реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Коммуникативные особенности поведения в конфликте

Коммуникативные особенности поведения в конфликте

В поведении человека всегда присутствуют два аспекта – внешний,

воспринимаемый нами, и внутренний – то, что связано со смыслом его

поведения, мотивацией, целенаправленностью. Без понимания этой

внутренней стороны мы не можем полно и адекватно интерпретировать

поведение человека, его поступки и действия.

Эта внутренняя сторона поведения человека обнажается, в так

называемом, «открытом» общении, когда мы делимся с другими своими

сокровенными мыслями, посвящаем их в истинные причины своих

действий и поступков, «открываем душу».

Практически всегда мы воспринимаем и оцениваем людей под

влиянием определенной установки. Эта установка может быть

постоянной и изменчивой, в зависимости от обстоятельств и

особенностей воспринимаемых людей. Будучи стабильной и мало

связанной с личностями оцениваемых людей, такая установка может

принимать форму предубеждения и порождать необъективное отношение к

человеку. Тот, в свою очередь, справедливо считая, что к нему

относятся предвзято, отвечает тем же. Так складываются трудные

конфликтные отношения, из которых сложно бывает найти выход,

поскольку вовлеченные в него стороны не усматривают в самих себе

первоисточник конфликтной ситуации.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей,

интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов

взаимодействия. Различают внутриличностный, межличностный и

межгрупповой конфликты.

Поведение – взаимодействие живых существ с окружающей средой,

опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической)

активностью.

Причиной конфликта людей, чаще всего встречающейся на практике,

является непорядочное, несправедливое, недоброе, нечестное

отношение одного человека к другому.

Нельзя представить себе процессы общения всегда и при всех

обстоятельствах гладко протекающими и лишенными внутренних

противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм

позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и

целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью – возникает

межличностный конфликт.

Первый из межличностных конфликтов назван конфликтом

безысходности, по той причине, что из него для вовлеченных

индивидов нет удовлетворительного выхода.

Взаимоотношения людей в данном случае являются несовместимыми,

противоположными: один из членов группы относится к другому

отрицательно, а второй положительно, и если ни тот ни другой не

захотят изменить, то их взаимоотношения постоянно будут находиться

в состоянии несовместимости. Психологически острее этот конфликт

может переживаться тем из членов пары, кто испытывая положительное

отношение к партнеру, с его стороны встречает к себе отрицательное

отношение.

Примером такого конфликта может служить семейный конфликт. Что

понимается под этим термином? Речь идет о заострении внутренних

противоречий, при котором ранее скрепляющие союз стереотипы

отношений под влиянием тех или иных факторов, перестают выполнять

функцию удерживания семейной целостности.

В некоторых случаях причиной открытого конфликта может стать

накопившееся ощущение неблагополучия, которое становится предметом

осознания одного из супругов. Ему принадлежит активная позиция,

призывающая к изменению стиля отношений; в тех случаях, когда эта

тенденция сталкивается с сознательным или несознательным желанием

другого оставить все как есть, сопротивляться любым изменениям,

возникает обострение отношений, вплоть до опасности разрыва

семейной связи. Данный тип конфликта можно решить одним лишь

способом: полным разрывом отношений между конфликтующими сторонами.

+

-

Второй тип межличностных конфликтов представляет собой конфликт

неопределенности, поскольку при неопределенном (положительном или

отрицательном) отношении одного из партнеров к другому, он с его

стороны не встречает к себе столь же однозначного отношения, ни

положительного ни отрицательного. В силу этого обстоятельства,

взаимоотношения людей, вовлеченных в данную психологическую

ситуацию, длительное время могут оставаться неясными, поскольку

тот, чьё отношение к другому положительное, может предполагать

такое же отношение к себе со стороны партнера, а тот, чье отношение

отрицательное, так же может рассчитывать на положительное к себе

отношение и в силу этого обстоятельства сохранять свои

взаимоотношения с другим.

+

-

Третий тип межличностных конфликтов характеризуется тем, что

один и тот же человек вызывает к себе одновременно и положительное

и отрицательное отношение. Всякое движение, направленное на

сближение с ним, довольно скоро останавливается, так как сближение

вызывает усиливающееся стремление разорвать с данным человеком

взаимоотношения. Здесь один индивид испытывающий амбивалентное

(противоречивое, двойственное) чувство к другому, одновременно и

стремится к нему и боится его. В результате, он останавливается где-

то на полпути к партнеру, сохраняя вместе с тем определенную

психологическую дистанцию, уравновешивающую противоположно

направленные силы стремления и избегания.

+

-

+

+ -

-

Последнее из аномальных отношений, которое, являясь по

преимуществу личностным, так же может выступать в сфере

межличностных групповых отношений – это фрустрация. В психологии

фрустрация понимается как состояние эмоционально-психического

расстройства, связанное с переживанием неудачи в достижении

поставленной цели, с тщетностью прилагаемых усилий. Фрустрация

сопровождается разочарованием, раздражением, тревогой, иногда –

отчаянием; она отрицательно влияет на взаимоотношения людей, если

хотя бы один из них находится в состоянии фрустрации. В групповых

отношениях фрустрация нередко способствует возникновению

межличностных конфликтов.

У разных людей реакция на фрустрацию может быть различной. Эта

реакция может выступать в форме апатии, агрессивности, регрессии.

Агрессивные действия, как реакция не фрустрацию, не редко возникают

тогда, когда внутренняя напряженность человека, порожденная сильным

неудовлетворенным желанием ищет внешней разрядки и находит точку ее

приложения в другом человеке, который фрустрированным

воспринимается как причина его неудач.

Психологи, поясняя подобного рода ситуации, любят приводить в

пример одну из известных картинок датского художника Херлуфа

Бидструпа: разъяренный шеф выговаривает своему подчиненному, тот,

не смея ему ответить, обрушивается на секретаршу, которая, в свою

очередь, «проглотив пилюлю», отвешивает пощечину поклоннику, тот со

злости пинает ногой собачку, и только собачка, лишенная сложных

психологических переживаний, связанных с зависимостью от другого

человека и боязнью осложнить с ним отношения, справедливо цапает за

ногу начальника, который породил цепь этих агрессивных

взаимодействий.

Так же примером такого конфликта может быть семейный конфликт.

На приеме обыкновенная семья: мама, папа, дочка. Обыкновенные

проблемы: дочка не слушается, убегает из дома. Однако, удивительные

вещи обнаруживаются в недрах некоторых обыкновенных семей, и самые

банальные «детско-родительские» конфликты, оборачиваются

фатальными, зачастую безнадежными проблемами, корни которых сидят в

детстве родителей, а может быть уходят в еще большую глубину,

глубину поколений.

Молодые родители и десятилетняя дочь. С первого взгляда можно

подумать, что мать привела на консультацию двух разных по возрасту

детей. Женщина рослая, громогласная. Мужчина – бледный, бесцветный,

субтильный. Ее материнская забота о нем обнаруживается в каждом

движении: она вешает его куртку, разматывает шарф, сначала ему,

потом дочке, вводит обоих в кабинет, рассаживает и приступает к

изложению проблемы не дожидаясь вопросов. Девочка, мол, невыносимо

трудная на все всегда только «нет», но это бы еще ничего, да вот

ссорится и скандалит с отцом, он же выгоняет ее из дома. «Нет, вы

не подумайте, что это он всерьез, он такой нервный, такой ранимый.

Он только кричит в сердцах: «Убирайся вон из моего дома, иди

собирай вещи!» А она, просто поразительный характер, собирается и

действительно уходит. Не раз уже с милицией искали». Выговорив все

это буквально на одном дыхании, она вдруг спохватывается, замечает,

что дочка сидит здесь же, взглядывает на капризно нахмуренное лицо

мужа и решительно заявляет, что они желали бы обсудить поведение

ребенка в ее отсутствие. Лишь только девочка скрывается за дверью,

лицо отца разглаживается, он удовлетворенно вздыхает и вступает в

разговор. При этом беседовать он, похоже, расположен исключительно

о собственной персоне, своих настроениях, страхах, детских и

недетских травмах, о хрупкий своей нервной организации и крайне не

устойчивой психике. Его напористая жена слушает его не дыша. Их

двое, у них диалог, я – третья.

Зачем они пришли в консультацию, задаю я весьма и весьма

назревший вопрос. «Мы пришли, чтобы вы нам помогли с ребенком». На

мое предложение привести девочку и оставить нас вдвоем отец

надувается и капризно тянет: «Так вы еще с ней беседовать

собираетесь? Зачем, я вам сам все расскажу и намного лучше, и

вообще, помогать нужно мне, а не ей». Узел взаимоотношений в этой

семье необходимо распутать, постараться понять, почему муж так

инфантилен, эгоцентричен, жесток; почему жена с такой готовностью

соглашается на роль его матери, становится стеной между мужем и

миром, между мужем и собственным ребенком. Распутывать этот узел

придется еще и потому, что если все оставить как есть, наступит

момент когда их маленькая дочка решит, что она не просто третья, а

третья лишняя. И тогда она оставит их, наконец, оставит навсегда.

Психологи часто встречаются с семейными конфликтами, в основе

которых лежат именно отношения с детьми. Ребенок становится центром

конфликта. Инертность и стереотипность отношений, определяющая

дисгармоничность семейного союза, оказывают свое неблагоприятное

воздействие в этих случаях. Все такие конфликты, независимо от

возраста и индивидуальности ребенка, объединяет одно: невозможность

для родителей отказаться от привычных, зафиксированных стереотипов

во взаимодействии с ребенком, перестроить систему оценок его

поведения, изменить стиль воспитания в семье…

В работах Брунсвика (1948), Гоуфа (1950), Катнера (1958) и

многих других исследователей, показано, что характерной чертой

поведения авторитарных родителей является их стремление к

безаппеляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации.

Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержат в

себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то

или убедить. Такие родители могут временами искренне считать, что

их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у

ребенка растет уверенность в том, что его не принимают, не

одобряют, а это в конечном счете приводит к убеждению в своей

малоценности и ненужности. В поведении детей авторитарны родителей,

как правило, чувствуется напряженность, элемент фрустрации,

возникающей вследствие неопределенной я – концепции и ее негативной

направленности в целом.

Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у

таких детей с возможностью наказания, что в свою очередь

сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А

поскольку многие ситуации являются для ребенка не определенными, он

почти все время пребывает в тревожном состоянии.

Собственные мотивы и побуждения авторитарных родителей всегда

стоят на первом месте, а мотивы и побуждения ребенка для них

второстепенны. Как правило, они убеждены в собственной

непогрешимости, уверены, что не могут ошибаться, поэтому требуют

абсолютного подчинения своей воле.

Надо сказать, что эти крайности в воспитании в конечном счете

закрывают ребенку путь к участию в полноценных, человеческих

взаимоотношениях, препятствуют формированиям у него нормальной я –

концепции. Наказания, исходящие от холодного, незаинтересованного

взрослого, имеют подчас даже оттенок мстительности.

Авторитарные методы воспитания приводят отношения родителей с

ребенком к замкнутому кругу, где враждебность наталкивается на

враждебность, причем, я – концепция ребенка становится

сосредоточением негодования и скрытых обид. Для ребенка могут быть

характерны болезненная стеснительность и социальная пассивность,

поскольку он не решается проявить себя, боясь неудач, критики, или

наказания. Можно сказать, что при таком воспитании у ребенка

формируется предубежденность против самого себя. Но люди часто

склонны переносить на других чувства, которые они испытывают по

отношению к себе, поэтому низкая самооценка, как правило, влечет за

собой и низкую оценку других людей. Когда в семье господствует

иррациональный авторитет, независимости и спонтанности не остается

места и никто не задумывается о том, что нужно уважать чувства

ребенка. Массен и Каган (1958) приходит к выводу, что суровые

родители чаще конфликтуют со своими детьми. В результате их дети

приучаются снимать напряжение, уступая родителям, и у них

формируется конфликтное поведение.

Правила и ограничения, устанавливаемые авторитарными

родителями, не предполагают исключений, их требования носят

безапелляционный характер. «Делай так, потому что я так сказал» –

вот формула исключающая вопросы и возражения. Родительская власть

утверждает себя без каких-либо объяснений, без малейшего участия

ребенка в процессе принятия решений. Родители присваивают себе

исключительное право определять все, что касается условий жизни

ребенка, и ожидают от него полного признания этого права.

Такие родители склонны все видеть либо черным, либо белым,

отвергая полутона. Не исключено так же, что сами родители в этих

случаях являются невротиками, имеющими повышенную тревожность и

склонность к самоуничижению. Они передают детям не только

авторитарные установки, но и сомнения в собственной ценности.

С этих позиций процесс развития понимается как выработка

определенных личностных качеств, которые способны уберечь, защитить

человека от травмирующего родительского воздействия. Поэтому

ребенок должен выработать особые защитные механизмы, предохраняющие

его от угрозы или оборачивающие её себе на пользу. Возникнув в

детстве, соответствующие механизмы защиты в дальнейшем, когда сам

ребенок становится родителем, полностью определяют всю гамму

отношений к собственному ребенку.

Например, ребенок, живущий под гнетом отца – тирана, может

защитить себя, развив систему эмоциональных реакция, в которых

беспрекословное, выстраданное долгими усилиями повиновение,

представляющие само по себе защитный механизм «Я», становится

источником уничижительного удовлетворения и мазохистского

удовольствия.

Когда такой ребенок вырастет, его жизнь будет в значительной

степени определятся защитным механизмом «Я», сформированным ранее в

рамках эмоциональной реакции на отца, выступавшего по отношению к

нему как враждебный социальный агент. Такой человек будет находить

удовлетворение в подчинении начальству, жене, у него обнаружится

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.