реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Контрольная работа

Контрольная работа

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Санкт-Петербургская государственная

инженерно-экономическая академия

Кафедра управления трудовыми и социальными процессами.

Контрольное задание

по дисциплине «Психология и педагогика»

Выполнил студент(ка)

гр.

Первого курса заочного

отд.

Факультет

Санкт-Петербург

2002

Вопрос №6. Представление и воображение. Придумайте (найдите в жизни,

подберите из литературы) пример на тему «Представление воображения».

Представление – образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе

их припоминания или продуктивного воображения. Представления возникают в

отсутствие относящихся к ним объектов, они обычно менее ярки и менее

детальны, чем, например, восприятия, но в то же время более схематизированы

и обобщены: в них отражаются наиболее характерные наглядные особенности,

свойственные целому классу сходных объектов. Однако степень обобщенности в

представлении может быть разной; в связи с этим различают единичные и общие

представления: единичные представления более индивидуальны и конкретны по

свой наглядности, чем общие, но в единичных представлениях содержится

известное обобщение, поскольку они являются суммированными образами многих

восприятий отдельных объектов. В этом заключается важная познавательная

роль представлений как переходной ступени от восприятия к абстрактно-

логическому мышлению.

Различают представления памяти и представления воображения.

Представления памяти – воспроизведенные образы воспринятых ранее предметов

и явлений. Физиологическая основа представлений памяти – повторное

возбуждение в головном мозге тех систем временных связей, которые возникли

при восприятии каких-либо объектов и актуализируются вновь под воздействием

не этих самих объектов, а других раздражителей, связанных с ними в прошлом

опыте, или же под воздействием отдельных элементов тех же самых объектов.

В процессе своего сохранения и воспроизведения представления памяти

подвергаются значительным изменениям, выражающимся в сглаживании

особенностей воспринятого раньше объекта и его уподоблении другим сходным с

ним объектам или, напротив, в усилении своеобразия данного объекта, в

подчеркивании его специфических признаков. Такие изменения в представлениях

памяти совершаются как непроизвольно, в силу взаимодействия образов, так и

под влиянием произвольной деятельности – при мысленном анализе и синтезе с

выделением в образах общих и специфических особенностей предметов.

Переконструирование образов может приводить к возникновению новых образов –

представлений воображения.

Воображение – универсальная человеческая способность к построению новых

целостных образов действительности путем переработки содержания

сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-

смыслового опыта. Воображение – это способ овладения человеком сферой

возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный

характер.

Воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете

(или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само

это понятие (а схема получит отчетливое, реализуемое в конкретном материале

выражение). Содержание будущей мысли (способ его построения, заданный через

схему действий) фиксируется воображением в виде некоторой существенной,

всеобщей тенденции развития целостного объекта.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или

менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения

реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого.

Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого

поиска.

Основная тенденция памяти – возобновление образов в максимальном

приближении к эталону, т.е. в конечном счете, приближение к точной копии

ситуации, имевшей когда-то место в поведении, или объекта, который был

воспринят, понят, осознан. Основная тенденция воображения – преобразование

представлений (образов), обеспечивающее, в конечном счете, создание модели

ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. И та, и другая тенденции

являются относительными: мы узнаем своего знакомого и через много лет, хотя

его черты, одежда, даже голос заметно изменились, и точно так же в любом

новом образе, созданном фантазией, проступают черты известного.

Что касается примеров на тему «Представление воображения», то мне

кажется, что их в жизни можно найти предостаточно. Например, очень частая

ситуация, когда человек очень хочет свой собственный дом. И он рисует в

воображении картинку, каким должен быть его дом. Человек видит на этой

картинке, из чего он построен, сколько у него этажей, чем отделан дом. Т.е.

человек «видит» свой дом.

Или можно привести такой пример. Наверное, у каждого человека в жизни

был такой период, когда он очень хотел влюбиться, иметь рядом близкого

человека, который впоследствии мог бы стать и супругом. И, наверное, каждый

человек представлял своего желаемого супруга. Он представлял человека с

определенной внешностью, определенными душевными качествами, ведущего себя

так, как хотелось бы ему. Т.е. опять же человек рисует картинку в своем

воображении, на которой видит своего будущего избранника.

Или такой пример. Деятельность модельера, конструктора одежды требует

большого воображения. И, мне кажется, что перед тем, как нарисовать модель

на листе бумаги, модельер рисует ее в своем воображении. Он представляет

какая она будет, из какого материала, какого цвета, как эта модель будет

смотреться на человеке. И только затем это представление переносится на

бумагу, а затем и в жизнь.

Но, наверное, самый простой пример, когда человек представляет, как

будут развиваться те или иные события в его жизни.

Вопрос №13. В разделе «Психология личности» разные авторы рассматривают

«набор» черт или свойств (качеств) личности. С какой структурой личности вы

бы согласились. Дайте обоснование. Или у вас есть мнение о возможности

создания какой-то новой конструкции?

Основным признаком любой теории личности являются структурные концепции,

имеющие дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди

демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время. Эти стабильные

характеристики выполняют роль основных строительных блоков человеческой

психики. В этом смысле они аналогичны таким понятиям, как атомы и клетки в

естественных науках. Однако структурные концепции строго гипотетичны по

своей природе. Их невозможно увидеть под микроскопом, как, например,

нейроны мозга.

Для объяснения того, что представляют собой люди, персонологи предложили

некую мозаику, составленную из концепций. Один из наиболее популярных

примеров структурных концепций – это концепция черт личности. Черта

рассматривается как устойчивое качество или склонность человека вести себя

определенным образом в разнообразных ситуациях. Распространенные примеры

черт личности – импульсивность, честность, чувствительность и робость.

Олпорт, Кеттелл, Айзенк, трое ведущих авторитетов в области изучения черт

личности, полагали, что структуру личности лучше всего схематически

представить в терминах гипотетических качеств, лежащих в основе поведения.

На другом уровне анализа структура личности может быть описана при

помощи концепции типа личности. Тип личности описывается в виде

совокупности множества различных черт, образующей самостоятельную категорию

с четко очерченными границами. По сравнению с концепциями, имеющими дело с

чертами личности, подобные концепции подразумевают более постоянные и более

обобщенные поведенческие характеристики. Поскольку люди наделены многими

чертами, выраженными в разной степени, их обычно описывают как

принадлежащих к тому или иному типу. Например, Карл Густав Юнг

придерживался мнения, что люди разделяются на две категории: интровертов и

экстравертов. С этой точки зрения любая личность – непременно либо одно,

либо другое.

Теории личности различаются в зависимости от концепций, используемых при

описании структуры личности. Некоторые теоретики выдвигают в высшей степени

сложные и тщательно разработанные построения, множество составных частей

которых связаны друг с другом множеством путей. Предложенное Фрейдом

разделение личности на три уровня – ид, эго и суперэго является

иллюстрацией необычайно сложного описания структуры и ее организации.

Другие теоретики, наоборот предлагают более просто организованные системы,

с ограниченным набором составных частей и малым количеством связей между

ними. Примером может служить концепция личностных конструктов, предложенная

выдающимся теоретиком когнитивной психологии Джорджем Келли для объяснения

относительно постоянных измерений структуры личности.

Любой подход к личности, если он претендует на полезность, должен так

или иначе рассматривать вопрос: что представляют собой стабильные,

неизменные аспекты поведения человека. Проблема структуры и, что более

важно, природа ее организации и влияние на функционирование индивидуума

является ключевым моментом во всех теориях личности.

Из большого числа структур личности, торий личности я бы согласился со

структурой личности К. Г. Юнга. Для начала, я думаю, следует обозначить

основные моменты его теории, его структуры личности.

Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности)

состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: Эго, личного

бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент

psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения,

благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем

себя людьми. Благодаря Эго мы способны видеть результаты своей обычной

сознательной деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые

когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те

чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть

отмеченными в сознании. Юнг сделал упор на том, что личное бессознательное

содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей,

чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного

опыта или из родового, наследственного опыта. Однажды сформировавшись,

комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение.

И, наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в

структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным.

Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов

памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены

мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся

результатом нашего общего эмоционального прошлого.

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из

мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально,

«первичных моделей»). Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые

предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события

определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы

как таковые, а скорее именно предрасполагающие факторы, под влиянием

которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия,

мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной

здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и

поведенчески на конкретные ситуации – например, при неожиданном

столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или

смертью.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть

неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга

уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Персона (от латинского слова «persona», обозначающего «маска») – это

наше публичное лицо, то есть то, как мы предъявляем себя в отношениях с

другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем

в соответствии с социальными требованиями.

В противоположность той роли, которую выполняет в нашем приспособлении к

окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную,

дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально

неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и

страсти. Но в то же время, Юнг рассматривал тень как источник жизненной

силы, спонтанности и творческого начала в жизни человека.

В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной

андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в

мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус –

внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона.

Самость – наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет

собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все

другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек

ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга

развитие самости – это главная цель человеческой жизни.

Из многих существующих на сегодняшний день структур личности я выделил

именно эту потому, что она наиболее точно, на мой взгляд, отражает основные

элементы личности. Я согласен с определением Эго: в нем представлено все,

что мы осознаем. И согласен с определением личного бессознательного: это

хранилище подавленного из сознания материала, а также скоплений связанных

между собой мыслей и чувств, называемых комплексами. Выше я указывал на то,

что, по мнению Юнга, комплексы могут оказывать влияние на поведение

человека. Я также разделяю это положение, ведь очень часто человек в

похожих по своей сути ситуациях действует одним и тем же образом, но при

ближайшем рассмотрении не может объяснить для себя, откуда этот самый

способ реагирования. Например, человек с комплексом власти может

расходовать значительное количество психической энергии на деятельность,

прямо или символически связанную с темой власти.

Что касается коллективного бессознательного и его архетипов, то я не

могу не согласиться, например, с определением персоны. Ведь у человека

существует множество социальных ролей, которые он проигрывает в

соответствии с общественными ожиданиями. В одной ситуации хороша одна роль,

в другой ситуации – другая. Персона, по сути, нужна нам, чтобы лучше ладить

с другими людьми. Также и тень, которая скрывается за персоной. Наверное,

каждый человек имеет какие-то качества, которые он скрывает от чужих глаз

или даже от себя самого, имеет что-то, что неприятно иметь (какие-то

аморальные мысли и страсти).

Юнг указывает на такие архетипы, как анима и анимус. Я согласен с этими

архетипами хотя бы потому, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и

мужские, и женские гормоны. И в каждом человеке можно встретить качества,

которые присущи противоположному полу. Например, издавна считается, что

женщина должна быть слабой и покорной, но в жизни мы очень часто можем

встретить очень сильных и волевых женщин, т.е. с признанными обществом

мужскими чертами характера. Также, и наоборот, мужчина может быть слабым и

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.