реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов

Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов

Министерство общего и профессионального образования РФ

Тюменский областной государственный институт

развития регионального образования

Кафедра практической психологии

Дипломная работа

Исследование факторов эмоционального

выгорания педагогов

Исполнитель: Митченко

Л.Э.

Научный руководитель:

к. п. н., доцент

Просекова В.М.

Тюмень 2003 г.

Министерство общего и профессионального

образования РФ

Тюменский областной государственный институт

развития регионального образования

Кафедра практической психологии

Дипломная работа

Исследование факторов эмоционального

выгорания педагогов

Подпись исполнителя______________________________

Подпись научного руководителя_____________________

Подпись рецензента _______________________________

Подпись заведующего кафедрой_______________________

Тюмень 2003 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение……………………………………………………………………………4

Глава 1. Психологические особенности развития синдрома эмоционального

выгорания в профессиональной деятельности педагога..6

1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………7

1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального

выгорания……………………………………………………………………9

2. Симптомы эмоционального выгорания………………………………….14

2. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………...16

3. Требования профессии к личности педагога……………………………….24

1. Учитель в напряженных условиях……………………………………….28

4. Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...33

Выводы…………………………………………………………………………...37

Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………………..39

1. Гипотеза исследования…………………………………………….39

2. Цели и задачи исследования………………………………………39

2.3 Методики исследования…………………………………………...39

2.4 База исследования………………………………………………….41

2.5 Результаты исследования и их анализ……………………………42

2.6 Выводы……………………………………………………………..64

Заключение…………………………………………………………………..65

Литература…………………………………………………………………...66

Приложения………………………………………………………………….68

ВВЕДЕНИЕ

Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам

деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам

деятельности и, конечно, к личностным особенностям. В условиях реализации

принципов личностно-ориентированного обучения, особую актуальность на наш

взгляд приобретает изучение факторов, препятствующих гуманизации отношений

в диаде “учитель-ученик”.

Можно предположить, что синдром эмоционального выгорания,

характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы

экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных

особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер

профессионального общения учителя. Данная профессиональная деформация

мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой

психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Реальная

педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко

прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие

его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального

общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний,

дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние,

подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).

Мы считаем, что обязательным условием на современном этапе развития

педагогики является ориентация деятельности учителей на личность

воспитанника. Выполнение этой роли требует от педагога способности

противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной

среды. На наш взгляд существует некоторое противоречие между тем как

выполнить все требования, предъявляемые профессией и при этом оптимально

реализовать себя в профессии и получать удовлетворение от своего труда. С

учетом данного противоречия была выбрана тема дипломной работы, в которой

автор попытается исследовать факторы, оказывающие наибольшее влияние на

развитие синдрома эмоционального выгорания.

Объектом исследования является синдром эмоционального выгорания.

Предмет исследования – организационные факторы в профессии педагога и

личностные качества педагогов.

Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального

выгорания и выявлении влияния на него организационных и личностных

факторов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих

задач:

1. Изучение литературы по заявленной теме.

2. Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов,

работающих в школе и детском саду.

3. Проведение исследования личностных и организационных факторов,

инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов.

4. Обработка и анализ результатов исследования.

Гипотезой исследования послужили следующие предположения:

- синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной

профессиональной деятельности педагога;

- на формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние,

как личностные качества педагогов, так и организационные характеристики

их деятельности.

База исследования. Исследование проводилось в учебных и воспитательных

учреждениях города Тюмени. В них приняли участие 40 педагогов различного

возраста и с разным стажем работы.

Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Поскольку основным в данной дипломной работе является понятие

“эмоциональное выгорание”, то логичнее всего начать ее с определения эмоций

и их значения в жизни человека. Психологический словарь дает нам такое

определение эмоций (от лат.emoveo –потрясаю, волную) – психическое

отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного

смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств

к потребностям субъекта.

Говоря о том, для чего человеку нужны эмоции, следует различать их

функции и роль. Функция эмоций – это узкое природное предназначение,

работа, выполняемая эмоциями в организме, а их роль – это характер и

степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их

влияние на что-то помимо их природного предназначения. Роль эмоций может

быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их

целесообразности, предопределена природой, быть только положительной,

иначе, зачем бы они появились и закрепились?

“Отрицательные” (гнев, злость и т.п.) эмоции, по мнению Б.И. Додонова,

играют более важную биологическую роль по сравнению с “положительными”

эмоциями. Не случайно механизм “отрицательных” эмоций функционирует у

ребенка с первых дней появления его на свет, а “положительные” эмоции

появляются значительно позднее (цит. по Макаровой, 1968). “Отрицательная”

эмоция – это сигнал тревоги, опасности для организма. “Положительная”

эмоция – это сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему

сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к

хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор,

пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться

только “отрицательные” эмоции. При этих условиях здоровье человека

действительно страдает. Отрицательные эмоции вредны лишь в избытке, как

вредно все, что превышает норму ( в том числе и положительные аффекты).

С точки зрения П.В. Симонова, нервные механизмы положительных

эмоциональных реакций более сложные и тонкие, чем отрицательных. Он

считает, что “положительные” эмоции имеют самостоятельное приспособительное

значение, т.е. роль “положительных” эмоций отлична от роли “отрицательных”

эмоций: “положительные” эмоции побуждают живые системы активно нарушать

достигнутое “уравновешивание” с окружающей средой: “Важнейшая роль

положительных эмоций – активное нарушение покоя, комфорта, знаменитого

“уравновешивания организма с внешней средой” (1970). “Отрицательные эмоции,

- пишет Симонов, - как правило, обеспечивают сохранение того, что уже

достигнуто эволюцией или индивидуальным развитием субъекта. Положительные

эмоции революционизируют поведение, побуждая искать новые, еще не

удовлетворенные потребности, без которых немыслимо наслаждение… Социальную

ценность эмоций всегда определяет мотив, вызвавший ее к жизни”.

Данная дипломная работа посвящена исследованию синдрома эмоционального

выгорания и как видно из его названия – это эмоциональное состояние

человека. Только вот какое? Для чего оно дано человеку, какую роль

выполняет в жизни профессионала? На этот вопрос постараемся ответить в

следующей главе.

1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса.

Термин ‘’эмоциональное выгорание’’ введен американским психиатром

Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического

состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с

клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании

профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как

состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

К 1982 г. в англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи

статей по “эмоциональному сгоранию”. Представленные в них исследования

носили главным образом описательный и эпизодический характер.

Первоначально количество профессионалов, относимых к подверженным ‘’

эмоциональному сгоранию’’, было незначительно это были сотрудники

медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. Р.Шваб

(1982 г.) расширяет группу профессионального риска: это – прежде всего

учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал, политики, менеджеры всех

уровней. Как пишет К Маслач, одна из ведущих специалистов по исследованию

“эмоционального сгорания’’, “ деятельность этих профессионалов весьма

различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с

эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать продолжительное

время”.

Таким образом, к настоящему времени существует единая точка зрения на

сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным

данным, под “психическим выгоранием” понимается состояние физического,

эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях

социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие,

выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм)

и редукцию профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной

опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам

своего труда. В социальной сфере деперсонализация предполагает

бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения,

консультации, получения образования и т.д. Контакты с ними становятся

формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу

иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении,

которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

Редукция профессиональных достижений – это возникновение у работников

чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха

в ней.

Исследования последних лет позволили существенно расширить сферу

распространения этой структуры, включив профессии, не связанные с

социальной сферой, что привело к некоторой модификации понятия

‘’выгорания’’ и его структуры. Психическое выгорание понимается как

профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с

межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько

видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, цинизм,

профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации

имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к

клиентам, но и к труду и его предмету в целом.

1.1.1.Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального

выгорания

После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о

факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его.

Традиционно они группировались в два больших блока, особенности

профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих

профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или

личностными и организационными (Орел, 2001г.; Решетова, 2002г.) Некоторые

авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные

аспекты деятельности как самостоятельные. Так, Форманюк Т.В. выделяет

личностные, ролевые и организационные факторы (у К. Кондо (1991г.)

соответственно: индивидуальные, социальные и “характер работы и рабочего

окружения”).

Рассмотрим в качестве примера классификацию В.В.Бойко, который

выделяет ряд внешних и внутренних факторов предпосылок, провоцирующих

эмоциональное выгорание.

Группа организационных (внешних) факторов, куда включаются условия

материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия

деятельности, является наиболее представительной в области исследований

выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль

этих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:

- хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая

деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным

восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему

с людьми, приходиться постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты

общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать,

усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и

письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать

решения.

- дестабилизирующая организация деятельности: основные ее признаки

общеизвестны – нечеткая организация и планирование труда, недостаток

оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация,

наличие в ней “ бюрократического шума” – мелких подробностей,

противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана

профессиональная деятельность, например, учащихся в классе. При этом

дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект:

она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения – клиенте,

потребителе, пациенте и т.д., а затем на взаимоотношениях обеих сторон

(Решетова , 2002г.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.