реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Конспект лекций по Основам психотерапии

Конспект лекций по Основам психотерапии

Основы психотерапии

Лекции.

(Прочитаны на факультете психологии Санкт-Петербургского Государственного

Университета осенью 2002 года профессором Исуриной)

Основные понятия.

1.1. Определение.

Психотерапия – около 500 определений – система лечебных воздействий на

психику и через психику на организм человека.

Определения медицинские – жестко привязывают психотерапию к медицине

(лечение, здоровье).

Определения психологические – основные понятия: межличностное

взаимодействие, неадекватные эмоции, конфликты и т. д.

- Психотерапия –

персонализированная техника, которая представляет собой нечто среднее между

познавательным процессом, который в отличие от любого другого ставит

человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями, и

техникой планируемых изменений отношений чувств и поведения человека.

- Психотерапия –

целенаправленное упорядочивание нарушенной деятельности организма

психологическими средствами.

1.2. Психотерапевтическое вмешательство (интервенция)-

- вид воздействия, характеризуемое определенными целями и средствами.

Может обозначать как общую стратегию поведения (психологическая

интервенция), так и отдельные приемы (разъяснения).

Виды вмешательств в медицине:

1. фармакологические

2. хирургические

3. физикальные (физиотерапия)

4. психотерапия (психологические)

Виды вмешательства в психологии (области распространения

экспансии в психологии):

1. педагого-психологическая

2. организационная психология

3. клинико-психологическая

Таким образом, психотерапевтическое вмешательство фактически клинико-

психологическое вмешательство.

1.3. Клинико-психологическое вмешательство.

Характеристики:

1. Выбор средств – методы – те психологические средства, которые использует

психолог или психотерапевт, реализуются в контексте взаимоотношений:

А) беседа

Б) тренинг

В) межличностное взаимодействие

2. Функции:

А) профилактика А) и Г) психол. консультирование

Б) лечение

В) реабилитация Б) и В) психотерапия

Г) развитие

3. Целевая ориентация процесса на расширение позитивных изменений (могут

быть близкие цели и отдаленные).

4. Теоретическая обоснованность.

Понятия о норме и патологии в рамках каждой теории.

5. Эмпирическая проверка.

Исследование эффективности. Исследования Граве показали высокую

эффективность психоанализа и поведенческой психотерапии.

Исследования эффективности:

- репрезентативная выборка

- исследования до и после терапии с участием конкретной группы

(лечившиеся определенным методом и нелечившиеся совсем)

- катамнестическое исследование (исследование после лечения: ближний

катамнез – 6 месяцев; дальний катамнез – 3-5, 10-20 лет)

- независимый исследователь эффективности

6. Профессиональные действия

Интервенции должны осуществляться в профессиональных рамках и

профессионалами.

Пункты 4,5,6 – отличают клинико-психологические интервенции от средне

психологических воздействий.

1.4. Психологическая коррекция.

Возникла в связи с необходимостью узаконить занятия психотерапией не

медиками, но по сути одно и то же. Были попытки (Куликов) определить

специфику термина – психокоррекция – это профилактика:

- первичная профилактика – профилактика заболевания

- вторичная профилактика – профилактика рецидива болезни

- третичная – профилактика инвалюризации

1.5. Психологическое консультирование.

Вид клинико-психологического вмешательства.

В общем виде – профилактическая помощь человеку/группе людей в поиске путей

решения трудной ситуации.

3 подхода:

1). Проблемно-ориентированное консультирование – анализ сущности и внешних

причин проблемы и поиски путей разрешения ситуации.

2). Личностно-ориентированное консультирование – анализ внутренних причин

проблемы и поиски путей предотвращения ситуаций в будущем.

3). Ресурсно-ориентированное консультирование – выявление ресурсов решения

проблемы.

| Психотерапия | Психологическое консультирование |

| | |

|1.средства воздействия и |методы |

|психологические; широкий арсенал средств|психологические; преимущественное |

| |средство – предоставление информации |

| | |

| | |

|2. цели |изменений |

|расширение позитивных |лучшее использование собственных |

|достижение более глубинных изменений |ресурсов и улучшение качества жизни |

| | |

|3. функции |развитие и профилактика |

|лечение и реабилитация |обоснованность |

|4. теоретическая |теоретическая психология |

|теоретическая психология | |

Дополнительные различия

| психотерапия | Психологическое консультирование |

| | |

|5. место |изменений |

|изменения непосредственно в процессе |анализируется сущность проблемы, а |

|психотерапии, что является сущностью |изменения происходят после окончания |

|психотерапевтического процесса |консультирования |

|6. степень самостоятельности | |

|сопровождение психотерапевта |клиента |

|7. продолжительность |самостоятельность |

|не менее 15 сеансов |воздействия |

| |1 –5 консультаций |

1.6. Понятие метода психотерапии.

4 уровня использования термина методов (Алексанрович):

1. – методы как конкретные методические приемы или техники (гипноз, беседа,

релаксация)

2. – методы, определяющие условия протекания психотерапии и оптимизирующие

процесс (стационарные, семейные).

3. – методы в значении основного инструмента психотерапевтического

воздействия (психотерапевт, группа).

4. – методы в значении психотерапевтических интервенций.

1.7. Интердисциплинарный характер психотерапии.

- С одной стороны медицина, с другой – психология.

- Смыкание с той областью медицины, с которой имеем дело.

1.8. Личностный подход.

Важнейший принцип медицины и психотерапии.

Реализуется в трех ипостасях:

1. изучение личности больного, закономерностей развития, специфики

нарушений для использования в психотерапии.

2. Учет личностных особенностей при использовании любых

психотерапевтических техник

3. Ориентация психотерапевтического процесса на личностные изменения.

1.9. Общие факторы психотерапии.

В каждой психотерапии они выступают в своей роли и имеют свое значение.

Психотерапия предполагает рассмотрение трех характеристик:

1. пациент

2. терапевт

3. процесс

Вопросы:

1. что общего происходит с пациентом при применении разных техник

2. что общего в поведении психотерапевта независимо от его теоретических

представлений

3. общие этапы вне зависимости от парадигмы.

Пациент.

- обращение к сфере эмоциональных отношений (работа с эмоциями

пациента в любой психотерапии)

- формирование самопонимания, принимаемого и пациентом, и

психотерапевтом (пациент понимает себя, терапевт корригирует

понимание).

- предоставление и получение информации (от клиента, от терапевта).

- Укрепление веры больного в выздоровление

- Накопление положительного опыта

- Облегчение выхода эмоций

Терапевт.

- целевая ориентация терапевта на достижение позитивных изменений

- внимание к взаимоотношениям пациент/терапевт.

- Сочетание принципов: «там и тогда» и «здесь и теперь»

Процесс.

- установление оптимального контакта, вовлечение пациента в

сотрудничество, создание мотивации в психотерапии

- прояснение причин и механизмов в формировании симптомов и развития

эмоциональных и поведенческих нарушений – понимания пациента и

терапевта должны быть одинаковы

- определение психотерапевтических мишеней

- применение определенных методов и техник, направленных на изменения

- закрепление достигнутых результатов

- окончание курса психотерапии (зависимость пациента от

психотерапевта)

1.10. Показания к психотерапии.

- удельный вес психотерапии определяется ролью психологического

фактора этиопатогенезе болезни

- показания определяются последствиями определенного заболевания

(смена социального статуса, физическая ограниченность, понижение

самооценки…)

Личность.

Центральная проблема современной психотерапии.

Психология личности пытается с позиций науки объяснить поведение человека.

Наука о личности – персонология.

Олпорт осуществил анализ существующих определений личности:

1. – биосоциальные и биофизические определения личности

а – личность определяется реакцией на нее окружающих людей

(скорее бытовое значение)

б – исключительно качества и характеристики личности

2. - через перечисления

3. – подчеркивается интегрирующая и организационная функция личности

4. – отмечается роль личности в регуляции поведения

5. – отождествляют личность с уникальными или индивидуальными свойствами

6. – личность рассматривается как сущность человека

Теории личности отвечают на вопрос: что такое люди, почему они себя так

ведут.

Теории личности выполняют функции:

- объяснение

- предсказание

Что влияет на теории личности:

- клинические наблюдения

- гештальтистская традиция (изучение фрагментов не может привести к

пониманию целого)

- традиции научения, экспериментальная психология

- психолого-метрическая традиция (измерение и изучение индивидуальных

различий)

Компоненты теорий личности.

1. структура личности (например, черты личности)

2. проблема мотивации (фокусируется на изменяющихся аспектах человека)

Объяснение мотивации:

- редукционистическая модель – по Фрейду – поведение направлено на

снятие напряжения

- модель компетенции – стремление человека получить новый опыт с

целью наслаждения или самоактуализации

Маслоу признавал обе модели мотивации на разных уровнях.

3. проблемы развития личности.

Как мотивационные аспекты меняются с возрастом.

- стадийная модель развития (Фрейд, Эриксон)

- роль взаимоотношений между ребенком и взрослым (Роджерс)

4. психопатология.

Почему люди оказываются не в состоянии справиться с жизненными ситуациями.

5. проблема психического здоровья – критерии психического здоровья

Из чего складывается психическое благополучие.

Фрейд: способность работать и испытывать удовлетворение социальными

межличностными отношениями.

Бандура: способность удовлетворять требованиям жизни, самоэффективность.

Маслоу: важен сдвиг с примитивных потребностей на высшие. – в изменения

личности при психотерапевтическом воздействии.

Критерии оценки теорий личности:

- верифицируемость (проверяемость)

- эвристическая ценность (способность продуцировать новые

исследования)

- внутренняя согласованность

- экономичность (более простые и четкие объяснения предпочтительнее)

- широта охвата (разнообразие феноменов, включенных в теорию)

- функциональная значимость (может ли теория помочь решать людям

проблемы)

Какие вопросы обязательно решают теории личности:

- свобода / детерминизм

- рациональность / иррациональность (в какой степени разум оказывает

влияние на человека)

- хализм (целостность – поведение можно объяснить только подходя к

человеку как к целому) / элементаризм (можно объяснить только

изучая каждый элемент в отдельности)

- конституционализм (проблема биологического) / инвайронментализм

(проблема социального)

Что такое личность: проблема влияния среды или социальных факторов.

- изменяемость / неизменяемость (человек способен меняться на

протяжении жизни)

- субъективность / объективность

Что более влияет на поведение человека: субъективный мир человека или

внешние обстоятельства.

- проактивность / реактивность

Обусловлено ли поведение внутренними факторами или только серия реакций на

внешние стимулы. Люди совершают поступки или просто реагируют.

- гомеостаз / гетеростаз (имеют отношение к мотивации – понижение

напряжения или развитие)

- познаваемость / непознаваемость

Невроз.

Заболевание психогенное – обусловлено психологическими факторами.

- Невроз –

понимается как психогенное нервно-психическое расстройство, возникающее в

результате действия факторов психической природы и проявляющееся в

специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

- Психогения –

заболевание, где прослеживается связь между ситуацией, личностью и

болезнью.

- возникновение заболевания связано с психически травмирующей

ситуацией и её субъективаной неразрешенностью

- динамика клинического состояния в определенной степени совпадает с

динамикой психически травмирующей ситуации (ситуация накаляется –

симптоматика нарастает)

- симптомы невроза по сути дела – патологическая фиксация аффективной

реакции, в которой находят отражение основные потребности и

стремления личности.

Развитие невроза (схема Мясищева)

Нарушение системы отношений

!

внутренний конфликт

!

межличностный конфликт

!

нервно-психические нарушения

!

функциональная реорганизация личности

физиологический уровень

психологический уровень

(развитие симптоматики)

(нарушение ф…онирования)

Существует позитивная и негативная диагностика неврозов:

Позитивная – выделяем признаки, характерные именно для этого заболевания –

выявление психологических причин заболевания;

Негативная – исключаем органическую основу – если нет органических

нарушений, а орган болит, следовательно – невроз, в основе медицинские

методы исследования.

Основные психопатологические синдромы неврозов.

1. Астенический синдром (нервно-психологическая слабость):

- нарушения памяти внимания, понижение работоспособности

- головные боли

- нарушения сна

1 стадия – гиперстеническая (повышенная возбудимость)

2 стадия – раздражающая слабость

3 стадия – гипостеническая (вялость, отсутствие аппетита)

2. Обессивный синдром (навязчивость, одержимость):

Внезапно появляющиеся чувства, мысли, представления в данный момент

противоречащие ситуации

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.