реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Гипноз. Реальные механизмы внушающего воздействия

Гипноз. Реальные механизмы внушающего воздействия

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

«Реальные механизмы внушающего воздействия»

Авторизованный реферат по курсу

«Суггестология и гипноз»

Фамилия, имя, отчество студента

Номер зачетной книжки

Руководитель (преподаватель)

Рецензент ____________________________

З/О

МОСКВА - 2002 год

Содержание

Содержание 2

Введение 3

Классические формы суггестивного воздействия 4

Теории классического гипноза 4

Исследования внушения в экспериментальной психологии

и психофизиологии 5

Внушение и раппорт 6

Методы и техники гипнотизации 8

Исследование гипносуггестивных методов в психотерапии

и психологической помощи 11

Неклассические суггестивные техники и эриксонианский

гипноз 16

Использование суггестивных техник в образовании

16

Основные представления об эриксонианском гипнозе

18

Техники наведения транса в традиции М.Эриксона

20

Особые стратегии в рамках эриксонианского гипноза

21

Использование метафор и историй 23

Метафоры в семейной психотерапии 26

Самогипноз 32

Самовнушение и самогипноз 32

Варианты аутосуггестивных воздействий 35

Заключение 38

Литература: 42

Введение

Рассуждая о гипнозе, люди часто имеют в виду нечто почти

сверхъестественное. При этом влияние одного человека на другого объясняется

истечением этой силы в виде так называемого флюида с концов пальцев или из

глаз гипнотизирующего во время сеансов гипноза. И поныне этот взгляд

особенно охотно поддерживается так называемыми магнетизерами, пользующимися

явлениями гипноза в своекорыстных целях эксплуатирования доверенных лиц. Но

наука давно отрешилась от этих и подобных им необоснованных теорий.

Древнейшие памятники письменности многих народов упоминают о

чудотворной сущности божественного вмешательства во время сна. За тысячи

лет до нашей эры жрецы Древнего Египта, Греции и Индии умели вызывать

святой сон, предназначенный для лечения людей, страдающих от различных

болезней и расстройств. Надлежит признать, что многие из старых теорий и их

практических применений, основанных на магии и шарлатанстве, пусть

видоизмененные, но существуют и сегодня. Причем, не сколько у племен,

находящихся на низком уровне развития, но и в цивилизованном обществе.

Представление о вмешательстве дьявола, злых духов в дела человеческие,

влияние планет и звезд на здоровье и личность цветет буйным цветом.

Чудесные исцеления, прорицатели на любой вкус, телесеансы психотерапии,

массовые увлечения экстрасенсами, передача мыслей на расстоянии, и передача

биоэнергии, колдовство, общение с инопланетянами и т.д. заполнили наше

ежедневие. Правдивое и подлинное научное слово об этих явлениях имеет

неоценимое значение. Знакомство с богатством идей, фактов, наблюдений всех

перечисленных выше авторов в этой сложнейшей области сейчас, как никогда,

на мой взгляд, необходимо. Оно помогает разобраться в проблемах, связанных

с гипнозом.

Классические формы суггестивного воздействия

Теории классического гипноза

Внушение как мощное средство влияния на психику было известно ещё в

древние времена, однако в силу исторической ограниченности человеческого

познания оно на протяжении многих веков не могло стать объектом научного

познания. В то же время религия широко применяла самые разнообразные

способы. «Божьи пастыри » были знакомы только с внешним проявлением

внушения, но широко пользовались этим психологическим феноменом для

утверждения своего могущества. Одним из таких социально-психологических

механизмов, используемых религией, является внушение.

Религиозные культы многих племён и народов на протяжении столетий

изыскивали приёмы, с помощью которых можно оказать влияние на психику

человека. В этом процессе поисков средств гипноза, внушения и самовнушения,

перевода психики в сумеречное состояние наиболее преуспели йоги.

Йоги предлагают систему физических и психических упражнений, с помощью

которых якобы достигается общение со сверхестественными силами. В древних

египетских книгах «Ведах» даётся детальное описание системы упражнений,

которые обязан проделать йог для того, чтобы научится управлять душой и

телом. Находясь в таком состоянии, йог не чувствует боли, он может

длительное время оставаться без пищи, без воды. Если отбросить религиозное

содержание учения йогов, то следует признать, что сама техника внушения,

самовнушения и гипноза у них разработана весьма искусно.

Примерно в 1530 году швейцарский врач Парацельс создал теорию, согласно

которой здоровье человека зависит от влияния некоего магнетического флюида,

который представляет собой излучение небесных тел.

Парацельс (так называл себя Теофаст Гогенгейм) писал: «Имеется одна

жизненная субстанция в Природе, на которой основаны все вещи. Она

называется Археусом, или жизненной силой, которая есть синоним астрального

света или духовного воздуха древних… Будучи гораздо тоньше в своей

субстанции, нежели земные тела, эфирный двойник гораздо более подвержен

импульсам и рассогласованию. Беспорядок в этом астральном теле является

причиной многих болезней. Человек с болезненным умом может отравить свою

собственную эфирную природу, и эта инфекция, нарушая естественный ток

жизненной силы, позднее проявится как физическая болезнь…».

Спустя более чем два столетия венский врач Франц Антон Месмер развил

эту теорию и занимался лечением в соответствии с её принципами. Основные

понятия месмеризма следующие:

. для успешного лечения сам месмерист должен быть здоров;

. месмеричская сила зависит от индивидуальных особенностей субъекта;

. для магнетизирования нужно выбирать спокойное место, одеваться

легко; на ход процесса также влияют сомнение, моральные воздействия;

. магнетический сеанс постепенно удлиняется с 10 до 20 минут и т.д.

Основным достижением Месмера была не его псевдонаучная теория, а

разработанный им метод погружения в транс, который он увязал с

сомнамбулизмом. Он видел, что терапевтическое воздействие наиболее

качественно по отношению к пациентам, погружённым в состояние транса.

Существенный шаг в научном разъяснении явлений гипноза сделал в свое

время Бред, написавший в 40-х годах прошлого столетия исследование о

гипнотизме, затем французский врач в Нанси Льебо, лечивший гипнотическим

внушением больных и тоже написавший об этом методе интересное сочинение.

Наконец, видную роль в истории вопроса сыграл знаменитый невропатолог

Шарко, демонстрировавший в парижском госпитале явления гипноза на

истеричных врачам всего мира. Он рассматривал гипноз как особое нервное

состояние, вызываемое физическими приемами. Однако Шарко встретил резкого

противника своих взглядов в лице профессора Бернгейма, вызывавшего гипноз

путем словесного внушения и рассматривавшего сам гипноз как внушенный сон и

все явления, наблюдаемые в гипнозе, как результат одного лишь словесного

внушения. Эти разноречия сыграли затем большую роль в выяснении явлений

гипноза, почему названные четыре исследователя и должны считаться

основоположниками учения о гипнозе.

Опровергая мнение Шарко, Бехтерев говорит о том, что гипнозу в той или

иной степени поддается большинство людей, если не все. Признать же всех

истеричными, очевидно, нельзя. Этой теории нанесен был окончательный удар,

когда выяснилось необходимость признать гипноз и у животных за явление,

совершенно аналогичное и родственное человеческому гипнозу. Если гипноз,

как мы уже знаем, наблюдается и у животных, то вполне естественно, что

корни его происхождения находятся глубоко в органическом мире.

Исследования внушения в экспериментальной психологии и психофизиологии

Русские учёные трезво подходили к учению о животном магнетизме, но в то

же время стали исследовать практическую и лечебную деятельность

месмеристов. Профессор Харьковского университета В.Я. Данилевский в

многочисленных экспериментах изучал гипнотические явления у животных. В

1891 году он сделал вывод, что гипнотическое состояние у человека и у

животных очень сходно по проявлению. Он объяснял гипноз, как паралич воли и

самостоятельности мышления, а причиной считал психическое принуждение.

Конечно, это было далеко от действительности.

На 4-м съезде общества русских врачей в Москве, где выступил В. Я.

Данилевский с докладом «О терапевтическом применении гипнотизма», выступил

психиатр Ардалион Ардалионович Токарский (1859-1901гг). Это выступление и

вся последующая деятельность Токарского была направлена на научное

представление о гипнозе. Он считал, что применение гипноза в принципе

доступно каждому человеку, но успех в этом деле, может быть, достигнут

лишь, при хорошем знании техники гипнотизации и глубоком знакомстве с этими

явлениями.

В. М. Бехтерев, изучая особенности гипнотического состояния человека,

приходит к выводу, что большую роль при наступлении гипнотического

состояния играют словесное внушение, а также ряд физических раздражителей,

способствующих погружению человека в гипнотическое состояние. Он

подразделял гипноз на три стадии – малый, средний и глубокий, которые

соответствовали трем общепринятым стадиям Фореля – сонливость, гипотаксия и

сомнамбулизм. Бехтерев уделял много внимания исследованиям, направленным на

то, чтобы разработать способы повышения лечебной эффективности внушения,

проводимого больному в гипнозе или наяву.

Основа стратегии И.М.Сеченова - И.П.Павлова - рефлекторный принцип. Он

лежит в основе объяснения того, каким образом организм приобретает (и

утрачивает) прижизненные акты, форму и структуры поведения. С позиций

нервизма решаются проблемы решений работы различных отделов мозга и разных

уровней его организаций - от молекулярного и нейронного до поведения

целостного организма, анализируется взаимодействие между процессами в коре

головного мозга и в подкорковых структурах. Учение И.М.Павлова о высшей

нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций

русской философии и развивало идеи И. М. Сеченова. Руководящим являлось

представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей

эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в

саморегуляции выполняет нервная система (принцип невризма). Начав с

изучения кровообращения и пищеварения, И.М.Павлов перешел к исследованию

поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений,

во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализующим эти

взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга — высшего

интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем

самым отвергался дуализм духовного и телесного.

Внушение и раппорт

Внушение – это подача информации, воспринимаемой без критической оценки

и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических

процессов. Внушение содержится в любом общении людей. Любая речь – это

внушение, действенное или нет в зависимости от таланта и умения говорящего

и готовности слушающего поверить, от активности и достаточности ума.

Внушением можно назвать всякое информационное воздействие на личность

помимо сознательного контроля разума.

Сопутствующее внушению понятие – внушаемость. Человек обладает

врождённым механизмом податливости ко внушению, который находится в

определённой связи с присущими людям способностями к научению и развитию.

При проведении гипноза важен учёт внушаемости пациента. Её можно определить

с помощью ряда специальных приёмов. Их принцип заключается в том, что если

пациент показывает в этих испыта-ниях плохие результаты, то он скорее всего

будет сопротивляться погружению в гипно-тическое состояние. К ним

относятся: тест равновесия тела (приёмы с падением назад или вперёд),

внушение сцеплённых пальцев рук или век глаз, определённых внушённых

запахов, внушение невозможности согнуть руку/ногу или встать со стула,

внушение забыть свою фамилию и ряд других.

Термин «раппорт» (от франц. rapport - связь, отношение) - в широком

смысле употребляется в зарубежной литературе для обозначения:

. близких межличностных отношений, основанных на высокой степени

единства мыслей, интересов, чувств;

. доброжелательной, дружественной атмосферы, складывающейся в ситуации

психологического эксперимента между исследователем и испытуемым.

В узком смысле термин «раппорт» обозначает связь, которая

устанавливается между гипнотизером и гипнотизируемым во время сеанса

гипноза. Раппорт характеризуется высокой степенью избирательности как

следствием суженного гипнозом сознания, сверхвосприимчивостью к внушениям

гипнотизера (преимущественно вербальным, словесным) и нечувствительностью к

воздействиям из других источников. Раппорт как специфический вид внутренней

зависимости, заключающейся в готовности выполнять внушения гипнотизера,

развивается и стабилизируется по мере углубления гипнотического состояния.

Раппорт существует благодаря тому, что в состоянии гипноза остаются

незатронутые, бодрые, сторожевые, дежурные пункты в коре больших полушарий,

в частности имеется связь через незаторможенный слуховой анализатор. Именно

эти сторожевые, дежурные пункты являются физиологической основой раппорта.

Вот что говорил о раппорте И.П. Павлов: «Так же я понимаю гипноз и

раппорт. Большие полушария захвачены торможением не на всем протяжении, в

них могут образоваться и возбужденные пункты. Из такого возбужденного

пункта вы действуете на себя и внушаете. И гипнотизируемый потом роковым

образом исполняет наше приказание потому, что когда вы делаете приказ, то у

вас все чрезвычайно ограничено. Следовательно, все влияние остальных частей

полушарий направлено на то, что вы даете в ваших словах, в ваших

раздражениях, совершенно скрывается от всех остальных. И когда человек

приходит в бодрое состояние после этого внушения, он ничего не может

сделать с этим изолированным раздражением, потому что оно разъединено со

всеми остальными. Следовательно, при гипнозе речь идет не о полном сне, а о

парциальном сне. Этим отличается гипнотический сон от естественного».

При гипнотизации у человека отдельные участки коры мозга не спят,

находятся в расторможенном состоянии. Эти бодрствующие участки составляют

зону раппорта. Только через эту зону раппорта гипнотик избирательно

воспринимает лишь слова гипнотизера. Говоря физиологическим языком,

гипнотизирующий врач через эту зону находится в своеобразной связи с

другими участками коры мозга гипнотика, которые были до этого заторможены.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.