реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Кризис семейных отношений и дети подросткового возраста

Кризис семейных отношений и дети подросткового возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А. ШОЛОХОВА

Дипломная работа

«КРИЗИС СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ДЕТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

Выполнила:

Лебедева Ольга Валерьевна,

студентка

психологического факультета

V года обучения

Научный руководитель:

Чудова Наталья Владимировна,

кандидат психологических

наук,

доцент

Москва 2002

Содержание

Введение…………………………………….………………………….……………………...…3

Глава I. Семейные отношения и их влияние

на развитие личности подростка…..……………………………………....………5

1. Особенности развития личности

в подростковом возрасте ……………………..…………………………………5

2. Влияние семейных отношений

на развитие личности подростка………………….…………………………11

3. Развитие личности подростков

в неполных и смешанных семьях….…………………………………………24

Глава II. Исследование особенностей развития автономии и

индивидуации подростков в неполных и смешанных

семьях………………..32

1. Методика исследования……………….…….………………………………32

2. Анализ исследованных случаев…………..………….……….……….……32

Случай 1………………….………………………………….……………33

Случай 2………………….…………………………………………..…...36

Случай 3………………….……………………………………………….39

Случай 4………………….……………………………………………….42

Случай 5………………….……………………………………………….45

3. Особенности взаимоотношений в

исследуемых семьях и их влияние на развитие

автономии и индивидуации подростков…………………………………..49

Итоги исследования………………………………….………………………..….….…50

Заключение………………………………………………………………...…………….51

Литература………………………………………………………….……………………52

Введение

Данная работа посвящена исследованию особенностей личностного развития

подростков в семьях, переживающих кризис взаимоотношений.

Работа состоит из двух глав и итогов исследования.

В первой главе представлен обзор литературы, посвященной проблемам

развития личности подростков, а также особенностям взаимоотношений в

семьях, переживающих кризис, и влияния этих отношений на детей-подростков.

В качестве важнейшего аспекта развития личности подростка многие авторы –

как классические, так и современные – рассматривают проблему автономии и

индивидуации. Развитие автономии и индивидуации подростка может нарушаться

в условиях кризиса семьи. В частности, у подростков, переживших развод

родителей, может формироваться слишком раннее, чрезмерное стремление к

автономии, независимости от родителей, самостоятельности, что, в свою

очередь, может приводить к дальнейшим конфликтам в семье. Некоторые авторы

отмечают, что подросткам с нездоровой, нефункциональной индивидуацией

свойственны обособленность, уход в себя, импульсивное поведение, отторжение

от семьи и общественных норм и потенциальная склонность к суициду. Также

установлено, что чем меньше в семье происходит конфликтов, тем больше

подростки продвигаются по направлению к психологической зрелости, т.е.

развитию автономии и индивидуации.

На основе анализа литературы была сформулирована следующая гипотеза

исследования. Если обследуемая семья является неполной или смешанной (т.е.

в ней имеется только один родитель либо один из родителей является

приемным) и в семейных отношениях наблюдаются конфликты, то у детей-

подростков из этой семьи будут наблюдаться нарушения в развитии автономии и

индивидуации. Таким образом, задача данного исследования – изучить

особенности развития автономии и индивидуации подростков в неполных и

смешанных семьях, переживающих кризис взаимоотношений.

Вторая глава содержит изложение и обсуждение результатов исследования

особенностей развития автономии и индивидуации подростков в неполных и

смешанных семьях. Исследование проводилось на материале неполных и

смешанных семей, т.е. семей, в которых имеется только один родитель либо

один из родителей является приемным. Всего было изучено 5 семей. Основным

эмпирическим материалом в данной работе служили результаты бесед с

родителями и их детьми, кроме этого проводилось тестирование детей

(использовался детский вариант личностного опросника Р. Кеттела). Были

проанализированы особенности взаимоотношений в обследованных семьях,

влияние семейных отношений на развитие автономии и индивидуации у детей-

подростков, а также выделены общие черты в развитии автономии и

индивидуации подростков.

Основные результаты представлены в итогах исследования (см. стр. 50).

Глава I.

Семейные отношения и их влияние на развитие личности подростка

1. Особенности развития личности в подростковом возрасте.

Многие авторы – как классические, так и современные - в качестве

важнейшей характеристики нормального развития личности рассматривают

развитие автономии и индивидуации подростка, т.е. его независимости от

родителей, самостоятельности и ответственности. Важность данного аспекта

личностного развития подчеркивали еще классические авторы – Э. Фромм, К.

Юнг, А. Адлер, В. Франкл и др. Например, Э. Фромм (199б) считал, что любые

формы человеческой активности должны порождаться самим человеком, а не

гетерономной, внешней по отношению к нему силой; Э. Фромм подчеркивал, что

«продуктивные схемы ориентации и поклонения» формируются при активном

участии самого человека. По мнению К. Юнга (1994), нормальное развитие

личности связано с процессом индивидуации, т.е. самостановления и

самоосуществления человека, когда человек живет сам, свободно и

самостоятельно организуя свою жизнь и неся за нее ответственность,

овладевая влиянием сферы бессознательного. А. Адлер (1995) при описании

цели и процесса психотерапии особенно подчеркивал важность активности

самого человека в формировании собственной нормальной личности.

Установление гармоничного отношения между стремлением к личному

превосходству и чувством общности, по мнению А. Адлера, возможно при

активном, сознательном и разумном участии самого человека. В. Франкл (1990)

считал, что нормальное развитие личности предполагает осознание самим

человеком ответственности за осмысленность своего существования;

осмысленная позиция по отношению к собственной жизни должна формироваться

исключительно самостоятельно.

Ф. Райс и другие современные авторы рассматривают индивидуацию и

автономию как основные составляющие развития личности в подростковом

возрасте. При этом под индивидуацией подразумевается процесс, при котором

подросток постепенно отдаляется от родителей, становясь самостоятельной

личностью. Индивидуация включает в себя процесс самосознания и

самоидентификации среди других. При переходе от детства к зрелости

подросток нуждается в определенной автономии и самоидентичности, чтобы

иметь возможность принять на себя права и обязанности взрослого человека

(Ф. Райс, 2000).

Процесс индивидуации может протекать в здоровой или болезненной форме.

Сравнительное исследование Д. Дениэлс (1990, по Ф. Райсу, 2000) здорового

и нездорового процесса индивидуации показало, что подростки с нормальной

индивидуацией обретают самосознание взрослой личности, оставаясь в то же

время функциональными членами семьи. Также им свойственно осознание

жизненных ценностей и стремление к самостоятельности. Подросткам с

нездоровой, нефункциональной индивидуацией свойственны обособленность, уход

в себя, импульсивное поведение, отторжение от семьи и общественных норм и

потенциальная склонность к суициду.

Автономия понимается Ф. Райсом как независимость, или свобода,

подростка. Автор выделяет два аспекта автономии: поведенческий (обретение

независимости и свободы в той мере, чтобы действовать и принимать решения

самостоятельно, без излишнего руководства извне) и эмоциональный

(освобождение от эмоциональных уз, связывающих ребенка с родителями).

Исследования показывают, что в подростковом возрасте резко возрастает

стремление к поведенческой автономии, причем в определенных ситуациях

подростки упорно добиваются права самостоятельно принимать решения

(например, при выборе стиля одежды или круга общения), но в то же время

охотно подчиняются руководству родителей в серьезных вопросах (например,

касающихся образования). Как пишет Ф. Райс, подростки нуждаются в таких

родителях, которые предоставляют им свободу не сразу и в полном объеме, а

постепенно – по мере того как они учатся пользоваться ею. Подростки хотят

иметь право делать собственный выбор, проявлять свою независимость, спорить

со старшими и нести ответственность за свои слова и поступки, однако полная

свобода им не нужна. Полная свобода, предоставленная слишком быстро, может

восприниматься ребенком как отторжение от семьи; у него может появиться

чувство тревоги, так как он не знает, как воспользоваться этой свободой.

Переход к эмоциональной автономии в подростковом возрасте не столь

драматичен, как к поведенческой, и многое при этом зависит от поведения

родителей. Доминирование родителей и культивирование в ребенке чувства

зависимости от них, вплоть до взрослого возраста, препятствует формированию

социальной зрелости у подростка, который вырастает инфантильным, т.е.

неспособным самостоятельно принимать решения и воспринимать себя как

взрослого и самостоятельного человека. В противоположной ситуации – при

эмоциональном отторжении – подростки не получают никакой эмоциональной

поддержки со стороны родителей. По мнению Ф. Райса, в данном вопросе, как и

во многих других жизненных ситуациях, необходимо найти «золотую середину».

Исследование Olson (1996, по Ф.Райс, 2000) показало, что

«сверхразобщенные» и чересчур тесно связанные семьи «функционируют» хуже,

чем те, что оказались ближе к середине по шкале сплоченности семьи

(«сбалансированные», «уравновешенные» семьи).

Сплоченность семьи характеризует ту степень, в которой ее члены

объединены или, напротив, разобщены. Те семьи, которые располагаются на

противоположных краях шкалы, оценивающей сплоченность, - то есть

построенные на слишком тесных связях или полностью разобщенные, - являются

менее функциональными, чем те, что располагаются примерно на середине

шкалы. Сплоченность семьи наиболее велика, когда дети еще малы, и

постепенно снижается, по мере того как подростки взрослеют и становятся

самостоятельными взрослыми людьми. По мере взросления подростков дистанция

в их отношениях с родителями увеличивается; причем у юношей это происходит

быстрее, чем у девушек.

Таким образом, когда ребенок достигает подросткового возраста, сильная

сплоченность семьи может препятствовать развитию процесса индивидуации у

подростка. Как показывают исследования, самая низкая сплоченность семьи

приходится на период, когда дети достигают переходного возраста. Это

объясняется стремлением подростков к самостоятельности, выработке

собственного стиля жизни, что связано с процессом индивидуации. Также

показано, что, чем старше дети, тем больше дистанция между ними и

родителями; это подтверждает существование у подростков потребности в

самостоятельности и независимости, в собственном жизненном пространстве.

Ларсон и Лоу (1990, по Ф.Райс, 2000) обнаружили, что дистанция в отношениях

между подростками старшего возраста и их родителями примерно на 70% больше

дистанции между родителями и младшими подростками. Ф. Райс делает вывод,

что наибольшая сплоченность в семье должна быть в период, когда дети еще не

достигли переходного возраста. Когда же дети становятся подростками,

близость между членами семьи должна постепенно ослабевать, чтобы

установились сбалансированные отношения, способствующие идентификации

личности подростков и дальнейшему развитию их в полноправных взрослых

людей.

N.J. Cobb (1995) рассматривает достижение автономии как одну из

наиболее важных проблем, встающих перед младшими подростками. Автономия

подразумевает независимость и ответственность за собственные поступки;

большее участие в принятии решений. В процессе перехода от подросткового

возраста к юношескому количество самостоятельно принятых решений постепенно

увеличивается; а количество решений, принятых совместно с родителями или же

только родителями, уменьшается с возрастом. Данные тенденции более ярко

выражены у мальчиков, чем у девочек (Dornbusch, Ritter, Mont-Reynaud, &

Chen, 1990, по N.J. Cobb, 1995).

Как показали Bartle, Anderson & Sabatelli (1989, по N.J. Cobb, 1995),

родительский стиль, в особенности материнский, - крайне важный фактор

формирования автономии у девочек. Для мальчиков же самой важной

детерминантой увеличения независимости является возраст.

Родители могут либо содействовать, либо препятствовать росту автономии

(Pardek & Pardek, 1990, по N.J. Cobb, 1995). В ответ на стремление

подростков получить право голоса и возможность влиять на родительские

решения, касающиеся их, некоторые родители способны перейти к возложению на

своих детей все большей ответственности; другие же негативно реагируют на

стремление подростков к большей автономии. Чем меньше в семье происходит

конфликтов, тем больше подростки продвигаются по направлению к

психологической зрелости (Gavazzi & Sabatelli, 1990, по N.J. Cobb, 1995).

Как пишет N.J. Cobb (1995), в процессе индивидуации подростки должны

избавиться от одного из самых крупных достижений своего детства: им

предстоит «разобрать и построить заново психологическую структуру, в

которой они пребывали в детском возрасте». Поскольку дети младшего возраста

некритично воспринимают взгляды и способы поведения своих родителей,

подросткам необходимо провести переоценку усвоенных убеждений и ценностей,

чтобы разобраться, какие из них в действительности принадлежат подростку, а

какие – его родителям. Автор предполагает, что опора на своих родителей –

это единственный способ для ребенка почувствовать в себе силы для

самостоятельной деятельности и исследования мира. То, что было усвоено в

детстве и обеспечивало автономию ребенка в этом возрасте, должно быть

преодолено подростком ради дальнейшего развития, и этот процесс носит

название индивидуации (Josselson, 1980, 1988, по N.J. Cobb, 1995).

Warner (1980, по N.J. Cobb, 1995) считает, что процесс индивидуации

развивается, когда подростки самостоятельно принимают решения, а затем

«продолжают жить с последствиями этих решений», причем самое важное

решение, с принятием которого сталкиваются все подростки, связано с тем,

кто, собственно, будет принимать решения. Данный процесс подразумевает

обучение в реальных жизненных ситуациях: подростки обучаются, действуя и

ощущая на себе последствия собственных действий. Им предстоит сделать

открытие того, что «ты – единственный, кто может принимать решения в твоей

жизни, и что больше некого винить или хвалить кроме самого себя». А чтобы

понять это, подростки должны быть готовы расстаться со своими старыми

убеждениями.

В процессе индивидуации подростки пытаются сохранить чувство

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.