реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
История психологии

История психологии

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

«История психологии»

Авторизованный реферат по курсу

«История психологии»

Фамилия, имя, отчество студента

Номер зачетной книжки

Руководитель (преподаватель) проф. А.И.Луньков,

проф. В.К.Лосева

Рецензент ____________________________

З/О

МОСКВА - 2001 год

Содержание

Содержание 2

Этапы развития психологии 3

Развитие психологии в период античности 5

Психологические теории Средневековья и эпохи Возрождения

15

Развитие психологии в новое время 22

Семейная психотерапия 28

Развитие семейной психотерапии 29

Направления в семейной психотерапии 30

Литература: 34

Этапы развития психологии

В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период

заканчивается примерно в VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных,

научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период

представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на

сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с

определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период

начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период

развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название

философского периода. Также несколько условно устанавливается и его

длительность - до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и

определения собственно психологической терминологии, отличающейся от

принятой в философии или естествознании.

В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной

практически для любого исторического исследования, возникают некоторые

разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда

появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В.

Вундта, т. е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако

психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше,

с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в

системе наук - как науки и гуманитарной и естественной одновременно,

изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое

самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее

как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале XIX в.

Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как

самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX в.

становление экспериментальной психологии.

Но в любом случае необходимо признать, что время существования

психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее

развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на

протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные

изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических

исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.

На протяжении длительного времени предметом психологии была душа (см.

табл. 1), однако в разное время в это понятие вкладывалось разное

содержание. В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по

аналогии с понятием «архе» - первоосновой мира, основным кирпичиком, из

которого состоит все сущее. При этом главной функцией души считалось

придание телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов, тело

является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не

только дает энергию для активности, но и направляет ее, т. е. именно душа

руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось

познание, и, таким образом, к исследованию активности прибавилось изучение

этапов познания, которое в скором времени стало одной из важнейших проблем

психологической науки.

В эпоху Средневековья душа была предметом изучения, прежде всего для

богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания.

Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился,

фактически в область исследования в то время входило изучение видов

активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания

мира. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление

считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной, а не

материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни не были частями

предмета научного изучения в концепциях деизма и томизма (Авиценны, Ф.

Аквинского, Ф. Бэкона и других ученых).

Развитие психологии в период античности

Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было

связано с необходимостью становления объективной науки о человеке,

рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием

тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые

возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую

общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила

название натурфилософии (философии), в течение долгого периода времени,

почти 20 веков, психология оставалась частью философии. Естественно, что в

обширном предмете философии к психологии относилась область, связанная в

первую очередь с человеком, да и само исследование души (психики)

связывалось преимущественно с особенностями психики человека. В то же время

область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на

весь мир. Такой подход получил название панпсихизм - направление, которое

считает весь мир одушевленным и наделенным душой. В течение нескольких

веков (примерно до III в. до н.э.) разница между психикой человека и

животных рассматривалась как чисто количественная, а не качественная.

От философии психология взяла важное для любой науки положение о

необходимости строить свои теории на основе знания, а не веры. Стремление

избежать сакральности, т. е. соединения веры со знанием, а не с разумом,

стремление доказать правильность высказанных взглядов и было самым важным

отличием научной, философской психологии от донаучной.

Первые представления о душе, возникшие на основе мифов и ранних

религиозных представлений, выделили некоторые функции души, прежде всего,

энергетическую, побуждающую тело к активности. Эти представления и легли в

основу исследований первых психологов. Уже первые работы показали, что душа

не только побуждает к действию, но и регулирует активность индивида, а

также является главным орудием в познании мира. Эти суждения о свойствах

души и стали ведущими в последующие годы. Таким образом, важнейшим для

психологии в античный период было изучение того, как душа придает

активность телу, как она регулирует поведение человека и каким образом

познает мир. Анализ закономерностей развития природы привел мыслителей того

времени к идее о том, что душа материальна, т.е. состоит из тех же частиц,

что и окружающий мир.

Все в мире имеет свою первооснову - элемент, являющийся первой и

главной составляющей всех объектов, архе. Исследования окружающего мира

привели ученых VII-V вв. до н.э. к мысли о том, что архе - это тот элемент,

без которого не может существовать мир и все в нем, поэтому, как и все в

природе, этот жизненно важный элемент должен быть материален. Так, Фалёс

(VI в. до н.э.), на концепцию которого повлияли воззрения египтян, считал,

что первоосновой, душой является вода, так как вода (например, Нил, от

которого зависели урожаи) - это основа жизни. Анаксимен (V в. до н.э.)

вечно движущимся и вечно живым началом считал воздух. Необходимо отметить,

что на взгляды древнегреческих ученых повлияли разнообразные философские и

психологические концепции, в том числе и древнеиндийские веды, в частности

учение о том, что важнейшим свойством (праной) жизни является дыхание

(диада - атман-брахман). Отражение этих идей можно увидеть в теории

Анаксимена и других греческих ученых, связывавших архе с дыханием,

воздухом, ветром. Идея о том, что пневма (воздух, движение) является одной

из составляющих души, прослеживается и в более позднее время, например в

концепции Эпикура.

Распространенность мнения о материальности души находит свое

подтверждение в том, что в самом начале развития психологии ученые считали

главным качеством души активность, т. е. утверждали, что душа - это, прежде

всего энергетическая основа тела, которая приводит инертное, пассивное тело

в движение.

Несколько позже появилась идея о том, что конкретный материальный

объект (вода, земля или воздух), даже очень важный для мира и

жизнедеятельности, не может быть первоосновой. Уже Анаксимандр (VI в. до

н.э.) писал о «беспредельном», т. е. о таком физическом начале, из которого

все возникает и в которое все превращается. В теориях Левкиппа и Демокрита

(V-IV вв. до н.э.) возникла идея атомов, мельчайших, невидимых миру частиц,

из которых и состоит все окружающее. Атомистическая теория, разработанная

этими учеными, была весьма распространена и являлась составной частью

психологических учений многих ученых не только Древней Греции, но и Рима.

Считая душу источником активности для тела, Демокрит и следующие за ним

ученые утверждали, что она состоит из самых мелких и круглых атомов,

которые наиболее активны и подвижны.

Не менее важной для развития психологии стала высказанная Гераклитом

идея о том, что все в мире действует по определенным законам, по Логосу,

который и является главной управляющей силой. Логос объясняет и взаимосвязь

между отдельными событиями, в том числе между разными эпизодами в жизни

людей. Таким образом, все в мире причинно обусловлено, все события

проистекают не просто так, случайно, но по определенному закону, хотя мы не

всегда эту связь, причину произошедшего события можем установить. Такой

подход, называемый, как было сказано в предыдущей главе, детерминизмом,

показал возможности понимания и объяснения происходящего в мире и человеке,

открыл новые перспективы перед наукой. Тем самым идея Логоса стала очень

важным фактором на пути преодоления сакральности и превращения психологии в

науку.

Идея о всеобщей причинной обусловленности стала одной из важнейших и в

теории Демокрита. Однако ее распространение на все стороны жизни человека

имело и отрицательные последствия, так как лишало его свободы выбора,

свободы поведения, которая понималась, как возможность самому выстраивать

свою судьбу. Это лишение человека свободы воли стало одной из главных

причин критики концепции Демокрита Сократом и Платоном, которые доказывали,

что таким образом у человека отнимается не только свобода выбора, но и

критерии нравственной оценки своего поведения. Мнение о том, что

предопределенность поведения делает человека зависимым от окружающей

ситуации и лишает его нравственной свободы, свободы выбора, было

опровергнуто в теории стоиков, которые разделяли внешнюю и внутреннюю

свободу и, не отказываясь от детерминизма, открывали перед человеком

возможности для свободного нравственного самосовершенствования.

Примерно с III в. до н.э. психологов начали больше интересовать не

столько общие закономерности и функции души, сколько содержание души

человека. На первый план стали выходить не общие для всего психического

законы, но изучение того, что отличает человека от других живых существ.

Идея о преимущественно энергетической функции души перестала удовлетворять

психологию, так как душа - источник энергии не только для человека, но и

для других живых существ. В это время ученые пришли к мнению о том, что

душа человека служит источником не только активности, но и разума и

нравственности. Такое новое понимание души было заложено в теории Сократа,

а затем развито в концепциях Платона и Аристотеля.

Впервые в этих концепциях психики появилась и идея о том, что важнейшим

фактором, влияющим именно на психику человека, является культура. Если

активность связывалась психологами с определенными материальными факторами,

то разум, нравственность понимались как продукты культурного развития, как

результат духовной работы не одного человека, а народа в целом. Особенно

явно это проявилось в теории Аристотеля. Естественно, что фактор культуры

не мог повлиять на психику животных и относился только к душе человека,

обеспечивая ее качественное отличие. Таким образом, изменение в приоритетах

психологических ^следований, появление новых концепций души стало важным

поворотным моментом в развитии психологии.

Объяснить же с точки зрения науки (биологии, физики, медицины) того

времени, каким образом строение атомов души человека приводит к ее

качественному, а не только количественному отличию от души животного, было

невозможно. Поэтому психологические концепции в этот период перешли от

материалистической ориентации к идеалистической. Различие материализма и

идеализма в психологии связано преимущественно с разным пониманием

содержания души, психики; в последней материализм выделяет, прежде всего,

активность, материальная природа которой была очевидна для ученых того

времени, а идеализм - еще и разум и нравственность, природу которых

объяснить материальными законами было невозможно. Поэтому ученик Сократа

Платон пришел к идее о нематериальности и вечности души.

Среди важнейших функций души психологи античности называли познание

мира. Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени - ощущение

(восприятие) и мышление. При этом для психологов того времени не

существовало разницы между ощущением и восприятием, выделение отдельных

качеств предмета и его образа в целом считалось единым процессом.

Постепенно изучение процесса познания мира становилось все более значимым

для психологов, а в самом процессе познания выделялось уже несколько

этапов. Платон впервые выделил память как отдельный психический процесс,

подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний. Аристотель, а вслед

за ним и стоики, выделили еще и такие познавательные процессы, как

воображение и речь. Таким образом, к концу античного периода представления

о структуре процесса познания были близки к современным, хотя мнения о

содержании этих процессов, конечно, существенно различались.

В это время ученые впервые стали задумываться над тем, как же

происходит построение образа мира, какой процесс - ощущение или разум -

является ведущим и насколько построенная человеком картина мира совпадает с

реальной. Иначе говоря, многие вопросы, которые и сегодня остаются ведущими

для когнитивной психологии, были поставлены именно в то время.

Демокрит в своей теории познания доказывал, что истинное знание

базируется на ощущениях, а разум привносит только заблуждения. Еще более

последовательно раскрывал это положение Эпикур, подчеркивавший, что все

заблуждения связаны с тем, что наш ум придумывает, субъективирует

окружающее. Ощущения же дают нам истинное представление о нем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.