реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция

Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А.ШОЛОХОВА

Факультет психологии

Никитина О.В.

Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Научный руководитель: кандидат

психологических наук Елизаров А.Н.

Москва

2002

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция как предмет

исследования 7

1.1 История изучения детской гиперактивности 7

1.2 Возрастная динамика гиперактивного поведения 16

1.3 Причины формирования и проявления гиперактивного поведения 19

ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование личностных характеристик матерей

гиперактивных детей 30

2.1 Программа исследования 30

2.2 Результаты исследования 33

2.3 Анализ результатов методами математической статистики 39

2.4. Обсуждение результатов 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

БИБЛИОГРАФИЯ 45

приложения……………………………………………………………………………52

ВВЕДЕНИЕ

Работая в школе, психологи встречаются с разнообразными запросами

клиентов. Очень часто причиной обращения к психологу становится чрезмерная

двигательная активность ребенка, непоседливость, импульсивность, неумение

сосредоточиться на выполнении одного дела. Все эти признаки характеризуют

гиперактивное поведение. Дети, отличающиеся гиперактивным поведением, часто

вызывают нарекания со стороны учителей в школе, так как на уроках, не умея

ждать своей очереди, выкрикивают; не дослушав вопроса, или дают первый

пришедший в голову ответ; не умеют сосредоточиться на выполнении задания.

Часто такие дети становятся инициаторами ссор и драк, поскольку не только

очень подвижны, но и часто неловки и даже неуклюжи, поэтому нередко

задевают, толкают, роняют окружающие предметы, а в силу своей

импульсивности не всегда могут конструктивно разрешить возникшую ситуацию.

Своим поведением гиперактивные расторможенные дети возбуждают класс,

затрудняя проведение учебных занятий. По данным разных авторов

гиперактивное поведение встречается довольно часто: от 2 до 20% учащихся

характеризуются чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Среди детей с

расстройством поведения медики выделяют особую группу страдающих

незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной

системы. Эти дети мало чем отличаются от здоровых, разве что повышенной

активностью. Однако постепенно отклонения отдельных психических функций

нарастают, что приводит к патологии, которая чаще всего называется "легкая

дисфункция мозга". Есть и другие обозначения: "гиперкинетический синдром ",

""двигательная расторможенность" и так далее. Заболевание,

характеризующееся данными показателями, получило название "синдром дефицита

внимания с гиперактивностью" (СДВГ). И самое главное не в том, что

гиперактивный ребенок создает проблемы для окружающих детей и взрослых, а в

возможных последствиях этого заболевания для самого ребенка. Следует

подчеркнуть две особенности СДВГ. Во-первых, ярче всего он проявляется у

детей в возрасте от 6 до 12 лет и, во-вторых, у мальчиков он встречается в

7-9 раз чаще, чем у девочек.

Очень часто у детей, отличающихся гиперактивным поведением, имеются

сложности в усвоении учебного материала, и многие педагоги склонны

объяснять это недостаточным интеллектом. Психологическое обследование детей

дает возможность определить уровень интеллектуального развития ребенка, а

кроме того, возможные нарушения со стороны перцепции, визуально-

двигательной координации, внимания. Обычно результаты психологического

исследования доказывают, что уровень интеллекта таких детей соответствует

возрастной норме.

Помимо легкой дисфункции мозга и минимальной мозговой дисфункции,

некоторые исследователи (И.П.Брязгунов, Е.В.Касатикова, А.Д.Кошелева,

Л.С.Алексеева) называют причинами гиперактивного поведения еще и

особенности темперамента, а также пороки внутрисемейного воспитания.

Интерес к данной проблеме не убывает, поскольку если 8-10 лет назад таких

детей в классе было по одному - два, то сейчас - до пяти человек и более.

И.П. Брязгунов отмечает, что если в конце 50-х годов публикаций на эту тему

было порядка 30, то в 1990 году их число возросло до 7000.

Цель данного исследования: проверить, существует ли взаимосвязь между

гиперактивным поведением ребенка и личностными особенностями его матери.

Задачи исследования :

1. Анализ литературных источников по данной теме в процессе

теоретического исследования.

2. Формирование и проверка гипотезы.

3. Статистическая обработка полученных результатов.

4. Разработка рекомендаций по работе с близкими гиперактивных детей,

исходя из полученных результатов.

Гипотеза звучит следующим образом: "Гиперактивное поведение может

проявляться у детей, матери которых отличаются сочетанием следующих

личностных характеристик: доминантности и эмоциональной неустойчивости".

Объект исследования: матери детей, поведение которых характеризуется

как гиперактивное. В исследовании участвовали родители и педагоги

шестидесяти трех учащихся Голицынской средней школы №2, Голицынской

средней школы №1, Большевяземской гимназии, Одинцовской средней школы №3,

Захаровской средней школы. В результате анкетирования родителей и

педагогов были выделены две группы детей 7-10 лет ( группа гиперактивных

и группа негиперактивных детей). Выбор данной возрастной группы детей

объясняется тем, что именно в этом возрасте наблюдается наибольший процент

проявления гиперактивного поведения. Количество детей в гиперактивной и

контрольной группах по 20 человек, в каждой группе по 3 девочки и по 17

мальчиков.

После обработки анкет были сформированы две группы матерей:

исследуемая и контрольная. В исследуемую группу вошли матери гиперактивных

детей. Возрастной состав данной группы 29-35 лет. В контрольную группу

вошли матери негиперактивных детей. Возрастной состав данной группы 30-32

года.

Предмет исследования: личностные характеристики матерей

гиперактивных детей.

Гипотеза в результате исследования подтвердилась (уровень значимости

различий 0,025). Это позволяет говорить о том, что сочетание доминантности

и эмоциональной неустойчивости в структуре личности матери может

способствовать формированию гиперактивного поведения ребенка.

Данными исследования можно будет пользоваться при работе с

гиперактивными детьми, разрабатывая коррекционную программу, которая будет

ориентирована не только на ребенка, но и на его окружение. В этом

заключается практическая значимость исследования.

ГЛАВА 1

Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция как предмет

исследования

1.1 История изучения детской гиперактивности

Что такое гиперактивность?

"Гипер…" - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных

слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный" пришло в русский

язык из латинского "activus" и означает "действенный, деятельный".

Гиперактивное поведение детей отличается следующими признаками [4,

c.32]:

. Часто наблюдается беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле,

крутиться, вертится.

. Встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях,

когда нужно оставаться на месте.

. Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается

куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

. Находится в постоянном движении и ведет себя так, "как будто к нему

прикрепили мотор".

. Часто бывает болтлив.

. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.

. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в

беседы или игры).

Для выявления гиперактивных детей, необходимо составить портрет

гиперактивного ребенка.

Наверное, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго

сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают

дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень

подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответствены. Гиперактивные дети

часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая

конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро

забывают. Известный американский психологи В. Оклендер так характеризуют

этих детей: "Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много

двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать

манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный

мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко.

Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается,

часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов" [24, c.228].

Вероятно, учителю и психологу знаком портрет такого ребенка.

Как выявить гиперактивного ребенка ?

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение

детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу и родителям важно знать

основные отличия поведения одной категории детей от другой. Приведенная

ниже таблица 1 поможет в этом. Кроме того, поведение тревожного ребенка

социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником

разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.

Таблица 1. Критерии первичной оценки проявления гиперактивности

и тревожности у ребенка.

|Критерии оценки |Гиперактивный ребенок|Тревожный ребенок |

|Контроль поведения |Постоянно импульсивен|Способен |

| | |контролировать |

| | |поведение |

|Двигательная |Постоянно активен |Активен в |

|активность | |определенных |

| | |ситуациях |

|Характер движений |Лихорадочный, |Беспокойные, |

| |беспорядочный |напряженные движения |

Чтобы выявить гиперактивного ребенка в классе, необходимо длительно

наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит

активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии

выявления гиперактивности у ребенка [20, с.87]

Критерии гиперактивности

(схема наблюдения за ребенком)

Дефицит активного внимания

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле,

бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность

1.Начинает отвечать, не дослушав вопрос.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

5. Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и

вознаграждением есть пауза).

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные

результаты. (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но

одних уроках он успешен, на других - нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных

признаков, педагог, родители могут предположить, что ребенок, за которым он

наблюдает, гиперактивен.

Говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей

(З.Тржесоглава, В.М.Трошин, А.М.Радаев, Ю.С.Шевченко, Л.А.Ясюкова) имеют в

виду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивность.

История изучения этого заболевания - недлинный, но насыщенный фактами

период, составляющий около 150 лет. Впервые описал чрезвычайно подвижного

ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-

психоневролог Генрих Хоффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил.

Несмотря на то, что изучение невротических отклонений поведения и

учебных трудностей занимались многие ученые, долгое время не существовало

научного определения таких состояний. Были периоды спада и повышенного

внимания к этой проблеме. В 1947 г. педиатры попытались дать четкое

клиническое обоснование так называемым гиперподвижным детям, у которых

часто возникали проблемы с учебой. Однако вопрос о терминологии этого

состояния остался нерешенным.

До настоящего времени не было единой точки зрения в отношении названия

этого заболевания. Порой авторы вкладывали в один и тот же термин самое

различное содержание.

Немного существует заболеваний, имеющих столь многочисленные

названия. Вот лишь некоторые из них: "легкая дисфункция мозга",

"гиперкинетический хронический мозговой синдром", "легкое повреждение

мозга", "легкая детская энцефалопатия", "гиперкинез", "гиперактивность",

"гиперкинетические импульсивные нарушения", "минимальная мозговая

дисфункция" и многие другие.

Переход к массовому школьному обучению заставил внимательно

рассмотреть этот вопрос. Были выделены особые категории детей, плохо

справляющихся с учебной деятельностью. Традиционные формы воспитания и

обучения оказывались здесь неэффективными, поэтому таких учащихся стали

именовать исключительными (в негативном аспекте), подчеркивая болезненную

природу их ума и характера.

Французские авторы Ж.Филипп и П.Бонкур в книге "Психологические

аномалии среди учащихся" (в переводе на русский язык эта книга вышла в 1911

году) среди "психически ненормальных учеников" наряду с отсталыми,

эпилептиками, астениками, истериками, выделяли и так называемых

неустойчивых учеников.

Термин "легкая дисфункция мозга" появился в периодической медицинской

печали в 1963 г. после совещания международных экспертов-неврологов,

проводившегося в Оксфорде.

По крайней мере, 100 клинических проявлений входило в понятие "легкая

дисфункция мозга", включая дисграфию (нарушение письма), дизартрию

(нарушение артикуляции речи), дискалькулию (нарушение счета),

гиперактивность, недостаточную концентрацию внимания, агрессивность,

неуклюжесть, инфантильное поведение и другие.

Термин "легкая дисфункция мозга" нелегко вводился в медицинскую среду.

Были направлены анкеты 10 зарубежным педиатрам с вопросам: "Что Вы

понимаете под термином "Легкая дисфункция мозга"?". Ответы были самыми

разными. Подразумевалась и умственная отсталость, и нарушение координации,

и другие отклонения вплоть до начальной стадии олигофрении.

В 1966 г. S.D. Clemens дал следующее определение этого заболевания у

детей: "заболевание со средним или близким к среднему интеллектуальному

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.