реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
История исследования малых групп. Трансактный анализ общения

История исследования малых групп. Трансактный анализ общения

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет: Бизнес, Маркетинг, Коммерция

Дисциплина: Социальная психология

Тема контрольной работы: 1. История исследования малых групп.

2. Трансактный анализ общения

Ф.И.О. студента: Спрыжков Игорь Максимович

Курс: 3. Семестр: 6.

Дата сдачи: _____________________

Ф.И.О. преподавателя: Райгородский Д.Я.

Оценка: _________________________ Подпись:

_________________________

Дата проверки: __________________

Часть I. Малые группы

1. Понятия малой группы и коллектива

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно

зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное

общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные,

разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами.

Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены

государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими

социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим,

религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим

всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется

воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных

групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое

объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек), занятых каким-либо общим

делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа

представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит

большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и

поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать

как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в

малых группах. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека,

являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких

друзей, приятелей и т.п.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее

членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно

автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может

обнаруживаться по разным характеристикам – от чисто внешних (например,

территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких

внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности

определяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня ее

социально-психологического развития.

Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре

отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу,

особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых

участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности.

Количественный состав группы на языке науки называется ее размером,

индивидуальный – композицией. Структуру межличностного общения, или обмена

деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций,

нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим

климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены

группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики

представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и

изучают малые группы в социальной психологии.

Рисунок 1. Классификация малых групп

Рассмотрим классификацию малых групп (рис. 1). Условные, или

номинальные, – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав

ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в

исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных

группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не

имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В

противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют

собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие

определению малой группы.

Естественными называют группы, которые складываются сами по себе,

независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя

из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие от

них лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения

какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь

же действенны, как и другие группы, но существуют временно – только в

лаборатории.

Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно

выделяемые исследователем объединения людей. В отличие от них все

остальные виды групп реально существуют в обществе и достаточно широко в

нем представлены среди людей разных профессий, возрастов, социальной

принадлежности.

Естественные группы делятся на формальные и неформальные (другое

название – официальные и неофициальные). Первых отличает то, что они

создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций,

вторые возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций (сравните, к

примеру, школьный класс как официальную малую группу и неформальное

молодежное объединение как неофициальную группу). Цели, преследуемые

официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед

организацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных групп

обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников,

могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.

Малые группы могут быть референтными и нереферентными. Референтная –

это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой

человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В

референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее

цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и

мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования.

Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой

чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп,

могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов

которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.

Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и

слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них

нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных

взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого

распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной

работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности,

отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазвитыми по

определению являются, например, условные и лабораторные группы (последние

часто лишь на первых этапах их функционирования).

Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы.

Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность,

ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно,

положительное значение для очень многих людей, не только для членов

данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на

взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном

уважении и т.п.

Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна

соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с

возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее

деятельности), иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения,

создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть

способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может

дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.

Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в

которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных

взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие

отношения можно назвать коллективистскими.

Что же такое коллективистские отношения? Они определяются через

понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма,

контактности, организованности, эффективности и информированности. Под

нравственностью имеется в виду построение внутриколлективных и

внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали.

Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя

моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека

независимо от того, является он членом данного коллектива или нет.

Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова

подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно

оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на

полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят

не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру.

Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и

поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения

с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем

коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании

разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость

является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить

коллектив от внешне похожих на него социальных объединений.

Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов

коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает,

разрушает коллектив. Коллективизм – это также развитие добрых традиций,

уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет

его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В

таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при

общем согласии.

Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность. Под

ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские,

доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг

к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения

обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и

дружелюбную обстановку.

Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов

коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в

хорошей взаимозаменяемости. Организованность – это также способность

коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки,

предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности

непосредственно зависят результаты деятельности коллектива;

Одним из условий успешной работы коллектива и установления

доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива

друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется

информированностью. Достаточная информированность предполагает знание

задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы,

положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же

входит хорошее знание членами коллектива друг друга.

Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех

имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективности

высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Он представляет

собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе

гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа

людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой

описанных отношений.

Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным

требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально

существующих малых групп занимает промежуточное положение между

слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим

социально-психологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать

на то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают.

Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому

должен стремиться коллектив в процессе своего развития.

2. История исследования малых групп

Исследование американским психологом Н.Триплетом (1887 г.)

эффективности индивидуального действия, выполненного в одиночку и в

условиях группы, принято считать первым экспериментальным исследованием в

социальной психологии.

Прошло несколько десятилетий, прежде чем экспериментальное (шире -

эмпирическое) направление исследований получило дальнейшее развитие в

зарубежной специальной психологии. Случилось это уже в 20-е годы XX века.

Именно в этот период усилилась тяга к эмпирическим исследованиям, начался

эмпирический бум в социальных науках, особенно в психологии и социологии.

Неудовлетворенность умозрительными схемами способствовала поиску

объективных факторов. Две крупные работы тех лет (в Германии В.Меде и в США

Ф.Оллпорта) во многом продолжали линию исследований, начатую Н.Трипплетом.

Ф.Оллпорт сформулировал весьма своеобразное понимание группы как

"совокупности идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом

индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях". Отказ

рассматривать группу как определенную реальность Ф.Оллпорт объяснял

отсутствием адекватных методов исследования, что согласовывалось с его

позитивистскими установками.

В процессе накопления научных знаний и развития методов исследования

преобладающим стало представление о группе как о некоторой социальной

реальности, качественно отличающейся от составляющих ее индивидуумов.

Важный этап развития психологии малых групп за рубежом, относящийся к

периоду 30-х - начала 40-х годов, ознаменовался рядом оригинальных

экспериментальных исследований в лабораторных условиях и первыми серьезными

попытками разработки теории группового поведения. Так, например, М.Шериф

проводит лабораторные эксперименты по изучению групповых норм; Т.Ньюком

исследует аналогичную проблему, но в полевых условиях; В.Уайт, применяя

метод включенного наблюдения, реализует программу "живых" групп в трущобах

большого города; складывается "теория черт" лидерства и т.п. В этот же

период на базе исследования управленческой деятельности в промышленной

организации Ч.Бернард выдвигает идею двухмерного рассмотрения группового

процесса (с точки зрения решения групповых задач и со стороны поддержания

внутреннего равновесия и сплочения).

Особая роль в развитии психологии малых групп принадлежит К.Левину,

который явился основоположником крупного научного направления, широко

известного под названием "групповая динамика". Под его руководством были

проведены исследования Р.Леппита и Р.Уальта по изучению групповой атмосферы

и стилей руководства, изменения стандартов группового поведения в процессе

дискуссии и др. К.Левин одним из первых изучал феномен социальной власти

(влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни.

Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии

малых групп за рубежом - в этот период возникает практическая потребность

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.