реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Дедовщина как социально-психологическое явление

Дедовщина как социально-психологическое явление

Научный руководитель:

************

Исполнитель:

************

Москва 2000 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Глава 1. (Вступление)------------------2

2. Глава 2. (Сущность и основное содержание неуставных взаимоотношений)-----

----------------3

3. Глава 3. (Дедовщина)------------------11

4. Глава 4. (Почему?)--------------------16

5. Глава 5. (Направление и формы профилактической работы)-------------------

------------20

6. Глава 6. (Заключение)-----------------25

7. Список литературы---------------------29

Глава 1

Вступление.

В своей курсовой работе я решила рассмотреть такое распространенное в

нашей российской действительности явление как «дедовщина». Эта проблема

очень актуальна на сегодняшний день не только как «скелет в шкафу»

российской действительности, но и как психологическая проблема, которая,

возможно, имеет общечеловеческую природу.

Во многих относительно закрытых группах (монастырях, местах лишения

свободы, детских домах и т.д.) можно встретить проявления морально-

психологического и физического насилия, заметить возникновение неформальной

иерархической структуры и механизмов ее поддержания. Чтобы не распыляться в

глобальности этой проблемы, пытаясь охватить все типы закрытых групп, я

конкретизирую общее, рассматривая частное и в то же время наиболее

распространенное определенное явление – «дедовщину(». Проводимые

социологические опросы показывают, что в настоящее время от 50 до 70%

солдат (матросов), проходящих службу по призыву, подтверждают наличие в

своих частях (на кораблях) случаев НУВ.

Основные задачи, которые я преследовала в данной работе:

. Описать особенности и формы этого явления.

. Вывести предположения о том, что является причиной такого широкого

распространения НУВ именно в нашей стране, т.е. зависит ли это от

менталитета.

. Рассмотреть возможность генетических предпосылок данного поведения в

условиях замкнутой группы.

. Попытаться найти способы предупреждения и уменьшения проявлений НУВ.

Возможно ли что-либо изменить в условиях экономических трудностей

страны (что не позволяет создать действенные материальные стимулы

контрактной службы)?

Для дальнейшего изложения необходимо развести понятие «дедовщина»,

которое на уровне обыденного сознания охватывает все негативные явления,

имеющие место в рядах ВС (далее в тексте как НУВ), с понятием «дедовщина»,

отражающим определенное явление, которое представляет собой одно из

оснований НУВ (это будет обсуждаться далее).

Глава 2

Сущность и основное содержание

неуставных взаимоотношений.

Тот факт, что характер и интенсивность, насыщенность, богатство

взаимосвязей отдельного сообщества с широким социумом самым существенным

образом влияют на процессы группообразования и личностного развития, уже

экспериментально и теоретически обоснован в психологии. Понятно, что в этой

связи в поле зрения социальных психологов попали и те реальные естественные

малые группы, которые по тем или иным причинам функционируют в условиях

ограничения контактов с широким социальным окружением. В этом плане

понимание специфики закрытых групп оказывается неразрывно связано с

проблематикой социальной деривации, т.е. исследованиями относительно (от

мягкого, частичного до практически полного – изоляция) нарушения связей

индивида или группы индивидов с обществом.

В типологии закрытых групп С.А. Алифанова закрытые группы

классифицируются в зависимости от решаемых в них задач. В данной типологии

воинские подразделения относятся к группам производственной направленности,

члены которых рассматриваются как субъекты деятельности.

Режимная система в Российской армии ужесточает временную изоляцию

призывников от социального окружения, что существенно обедняет

вариативность социальной ситуации развития межличностных отношений.

Существует прямая зависимость между степенью закрытости группы и

жесткостью статусной иерархии, определяющей жизнедеятельность ее членов.

Прежде всего, на это указывает материал, наработанный в рамках школы

«групповой динамики» и направленной на прояснение роли групповых границ в

организации жизнедеятельности реально функционирующих сообществ (К. Левин,

Р. Зиллер, Р. Кан, Д. Кац и др.). Чем в большей степени организация

отделяется от окружающей среды, тем более вероятно развитие в ней

дифференцированной структуры. По сути дела, такое углубленное

дифференцирование закономерно задается самими условиями существования

закрытых сообществ: во-первых, стоящих перед необходимостью решать все

возникающие проблемы только своими силами, а во-вторых, лишенных

возможности «сбросить» во вне накапливаемый негативный отношенческий заряд.

Наряду с повышенной насыщенностью эмоциональных (особенно негативно

окрашенных) контактов в таких группах, их внутренней конфликтностью, как

правило, неблагоприятным, напряженным социально-психологическим климатом,

исследователи отмечают еще и такую дезинтеграционную тенденцию их развития,

как избыточную, разрушительную для единства любого сообщества

внутригрупповую статусную поляризацию, бурное формирование обособленных,

нередко противоборствующих подгрупп.

В основе такого целостного негативного явления как дедовщина лежат

конфликтные ситуации или противоречия, затрагивающие социальный или

социально-психологический статус личности или групп, материальные или

духовные интересы, их честь и достоинство. При этом нужно различать уровни

проявления этих негативных явлений.

Посягательства и конфликтные ситуации, возникающие на межличностном

уровне отношений на почве личной неприязни, обид или несдержанности имеют

гораздо меньшую социальную опасность (поскольку носят ситуативный и

кратковременный характер), нежели аналогичные явления, возникающие на

межгрупповом и личностно-групповом уровнях (Рис. 1).

Рис. 1. Дедовщина как разновидность конфликта.

В последних случаях имеют место явления, представляющие серьезную опасность

для нормального функционирования всей воинской организации, как целостного

социального организма. Это связано с тем, что в основе личностно-групповых

и межгрупповых конфликтов лежит неформальное разделение военнослужащих (в

отличие от формального, предусмотренного законами и воинскими уставами: по

должности, воинскому званию и т.д.), при котором в подразделениях и частях

по определенным признакам образуются противостоящие друг другу социальные

группы стремящиеся к утверждению своего доминирующего положения в

подразделении, части (на корабле).

При этом формы утверждения своего социального статуса той или иной

группы в воинском коллективе приобретают характер создания системы

негласных «привилегий» для доминирующей группировки и «обязанностей» для

остальных по отношению к ней групп, закрепляемых методами психического и

физического насилия.

Неформальное разделение военнослужащих обладает свойствами быстрого

распространения, устойчивости и самовоспроизводства в силу своей

функциональности, связанной с реальной возможностью получения со временем

представителями «угнетаемых» групп соответствующих «привилегий»,

характерных для «подавляющей» группы (повышение статуса военнослужащих

младшего призыва в связи с увольнением старослужащих или изменения,

происходящие в национальном составе подразделения и т.п.). Эта

потенциальная возможность социальных перемещений по вертикали приводит к

тому, что субъекты «угнетаемых» групп принимают правила навязываемой им

«игры», что создает предпосылки для преемственности и воспроизводства

негативных традиций. Поэтому в связи с появлением неких четких ступеней

«карьерной лестницы», на основе которой функционируют отдельные воинские

подразделения, представляется рациональным рассматривать НУВ как тип

социальной организации, что позволяет производить анализ структуры и

групповых процессов.

При анализе неформальной структуры воинского коллектива необходимо

учитывать следующие обстоятельства.

Во-первых, помимо формальной (уставной) системы, представляющей

идеальный тип воинской организации всегда существует неформальная

организация отношений военнослужащих, и она не обязательно в содержательном

плане несет на себе отпечаток НУВ.

Во-вторых, неформальные структуры неоднородны по своему составу: в

каждой социальной группе (будь то старослужащие или молодые солдаты,

представители той или иной национальности и т.п.) существуют свои «лидеры»,

«нейтралы», «изгои» и т.п., то есть живые люди, играющие в данной общности

ту или иную социальную роль. Поэтому, неформальные структуры в воинских

коллективах необходимо рассматривать в комплексе.

В-третьих, под влиянием множества факторов общественного развития

именно «дедовщина», как неформальная система, в наибольшей степени отвечала

объективным потребностям сложившейся в воинских подразделениях обстановки,

когда уставная система в одиночку уже не могла обеспечить нормального

функционирования воинского организма, самостоятельно разрешить все

возникающие социальные противоречия. Неформальные системы в определенной

степени стали компенсировать недостатки формальной организации. Но в то же

время различные виды неформальных структур в рамках формальной могут

находиться между собой в разных взаимоотношениях: конкурировать,

конфликтовать или дополнять друг друга.

В-четвертых, НУВ функционируют в армии и на флоте уже не одно

десятилетие, и за это время успели сформироваться устойчивые негативные

традиции, передающиеся из поколения в поколение.

В-пятых, представляется возможным выделить по меньшей мере шесть

различных оснований (механизмов функционирования) неформальных систем,

которые на уровне обыденного сознания объединяются под одним названием

"дедовщина" (Рис. 2).

При рассмотрении содержания каждой из приводимых ипостасей неуставных

взаимоотношений (НУВ)1 нужно иметь ввиду, что в «чистом» виде ни

«дедовщина», ни «землячество», ни другие формы НУВ, как правило, не

встречаются. Каждая из структур (механизмов функционирования) в

определенные периоды времени может выступать в качестве доминирующей, но

это не означает, что другие формы НУВ при этом отсутствуют, они существуют,

но имеют не столь ярко выраженное проявление.

Рис.2. Типы механизмов функционирования НУВ.

В настоящее время в структуре группообразующих признаков, лежащих в

основе НУВ, доминирующими являются «дедовщина» и, отчасти, региональное

«землячество» (Рис. 3), рассмотрению содержания которых и будет уделено

основное внимание.

«Культ силы» - неформальное разделение военнослужащих по наличию

определенных индивидуальных качеств и особенностей. Представители

доминирующей в подразделении группы, как правило, отличаются высокими

волевыми качествами и физическими данными. Об этом свидетельствуют данные,

полученные при исследовании проблемы лидерства в воинских коллективах (Рис.

4). Недостатки в подборе сержантского состава часто приводит к тому, что в

подразделении доминирует группа военнослужащих из числа неформальных

лидеров, посягавшая на права и

Рис. 3. Группообразующие признаки в воинских коллективах

(Мнение военнослужащих срочной службы).

личное достоинство своих сослуживцев, в том числе и на формальных лидеров

(сержантский состав). Даже в самой строгой иерархии могут быть исключения в

силу своих индивидуальных особенностей отдельные воины могут иметь реальный

статус, намного превышающий, предписываемую им внешними признаками (срок

призыва, национальность) позицию в сложившейся структуре внутриколлективных

отношений.

«Религиозный фактор» - НУВ, основанные на разделении военнослужащих по

принадлежности к различным религиозным конфессиям. В войсковой практике

имеют место факты объединения в группы противоправной ориентации по

отношению к другим военнослужащим представителей отдельных конфессий (в

частности, мусульман). Это происходило в тех случаях, когда в подразделении

имелось значительное количество военнослужащих различных национальностей,

но явного количественного преобладания представителей одной из них не было

(условия для существования «землячества» в чистом виде отсутствовали, а

«дедовщина» не устраивала вследствие низкого статуса, соответствующего

периоду службы).

Рис. 4. Критерии лидерства в воинском коллективе

(Мнение военнослужащих срочной службы).

|1 - Хорошее | | | | |

|физическое | | | | |

|развитие (сила) | | | | |

|2 - Готовность | | | | |

|помочь товарищу | | | | |

|3 - Срок службы | | | | |

|12 месяцев и | | | | |

|более | | | | |

|4 - Наличие | | | | |

|земляков в части | | | | |

|(на корабле) | | | | |

|5 - Отличное | | | | |

|владение воинской| | | | |

|специальностью | | | | |

|6 - Хорошее | | | | |

|умственное | | | | |

|развитие, | | | | |

|коммуникабельност| | | | |

|ь | | | | |

|7 - Исполнение | | | | |

|должности | | | | |

|младшего | | | | |

|командира | | | | |

|8 - Наличие | | | | | |

|друзей среди | | | | | |

|военнослужащих | | | | | |

|старших сроков | | | | | |

|службы | | | | | |

|9 - Наличие | | | | | |

|авторитета и | | | | | |

|доверия у | | | | | |

|командования | | | | | |

|подразделения | | | | | |

|10 - Участие до | | | | | | | | | |

|службы в армии | | | | | | | | | |

|(флоте) в | | | | | | | | | |

|деятельности | | | | | | | | | |

|группировок | | | | | | | | | |

|криминогенной | | | | | | | | | |

|направленности | | | | | | | | | |

|11 - Участие в | | | | | | | | | |

|период | | | | | | | | | |

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.