реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Инновационные конфликты

Инновационные конфликты

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Курсовая работа

на тему:

Инновационные конфликты: сущность и содержание

Выполнила:___________________

Проверил(а):__________________

Астана 2004

Содержание

Введение 3

Глава 1. Основные понятия. 5

1.1 Понятие инновации. 5

1.2 Понятие конфликта 6

Глава 2. Сущность и содержание инновационных конфликтов 11

2.1. Этапы протекания инновационного конфликта. 11

2.2. Причины инновационного конфликта. 15

2.3. Острота инновационного конфликта. 16

2.4. Длительность инновационного конфликта. 17

2.5. Последствия инновационного конфликта. 17

Глава 4. Способы разрешения конфликтов. 19

Заключение. 22

Список литературы 23

Введение

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют.

Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг

друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику

свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с

этим, под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения, путем

подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения

противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Отдельные убийства

или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника,

создание коалиций для объединения усилий в борьбе - это всего лишь

некоторые проявления инновационных конфликтов.

Во многих случаях крайних проявлений инновационных конфликтов их

результатом становится полное уничтожение противника (например, Рим

уничтожил Карфаген или американские переселенцы практически перебили

некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними). В

конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон

состоит в отстранении противников от эффективной конкуренции путем

ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса или

престижа. Например, конфликт руководителя с исполнителями в случае победы

последних может привести к понижению руководителя в должности, ограничению

его прав по отношению к подчиненным, падению престижа и, наконец, к его

уходу из коллектива.

Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной

неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безликий

характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.

Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем,

что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие

приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем

первоначальное.

Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Простая обида

может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих

противников. Жестокость в социальном конфликте иногда ошибочно

приписывается садизму и природным задаткам людей, однако чаще всего ее

совершают обычные люди, попавшие в экстраординарные ситуации. Конфликтные

процессы могут заставить людей играть роли, в которых они должны быть

жестокими. Так, солдаты (как правило, обычные молодые люди) на территории

противника не щадят мирное население, или в ходе межнациональной вражды

обычные мирные жители могут совершать крайне жестокие поступки.

Трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов, требуют

тщательного анализа всего конфликта, установления его возможных причин и

последствий.

Глава 1. Основные понятия.

1.1 Понятие инновации.

Прежде всего необходимо ответить на вопрос: “Что же такое инновация?”

Инновация может быть определена так, как Ж.Б. Сэй определил

предпринимательство - то есть как изменение отдачи ресурсов. Или, как

сказал бы современный экономист в терминах спроса и предложения, - как

изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из

используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании).

Таким образом, предпринимателей отличает инновационный тип мышления.

Предпринимательство основывается на экономических и социальных теориях,

согласно которым изменения - вполне нормальное и естественное явление.

Главная же задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то

иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким

образом, перед предпринимателями сиоит задача научиться осуществлять

инновационные решения на систематической основе.

Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном,

организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех

возможностей, которые эти изменения могут дать для экономических или

социальных нововведений.

Выделяют следующие изменения, или источники инноваций:

. Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная

неудача;

. Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её

отражением во мнениях и в оценках людей;

. Изменение потребностей производственного процесса;

. Изменения в структуре отрасли или рынка;

. Демографические изменения;

. Изменения в восприятии и в ценностных установках;

. Новые знания, научные и ненаучные.

Инновация есть скорее есть скорее экономический и социальный, нежели

технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим, да и

вообще, чем-то вещественным. Мало существует технических инноваций, которые

смогут соперничать по влиянию с такими изобретениями, как, например,

продажа товаров в рассрочку, которая буквально преобразила всю сферу

торговли.

1.2 Понятие конфликта

Конфликт—явление социальное, порождаемое самой природой общественной

жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального

бытия, место и роль человека в нем.

Социальные связи, свойственные обществу как сложной системе и

целостному образованию, имеют устойчивый характер и воспроизводятся в

историческом процессе, переходя от одного поколения людей к другому. Они

реальны, поскольку осуществляются при совместной деятельности в

определенное время и для достижения конкретных целей. Эти связи и отношения

устанавливаются не по чьей-либо прихоти, а объективно, под воздействием тех

условий, в которых человек существует, совершает поступки, творит.

К тому же общество не есть простая совокупность индивидов и их

взаимосвязей. Представляя собой целостную систему с характерным для нее

качественным состоянием, оно первично по отношению к отдельной личности.

Каждый индивид, рождаясь, застает оформленную структуру ранее сложившихся

связей и по мере своей социализации включается в нее, усваивает ставшие к

тому времени доступными людям знания и ценности, определившиеся нормы

повеления.

Следует учитывать также и то, что самое главное для человека — это

принадлежность к общности себе подобных. Обстоятельства жизни человека с

древнейших времен складывались таким образом, что ему было предназначено

сотрудничество с другими людьми. Вместе с тем в процессе взаимодействия

индивидов и усложнения социальных связей на определенной ступени

общественного развития во взаимных отношениях наряду с сотрудничеством

стали проявляться соперничество, конкуренция, психологическая

несовместимость, противоположность интересов и выбора средств достижения

целей. Обострение подобных противоречий, их эскалация привели в конечном

счете к активному противоборству, конфликтам.

Мы приходим к выводу к выводу о том, что конфликт должен

восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством

социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Как и

человек, общество по самой своей природе не может быть абсолютно

совершенным, идеальным, бесконфликтным. Дисгармония, противоречия,

конфликты — постоянные и неизбежные составные части общественного развития.

Конфликт — явление осознанное, действие обдуманное. Он подтверждает ту

истину, что человек принципиально отличается от других живых существ тем,

что его намерения и поступки направляются не врожденными инстинктами, не

«меркой своего вида», а программой, целевыми установками, которые

вырабатываются им самим в процессе своей жизнедеятельности. Человек наделен

специфическим, только ему присущим качеством — разумом, способностью

отражать реально существующий мир и общественно-историческую практику.

Сознание в его индивидуальной и общественной формах представляет собой

совокупность идей и взглядов, чувств, привычек и нравов. Оно охватывает все

богатство духовной культуры — той «второй природы», что сотворена людьми.

Обладая разумом и способностью к самосознанию, человек, в большей

степени свободен в выборе направлений деятельности, может регулировать свои

отношения. Будучи потенциально рациональным, он склонен считаться с

писаными и неписаными правилами поведения, которые усваиваются им в

процессе социализации, приобщения к достижениям культуры.

Таким образом, конфликт предстает как осознание на уровне отдельного

человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости

процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости

интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.

Следующая черта: конфликт — явление широко распространенное,

повсеместное, вездесущее. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах

общественной жизни — будь то экономика, политика, быт, культура или

идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и

самого человека.

В самом деле, разве можно представить себе становление отдельной

личности или деятельность организации без внутренней напряженности,

противоречий, преодоления застоя и косности, столкновений и борьбы.

Причинами их могут быть, в частности, условия хозяйствования, стечение

неблагоприятных для функционирования организации обстоятельств; проблемы

трудовой мотивации, связанные с оплатой труда, содержанием и престижностью

работы, отношениями в коллективе между отдельными лицами и социальными

группами; структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных связях,

недовольство работников решениями администрации; эмоциональные всплески,

вызываемые различиями в темпераменте, характере и манере поведения

совместно работающих людей, их возрасте и жизненном опыте, нравственных

представлениях, уровне образования, квалификации и общей культуры.

Бесконфликтность — это иллюзия, утопия и уж тем более не благо.

Конфликты, как и любые социальные противоречия, являются формой реальных

общественных связей, которые как раз и выражают взаимодействие личностей,

отношения социальных групп и общностей при несовпадении, несовместимости их

потребностей, мотивов и ролей. Словом, там, где действуют люди, практически

всегда есть место и конфликтам.

Весьма существенно, что конфликт — это такое взаимодействие, которое

протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей

или общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух

сторон. В процессе его развертывания имеют место и действия и

контрдействия, так как осуществление намерений участников конфликта

неизбежно сопряжено с вмешательством в дела другой стороны (или сторон),

нанесением ей определенного ущерба, преодолением сопротивления, созданием

помех, мешающих добиться поставленной цели.

И еще одна важная черта, которая выражается в том, что конфликт —

прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой

природой возникновения конфликтных столкновений, формами взаимодействия

участвующих в них сторон, заинтересованностью в исходе и последствиях

противоборства.

Во-первых, конфликтное взаимодействие отличается тем, что

противостояние в нем выразителей несовпадающих интересов и целей служит для

них одновременно и связующим звеном.

Во-вторых, любой участник конфликтного противостояния так или иначе

должен аргументировать свою позицию, обосновывать притязания и

мобилизовывать силы для реализации выдвигаемых им требований.

Психологи рассматривают конфликт как естественное условие

взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, существенные

различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей на

соответствующем этим различиям эмоциональном фоне. Они утверждают, что

конфликт, будучи проявлением общения существ, способных к самосознанию,

означает отсутствие согласия, расхождение во мнениях, столкновение разных

взглядов и желаний, противоположных при данных обстоятельствах тенденций,

потребностей, интересов, мотивов и стилей поведения.

Если суммировать вышесказанное о конфликте и исходить из его

распространенного понимания как столкновения сторон, мнений и сил, то для

управленческой науки и прикладной значимости конфликтологии наиболее

близким и приемлемым будет, вероятно, следующее определение: конфликт—это

нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ

взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и

интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух

или более сторон. Возможен выбор и других определений. Но при любом

варианте важно соблюсти ряд требований, включая указание на общественную

природу и закономерный характер конфликта как условия и процесса

взаимодействия субъектов социальных связей, подчеркнутую фиксацию внимания

на столкновении и противоборстве вовлеченных в конфликт сторон, выделение

возможностей влияния на конфликтное поведение, урегулирования конфликта.

Глава 2. Сущность и содержание инновационных конфликтов

2.1. Этапы протекания инновационного конфликта.

Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с

истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со

структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и

психосоциальной группы. Все эти потребности можно подразделить на пять

основных типов:

1 - физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.);

2 - потребности в безопасности;

3 - социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие);

4 - потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного

уровня компетенции;

5 - высшие потребности в самовыражении, самоутверждении.

Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд

элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушением равновесия в

связи появлением потребности и значимой для индивида цели, а заканчивается

восстановлением равновесия и достижением цели. Любое вмешательство (или

обстоятельство), создающее преграду, перерыв в уже начавшемся или

намечаемом действии человека, называется блокадой.

В случае появления блокады от индивида или социальной группы требуется

переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности,

постановка новых целей и принятие нового плана действий.

В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет

обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады. Встреча

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.