реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Криминальная субкультура

Криминальная субкультура

СПбГУ

Юридический факультет.

Санкт-Петербург, 2002.

План.

1. Ведение…………………………………………………………………………стр.3

2. Криминальная субкультура и её

содержание…………………………………………………………………….стр.6

3. История возникновения и проникновения татуировок в преступный

мир…………………………стр.16

4. Заключение……………………………………………………………….стр.24

5. Список использованной литературы…….стр.25

Введение.

Современное российское общество в последнее десятилетие оказалось под

сильным давлением криминальных группировок. Это произошло в силу ряда

причин. Главной из них является глубокий социально-экономический кризис,

поразивший российское общество. Кроме того, в результате деятельности

исполнительной власти в России криминальный мир получил возможность

распространить свое влияние на широкую сферу социально-экономической

деятельности.

Основной областью, куда устремились преступные элементы, стала экономика.

Возможность крупномасштабного и безнаказанного разворовывания

государственной собственности привела к созданию широких региональных

преступных сообществ, куда были включены коррумпированные чиновники и

связанный с преступным миром директорат. В результате произошло укрепление

преступности в высшей страте российского общества.

В советском обществе преступное сообщество существовало как бы параллельно

советскому и в значительной степени автономно. Эта автономность выделяется,

прежде всего, по криминальным нормам, ценностям, атрибутике - блатному

языку, татуировкам и т.д. Преступные элементы сами стремились к ограничению

своих связей с обществом для того, чтобы не допустить размывания своей

субкультуры и идеологии. Совершенно иная ситуация сложилась в 90-е годы.

Приобретя значительное богатство, преступный мир получил реальный шанс

добиться политической власти. Его включение в жизнь гражданского общества

имеет еще и массовый характер. Причем эта массовость несет на себе не

характер адаптации к гражданской жизни, а выступает как включение

преступного сообщества в общественную жизнь полноправным членом. В этой

деятельности преступность пытается опираться на имеющийся багаж собственной

идеологии. Она сложилась на основе субкультуры преступного мира. Таким

образом, криминальное сообщество включилось в легальную социально-

экономическую деятельность не только в лице своих представителей, но и со

своей криминальной культурой.

Особенностью сложившейся ситуации является то, что преступность проникла в

высшие слои российского общества. Отсюда и значительное влияние, которое

она оказывает на общественные отношения. Властвующие группировки стали

формировать систему отношений совместно с высшими слоями преступного

сообщества, заставляя основную часть населения следовать в фарватере этих

отношений и ориентироваться на них как на образец, поскольку только такая

ориентация позволяет определенным индивидам рассчитывать на успех в новой

социальной реальности или же удачно приспособиться к ней. Реально

проследить влияние криминальной субкультуры можно через проникновение

терминов блатного языка в повседневную речь. Блатной жаргон все больше и

больше используется в повседневной речи. Если в советском обществе

преступную субкультуру поддерживала широко разветвленная пенитенциарная

система, то в постсоветском пространстве она вышла далеко за ее пределы и

легализовалась. В этой связи вероятнее всего надобность в ритуалах и

татуировках как элементе закрепления индивидов в преступном сообществе

будет элиминироваться. Другое дело, когда речь идет о языке. Символы языка

наиболее полно включают человека в культурное пространство его

жизнедеятельности. Язык является основным инструментом социализации.

Особое значение приобретает речь. Глубокий кризис российского общества

сократил пространство письменной культуры как основы социализации до уровня

групп интеллигенции и учащейся молодежи. Для большинства населения такой

основой стал язык СМИ, впитавший в себя значительную часть «блатного

языка». Таким образом, криминальная субкультура получила дополнительную

возможность для укрепления и распространения в обществе через блатную речь,

становящуюся частью разговорного языка. Конечно, речью ее можно называть

лишь условно, поскольку она передает только характер межличностных

отношений, профессиональные термины преступных специальностей и общее

отрицательное отношение к проявлению положительных человеческих чувств,

доверчивости, порядочности, совести, любви и т.д. и не несет в себе

никакого позитивного начала. Следование имеющимся образцам речи в

повседневной деятельности порождает соответствующие поведенческие

стереотипы, тем более что деятельность высшей страты и всего крупного

предпринимательства связана с носителями криминальной субкультуры.

Криминальная субкультура и её содержание.

Основным фактором взаимной криминализации в криминальных группах

является криминальная субкультура. Для её обозначения применяются также

другие термины, такие как: «вторая жизнь»; «социально-негативные групповые

явления»; асоциальная субкультура».

Считается, что в начале криминальная субкультура возникла в закрытых

исправительных учреждениях, а затем распространилась за их пределами,

захватив значительную часть подростково-юношеской популяции, прежде всего

трудовых и педагогически трудных подростков. Которые, кстати и составляют

позднее основную массу осужденных «первоходков». Криминальная субкультура

блокирует и извращает воспитательные действия педагогов и окружающих,

разрушает внутриколлективные отношения, замещая коллективистские отношения

отношениями круговой поруки, коллетивизм – клановостью, товарищество –

лжетовариществом, оправдывает и поощряет преступное поведение и преступный

образ жизни.

Криминальная субкультура, как и любая другая культура по сути своей

носит агрессивный характер. Она вторгается в культуру официальную,

взламывая её, девальвируя её ценности и нормы, насаждая в ней свои правила,

атрибутику. Известно, что носителем культуры является язык. Взять наш

«великий и могучий русский язык». На сегодняшний день он оказался весь

пронизан терминологией уголовного жаргона, на котором охотно говорят как

подростки, так и представители власти, депутаты государственной думы. А

ведь утрата чистоты национального языка – серьезнейший симптом нарастания

процесса глубокой криминализации общества. Особо важно подчеркнуть, что эта

криминализация в первую очередь затрагивает подрастающее поколение, как

наиболее активную в криминальном отношении часть общества и наиболее чуткую

по своим возрастным особенностям к языковым инновациям.

Носителями криминальной субкультуры являются криминальные группы, а

персонально – рецидивисты. Они аккумулируют, пройдя через тюрьмы и колонии,

устойчивый преступный опыт, «воровские законы», а затем передают его

другим. Здесь можно говорить о трех психологических механизмах

воспроизводства преступности. Первый – персонализированный, когда

преступник рецидивист из числа взрослых и опытных берет «шефство» или

«наставничество» над конкретным индивидуумом. Второй механизм через

криминализацию всего населения, приобщая его к уголовному языку, приучая

мыслить криминальными категориями. Третий психологический механизм - через

криминальную группу, которую укрепляют криминальная субкультура своими

нормами и ценностями, способствует длительному её существованию. Поскольку

криминальные группы по всей стране и с зарубежьем связаны многочисленными

каналами («дорогами», «трассами»), постольку это и способствует

универсализации, типизации норм и ценностей криминальной субкультуры,

быстроте её распространения. Можно еще выделить четвертый путь

распространения криминальной субкультуры, когда лидеры преступных

группировок специально отбирают талантливых людей и на различных базах

готовят из них боевиков, террористов, будущих лидеров преступного мира.

Итак, под криминальной субкультурой понимается совокупность духовных

и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих деятельность

криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности,

криминальной активности и мобильности, преемственности поколений

правонарушителей. Основу криминальной субкультуры составляют чуждые

гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, различные ритуалы

объединившихся в группы преступников. В них в искаженном и извращенном

виде отражены возрастные и другие социально-групповые особенности

населения. Её социальный вред заключается в том, что она уродливо

социализирует личность, стимулирует перерастание возрастной, экономической,

национальной оппозиции в криминальную, именно потому и является

мощнейшим механизмом воспроизводства преступности.

Криминальная субкультура отличается от обычной культуры криминальным

содержанием норм, регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы

между собой и с посторонними для группы лицами. Они прямо, непосредственно

и жестко регулируют криминальную деятельность, преступный образ жизни внося

в них определенный порядок. В ней отчетливо прослеживается:

- Резко выраженная враждебность по отношению к общепринятым нормам и

криминальное содержание субкультуры;

- внутренняя связь с уголовными традициями;

- скрытность от непосвященных;

- наличие целого набора строго регламентированных в групповом

сознании атрибутов;

- попрание прав личности, выражающееся в агрессивном, жестком и

циничном отношении к «чужим» слабы и беззащитным;

- отсутствие чувства сострадания к людям, в том числе и к «своим»;

- нечестность и двуличное отношение к «чужим»;

- паразитизм, эксплуатация «низов», глумление над ними;

- обесценивание результатов человеческого труда, выражающееся в

вандализме;

- неуважение прав собственников, выражающееся в кражах и хищениях;

- поощрение циничного отношения к женщине и половой распущенности;

- поощрение низменных инстинктов и любых форм асоциального

поведения.

Привлекательность криминальной субкультуры состоит в том, что её

ценности формируются с учетом факторов перечисленных ниже:

- наличие широкого поля деятельности и возможностей для

самоутверждения и компенсации неудач, постигших в человека в

обществе;

- сам процесс криминальной деятельности, включающий в себя риск,

экстремальные ситуации и окрашенный налетом ложной романтики,

таинственности и необычности;

- снятие всех моральных ограничений;

- отсутствие запретов на любую информацию и, прежде всего, на

интимную.

В отличие от законопослушных социальных групп в криминальных группах

социально-психологическая стратификация закрепляется социальной

стигматизацией (социальное клеймение). Это означает, что статус, роль и

функции личности в группе отражаются в знаках, вещественных атрибутах и

способах размещения индивидуума в пространстве, занимаемом криминальной

группой. Таким образом, в криминальных сообществах действую определенные

«знаки различия», «читая» которые, можно точно определить «кто есть кто».

Средствами социальной стигматизации в криминальных группах являются:

- татуировки, в которых с помощью надписей, рисунков, условных

знаков, аббревиатур отражается опыт человека в криминальной среде,

степени его авторитета, притязания и ожидания;

- клички по степени благозвучности, возвышенности, которых можно

судить о положении личности в криминальном сообществе;

- система вещественных атрибутов, к которым относятся носильная

одежда и обувь, личные вещи, пища и тому подобное.

- размещение человека в пространстве (по спальным местам и так

далее).

Криминальная субкультура, представляя собой целостную культуру

преступного мира, с ростом преступности все более расслаивается на ряд

подсистем (субкультура воровская, тюремная, рэкетиров, проституток,

мошенников, теневиков) противостоящих официальной культуре. Степень

сформированности криминальной субкультуры, её влияние на личность и группу

бывает различной. Она может встречаться в виде отдельных, не связанных друг

с другом элементов; может получать определённое оформление (её «законы»

играют роль в регуляции поведения личности и группы); наконец она может

доминировать в данном заведении (микрорайоне, населенном пункте), полностью

подчиняя своему влиянию как криминогенный контингент так и законопослушных

людей.

Эмпирические признаки криминальной субкультуры. Для определения

сформированности и действенности криминальной субкультуры необходимо

наличие следующих критериев:

1. Признаки, характеризующие межгрупповые отношения и групповую

иерархию.

1. Наличие в учреждении (населенном пункте, микрорайоне)

враждующих между собой группировок и конфликтов между ними.

2. Жесткая групповая стратификация с делением людей на «чужих» и

«своих», а «своих» на касты.

3. Наличие многообразных привилегий для «элиты» и различных табу.

4. Распространенность ритуалов «прописки» новичков.

2. Признаки, характеризующие отношение к слабым, «низам» и

«отверженным».

1. Факт появления «отверженных» («неприкасаемых»).

2. Клеймение вещей и предметов которыми должны пользоваться

только «неприкасаемые».

3. Подверженность «низов» поборам и вымогательству.

4. Распространенность специальных способов снижения статуса:

мужеложство, «вафлерства», «парафина», стирки носков и др.

5. Распространенность симуляции болезней и членовредительства

среди «низов».

3. Признаки, характеризующие отношение к режиму и воспитательной

работе.

1. Групповые нарушения режима учреждения и групповые

неповиновения

2. Групповые побеги, уходы из дома, бродяжничество (для

подростков)

3. Уклонение «авторитетов» от работ

4. Отказ от работы в официальном активе или двурушничество.

5. Проявление актов вандализма.

4. Признаки, характеризующие способы проведения свободного

времени.

1. Распространенность азартных игр

2. Распространенность тюремных способов проведения досуга,

тюремной лирики и тюремных поделок.

3. Групповое употребление токсичных и наркотических веществ,

распространенность чифироварения.

5. Признаки, характеризующие способы общения, опознания и связи.

1. Распространенность кличек как средства стигматизации.

2. Распространенность татуировок как знаковой системы общения,

опознания «своих» и стигматизации.

3. Распространенность уголовного жаргона и других способов

общения, принятых в уголовной среде.

Криминальная субкультура включает в себя субъективные человеческие

силы и способности, реализуемые в групповой криминальной деятельности

(знания, умения, профессионально-преступные навыки и привычки, этические

взгляды, эстетические потребности, мировоззрение, формы и способы

обогащения, способы разрешения конфликтов, управления преступными

сообществами, криминальную мифологию, привилегии для «элиты», предпочтения,

вкусы и способы проведения досуга, формы отношений к «своим», «чужим»,

лицам противоположного пола и тому подобное) предметные результаты

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.