, и порядок их прохождения является

неизменным. Эриксон также признает биологические и сексуальные основы всех

более поздних мотивационных и личностных диспозиций, а также принимает

фрейдовскую структурную модель личности (ид, эго, суперэго).

1. Развитие личности: психосексуальные стадии по З. Фрейду

1.1. Оральная стадия

Оральная стадия длится от рождения приблизительно до 18-месячного

возраста. Выживание младенца всецело зависит от тех, кто о нем заботится.

Зависимость для него – единственный способ получения инстинктивного

удовлетворения. В этот период область рта наиболее тесно связана и с

удовлетворением биологических потребностей, и с приятными ощущениями.

Младенцы получают питание путем сосания груди или из рожка; в то же время

сосательные движения доставляют удовольствие. Поэтому полость рта – включая

губы, язык и связанные с ними структуры – становится главным средоточием

активности и интереса младенца. Фрейд был убежден в том, что рот остается

важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Даже в зрелости

наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде употребления

жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения, поцелуев и переедания –

всего того, что фрейдисты рассматривают как привязанность либидо к оральной

зоне.

В концепции развития Фрейда удовольствие и сексуальность тесно

переплетаются. В этом контексте сексуальность понимается как состояние

возбуждения, сопровождающее процесс насыщения у младенца. Соответственно,

первыми объектами – источниками удовольствия становятся для него

материнская грудь или рожок, а первым участком тела, где локализовано

наслаждение, вызываемое уменьшением напряжения, является рот. Сосание и

глотание выступают в качестве прототипов каждого акта сексуального

удовлетворения в будущем.

Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью.

Согласно центральной предпосылке психоаналитической теории, все младенцы

испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской

груди или отнятием рожка, потому что это лишает их соответствующего

удовольствия. Чем больше эти трудности, то есть чем сильнее концентрация

либидо на оральной стадии, тем сложнее будет справляться с конфликтами на

следующих стадиях.

В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза

оральной стадии – орально-агрессивная, или орально-садистическая фаза.

Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание

становятся важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной

отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения.

1.2. Анальная стадия

Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается

до третьего года жизни. В течение этого периода маленькие дети получают

значительное удовольствие от задерживания и выталкивания фекалии. Они

постепенно научаются усиливать удовольствие путем отсрочки опорожнения

кишечника (то есть, допуская небольшое давление, вызывающее напряжение в

области прямой кишки и анального сфинктера). Хотя контроль над кишечником и

мочевым пузырем является в основном следствием нервно-мышечной зрелости,

Фрейд был убежден в том, что способ, каким родители или заменяющие их

фигуры приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее

личностное развитие. С самого начала приучения к туалету ребенок должен

учиться разграничивать требования ид (удовольствие от немедленной

дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей

(самостоятельный контроль над экскреторными потребностями). Фрейд

утверждал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало

в анальной стадии.

1.3. Фаллическая стадия

Между тремя и шестью годами интересы ребенка, обусловленные либидо,

сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. Фрейд считает, что

эту стадию лучше всего характеризовать как фаллическую, поскольку в этот

период ребенок либо замечает свой пенис, либо сознает, что у него таковой

отсутствует. На этой стадии дети впервые сознают сексуальные различия.

Фрейд пытается понять напряжение в детском опыте, когда ребенок

чувствует "сексуальное" возбуждение, то есть удовольствие от стимуляции

области гениталий. Это возбуждение связано в уме ребенка с близким

физическим присутствием родителей. Стремление к контакту с ними ребенку

становится все труднее удовлетворять; ребенок борется за интимность,

которая существует между самими родителями. Эта стадия характеризуется

желанием ребенка лечь в постель вместе с родителями и ревностью к вниманию,

которое родители уделяют друг другу, а не ему.

Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд

назвал эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название

комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии

Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего

отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой

чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Хотя Фрейд знал, что

повествование об Эдипе берет начало из греческой мифологии, он в то же

время рассматривал трагедию как символическое описание одного из величайших

человеческих психологических конфликтов. В сущности, этот миф символизирует

неосознанное желание каждого ребенка обладать родителем противоположного

пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Конечно,

обыкновенный ребенок не убивает своего отца и не вступает в половую связь с

матерью, но фрейдисты убеждены в том, что у него есть бессознательное

желание сделать и то, и другое.

В норме эдипов комплекс развивается несколько по-разному у мальчиков и

девочек. Рассмотрим вначале, как он проявляется у мальчиков. Первоначально

объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С

момента рождения она является для него главным источником удовлетворения.

Он хочет обладать своей матерью, хочет выражать свои эротически окрашенные

чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его

наблюдениям, люди более старшего возраста. Так, он может попытаться

соблазнить мать, гордо демонстрируя ей свой половой член. Этот факт говорит

о том, что мальчик стремится играть роль своего отца. В то же время он

воспринимает отца как конкурента, препятствующего его желанию получить

генитальное удовольствие. Отсюда следует, что отец становится его главным

соперником или врагом. В то же время мальчик догадывается о своем более

низком положении по сравнению с отцом (чей половой член больше); он

понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери.

Соперничество влечет за собой страх мальчика, что отец лишит его пениса.

Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца, которую Фрейд назвал

страхом кастрации, заставляет мальчика отказаться от своего стремления к

инцесту с матерью.

В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс

разрешается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные

желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом

(перенимает его черты). Процесс идентификации с отцом, получивший название

идентификации с агрессором, выполняет несколько функций. Во-первых, мальчик

приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей

полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит – быть

мужчиной. Во-вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать

как объект любви заместительным путем, поскольку теперь он обладает теми же

атрибутами, которые мать ценит в отце. Еще более важным аспектом разрешения

эдипова комплекса является то, что мальчик интернализирует родительские

запреты и основные моральные нормы. Это есть специфическое свойство

идентификации, которое, как считал Фрейд, подготавливает почву для развития

суперэго или совести ребенка. То есть суперэго является следствием

разрешения эдипова комплекса.

Версия эдипова комплекса у девочек получила название комплекса Электры.

Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра,

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.