реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Бегство от свободы

Бегство от свободы

Э. Фромм Бегство от свободы

Предисловие к 1-му изданию

Книга рассматривает психику современного человека, проблемы взаимосвязи

и взаимодействия между психологическими и социологическими факторами общего

развития. Но в основном она сконцентрирована на значении свободы для

современного человека.

Основным субъектом социального процесса является индивид: его

стремление к тревоге, его страсти и раздумья и т.д. Но для понимания

динамики общего развития, мы должны понимать динамику психологических

процессов, проходящих внутри индивида, точно так же как для понимания

индивида необходимо рассматривать его вместе с обществом, в котором он

живет. Доиндивидуалистическое общество ограничивала человека, но в это же

время гарантировала безопасность и покой, и получив свободу, человека

охватила тревога, хотя он приобрел независимость и рациональность, свобода

также по словам Фромма изолировала его. Эта изолированность непереносима и

человек становится перед выбором: избавится от свободы с помощью новой

зависимости либо дорасти до полной реализации позитивной свободы,

основанной на индивидуальности и повторяемости каждого.

Фромм подчеркивает, что в этой книге скорее диагноз и анализ, чем

прогноз и решение проблемы и этими исследованиями Эрих Фромм пытается

уточнить направление необходимых действий, т.к. выяснение причин

тоталитарного бегства от свободы является предпосылкой любого действия

направленного к победе над силами тоталитаризма.

Предисловия к 25-му изданию.

Здесь также говорится, что об анализе феномена человеческого

беспокойства, вызванный распадом средневекового мира, чувствовал себя

уверенно.. После столетий борьбы человек смог создать материальные

удобства, создать демократическое общество и недавно сумел защитить его от

тоталитаризма и его угроз. Но он еще охвачен беспокойством и подвержен

соблазну отдать свою свободу диктаторам или совсем потерять ее, стать

частью машины, которой управляет тоталитаризм, не свободным человеком, а в

беспрекословную машину. Он проводит параллель, сравнивая причины вызывающие

у человека страх перед свободой с 25-летней давности и делает вывод, что

они значительно возросли и важнейшим событием было открытие атомной энергии

и возможность ее применения в качестве орудия уничтожения. Вместе с ядерной

революцией развивается революция кибернетическая и тут человека заменяет

гигантские установки, компьютеры (думающие и вычисляющие намного быстрее),

вследствие этого человек становится не нужен – увеличивается опасность

демографического взрыва..

Т.е. за минувшие 20 лет когда была написана 1-я книга, выросли

гигантские силы, угрожающие выживанию человеческого ряда, и отсюда ценность

и стремление к бегству от свободы. Но и произошли не менее важные события:

исчезли диктатура Гитлера и Сталина.

В этой главе говорится о том, что выросла важность осознания

индивидуальных и социальных реалий. Человек в большинстве случаев еще

недостаточно созрел, чтобы быть независимым, разумным, объективным.

Человеку невыносимо, что он предоставлен собственным силам, что он сам

должен придать смысл совей жизни, а не получить ее от какой-нибудь высшей

силы, к вывод – людям нужны идолы, легенды, мифы. Отсюда возникает вопрос

как же человечество может спастись от самоуничтожения в этом конфликте

между преждевременной интелектуально-технической зрелостью и эмоциональной

отсталостью?

Поэтому есть нужда в развитии научной, динамической социальной

психологии. Прогресс социальной психологии необходим, чтобы

противодействовать опасностям, вызванным прогрессом физики и медицины.

Глава 1. Свобода – психологическая проблема?

Новую историю Европы и Америки обусловили усилия, направленные на

завоевание свободы.

Когда определенный класс стремился к своему собственному освобождению,

он верил, что борется за свободу вообще и таким образом мог идеализировать

свои цели, мог привлечь на свою сторону всех угнетенных, в каждом из

которых жила мечта об освобождении.

Классы, которые по началу сражались против угнетения, объединились с

врагами свободы, едва лишь победа была завоевана и появились новые

привилегии, которые надо было отстаивать и защищать.

Во имя победы погибло много людей убежденных в том, что лучше погибнуть

за свободу, нежели жить без нее.

Стремление к свободе выразилось в принципах экономического либерализма,

политической демократии с отделения церкви от государства и индивидуализма

в личной жизни. Осуществление этих принципов, казалось приближало

человечество к реализации данного стремления. Человек сбросил иго природы и

сам стал ею управлять. Он сверг церковь и абсолютное государство.

Ликвидация внешнего принуждения казалось не только необходимым, но и

достаточным условием для достижения желанной цели – свободы человека.

Первую Мировую войну все считали последней битвой, а ее завершение –

окончательной победой свободы, но через некоторое время и возникли новые

системы, которые перечеркнули все, т.к. сущность этих новых систем

практический полностью определяющих и общественную и личную жизнь человека,

состоит в подчинении всех совершенно бесконтрольной власти и небольшой

кучки людей.

Одна из общепринятых иллюзий – быть может самая опасная из всех

состояла в убеждении, что люди вроде Гитлера якобы захватили власть над

государственным аппаратом лишь при помощи вероломства и мошенничества и

правление его основано на насилии. Но после, всем видно, что в Германии

миллионы людей отказывались от свободы с таким упорством, с каким когда-то

их отцы ее завоевывали, они не стремились к свободе, а искали способ от нее

избавится. Другие миллионы людей были безразличны к свободе и не считали,

что за нее нужно бороться. А так же всем стало ясно, что демократический

кризис не является сугубо итальянским или германским, а угрожает каждому

современному государству. Когда мы рассматриваем человеческий аспект

свободы и говорим о стремлении к подчинению или к власти, возникают

вопросы: что такое свобода в смысле человеческого переживания? Определяется

ли свобода одним лишь отсутствием внешнего принуждения или она включает в

себя некое присутствие чего-то, а если так, чего именно? Почему для одних

свобода – это заветная цель, а для других – угроза? Существует ли

стремление к подчинению? Анализ человеческих аспектов свободы и

авторитаризма вынуждает нас рассмотреть ту роль, с которой играют

психологические факторы в качестве активных сил процесса общественного

развития, а это приводит к проблеме взаимодействия психологических,

экономических и идеологических факторов. К примеру притягательность,

которая имеет фашизм для целых наций, вынуждает нас признать роль

психологических факторов. В течение последних веков человек был

рациональным существом (по общепринятым мнениям), деятельность, которых

должно было быть (по их утверждению) вызвана личными интересами и

желаниями.

На те периоды истории оглядывались, как на потухший вулкан, давно уже

неопасный. Все были уверены, что зловещие силы полностью уничтожены

достижениями современных демократий; мир казался ярким и безопасным.

Экономические кризисы считались случайностями хотя они повторялись

регулярно. И когда фашизм пришел к власти ни кто не был готов ни

теоретически, ни практически и никто не смог поверить в такую

предрасположенность к злу. И тот благодушный оптимизм XIX века потревожили

с очень разных сторон: Нация и Маркс и позже Фрейд. Но по мнению Фромма

Фрейд и его ученики имели лишь очень наивное представление о процессах,

производящих в обществе: большинство их попыток приложения психологии к

социальным проблемам вело к ошибочным построениям. Поскольку эта книга

подчеркивает роль психологических факторов в общем процессе общественного

развития и поскольку данный анализ основан на некоторых фундаментальных

открытиях Фрейда – в частности, на роли подсознательных сил в человеческом

характере и на зависимости этих сил от внешних воздействовал Фрейд

формулировал так называемые основные инстинкты человека, и тем самым он

совершал ошибку своих предшественников, что концепция человеческой натуры

является отражением тех важнейших стремлений, которые проявляются в

современном человеке. Индивид его культуры представляет и человека вообще,

а страсти и тревоги, характерные для человека в нашем обществе, коренящихся

в биологической природе человека.

Индивид является нам с полным набором биологически обусловленных

потребностей, которые должны быть удовлетворены, для эпох они вступают в

отношение с «объектами» (другими), служат для достижения цели определяется

обменом удовлетворения биологических потребностей при этом связь с другим

индивидом всегда является лишь средством достижения цели. А не целью как

таковой.

По Фромму ключевой проблемой психологии является особого рода

связанность индивида с внешним миром, а не удовлетворение или фустрация.

Есть потребности обусловленные природой: жажда, голод и т.д. На те

стремления, которые приводят к различию человеческих характеров – любовь

или ненависть, жажда власти или тяга к подчинению, влечения к чувственному

наслаждению или страх перед ними – все они являются продуктами социального

процесса; прекрасные и самые уродливые наклонности человека не вытекают из

фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают

в результате социального процесса формирования личности. Таким образом,

общество осуществляет функцию подавления и созидания личности. Главная

задача социальной психологии состоит в том, чтобы понять процесс

формирования человека в ходе истории. Социальная психология должна

объяснить, почему возникают новые способности и новые страсти, хорошие и

дурные люди создаются историей и история создается людьми а разрешения

этого кажущегося противоречия и составляет задачу социальной психологии.

Фрейд представлял себе историю как результат действия психических сил,

не подверженных социальному влиянию. Он подчеркивает свое несогласие с теми

теориями, которые отрицают роль человеческого фактора в динамике

общественного развития.

Общей ошибкой всех этих теорий было убеждение, что у человеческой

натуры нет своей динамики.

Лишь динамическая психология может понять человеческий фактор.

Фиксированный фактор «человеческой природы» не существует, но можно ее

рассматривать как нечто беспредельно пластичное. Фромм различает

«статистическую» и «динамическую» адаптацию.

Динамическая адоптация – это приспособляемость я к неизбежной ситуации

и во время принудительной адаптации с человеком что-то происходит – это

подавленная враждебность и она становится динамическим фактором

человеческого характера.

Любой невроз – это адаптация к таким условиям, которые является для

индивида иррациональными. Рассказывается также о чертах человеческой

натуры: они или гибкие, или менее гибкие. Те черты, которые проявляют

чрезвычайную эластичность развиваются как реакции на определенные условия

жизни. Гибкими они являются в том случае, когда индивиды развивают ту или

иную склонность в соответствии с обстановкой, в которой и приходится жить.

Ни одна из таких склонностей не является изначально присущей человеку, т.е.

человек развивает ту или иную склонность в зависимости от приобретенных

потребностей. Но кроме приобретенных потребностей у него есть и физические

потребности, объединившись эти потребности выступают как потребность

самосохранения и властная потребность самосохранения вынуждает его принять

условия, которыми является образ жизни общества где он живет (т.к.

отдельный индивид не может изменить общество, он принимает его условия), а

вне общества, одному ему не справится с потребностью связи с окружающим

миром, с потребностью избежать одиночества ==> т.к. чувство полного

одиночества ведет к психическому разрушению. Человек не может жить без

какого-то сотрудничества с другими. Есть еще одна причина, которая

становится к общности столь насущно необходимой: это субъективное

самосознание. Если его жизнь не приобретает какого-то смысла и

направленности, он чувствует себя пылинкой и ощущение собственной

ничтожности его подавляет. Человек должен иметь возможность отнести себя к

какой-то системе.

Резюмируя подход к проблемам социальной психологии: человеческая натура

– это не сумма врожденных, биологических закрепленных побуждений, но и не

безжизненный слепок с матрицы социальных условий, это продукт исторической

эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами.

Натуре человека присущи некоторые неизменные факторы: необходимость

удовлетворять физиологические потребности и необходимость избегать

морального одиночества.

В процессе адаптации к этому образу жизни в индивиде развивается ряд

мощных стимулов, мотивирующих его чувства и действия. Возникнув, эти

стимулы требуют удовлетворения, стремление к удовлетворению этих

потребностей воздействует на процесс общего развития.

Человек должен суметь воссоединится с миром в спонтанности любви и

творческого труда или найти себе какую-то опору с помощью таких связей с

этим миром, которые уничтожают его свободу и индивидуальность.

Глава 2. Обособление индивида и двойственность свободы

Определяя значение свободы для современного человека, Фромм обсуждает

концепцию: свобода определяет человеческое существование как таковое, а

кроме того понятие свободы меняется в зависимости от степени осознания

человеком себя самого как независимого и отдельного существа.

Процесс обособления индивида от первоначальных связей – он определяет

это как процесс «индивидуализацией» – этот процесс достиг наивысшей стадий

в новое время, т.е. от эпохи возрождения и до наших дней.

Процесс индивидуализации проводит к полному обособлению индивида

«первыми узами» являясь естественным фактором нормального человеческого

развития, они предполагают отсутствие индивидуальности, но дают индивид

уверенность и жизненную ориентацию.

1 аспектом растущей индивидуальности является развитие личности.

Границы роста определяются условиями в основном социальными.

2 аспект процесса индивидуализации – растущее одиночество.

Пока человек был неотъемлемой частью мира, пока не осознавал ни

возможностей, ни последствий индивидуальных действий, ему не приходилось и

боятся его. Но превратившись в индивида, он остается один на один с этим

миром, ошеломляющим и грозным.

Возникает стремление отказаться от своей индивидуальности, подобрать

чувство одиночества и беспомощности, а для этого – слиться с окружающим

миром. Подчинение – не единственный способ избавится от одиночества и

тревоги. Другой способ – единственный продуктивный, не приводящих к

неразрешимым конфликтам – это путь спонтанных связей с людьми и природой,

т.е. таких связей, которые соединяют человека с миром, не уничтожая его

индивидуальности. Итак, растущая индивидуальность приводит либо к

подчинению, либо к спонтанной активности.

Указывается общий принцип: процесс, который развивается на основе

растущей индивидуализации и растущей свободы индивида, являющейся

диалектическим. Процесс индивидуализации – это процесс усиления и развития

его личности его собственного «я», но в ходе этого процесса утрачивается

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.