реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта

Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта

Министерство образования Российской Федерации

___________________________________________________

Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А.

Шолохова

Кафедра социальной и педагогической психологии

Дипломная работа

Гончар Н.В.

"Критерии оценки уровня продуктивности

коммуникативной деятельности

психолога-консультанта".

Курс 5/5, очно-заочное отделение

Научный руководитель:

Смирнова Г.Е., доцент кафедры

социальной и педагогической

психологии

Москва – 2002

Оглавление.

Введение______________________________________3

Глава 1. Анализ основных подходов к исследованию коммуникативной

деятельности психолога-консультанта.

__________________________________________________7

1.1. Многообразие подходов к проблеме психологии

общения.__________________________________________7

1.2. Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта.

Теоретический анализ модели идеального психолога-

консультанта.__________________14

1.3. Взгляды на структуру психологического консультирования разных

авторов.___________________29

Глава 2. Эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности

уровня коммуникативной деятельности психолога-

консультанта.________________37

2.1. Обоснование замысла исследования__________37

2.2. Организация и ход исследования_____________38

2.3. Результаты исследования и их обсуждение____40

2.4. Выводы__________________________________44

Заключение___________________________________47

Литература___________________________________49

Приложения__________________________________52

Введение.

В связи с расширением сферы услуг в области практической психологии

актуальной является проблема качества профессиональной подготовки

практического психолога. Работа посвящена профессиональной деятельности

психолога-консультанта, изучению его коммуникативных способностей,

поскольку именно процессы коммуникации, общения (эти процессы будут

подробно рассмотрены в теоретической части данной работы) являются ведущими

и во многом определяют успешность психологической консультативной

деятельности.

Практика сегодняшнего дня такова, что существует множество научных

психологических изданий, в которых исследуются личностные особенности

психолога-консультанта, критерии эффективности практической работы

психодиагноста, рассматриваются проблемы эффективности психологической

коррекции, а также консультативной работы практического психолога (Г.С.

Абрамова, Ю.Б.Алешина, Р.С. Немов, Е.И. Рогов и др.), однако остается

нераскрытым вопрос определения критериев оценки уровня продуктивности

коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Актуальность темы

нашего исследования также определяется тем, что критерий дает возможность

регулирования, в данном случае коррекции и развития уровня коммуникативных

способностей как у студентов психологического факультета, так и у

работающих психологов. Критерии оценки коммуникативной деятельности

позволяют облегчить и сделать более точным отбор абитуриентов на факультет

психологии.

Исходя из вышеизложенного, нами была определена цель: изучить и

обобщить критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности

психолога-консультанта.

В качестве объекта исследования выступает профессиональная

коммуникативная деятельность психолога-консультанта. Предметом исследования

является влияние психологических средств общения с клиентом на успешность

достижения целей консультирования.

В исследовании была выдвинута гипотеза: критерии оценки уровня

продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта могут

быть выявлены посредством изучения и обобщения, имеющихся в опубликованных

научных исследованиях данных, а также путем анализа специально

разработанных анкет, на которые отвечали продуктивно работающие психологи-

консультанты (независимые эксперты), студенты первого и пятого курса МГОПУ

им. Шолохова вечернего отделения факультета психологии.

Для проверки данной гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. Провести анализ основных подходов к исследованию коммуникативной

деятельности психолога-консультанта

2. Рассмотреть особенности профессиональной деятельности психолога-

консультанта, сформулировать понятие продуктивной деятельности.

3. Сформулировать понятие коммуникативной компетентности.

4. Рассмотреть общее и различия во взглядах на процесс

психологического консультирования у разных авторов.

5. Теоретически изучить, обобщить и обосновать перечень возможных

критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности

психолога-консультанта.

6. Разработать анкету для изучения возможных критериев оценки

продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта

7. Провести сравнительный анализ полученных данных

8. Обобщить результаты теоретического исследования и эмпирических

данных и вывести критерии оценки продуктивности коммуникативной

деятельности психолога-консультанта

Реализация поставленных задач и проверка выдвинутой гипотезы

исследования осуществлялись с помощью методов:

. моделирования (составление и теоретический анализ модели

"идеального" психолога – эталона),

. анкетирования, направленного на эмпирическое исследование критериев

оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-

консультанта

. метода экспертных оценок, где независимыми экспертами выступают

практикующие психологи, которые отвечают на вопросы анкеты

. беседы

. интервью

Обработка результатов эксперимента проводилась при

помощи метода математической статистики.

В эксперименте принимали участие: продуктивно

консультирующие профессиональные психологи (14 человек), а также студенты-

выпускники факультета психологии МГОПУ пятого курса вечернего отделения (38

человек), обучающиеся по специальности "психолог-консультант", студенты

МГОПУ первого курса вечернего отделения (35 человек)

Новизна и теоретическая значимость данной работы в

том, что в результате эмпирического исследования построена модель критериев

оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-

консультанта.

Практическая значимость работы заключается в следующем:

1. Полученные критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной

деятельности психолога-консультанта позволяют определить

направления профилактической и коррекционной работы с практикующими

специалистами с целью предотвращения коммуникативной вялости и

развития коммуникативной компетентности в процессе профессиональной

деятельности.

2. Полученные результаты могут использоваться при отборе абитуриентов,

поступающих на факультет психологии, а также для развития и

коррекции коммуникативных умений студентов психологического

факультета.

Глава 1.

Анализ основных подходов к исследованию коммуникативной деятельности

психолога.

1.1. Многообразие подходов к проблеме психологии общения.

Жизнь человека в группе и обществе невозможно представить без общения.

Проблему психологии общения разрабатывали выдающиеся наши психологи

Л.С.Выготский, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев и др. Так, с точки зрения

Л.С.Выготского, одного из основоположников советской психологии, в процессе

индивидуального развития первичны такие формы человеческого общения, как

взаимодействие 2-х индивидов, отношения диалога, спора и т.д. (14).

Существуют различные теории общения и среди них – теория Зигмунда

Фрейда, основанная на убеждении, что в процессе взаимодействия людей

воспроизводится их детский опыт. Согласно Фрейду, в различных жизненных

ситуациях мы применяем понятия, усвоенные в раннем детстве. Мы склонны с

уважением относиться к человеку, облеченному властью, например к начальнику

– нам он напоминает кого-то из родителей. Джордж Хоуманс считает, что люди

общаются друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные

вознаграждения и затраты. Эта теория обмена проливает некоторый свет на то,

почему люди ведут себя с другими так или иначе, но этим не исчерпывается

весь процесс межличностного общения. Другая теория предложена Джорджем

Гербертом Мидом. Он считал, что мы реагируем не только на поступки других

людей, но и на их намерения. Когда знакомый подмигивает, интересует, что он

подразумевает: стремится поухаживать, вместе посмеяться над шуткой, не

исключено, что он просто страдает нервным тиком. Мы разгадываем намерения

других людей, анализируя их поступки и опираясь на свой прошлый опыт. Такой

процесс сложен, но он проявляется почти во всех взаимоотношениях с другими

людьми. Мы способны на это, потому что с детства приучены придавать

значение предметам, действиям, событиям. Когда мы придаем значение чему-то,

оно становится символом. Вытянутая рука может символизировать приветствие,

мольбу о помощи или нападение. Лишь придав жесту значение, мы можем на него

реагировать – пожать руку другому человеку, крепко схватить ее или

удалиться. На нас воздействует не только действие, но и намерение.

Гарольд Гарфинкель считает, что общение регулируется правилами

взаимодействия между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то

сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно

прекратить разговор и т.д. Определенные стереотипы воздействуют на людей

назависимо от того, какое значение они им придают. Подчиненный и начальник

могут договориться о правилах, регулирующих их взаимодействие; возможно,

иногда подчиненный может указать начальнику, что следует делать. Но

существует определенный предел: это тот момент, когда подчиненный стремится

поменяться местами со своим начальником. (47)

Множество теорий обуславливается многообразием человеческого общения и

многообразием подходов к проблеме психологии общения.

Чтобы разобраться в механизме акта коммуникации, его разбивают на

составляющие компоненты и анализируют каждый в отдельности.

Вспомним Аристотеля, его представления о коммуникации можно

представить в виде схемы:

ОРАТОР-РЕЧЬ-АУДИТОРИЯ (СЛУШАТЕЛЬ).

И эта триада, правда, в несколько ином звучании, - "коммуникатор –

сообщение – коммуникант", - присутствует во всех последующих моделях

коммуникации, составляя ядро всех моделей.

Интересная модель коммуникации была предложена в 30-е годы Г.

Лассуэлом, который выделил пять наиболее значимых компонентов процесса

коммуникации:

Кто говорит? – Что сообщает? – Кому? – По какому каналу? – С каким

эффектом?

Отвечая на каждый из этих вопросов, мы и составим себе представление о

конкретном коммуникационном процессе. (44)

Поскольку целью нашей работы является обобщить критерии оценки уровня

продуктивности коммуникативной деятельности, необходимо прояснить понятие

критерия. Критерий – это признак, на основании которого производится

оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки (49). Для

психолога-консультанта одним из таких критериев является умение

ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные

особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать и

реализовывать адекватные способы общения с ними.

А.А. Вербицкий под ПВК (профессионально важные качества), которые

могут быть также критериями, понимает способности субъекта, включенные в

процесс деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по таким

параметрам, как производительность, качество и надежность. Они определяют

возможности человека в профессиональной деятельности, пригодности к ней

(9).

По уровням овладения профессиональной, в нашем случае коммуникативной

деятельности выделяют:

. первоначальные умения, представляющие собой осознание цели действия

и поиск способов ее выполнения, когда ярко выражен характер проб и

ошибок;

. частично умелую деятельность, которая характеризуется овладением

умениями в выполнении отдельных приемов, операций, уточнением

необходимой системы знаний, сформированностью специфических для

данных действий навыков, появлением творческих элементов

деятельности;

. умелую деятельнсть как творческое использование знаний и навыков с

осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств

ее достижения (на уровне тактики деятельности);

. мастерство как овладение умениями на уровне стратегии деятельности,

творческого использования различных умений (технологий) (25).

Различение умений по уровням овладения актуально,

так как содержание психолого-консультативной

работы дифференцируется в зависимости от выявленного уровня

сформированности коммуникативных умений у психолога-консультанта.

В профессии психолога важнейшее значение имеет коммуникативная

компетентность, умение в процессе общения устанавливать контакт, активно

взаимодействовать, т.е. получать обратную связь. Понятие коммуникация

происходит от латинского communicatio, communico – делаю общим, связываюсь,

общаюсь. Таким образом, коммуникация - передача информации по каналу связи.

Общение – это процесс обмена информацией как в речевой форме (вербально),

так и невербально, т.е. посредством мимики, контакта глаз, непроизвольных

жестов. Общение выступает как один из видов коммуникации.

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его

структуру. В отечественной социальной психологии структура общения

характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон:

коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона

общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет

накопления каждым запаса знаний. Интерактивная сторона заключается в

организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене

не только знаниями, идеями, но и действиями. Здесь проявляется их

способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои

действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или

недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии

личности. Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия

людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств.

Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения

являются идентификация, рефлексия и стереотипизация.

Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их

единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей,

а также в процессе психологической консультации.

Выделим 3 функции общения:

. познавательная

. коммуникативная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.