реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Билеты

Билеты

Понятие о личности

Индивид – пол, возраст, нейродинамика, конституциональные особенности.

это хар-ка, свойственная всем людям.

Личность – темперамент, характер, направленность, способности

Субъект деятельности – человек как субъект который имеет сознание: субъект

общения, учения, деятельности

Индивидуальность – опыт, история, жизненный путь. это индивидуальные

личностные свойства человека и такое их сочетание которое данного человека

отличает от других людей.

Личность – человек, сов-ть его соц.-приобретенных качеств.

Личность – многомерное явление его общественной жизни, звено в системе

общественных отношений.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических

характеристик , которые социально обусловлены, проявляются в общественных

по природе связях , определяют нравственные поступки человека, имеющие

существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид",

"индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой.

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к

высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии

"человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно

человеческих признаков и качеств.

Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды

люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями

(такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими

свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного

человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип

темперамента, физические и психические особенности, интеллект,

мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два

способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих

понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся

процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в

освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда

осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека.

Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе

социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с

формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная

личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного

поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта.

Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее

выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и

неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный,

активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны,

разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо

выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты,

как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее

деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности

говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества

самостоятельной сущности.

Структура личности по Немову.

1. способности

2. темперамент

3. характер

4. мотивация

5. эмоции

6. волевые качества

Свойства личности – устойчивые образования обеспечивающие определенный

уровень деятельности и поведения типичный для данного человека.

Отношения личности – собирательные связи с различными сторонами

действительности.

Отношения личности – целостная система избирательных сознательных связей

личности с различными сторонами этой личности и окружающим миром (по

Мясищеву):

. Отношение л-ти к себе

. Отношение личности к другим

. Отношение личности к окружающему миру

Классификация современных теорий личности (по Немову)

По способу объяснения поведения:

. Психодинамические

. Социодинамические

. Интеракционистические

По способу получения данных о личности:

. Экспериментальные

. Неэкспериментальные

По углу зрения на личность:

. Динамические

. Структурные

По возрастному диапазону:

. Дошкольный и школьный период

. Вся жизнь от рождения до смерти

По понятиям в которых описывается личность:

. Черты, качества. Свойства

. Формы поведения

Личность в отечественной психологии.

Мясищев В. Н.

У истоков теории Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личн.,

согласно типам их отношений к окружающей действительности. Осн. положение

П. о. заключается в том, что личн., психика и сознание чел. в каждый данный

момент представляют единство отражения объективной действительности и

отношения чел. к ней. Психология, отношения чел. в развитом виде выступают

как целостная система индивид., избирательных, сознательных связей личн. с

различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и

миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личн. с самой собой как

субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей

развития чел., она выражает его личный опыт и внутренне определяет его

действия, переживания.

Отношение как связь субъекта с объектом едино, однако имеет структуру,

отдельные компоненты которой могут выступать как частичные отношения, его

стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью,

активностью, целостно-личност. характером, сознательностью. Важнейшими

видами отношений Мясищев считал потребности, мотивы, эмоц. отношения

(привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы,

оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и

определяющим жизненный путь чел., – направленность. Высшая степень развития

личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к

окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.

Отношения связаны с разными подструктурами личн. Так, с т. з.

Мясищева, динамические индивидуально-психол. свойства темперамента явл. на

уровне развитого характера "снятой" формой индивидуальных различий,

движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами

нервной системы. Характер – это система отношений и способ их осуществления

человеком. Свойства реакции чел., выражающие его темперамент и характер,

обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию.

Способности чел. находятся в закономерном соотношении со склонностями,

которые представляют движущую силу развития способностей. Склонность – это

не что иное, как потребность в определ. виде деятельности, или избирательно-

положит. отношение к ней,

Положения П. о. легли в основу разработанной Мясищевым патогенетич.

концепции неврозов. Невроз трактуется как болезнь личн., вызванная

обстоятельствами значимости в системе ее личност. отношений. Эта концепция

имела большое науч. и практич. значение, оказав влияние на всю последующую

теорию и практику психотерапии неврозов.

Мерлин В. С. Теория интегральной индивидуальности

Концепция личн. Мерлина раскрывается через его подход к пониманию чел.

как интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязям ряда свойств,

относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным разл.

закономерностям. Напр., интегральным явл. изучение связи свойств нервной

системы и свойств темперамента или связи свойств личн. и взаимоотношений в

социальной группе. Свойства каждого иерархич. уровня явл. его образцами,

отражают своеобразие связи между уровнями и образуют закономерную систему.

Так, для нейродинамич. уровня такими образцами явл. показатели силы и

динамичности нервных процессов; для психодинамич. – экстраверсия и

эмоциональность; для социально-психол. – ценностные ориентации и

межличностные отношения. Во всякой характеристике любого иерархич. уровня

(биохим., физиол., психологического) есть нечто типичное, общее для

определ. группы людей, и нечто индивидуально-своеобразное, неповторимое,

присущее только одному чел. Осн. проблема психологии личн. состоит в том,

чтобы определить соотношение социально-типичных и индивидуально-

своеобразных черт.

Социально-типичное – это обобщенное отношение к определ. сторонам

действительности (к людям, коллективу, труду, к самому себе, культуре и

др.), отражающее направленность личности.

В индивидуальное включены две группы психических особенностей. Первая

группа – свойства индивидуума (свойства темперамента и индивид,

качественные особенности психических процессов). Свойства темперамента –

это психические свойства, обусловленные общим типом нервной системы и

определяющие динамику психической деятельности при самом разл. ее

содержании. Индивидуальна в каждом свойстве темперамента лишь колич. его

сторона – степень выраженности, определяемая соответствующими поведенч.

количественными показателями. Качественная же сторона каждого свойства

темперамента характерна для определ. его типа. Индивид, качественные

особенности психических процессов определяют продуктивность психической

деятельности (напр., острота и точность восприятия).

Ко второй группе индивид, особенностей относятся, во-первых,

устойчивые и постоянные мотивы действий в определ. ситуациях (напр., мотив

самолюбия, честолюбия, интерес к музыке и др.). Так как социально-типичное

отношение личн. определяется системой мотивов, то и каждый отдельный мотив

явл. необходимым компонентом отношения личн. Во-вторых, индивид, черты

характера : инициативность или пассивность, общительность или замкнутость в

установлении социальных контактов. Индивид, своеобразие черт характера

выражается в особых качествах действий и поступков в определ. типичных

ситуациях. Черты характера проявляются в динамич. особенностях мотивов и

отношений (напр., в устойчивости социальных связей или их кратковременности

и неустойчивости). И, наконец, в-третьих, это – такие свойства восприятия,

памяти, мышления и т. п., от которых зависит продуктивность деятельности.

Они определяются качественными особенностями психических процессов.

Все индивидуальное в личн., возникая на почве психических свойств

индивидуума, формируется в зависимости от ее определ. социально-типичных

отношений. Индивид. и социально-типичное – это не разные группы свойств

личн., а разл. стороны одних и тех же свойств. Неразложимым компонентом

личн. явл. свойства, каждое из которых есть выражение и способности, и

характера, и направленности. Т. о., структура личн. представляется как

взаимная связь и организация свойств личн. Структ. образования личн.

характеризуются понятием "симптомокамплекса". Индивидуальное и социально-

типичное нельзя рассматривать как два разл. симптомокомплекса или фактора

личности.

Узнадзе Д. Н. Теория установки.

Концепция личн. Узнадзе строится на понятии (установки", которую он

считал гл. психол. образованием. Установка считается осн. регулятивным

механизмом поведения чел., определяя его направленность и избирательную

активность. Однако сущность личн. не сводится к функционированию установки,

а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и

способность к объективации. Характерной особенностью личн. явл.

осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель

которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни.

Высшие потребности – интеллект., моральные и эстетические – соответствуют Я-

концепции чел. Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и явл.

определ. формой антиципации.

Поведение личн. может протекать на двух уровнях – как импульсивное и

регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения

определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей чел. и

ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения

человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который

может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму

объективации, согласно которому чел. противопоставляет себя внеш. среде,

начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и

объективировать свое поведение.

В зависимости от способности чел. к объективации Узнадзе описывает три

типа личностей: 1) динамический – личн., имеющая развитую способность к

объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении

объективированных целей; 2) статичный – личн., проявляющая

гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих

установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит,

волевых усилий; 3) вариабельный – личн., обладающая достаточной легкостью

объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее

реализации.

Одной из важнейших характеристик личн. в Т. у. явл. ответственность,

благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей,

выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении

деятельности, соответствующей осн., закрепленной в процессе жизни установке

личн. Период подготовки цели делится на две ступени: 1) выбор, который

признается интеллект, актом и осуществляется на основе личност. ценности

поведения для данного субъекта ; 2) мотивация, признаваемая волютивным

процессом. Волевое поведение – это способность личн. подчинить свою

активность не только личност. ценности, но и объективной необходимости.

Рубинштейн С. Л. Философско-психологическая концепция.

Будучи пионером в использовании онтологич. подхода в отечествен,

психологии, Рубинштейн впервые включает человека в структуру его бытия не

как рядоположный с др. уровнями бытия элемент, а как активный,

преобразующий бытие субъект.

Познание и деятельность рассматриваются как разнокачественные

модальности отношения чел. с миром, помимо которых выделяется также

отношение – не только к бытию, но и к др. субъекту. Когда объектом

воздействия становится др. чел., необходимо преодолеть его отчужденность,

негативную независимость, вызвать его к самостоятельному бытию, в котором

осуществляется его собств. сущность, обретаемая через другого.

В отличие от большинства гносеологически ориентированных концепций

сознания, сводящих его к отражению, Рубинштейн рассматривает сознание как

выражение отношения субъекта к миру, как возможность его самоопределения.

Психика, сознание не самодостаточны, не существуют в себе, а принадлежат

личн. Связь сознания и деятельности становится личностно опосредованной. В

мире сознания как в совершенно особом измерении личн. способна выходить за

свои пределы. Обладающая сознанием личн. особым образом строит свои

отношения с миром.

Прослеживая единство сознания и деятельности, Рубинштейн показал, что

сознание как высший психический процесс явл. способом личност. регуляции

складывающихся в деятельности отношений. Сознание осуществляет по меньшей

мере три взаимообусловленных функции: регуляцию психических процессов,

регуляцию отношений, регуляцию деятельности и всей жизни субъекта.

В разработанной Рубинштейном структуре личн. представлены психол.

модальности деятельности - потребности, способности, направленность.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.