реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Госэкзамены ответы

Госэкзамены ответы

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ПСИХОЛОГИИ

2002/2003 учебный год

1. Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»,

«индивидуальность».

Положение Маркса «бытие определяет сознание» уточняется Рубинштейном. Он в

середине 30-х гг. ухитрился дополнить Маркса. Два аспекта этого принципа:

1. сознание впервые порождается в деятельности, возникает ради деятельности

(это и есть «бытие определяет сознание»); 2. когда сознание уже возникло,

оно становится частью бытия (этого Маркс не сказал, но мог бы сказать;

почти сказал, но что-то помешало). Деятельность человека, по Р.,

-взаимодействие внешних и внутренних условий. Внешние – природные и

социальные условия. Внутренние – субъект деятельности. Под субъектом мы

понимаем носителя активности. Исходя из этого мы можем заключить, что любая

деятельность подразумевает активность и пристрастность субъекта

(психическое отражение в деятельности, а оно активно; в оппозицию

реактивной, пассивной природе человека – человек как машина в

бихевиоризме). В чем проявляется активность субъекта в деятельности: 1.

Деятельность в зависимости от различного рода ценностей, целей, установок,

потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность и

направленность деятельности субъекта. Здесь мы находим пристрастность

субъекта. Различная глубина вкладов субъекта в психическое отражение

проявляется на разных уровнях – от избирательности восприятия, до

пристрастности отражения, обусловленной мотивами личности. Это отвечает

формуле Рубинштейна: внешние причины действуют через внутренние условия. 2.

Психические процессы как творческие, продуктивные, как процессы порождения

психического образа. Если рассматривать поведение как реактивное

приспособление, то в возникновении психического отражения нет никакой

необходимости, а все реагирование субъекта может быть основано на

врожденных механизмах. Правильность этого взгляда имеет подтверждение в

факте, что в реальной жизни как правило нам приходиться встречаться с плохо

сформулированными задачами. Эти ситуации имеют следующие черты: а) они

содержат неопределенность, и мало указаний на то, что же требуется делать;

б) для решения постоянно приходится обращаться к частным, разовым способам

решения, применимым к данному конкретному случаю. Т.е. стандартного шаблона

для всех ситуаций не напасешься.

Бернштейн: моторное запоминание, как активная творческая деятельность,

чтобы человек не делал – всегда и всюду он занимается преодолением сил из

категории неподвластных, непредусмотренных и не могущих быть преодоленными

никаким стереотипом движения, управляемым только изнутри. Нет шаблона. Идет

активное построение движения.

3. Самодвижение деятельности, активность субъекта как необходимый

внутренний момент его саморазвития. Человеку присуща явно неадаптивная по

своей природе тенденция действовать как бы вопреки адаптивным побуждениям

над порогом внутренней и внешней необходимости. В основе этого лежит

надситуативная активность (активность вопреки установкам конкретной

деятельности).

Таким образом, мы выделили три группы факторов активности субъекта. Но мы

не можем говорить о субъекте как однородном образовании. Психологическая

наука использует разные понятия для отражения определенных сторон субъекта:

индивид, личность, индивидуальность. Когда мы говорим об отдельном

субъекте, как представители вида – мы называем его индивидом. Понятие

индивид выражает неделимость, целостность и особенности конкретного

субъекта. Индивид как целостность (системный характер связей между

многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения) –

это продукт биологической эволюции, генотипическое образование. При

выделении понятия индивид, отвечают на вопрос – в чем данный человек

подобен всем другим людям, т.е. что объединяет его с другими людьми. Но

формирование индивида происходит и в онтогенезе, прижизненно. Поэтому в

характеристику индивида входят сплавы врожденных и приобретенных реакций.

Представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в

определенных внешних условиях, не является калькой этих условий, а именно

продукт развития жизни, взаимодействия со средой.

Личность = индивид: это особое качество, которое приобретается индивидом в

обществе в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые

индивид вовлекается. Индивид не порождает личность, не является ее

основанием и детерминантой, а представляет собой предпосылку возникновения

Я и необходимое условие ее существования. Личность человека производится –

создается общественными отношениями, в которые человек вступает в своей

деятельности. Значит реальным базисом личности является совокупность его

общественных по своей природе отношений к миру, но отношений которые

реализуются, а реализуются они его деятельностью, точнее совокупностью его

многообразных деятельностей. Личность характеризуется иерархичекими

отношениями деятельностей. Их особенностью является их отвязанность от

состояний организма. Эти иерархии деятельностей порождаются в системе

отношений, в которые вступает субъект. Субъекта нельзя рассматривать

изолировано от мира. Субъект включен в три сферы: природа, общество,

культура. Природный субъект – это субъект активного, гибкого приспособления

к изменяющимся условиям окружающей среды. Общественный субъект – это

субъект присвоения и правильного использования коллективных сознательных

представлений, способов поведения, имеющихся в определенном обществе.

Культурный субъект – субъект самостоятельного и ответственного решения

собственных (важных, значимых) проблем, на основе общечеловеческих

культурных норм (это еще субъект принятия решения, выбора в неопределенной

ситуации) (моральная стойкость, способность принимать решения и нести за

них ответственность, способность к управлению своей эмоциональной сферой).

Из этой схемы – индивид – природный субъект. Личность по А.Н.Леонтьеву

вкладывается во второй и третий субъекты. Но есть взгляды (Петухов, Столин)

видеть личность только в третьем субъекте, а второго интерпретировать как

социальный индивид.

Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально

значимых отличий от других (конкретный человек). Индивидуальность

проявляется в каждом из этих субъектов: природная индивидуальность –

физическое здоровье, красота, природная сила, телосложение и т.д.;

социальная индивидуальность – степень индивидуального овладения принятыми

нормами, способами поведения в обществе, глубина профессиональных знаний и

т.д.; культурная индивидуальность.

2. Кризисы возрастного развития.

I. Кризис новорождённости. Процесс рождения – тяжёлый переломный момент в

жизни ребёнка. Рождаясь, ребёнок физически отделяется от матери. Он

попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещённость, воздушная

среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания.

Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребёнку помогают

наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы.

Действие яркого света – глаза закрываются;

Шлепок по переносице – глаза закрываются;

Хлопок руками возле головы ребёнка – глаза закрываются;

Поворот головы ребёнка направо – подбородок поднимается, правая рука

вытягивается, левая сгибается;

Разведение локтей в стороны – руки быстро сгиьаются;

Нажатие пальцем на ладонь ребёнка – пальцы сжимаются и разжимаются;

Нажатие пальцем на подошву ребёнка – пальцы ног сжимаются;

Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке –

большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются;

Укол булавкой подошвы – колено и стопа сгибаются;

Поднимаем лежащего ребёнка животом вниз – ребёнок пытается поднять голову,

вытягивает ноги.

У ребёнка появляется зрительное и слуховое сосредоточение (2-3 недели).

Примерно в 1 месяц ребёнок, увидев маму, останавливает взгляд на её лице,

вскидывает руки, быстро двигает ногами, издаёт громкие звуки и ачинает

улыбаться. Эта бурная реакция была названа «комплексом оживления».

(Младенчество )

II. Кризис 1 года. Период между младенчеством и ранним детством обычно

называют кризисом 1 года. Как и всякий кризис, он связан со всплеском

самостоятельности, проявлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у

ребёнка возникают, когда взрослые не понимают его желаний, егос лов, его

жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, чего он хочет.

Разумеется, ербёнок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный

период оно приобретает особую актуальность. Аффективные реакции проявляются

в разной степени, могут достигать значительной силы: некоторые дети

произвольно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего

появление сильных аффектов у ребёнка связано с определённым стилем

воспитания вы семье. Установление новых отношений с ребёнком,

предоставление ему некоторой самостоятельности, терпение и выдержка

взрослых смягчают кризис, помогают ребёнку избавиться от отсрых

эмоциональных реакций.

Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь,

называемая Выготстким автономной.

(Ранний возраст (от 1года до 3 лет))

III. Кризис 3 лет – граница между ранним и дошколным детством – один из

наиболее трудных моментов в жизни ребёнка. Это разрушение пересмотр старой

системы социальных отношений, кризис выделения своего «я», по Д.Б.

Эльконину. Ребёнок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ним новые,

более глубокие отношения 9всплеск самостоятельности). Л.С Выготский

описывает 7 характеристик кризиса 3 лет.

1. Негативизм. Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, которое

он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не

делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый

человек. Вообще негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования

одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другим достаточно

послушен. Главный момент действия – сделать наоборот. Ребёнок впервые

становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию.

Поведение ребёнка определяется не этим желанием, а отношением с другим,

взрослым человеком. Мотив поведение уже находится вне ситуации,данной

ребёнку.

2. Упрямство. Это реакция, который настаивает на чём-то не потому, что ему

этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и

тербует, чтобы с его мнением считались. Упямый ребёнок настаивает на том,

чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно

расхотелось.

3. Гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию.

Ребёнок хочет делать всё сам и решать сам.

4. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против

всей сложившейся в раннем детстве системы оношений, против принятых в семье

норм воспитания. Ребёнок ведёт военные действия, всё отвергает (протест-

бунт).

5. Деспотизм. Ребёнок жёстко проявляет свою власть над окруцжаюшими его

взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из

дома или нет и т.д.

6. Ревность. Та же тенденция к власти здесь выступает как источник

ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти

никаких прав в семье, с точки зрения юног деспота.

7. Явление обесценивания. Обесценивается старая система отношений, то что

было привычно, интерсно и дорого раньше. 3-х летний ребёнок может начать

ругаться, отбросить или даже сломать любимую игрушку.

Дошколный возраст (от 3 до 7 лет).

IV. Кризис 7 лет. Этот переломный период может начаться в 7 лет, а может

сместиться к 6 или 8 годам. Падает работоспособность. Он открывает для себя

значение новой социальной позиции – позиции школьника (эта позиция меняет

его самосознание, рождение социального Я). Изменение самосознания приводит

к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится

второстепенным. Всё что имеет отношение к учебной деятельности (в первую

очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее

важным. Происходят шлубокие изменения в плане переживаний, подготовленные

всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В этот период

проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний,

появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребёнка,

между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению

внутренней жизни ребёнка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней

жизни ребёнка связана с изменением структуры его поведения. Появляется

смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то

сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент,

позволяющий более или менее адекватно оценить бедующий поступок с точки

зрения его результатов и более отдалённых последствий. Благодаря этому

механизму утрачивается детская непосредственность: ребёнок размышляет,

прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания,

пытается не показывать другим, что ему плохо.

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет).

V. Пубертатный кризис (затянувшийся кризис). Половое созревание зависит от

эндокринных изменений в организме (гипофиз и щитовидная железа).

Активизация и сложное взаимодействие гармонов роста и половых гормонов

вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Измение роста

веса, пропорций тела, появляются вторичные половые признаки. В связи с

быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких,

кровоснабжении головного мозга. Перепады самочувствия и настроения.

Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Эмоциональную

нестабильность усиливает сексуальное возбуждение.

Формируется новый образ физического «Я». Появляется взрослая логика

мышления (формальная логика), интеллектуализация всех остальных психических

функций (восприятие, память), развитие воображения (творческого).

Основные изменения в личностном плане.

- Личностная нестабильность. Противоположные черты стремления, тенденции

сосуществуют и борются друг с другом, определяя потиворечивость характера и

поведения взрослеющего ребёнка.

-Эмоциональная лабильность (смена настроений).

- Падает уровень самооценки (личностная рефлексия самоанализ), самооценка

зависит от мнения окружающих (колебание саооценки).

- Поведение зависит о мнения окружающих, от сверстников.

- Делинквентное поведение (неправомерное).

- Нет мировоззрения.

Мотивация: потребность в общении со сверстниками гипертрофирована.

А) группирование, Б) глубокие отношения «дружба» (интимно-личностное

общение, исповедальное), В) подрастковая влюбённость (редко возникает

настоящее чувство). Потребность в самостоятельности и независимости.

Эмансипацмя от родителей.

-Подростковое увлечения

-Развитие самосознания.Чувство взрослости (11-13 лет) – отношение подростка

к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере

взрослым человеком(но оно не обоснованно). Чувство взрослости становится

центральным новообразоыванием младшено подросткового возраста, а к концу

периода, примерно в 15 лет, ребёнок делает ещё один шаг в своём линостном

развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется

«Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.