реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Компьютерная психодиагностика

Компьютерная психодиагностика

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ УКРАІНИ

ДНІПРОПЕТРОВСЬКИЙ ДЕРЖАВНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГІІ ТА СОЦІОЛОГІІ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГІІ ТА АНГЛІЙСЬКОІ МОВИ

КУРСОВА РОБОТА

КОМПЬЮТЕРНА ПСИХОДІАГНОСТИКА

Виконавець, студент

Керівник роботи

3 курса гр. ДА-95-1

Доцент, кандидат

психологічних наук

НОВІКОВ А.М.

САМОШКІНА Л.М.

Дніпропетровськ

1998

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………. 3

I. Компьютерная психодиагностика

1. История понятия. Синтез клинического и экспериментального методов…… 4

2. Классификация методик………………………………………………………… 6

3. Возможности компьютера……………………………………………………… 14

A. Автоматизация………………………………………………………………. 14

B. Новые эксперименты ……………………………………………………….. 15

a) Адаптивное тестирование………………………………………………. 15

b) Время - фактор тестировании…………………………………………… 16

c) Мультимедиа системы…………………………………………………... 17

d) Игровые мотивации……………………………………………………… 17

C. Новые технологии…………………………………………………………… 18

a) Базы данных……………………………………………………………… 18

b) Анализ данных…………………………………………………………… 18

c) Интеллектуальные системы…………………………………………….. 19

Вывод…………………………………………………………………………………….. 21

Литература………………………………………………………………………………. 22

Введение

Психологическая диагностика, являясь неотъемлемой составной частью

психологической науки, в настоящее время решительно вышла за рамки

собственно научных исследований, став инструментом целенаправленной

практической деятельности психологов, врачей, педагогов, социологов и

других специалистов в области "человековедения". Последнее обстоятельство

связано со многими факторами, среди которых, прежде всего, следует отметить

необходимость квалификации и самооценки функциональных состояний,

личностных свойств и поведенческих характеристик в связи с развитием и

широким внедрением психотерапии в клинической и профилактической медицине,

оценкой прогноза обучаемости и психологической коррекции в сфере

образования, практикой профотбора и профориентации.

Специальный класс задач представляет комплексное использование методов

психологической диагностики, главным образом, стандартизованных (тестовых)

методик в связи с обследованием контингентов лиц (подчас весьма

значительных), проживающих и работающих в зонах экологических катастроф и

"горячих точках", сложных климатогеографических, этно-социальных и

экономических условиях с учетом миграции населения, потерей жизненных

ориентиров, занятости, родственных связей и т.п. Отмеченные обстоятельства,

также как и чрезвычайные ситуации, неизбежно приводят к дезадаптации

различной степени выраженности.

Профилактика и коррекция предболезненных и болезненных нарушений

требует адекватной оценки роли психических (психологических) факторов,

многомерной психологической диагностики, которая в современных условиях

невозможна без компьютеризации психодиагностического процесса и создания

"банка" информации на основе интеграции различных подходов: клинических,

медико- и социально – психологических, психолого-педагогических и

т.п.Однако, несмотря на столь большой спрос данной области знаний, многими

отмечается вполне обоснованная неудовлетворенность тем обстоятельством,

что отсутствует общедоступное методическое пособие или краткое руководство

в этой области.

Целью данной работы является исследование развития и актуального

положения компьютерной психодиагностики, основанное на многочисленных, но

большей частью разрозненных описаниях совместной деятельности медицинских

психологов, специалистов по анализу данных, искусственному интеллекту и

программистов. Гипотезой такого исследования является постулирование

автором возможности качественно нового, структурно организованного подхода

к рассматриваемой теме. Компьютерная психодиагностика, как объект

исследования, здесь выступает в виде элементов теории и технологии

применения персональных компьютеров в психологической диагностике, как

области прикладной психологии.

В процессе изложения материала следует выделить задачи, прежде всего

описания исторического появления понятия компьютерной психодиагностики, а

также рассмотрения использования компьютера в психодиагностическом

эксперименте, как инструмента целенаправленного познания личности. То есть

систематически рассмотреть возможности новых информационных технологий,

методические требования, предъявляемые к ним психодиагностикой, их

сочетание, а также оценить перспективы их развития.

Синтез клинического и экспериментального методов в прикладной

психологии на основе компьютерных технологий

В истоках научной психодиагностики лежит клинико-психологический метод.

Этот метод предполагает свободное неформальное получение и анализ любой

доступной информации о человеке в контексте всего, что известно психологу

не только из профессионального, но и житейского опыта. Этот метод вместе с

экспериментально-психологическим, по существу, решает основные задачи

диагностики. Если рассматривать клинико-психологический метод и его

соотношение с эксперименталъно-психологическим, то можно видеть, что

экспериментально-психологические методики, по существу, моделируют клинико-

психологический метод в его отдельных сторонах и фрагментах. Моделирование

это осуществляется в форме как бы описания деятельности опытного врача или

психолога, использующего клинико-психологический метод. Такое описание на

нестрогом языке научных метафор можно назвать "программой", "алгоритмом". С

помощью этого описания психодиагностическая деятельность, положенная в его

основу, может быть воспроизведена другими специалистами с той или иной

степенью однозначности, полноты деятельности. Вместе с тем, следуют

подчеркнуть, что потенциально высокая детальность описания внутреннего мира

другого человека тесно связана с потенциально низкой его надежностью и

объективностью.

При широкой практической деятельности клинических психологов в среднем

можно получить больше надежной психодиагностической информации, если

заведомо идти на меньшую степень детальности описания личности, что и

достигается с помощью эксперимепталыю-психологических методик.

Первым шагом в направлении стандартизации и формализации

психодиагностической деятельности клинического психолога является

стандартизация предъявляемых стимулов, а вторым – стандартизация получаемых

ответов. При этом сохраняется нестандартный и неформальный характер методов

анализа и интерпретации. [6,14]

Следующим шагом является переход от патопсихологического метода к

собственно тестовому. При этом формализация и нарастает и распространяется

не только на стимулы и ответы, но и на анализ получаемых данных и даже на

их интерпретацию. Психологический тест может интерпретироваться как самая

полная символическая модель деятельности клинического психолога,

представленная в форме ее "программы" ("алгоритма"). При этом сама

"программа" выполняется с помощью другого человека. В этом смысле можно

отметить, что психологические тесты опередили время, родившись

преждевременно. Они возникли как "программы" получения и обработки

информации еще при отсутствии компьютеров. Объективно психологические тесты

"ждали" появления компьютеров. Однако так как и разработка диагностических

правил, и их реализация проводились в условиях, когда компьютеры еще не

существовали, то ограниченность вычислительных возможностей, памяти и

быстродействия человека вынуждали обращаться лишь к самым простейшим

алгоритмам распознавания образов. Поэтому существенно важные задачи

распознания, которые психолог должен решать в тестовом психодиагностическом

заключении, решаются им на основе нестрогого, неформального,

"невычислительного", во многом интуитивного мышления.

При появлении психологических тестов они понимались, прежде всего, по

аналогии с измерительными приборами физического эксперимента, то есть как

математический аппарат теории измерений.

Результат обработки данных психологического исследования

представляется, как правило, набором числовых шкальных оценок, которые

графически выражаются в виде "профиля". После этого осуществляется переход

к психологическому заключению с переводом числовых результатов на

психологический язык. Именно этот переход на завершающем этапе тестирования

представляет собой немоделируемый в психологических тестах "человеческий

остаток" клинико-психологического метода исследования.

Логическая и вычислительная мощь, а также огромные память,

быстродействие и надежность компьютеров позволяют понять, что форма

психологических тестов во многом по контрасту с компьютерами определена

ограниченными возможностями человека как "моделирующего устройства".

Ограничения в человеческой психике выступали и выступают как ограничения

тестового метода в психологии, понимаемого как моделирование деятельности

одного специалиста другим.

Компьютеры позволяют моделировать клинико-психологические исследования,

проводимые специалистом с помощью не другого человека, а технических

средств. Учитывая непрерывно возрастающие возможности компьютеров в

вычислениях, логических операциях, памяти, быстродействии, можно отметить,

что те ограничения, которые существовали в методологическом аппарате

психологических тестов и были связаны с ограниченными возможностями

человека, снимаются.

Уже сейчас отчетливо выявляется прогрессивная эволюция компьютерной

психодиагностики. На первых этапах компьютеры использовались для вычисления

шкальных оценок и специальных числовых индексов, а также графического

представления "профилей". Стала доступной текстовая интерпретация

результатов тестирования, т.е. собственно психодиагностическое заключение.

Однако первые варианты интерпретации носили существенно схематический

характер, использовали простейшие логические процедуры перехода от числовых

оценок к психологическим характеристикам.

Компьютерные версии тестов могут быть полезны в работе, как начинающих,

так и опытных психологов, врачей, педагогов и других специалистов. Для

начинающих может иметь существенное значение сокращение времени обучения

работе с психологическим тестом.

Компьютерная программа освобождает обучающегося от необходимости

запоминать большой объём информации по проведению эксперимента и анализу

данных, по крайней мере, в формализованной их части. Таким образом,

психолог может существенно быстрее начинать работать с осваиваемым тестом

на некотором гарантированном уровне качества этой работы. Безусловно, при

небольшом опыте работы с тестом вероятность ошибок будет меньше при

использовании компьютерной версии теста. По мере нарастания личного опыта

психолога сложности интерпретации получаемых данных могут сначала

приближаться по уровню к компьютерной интерпретации, а затем, возможно, и

превосходить этот уровень. Однако следует учитывать, что сделать это не

просто, так как компьютерная программа, с правило, аккумулирует опыт

высококвалифицированных специалистов, участвовавших в создании программы.

[9,69]

Психологам, имеющим большой опыт психодиагностической работы,

использование компьютеров позволяет избавиться от рутинной части работы с

тестом, такой как подсчет сырых оценок, перевод их в шкальные, подсчет

индексов, построение графиков ("профилей") и проч. Кроме того, такой

психолог может рассматривать результаты компьютерного тестирования как

предварительные и может осуществлять дополнительный анализ и интеграцию по

своему усмотрению, руководствуясь логикой и задачами исследования. Важно

отметить, что компьютер существенно облегчает возможность качественного, а

не только количественного анализа получаемых данных. Так, компьютер делает

легко доступным просмотр ответов на интересующие психолога вопросы.

Компьютер сам может отбирать и группировать вопросы и ответы тематическим

критериям. Таким образом, при психологической психодиагностике психолог

может ознакомиться с содержанием ответов испытуемого в существенно большей

степени, нежели при тестировании, проводимом без компьютера. Кроме того,

компьютер позволяет легко получать временные характеристики реакций

испытуемого на предъявляемые ему стимулы и легко анализировать эти

характеристики. Например, могут быть выделены те вопросы, ответы на которые

потребовали наибольшего времени по сравнению с другими вопросами, что

потенциально может свидетельствовать об их большем личностном значении для

испытуемого.

Преимуществом компьютерной психодиагностики является возможность, с

одной стороны, после проведения тестирования напечатать протокол

исследования и психодиагностическое заключение для истории болезни или

другой документации, а с другой стороны, поместить эти данные в

компьютерный банк данных для последующего их использования, в частности как

справочного материала для статистического анализа и т.д.

При компьютерной психодиагностике значительно понижается вероятность

ошибок, связанных с человеческим фактором: психо-эмоциональным состоянием

экспериментатора, большей или меньшей его заинтересованностью в результатах

исследования и т.п. Гарантируемая при компьютерной психодиагностике

абсолютная беспристрастность имеет особое значение в ситуациях экспертизы.

Не менее важным является то, что автоматизация психодиагностики

позволяет проводить массовые обследования, связанные с задачами

медицинского скрининга, профотбора и т.д.

Именно появление компьютеров открыло широкую перспективу для наиболее

адекватной реализации существующих тестовых моделей психодиагностики и путь

к построению все более полных "моделей" деятельности клинического

психолога, в пределе, по сути приближающиеся к "оригиналу" (клинико-

психологическому методу).

Таким образом, внедрение компьютеров в психодиагностику в принципе

снимает противоречие между клинико-психологическим методом и родственным

ему патопсихологическим экспериментом, с одной стороны, и тестовым методом

психодиагностики, с другой, сохраняя в то же время все существующие

достоинства тестового подхода: объективность, меньшую зависимость от

субъективных особенностей экспериментатора, надежность и аккумуляцию

коллективного профессионального опыта клинических психологов.

Классификация психодиагностических методик

Психодиагностика характеризуются широким спектром методических

подходов. Многообразие этих подходов обусловливает существование различных

систем классификации психодиагностических тестов.

С позиций формального анализа классификацию целесообразно строить на

сравнительно самостоятельных элементах психодиагностического эксперимента,

отражающих его внешнюю сторону. К ним относятся воздействие на испытуемого

в ходе эксперимента (стимулы), ответы (отклики) испытуемого на это

воздействие и операции с информацией, рожденной реакциями испытуемого на

стимулы. Соответственно, основанием для классификации психодиагностических

методик могут служить различные сочетания форм тестовых заданий со

способами реагирования испытуемых, дополненные характеристиками процедур

обработки экспериментальных данных.

В таблице 1 представлены формы тестовых заданий психодиагностических

методик. В этой таблице все виды стимулов разделены на вербальные и

невербальные. В свою очередь, среди вербальных вычленяются

стандартизированные и индивидуально-ориентированные стимулы, а невербальные

включают в себя статические и динамические стимулы. Вербальные стимулы —

это вопросы, утверждения и задания, выраженные словами.

Стандартизированные стимулы являются одинаковыми для всех испытуемых, в то

время как индивидуально ориентированные подбираются персонально для каждого

испытуемого. Невербальные стимулы — это картинки, фигуры, значки, пятна и

т.п. Кроме того, невербальные стимулы могут обращаться к сфере не только

зрительного восприятия, а и других чувств (слух, осязание, обоняние, вкус).

Параметры статических невербальных стимулов постоянны во Времени, а у

динамических объектов могут изменяться форма, цвет, высота тона звука и

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.