реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Коммуникативный аспект общения. Вербальное и невербальное общение

Коммуникативный аспект общения. Вербальное и невербальное общение

КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ ОБЩЕНИЯ. ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ.

ПЛАН

Введение 3

1. Психологическая обратная связь. 4

2. Коммуникативные барьеры. 4

3. Феномены межличностного влияния. 5

4. Средства коммуникации. 7

4.1. Вербальная коммуникация. 7

4.2. Невербальная коммуникация. 9

Заключение 13

Список использованной литературы 14

Введение.

Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые

существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами

взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и

воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое

восприятие, называют коммуникативными. Главной задачей межличностной

коммуникации выступает достижение социальной общности. При этом

индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия

сохраняются. Поэтому социальная общность, достигаемая, например, в толпе

при панике, коммуникацией не является, поскольку в данном случае происходит

деперсонализация личности, и человек на какое-то время утрачивает некоторые

свои черты, растворяясь в общей людной массе и подчиняясь её законам.

В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как

социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями,

идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к

другому посредством знаковых систем. Социологический аспект понимания

коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального

и духовного мира. Поэтому данное понятие часто употребляется применительно

к многообразным средствам массовой передачи информации (средства массовой

коммуникации). Их широкое распространение и влияние почти на каждого

человека, так или иначе связанного с цивилизацией, породили понятие общего

информационного поля, в котором живут современные люди. Как массовый

процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение

информации посредством технических средств связи среди огромных

рассредоточенных аудиторий, воздействуя на оценки, мнения и поведение

людей. Как межиндивидный процесс коммуникация определяет смысловое поле

конкретных взаимодействующих субъектов.

Функция коммуникации проявляется в передаче и принятии информации.

Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку

информационные процессы в современном мире определяют значительную часть

жизнедеятельности человека. Человек, передающий информацию, называется

коммуникатором, человек, воспринимающий её, - реципиентом. В процессе

взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку функции

передачи и восприятия информации переходят от одного к другому. Существуют

и такие ситуации взаимодействия, когда данные функции жёстко закреплены за

субъектами в течение определённого времени, например у преподавателя, и

слушателей на лекции.

Для анализа коммуникативного аспекта общения часто используется

теория информации, получившая распространение в ряде наук. Изначально

теория информации была разработана в связи с потребностями развития техники

связи. Позднее схемы анализа информационных процессов были использованы при

изучении непосредственного общения людей. Если в технических средствах

связи информация только передаётся и принимается, то в реальных процессах

человеческого общения она ещё и формируется. Общение выступает своеобразным

катализатором мышления человека и его активности.

Информационный обмен – глобальное явление нашей жизни, выходящее за

пределы простого человеческого общения. Специфика межличностного

информационного обмена определяется наличием процесса психологической

обратной связи, возникновением коммуникативных барьеров, появлением

феноменов межличностного влияния, существованием различных уровней передачи

информации, влиянием пространства и времени на передачу содержания

информации.

1. Психологическая обратная связь.

Сущность процесса психологической обратной связи состоит в

необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое

понимание обсуждаемых вопросов во время общения. Когда человек получает

информацию, он ее, прежде всего, интерпретирует. Интерпретация зависит не

только от самой информации, но и от индивидуального опыта воспринимающего,

его знаний, общего уровня развития. В зависимости от множества причин люди

весьма по-разному воспринимают одно и то же сообщение. Более того, они

могут дать совершенно противоположные оценки одному и тому же явлению, по-

разному осмысляя его. Поэтому продуктивное общение сопровождается обычно

уточнениями, некоторыми психологическими стимулами отрицательного или

положительного характера, например поддакиванием или нахмуриванием бровей.

Отсутствие психологических стимулов свидетельствует о том, что контакт

нарушен.

Психологическая обратная связь столь важна для человека, вступающего

в общение, что её прерывание воспринимается как наказание на субъективном

уровне восприятия. Педагогические концепции, базирующиеся на принципах

бихевиоризма, включают в себя представления о прерывании психологической

обратной связи как одной их самых действенных мер влияния на ребёнка.

2. Коммуникативные барьеры.

Наличие коммуникативных барьеров также характеризует специфику

межличностного общения. Коммуникативный барьер – это психологическое

препятствие, возникающее на пути передачи адекватной информации. В

современной социальной психологии выделяют различные типы коммуникативных

барьеров. Один из них – барьер непонимания: фонетический, семантический,

стилистический, логический и другие. Такие барьеры возникают в связи с

различными знаковыми средствами передачи сообщения. Самый простой пример

фонетического барьера – непонимание двух человек, говорящих на разных

языках.

Семантический барьер возникает, когда люди по каким-то причинам не

понимают смысла сказанного. Пример – филолог слышит узкопрофессиональный

разговор двух математиков. Вряд ли он поймёт, о чём идёт речь. Такой же

барьер возникает между родителями и детьми-подростками, если последние

говорят с использованием жаргона.

Семантический барьер может возникать между людьми, являющимися

носителями различных субкультур внутри господствующей культуры, они

определяют стиль жизни и мышления её носителей. Чаще всего выделяют

субкультуры молодёжи, представителей различных профессиональных групп,

преступников (делинквентные субкультуры), детские субкультуры и так далее.

Профессиональные, делинквентные и детские субкультуры наиболее специфичны в

любом обществе. Каждая субкультура имеет свой, отличный от других

специфический язык, который может иметь огромное значение не только для

обмена информацией в своей среде, но и для способа самоопределения и даже

выживания, как это происходит, например, в преступной среде.

Стилистический барьер определяется разностью стиля подачи информации.

Стили определяются обычно функциональной асимметрией головного мозга

человека как особым феноменом специфичности левого и правого полушарий по

отношении к различным психическим функциям. Доминирование одного из

полушарий может определять характерные трудности в восприятии и переработке

информации, а несовпадение типов доминантности партнёров и приводит к

возникновению стилистического барьера в процессе общения.

При доминировании логического стиля субъект перерабатывает и излагает

информацию последовательно, не пропуская ни одного звена из цепи

рассуждений. Чрезмерное пристрастие к деталям и уточнениям не даёт

возможности носителю логического стиля оперативно принимать решения, а

рациональность, холодность и эмоциональная сухость мешают ему устанавливать

контакты с разными лицами. Но в ситуациях, которые заранее известны и не

требуют принятия новых решений такие люди вполне успешны. При доминировании

экспрессивного стиля субъект проявляет себя как эмоциональный,

импульсивный, ориентированный на мнение окружающих, способный к

сопереживанию и обладающий хорошей интуицией. Такой человек может очень

легко привлечь внимание к своим словам и без труда установить контакт с

другим. Однако чрезмерная экзальтированность и некоторая разбросанность

мыслей может оттолкнуть от него людей, обладающих другим стилем. Наиболее

оптимальным выступает смешанный стиль, в котором присутствует как

логическое видение проблемы, так и её экспрессивное восприятие и

интерпретация.

При несогласии коммуникаторов по поводу приводимых доводов возникает

логический барьер. Он неизбежен, если взаимодействующие стороны имеют

разные представления о существенных основаниях суждения.

Выделяют также барьеры социально-культурных различий: социальные,

политические, религиозные, профессиональные и другие. Социальные барьеры

определяются принадлежностью субъектов взаимодействия к разным социальным

слоям общества. Политические барьеры возникают при разной идеологии и

разных представлениях о структуре и смысле власти. Религиозные определяются

тем, насколько толерантной является сама религия по отношению к

представителям другой веры.

Барьеры отношений возникают, когда во взаимодействие вмешиваются

негативные чувства и эмоции. Если взаимодействующие стороны испытывают

чувство симпатии по отношению друг к другу, то такие барьеры не

появляются.

3. Феномены межличностного влияния.

Наряду с существованием барьеров коммуникации и психологической

обратной связи важной особенностью межличностного общения является наличие

возможностей появления феноменов межличностного влияния, к которым

относятся: внушение, заражение, убеждение. Внушение рассматривается как

один из наиболее сложных феноменов. Особенность его проявляется в том, что

процесс воздействия на психическую сферу человека осуществляется

посредством некритического восприятия информации. Обязательным условием

внушения выступает отсутствие логического анализа и активного понимания

информации, которая воспринимается как абсолютно верная без доказательств.

Чаще внушение осуществляется, если человек, находясь в расслабленном

состоянии, слышит сообщение от другого. Тот, кто передаёт информацию,

должен быть полностью уверен в правоте своего высказывания, только тогда он

может внушающе подействовать на реципиента. Чем авторитетнее коммуникатор,

тем в большей степени он способен внушающе действовать на реципиента.

Особенно это заметно в процессе воспитания и обучения.

Внушение может быть целенаправленным и нецеленаправленным. При

непреднамеренным внушении влияние осуществляется как бы случайно, но на

самом деле оно определяется достаточно устойчивыми и твёрдыми взглядами

внушающего.

В процессе внушения возбуждается неосознаваемая психическая

активность индивида. Информация должна быть усвоена в расслабленном

состоянии покоя, усталости, перед сном, в гипнотическом сне и так далее.

Отсутствие осмысления и понимания обеспечивает восприятие информации,

поступающей через внушение, как безусловную данность. Уверенность,

систематичность, эмоциональная окрашенность внушения предопределяет

побуждения человека, ощущения, представления, поступки и эмоциональные

состояния, которые сохраняются достаточно долго и оказывают влияние на

многие аспекты его жизнедеятельности. Используя закономерности внушающего

влияния информации, специалисты по организации рекламы стремятся влиять на

выбор потребителя через императивное, систематическое и позитивное

ориентированное информирование о том или ином товаре, либо услуге. При этом

реклама крайне редко обращается к таким механизмам влияния как убеждение.

Если внушение ориентировано на подсознательный уровень психических

процессов человека, то убеждение связано с вполне осознанными процессами

понимания и восприятия информации. Убеждают при помощи логики,

доказательств, демонстрации значений обсуждаемых явлений. Чтобы убедить,

необходимо раскрыть смысл явления в том аспекте, который будет более всего

значим для субъекта взаимодействия.

Психологическое заражение – особый способ влияния, который описывают

обычно в связи с психическим состоянием больших социальных групп при

панике. Сущность психологического заражения в том, что эмоциональное

состояние коммуникатора неосознанно воспринимается реципиентом настолько

сильно, что его собственное психическое состояние становится тождественным

психическому состоянию коммуникатора. Существуют люди, способные

психологически заражать окружающих с большой лёгкостью. Они достаточно

высоко ценятся в определённых профессиональных кругах и видах деятельности,

ориентированных на восприятие людей: в среде артистов, учителей,

телеведущих и так далее.

При обычной межличностной коммуникации мы можем заметить сочетание

различных видов влияния. Тем не менее, многие люди стремятся влиять на

собеседника тем или иным способом, который можно обозначить как

доминирующий. Доминирование определяется ведущим эго-состоянием человека в

данный момент. Преобладание убеждения осуществляется в эго-состоянии

«взрослый»; заражения – в эго-состоянии «ребёнок»; внушения – в эго-

состоянии «родитель».

Специфика межличностной коммуникации определяется также и наличием

различных каналов восприятия и передачи информации. Наиболее важными среди

них являются субъективные каналы восприятия и передачи информации. Люди

воспринимают и отражают окружающий мир посредством своих органов чувств.

Выделяют аудиальный (доминирует слух), визуальный (доминирует зрение)

и кинестетический (доминирует ощущение) субъективные каналы восприятия и

передачи информации, которые определяются как модальности. У всякого

нормального человека функционируют все три канала с преобладанием одной

модальности.

В процессе взаимодействия ведущую модальность можно определить по

словам, которые наиболее часто употребляет человек в речи; по характерным

жестам ил движению глаз. По отдельным признакам, реализующимся в мимике,

позе, жестах, движении глаз можно определить, когда человек опирается на

собственный опыт, связанный с ощущениями, когда на логику, когда на то и

другое. Мимика и жесты асимметрично отражают меру включенности правого

полушария, которое хранит опыт, опирающийся на ощущения, и левого

полушария, отвечающего за логические построения.

Вполне возможно, что у субъектов с разными доминирующими

модальностями часто возникает непонимание, поскольку их восприятие и

интерпретация одних и тех же явлений могут быть различны. Для улучшения

взаимопонимания и выработки общего смысла передаваемой информации между

субъектами, обладающими различными модальностями, используют следующие

приёмы: присоединение, закрепление, ведение.

Присоединение осуществляется через имитацию, отождествление своего

поведения с поведением партнёра – так называемое зеркальное поведение.

При закреплении субъект подражает мимике, жестам, голосу партнёра,

использует характерные для него ключевые слова. Если коммуникатор начинает

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.