реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Исследование насилия в семье на основе системного подхода в семейной психотерапии

Исследование насилия в семье на основе системного подхода в семейной психотерапии

МИНИСТЕРСТВО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Психолого-педагогический факультет

Кафедра психического здоровья

Безукладникова Лариса Анатольевна

ИССЛЕДОВАНИЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В

СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

(Дипломная работа)

Допустить к защите: Научный

руководитель:

зав.кафедрой психического здоровья, старший преподаватель

к.пед.наук, доцент кафедры

психического

Кожевников В.Н. здоровья

Стриго Е.В.

Подпись:

Подпись:

Красноярск – 2002г.

Содержание

стр.

Введение

2

Глава 1. Насилие в семье

1.1. Понятие насилия

5

1.2. Проблема насилия в семье

7

1.3. Определение насилия

8

1.4. Основные формы насилия

9

1.5. Модели причин (факторов) насилия в семье

11

1.6. Роль насилия в формировании личностных расстройств

12

1.7. Соотношение насилия и этапов личностного развития

16

Глава 2. Системный подход в семейной психотерапии

2.1. Определение семейной психотерапии и основные

этапы её развития

20

2.2. Общая теория систем и семейная психотерапия

23

2.3. Семья как система

31

Глава 3. Исследование насилия в семье

3.1. Общее описание технологии исследования

44

3.2. Описательные модели насилия в семье

46

3.3.Основные выводы работы

59

Заключение

Литература

Приложение

Введение:

Пожалуй, не найдется ни одного человека, который не осознавал бы, насколько

в нашем обществе распространено насилие. Во всех частях света идут войны,

растет количество таких преступлений, как убийства, изнасилования и

вооруженные нападения. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с

какой частотой люди убивают друг друга.

Нам хочется думать, что в своей семье мы всегда, как в надежном убежище

сможем укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Что бы

ни угрожало нам вне дома, мы надеемся найти защиту и поддержку в любви тех,

с кем мы поддерживаем самые близкие отношения. Однако для многих людей

желание обретения семейного покоя оказывается невыполнимым, так как их

близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности.

Тревожная статистика случаев избиения жен мужьями и жестокого обращения с

детьми и престарелыми доказывает, что насилие в семье стало столь же

обычным, как насилие на улицах городов.

Проблема насилия в семье долгое время была табуированной областью и до

настоящего времени существует реальное сопротивление социума обращению к

этой проблеме. Статистические данные относительно распространенности

насилия, по мнению авторитетных экспертов (И.С.Кон и др.), не заслуживает

доверия как явно заниженные.

В общественном сознании и СМИ проблема насилия представлена в очень

усеченной и трансформированной форме «ужасов отдельного случая».

Представления о том, что насилие имеет место только в социально

неблагополучных семьях, современные исследователи считают несостоятельным

мифом общественного сознания. Насилие в семье происходит в любых слоях и

категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных,

религиозных, социо-экономических аспектов.

Насилие может вызывать различные нарушения, такие как нарушения в

познавательной сфере, а также расстройства аппетита, сна; злоупотребление

наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических

действий в поведении; попытки самонаказания (например, самоистязание);

множество соматических жалоб.

Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого

функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям.

Помимо непосредственного влияния пережитое насилие может приводить к

долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь.

Проблематика психологии насилия – обширная область разрабатывающаяся в

мировой психологии последние тридцать лет (Д.Левинсон, Дж.Кабрин,

Д.Финкелхор, К.Брон, Э.Миллер, и др.). В отечественной науке данная

проблематика сравнительно молода (Сафронова Т.Я., Соколова Е.Т., Цимбал

Е.И. и др.).

Несмотря на всю важность и актуальность проблематики насилия, до сих пор

не существует единого видения данной области в психологии, нет единой

теоретической и исследовательской парадигмы, не сложился полноценный

терминологический и концептуальный аппарат (Каган В.Е., и др.;

отечественные справочные издания по психологии).

В настоящей работе исследование осуществлялось, опираясь на понятия и

принципы системного подхода.

Цель исследований

Создать описательную модель насилия в семье, опираясь на понятия и принципы

системного подхода.

Задачи исследований

. Разработать карту структурирования информации о семейной системе в

контексте насилия.

. Раскрыть и описать механизм, через который насилие передается в семейной

системе.

. Проследить динамику процесса циркуляции насилия в семье.

Объект исследований

Семейная система.

Предмет исследований

Насилие в семейной системе.

Гипотеза исследований

. Насилие встроено в структуру семейной системы как способ взаимодействия

членов семьи друг с другом .

. Существующие в семейной системе формы насилия взаимосвязаны.

Методы исследований

Для проведения данного исследования использовались следующие методы:

. Метод интервью (c использованием техник эмпатическое слушание и

идентификация).

. Метод наблюдения.

Данные, полученные посредством перечисленных выше методов легли в основу

конструирования описательной модели насилия в семье.

Условия работы

. Исследование проводилось на базе «Центра психологического

консультирования».

. В исследовании приняло участие пять семей.

Жанр работы

Практико-ориентированное исследование.

Глава 1. НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

1. Понятие насилия

Вот как определяет насилие известный российский философ А.А.Гуссейнов в

своей статье «Понятие насилия»: «насилие, как явствует уже из этимологии

слова, есть применение силы, опора на силу, действие с помощью силы».

Насилие имеет место только во взаимоотношениях между людьми, поскольку они

обладают свободной волей. В процессе насилия одни индивиды навязывают себя,

свои цели и нормы другим, стремятся подчинить их себе.

Насилие представляет собой такой тип человеческих, общественных отношений,

в ходе которых одни индивиды или группы людей подчиняют себе других,

узурпируют их свободную волю.

Насилие есть внешнее воздействие на человека, по преимуществу его

физическое принуждение. Оно связано со специфическими средствами,

представляющими собой прямую или косвенную угрозу жизни, предназначенными

для её разрушения и уничтожения.

Есть средства, которые сами по себе являются знаком насилия и в

определенных случаях достаточны для его идентификации, следует подчеркнуть,

что в целом без соотнесения с мотивами, целями определить насилие

невозможно.

Мотивы и цели в понятии насилия играют настолько большую роль, что в

определенных случаях в качестве насильственных могут выступать даже

действия направленные на поддержание жизни, например, принудительное

кормление человека, объявившего голодовку.

Насилие – внешнее, силовое воздействие на человека или группу людей с целью

подчинить их воле того ( или тех ), кто осуществляет такое воздействие. Оно

представляет собой узурпацию человеческой свободы в её наличном бытии,

внешнем выражением. Собственно говоря, механизм, технология насилия

состоит в том, что люди принуждаются к определенным поступкам или чаще

всего удерживаются от определенных поступков с помощью прямого воздействия.

Будучи навязыванием воли одних другим, насилие может быть интерпретировано

как разновидность отношений господства, власти. Власть есть господство

одной воли над другой, применительно к человеческим отношениям её можно

определить как принятие решения за другого. Она может иметь, по крайней

мере, три, существенно, различных основания. Она может базироваться на

реальном различии воли и тогда более зрелая воля естественным образом

господствует над незрелой волей: такова власть родителей над детьми. Она

может иметь своим источником предварительный более или менее ясно

выраженный договор, когда индивиды сознательно и в целях общей выгоды

отказываются от некоторых прав, передают решения по определенным вопросам,

определенным лицам: такова власть законно избранного правителя. Наконец,

власть, может основываться на прямом физическом принуждении, – тогда она

выступает, как насилие: такова власть оккупанта, насильника. Рассмотрение

насилия как разновидности властных отношений позволяет отличать его от

других форм принуждения патерналистского и правового. Патерналистское и

правовое принуждение характеризуется тем, что на них получено (или

предполагается, что могло бы быть получено) согласие тех, против кого оно

направлено. Поэтому сопряженное с ним внешнее воздействие (а оно неизбежно

присутствует в том и в другом случае) считается легитимным насилием, это

своего рода частичное насилие. В отличии от них, насилие в собственном

смысле слова есть действие на которое в принципе не может быть получено

согласие тех, против кого оно направлено.

Насилие следует отличать от природной агрессивности, воинственности,

представленных в человеке в виде определенных инстинктов. Эти инстинкты,

как и противоположные им инстинкты страха, могут играть свою роль и даже

изощренно использоваться в практике насилия. Тем не менее, само насилие

есть нечто иное и отличается от них тем, что оно заявляет себя как акт

сознательной воли, ищет для себя оправдывающие основания.

От других форм принуждения насилие отличается тем, что оно доходит до

пределов жестокости, характерных для природной борьбы за существование. А

от собственно природной агрессивности оно отличается тем, что апеллирует к

праву, справедливости, человеческим целям и ценностям. В этом смысле

насилие можно охарактеризовать как право сильного или как возведение силы в

закон человеческих отношений.

Под насилием так или иначе чаще всего подразумевают физическое воздействие,

но не следует, делать ошибку, которую совершают многие, - забывать, что

человек существо не только телесное, а и духовное и психологическими

средствами человека, будь-то ребенок или взрослый, можно измучить не

меньше, чем физическим насилием.

1.2.Проблема насилия в семье

Статистические данные о распространенности и степени насилия в семье в

нашей стране крайне разноречивы и по мнению авторитетных исследователей

(Кон И.С.) занижены.

Цифры статистики распространенности сексуального насилия в семье у женщин

колеблются от 6 до 36%.

Статистика российских служб экстренной психологической помощи детям и

подросткам ( Телефонов доверия) свидетельствует, что самой

распространенной формой семейного насилия является психологическое насилие.

Более или менее четкие данные о других формах насилия отсутствуют.

Большая часть публикаций по тематике насилия в семье представляет собой

описания психотерапевтических клинических случаев в которых отсутствует

корреляционный анализ, недостаточно статистических данных.

Традиционно основное внимание уделяется инцестуозному паттерну «отец-дочь»,

который описан и исследован наиболее полно.

Сравнительно мало работ касаются иных форм сексуального насилия, в

частности плохо изучены последствия сексуального насилия для мальчиков, а

также другие виды насилия, такие как физическое, эмоциональное,

экономическое. Более полно изучено психологическое насилие и тематика

последствий насилия.

Изучение феномена насилия по-прежнему порождает больше вопросов, чем

ответов, не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой насилия,

имеются ответы.

1.3. Определение насилия

Несмотря на то, что тема насилия разрабатывается уже около трех последних

десятилетий до сих пор не существует универсального представления о том,

что считать насилием; отсутствуют четкие критерии отделяющие насилие от не-

насилия.

В настоящей работе под насилием в семье понимается реальное действие или

угроза умышленного физического, сексуального, психологического или

экономического воздействия, принуждения со стороны одного лица по отношению

к другому, с которым лицо имеет или имело интимные или иные значимые

отношения, с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. В

процессе насилия один человек навязывает себя, свои цели и нормы другому,

стремясь подчинить его своей воле. Насилие представляет собой узурпацию

человеческой свободы в её наличном бытии, внешнем выражением. Внутри

семейного насилия как обобщенной категории существуют более специфические

категории, определяемые природой отношений между обидчиком и жертвой, а

также условиями их жизни(Орлов А.В. [25],[4] ).

Например:

. жестокое обращение с детьми;

. насилие, направленное против супруги(а);

. насилие в отношении престарелых и др.;

1.4. Основные формы насилия

В англоязычной психологической литературе основными терминами в области

проблематики насилия являются собирательные термины «abuse» (обида,

ругань, оскорбления, жестокое обращение, пренебрежение, злоупотребление,

эксплуатация, совращение) и «neglect» (пренебрежение, игнорирование,

забывание, отсутствие заботы).

К настоящему времени сложилась эмпирическая типология форм «abuse &

neglect», которую составляют:

физическое насилие - преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка

как объектом приводящее к нанесению ребенку физических повреждений

различной степени тяжести; к физическому насилию относится не только побои,

но и ограничения детей в еде и сне, вовлечение детей в употребление

алкоголя и наркотиков и т.п.;

сексуальное насилие – преднамеренное манипулирование взрослыми телом

ребенка как сексуальным объектом, приводящее к вовлечению ребенка в

сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними сексуального

удовлетворения или какой – либо иной выгоды; к сексуальному насилию

относятся не только сексуальное совращение детей, но и вовлечение детей в

проституцию, порно - бизнес и т.п.;

психологическое (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) –

преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как объектом,

игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав и

т.п.), разрушение отношения привязанности между взрослыми и ребенком, либо,

напротив, фиксирование этого отношения, а также действия приводящие к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.