реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка

Кировская государственная медицинская академия

Кафедра гуманитарных и социальных наук

Реферат по психологии:

Выполнила:

Чудиновских Ю.А.

Группа Л-217

Киров 2000

План:

I. История создания.

II.Теоретико- практические основы аутогенной тренировки.

III. Обоснование метода и частных приемов аутогенной тренировки.

1.Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции.

2. Нейрофизиологические эффекты тренированной мышечной релаксации.

3. Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений АТ.

IV. Клинические варианты АТ.

1.Классическая методика И. Шульца.

2. Другие модификации аутогенной тренировки.

V. Применение в клинике.

VI. Применение АТ у здоровых людей.

VII. Заключение.

I. История создания аутогенной тренировки.

На протяжении всей истории медицины в мышлении врачей и пациентов

укоренилась мысль, что болезнь – это результат преимущественно внешних

воздействий. Но этот подход мало учитывал внутренние факторы, которые

определяют психическую, нервную, гуморальную регуляции, т. е. Реактивность

организма. Т.о. теория будущего – это теория внутренних механизмов

адаптационного реагирования и управления этими процессами.

Сегодня уже доказано, что многие физиологические процессы подвержены

выраженному психологическому влиянию, но механизмы этого воздействия пока

еще гипотетичны.

Аутогенная тренировка – один из методов психотерапии , метод самовнушения,

предложенный Шульцем в 1932 году. В ней привлекают простота лечебных

приемов , сочетающихся с выраженной эффективностью психологического

воздействия, способствующего нормализации высшей нервной деятельности,

коррекции отклонений в эмоциональной и вегето- сосудистой сфере, повышению

эффективности лечения.

Достигаемые с помощью АТ саморегуляции эмоционально – вегетативных функций

, оптимизация состояния покоя и активности, повышение возможностей

реализации психифизиологических резервов организмам позволили использовать

в разнообразных отраслях медицины. С АТ связаны проблемы управления и

адаптации поведения.

Широко распространено мнение, что АТ- отпрыск гипноза, успокаивающее

средство с общим седативным эффектом. В настоящее время существует ряд

модификаций методов АТ, направленные на психофизиологическую активацию,

стимулирующих нервно-эмоциональное напряжение для определенного состояния .

Метод активно включается в пстхотерапию при полном сохранениии самоконтроля

и инициативы личности. Приобретенные навыки при проведении курсов

сохраняются всю жизнь. Активный характер АГТ выгодно отличает ее от

гипоноза, в котором пациент пассивен, а лечебный эффект часто

сопровождается чувством зависимости от врача.

Начиная с 50-х годов интерес к методу неуклонно возрастает. Миллионы людей

сегодня с успехом применяют этот метод. IV Всесоюзным съездом

невропатологов и психиатров (1963) АГТ была включена в комплексную

психотерапию. Две значительные области применения метода – клиническпя и

психигигиеническая. За годы накоплен значительный клинический материал

действенности АГТ.

Наиболее эффективен метод при лечении неврозов, функциональных расстройств,

заболеваний , связанных с нарушением кортико-висцеральной регуляцией. АГТ

способствует снижению нервно-эмоционалоного напряжения, чувства тревоги,

эмоционального дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на основные

физиологические функции. Под влиянием АГТ улучшается настроение,

нормализуется сон, повышается уровень функционирования и произвольной

регуляции различных систем организма, происходит активизация личности

болиного , более продуктивно осуществляется органическое лечение.

II.Теоретико-практические основы аутогенной тренировки.

1.Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции.

Базисным элементом АГТ является тренированная мышечная релаксация на фоне

которой реализуется специфические приемы аутодидактики и аутосуггестии.

Выделяют два основных типа реагирования на эмоционально значимые стимулы :

психо- соматическое, при котором отреагирование осуществляется во

внутренней сфере, и социальное, когда разрядка направленна во внешнюю

сферу. Первый тип обеспечивает надежное функционирование регуляторных

механизмов организма и личности. Тренировка произвольного управления и

коррекции возникающих отклонений составляют основную цель

психотерапевтических приемов и механизмов АГТ.

Существенным коррелятом отрицательных эмоций является мышечное напряжение.

Переходное состояние связано с релаксацией. Релаксация вызывается

самовнушением и служит базой на котором основывается дальнейшее

самовнушение. Используемые механизмы АГТ способствуют снижению роли

соматического компанента отрицательных эмоциональных переживаний. Путем

специфического воздействия на корковые интегративные процессы, она приводит

к восстановлению внутреннего равновесия, а при длительном применении метода

регуляцию функций на качественно новый уровень, обеспечивающий оптимальное

реагирование.

Физиологические эффекты в целом и механизмы нервной регуляции конкретных

функций под ее влиянием весьма сложны и малоизучены.

Состояние мышечной релаксации и покоя, возникающие во время АГТ

сопровождается ослаблением тонуса мускулатуры и угнетением эмоциональной

напряженности.

Центральное место в раскрытии механизмов АГТ занимают вопросы изучения

саморегуляции исходно непроизвольных функций организма. Важным условием для

овладения методами АГТ является управление по расслаблению мышц, т.е.

управление в целенаправленной двигательной активности.

И.М. Сеченов обосновал, что все психические акты рефлекторны и « все

сознательные движения вытекающие из этих актов , называемые произвольными в

строгом смысле только отражение.» Процесс движения подчиняется воле,

сопровождается ощущениями, отражается в сознании, а также является

заученным под влиянием условий , создаваемых жизнью. А обучающий характер

является одним из основных принциповАГТ. Многие поразительные феномены

обучения еще не исследованы и вызывают удивление и ощущение прикосновения к

загадочному.

Учение Сеченова об отражательной роли мозга бло поддержано и развито в

трудах Павлова и его школы. Обоснованные принципы невризма, детерминизма,

учение об условных реакциях позволили физиологических позиций подойти к

вопрсу об произвольных и непроизвольных реакциях.

Было доказано , что в основе произвольных движений лежат корковый анализ и

синтез афферентных сигналов, идущих от экстерорецепторов и интерорецепторов

( проприоцепторов). Весь механизм волевого движения условен , ассоциативный

процесс подчиняется всем законам ВНД. Павлов подчеркивает роль речи и

образных представлний в установлении двусторонних связей кинестетических

клеток с двигательными, с клетками корковых отделов анализаторов.

Идеомоторная тренировка как один из главных компанентов входит в многие

модификации аутотренинга.

Павлов подчеркивал связь ЦНС и адаптационного поведения с движениями,

тонусом мускулатуры, имеющие обширное корковое представительство.

Известно, что мышечное напряжение является компанентом страха и других

отрицательных эмоций. В ответ на эмоциогенные раздражители регистрируются

вегетативные, биохимические, моторные изменения. Так отрицательные

эмоциональные состояния всегда сопровождаются активацией скелетной

мускулатуры, а расслабление наблюдается при положительных эмоциях,

состоянии покоя , уравновешенности. Поэтому понятен физиологический смысл

волового расслабления мышц, тренировки этого, а также роль самовнушения на

фоне релаксации, вызывающей фазовые состояния в коре.

Сложный сигнал или образ , вызванный при повторении в тренировке ведет к

образованию условных кортико-висцеральных реакций и реализации желаемых

сдвигов, повышении уровня саморегуляции.

Непроизвольное можно сделать произвольным , но только с помощью второй

сигнальной системы.

Ограниченные значения в понимании механизмов внушения имеют устойчивые

фазовые состояния между сном и бодрствованием, отличающиеся различной

степенью выраженности и интенсивностью процессов торможения в коре. Одной

из наиболее существенных является возможность воздействия на некоторые

психифизиологические фуекции в обход сознательного контроля.

Лурия , проводив нейрофизиологические и психифизиологические исследования

сделал вывод, что речь является одним из наиболее существенных средств

регуляции поведения человека, поднимающего отдельные непроизвольные реакции

до уровня сложных произвольных действий и осуществляет контроль за

протеканием внешних, сознательных форм человеческой деятельности.

Существеннон значение для психотерапии имеютположения о регуляторном

влиянии речи при патологических состояниях и речевом воздействии на общую

нейродинамику.

Теорию функциональных систем Анохина также необходимо учитывать в изучении

механизмов воздействия АГТ на организм и личность. Эта теория продолжает

учение Павлова и вводит качественно новые понятия о специфических

механизмах динамической активности в целостную систему поведенческого акта.

Анохин обосновал, что совокупность отдельных эффекторных проявлений или их

сочетаний не образуют поведенческого акта, а лишь их согласованность в

интегративной деятельности мозга определяет суммарное выражение и сам

феномен поведенческого акта. Поведенческий акт определяется конкретным

результатом, на достижение которого направлен этот акт. В структуру

поведенческого акта должна быть вкл.чена цель, без которой невозможно

объяснение адаптивной деятельности организма .С учетом данной теории

изучение структуры любого поведенческого акта , в основе которого лежат

мотивации и трансформированный прошлый опыт пациента должно всегда

предшествовать психотерапевтическому воздействию. Именно представления о

системной организации физиологических, психических, поведенческих реакциях

должны найти отражение в решении целого ряда вопросов психотерапии, в

раскрытии механизмов АГТ.

2.Нейрофизиологические эффекты тренированной мышечной релаксации.

Словесный сигнал или образ , вызванный словом, при систематическом

повторении в процессе АГТ ведет к образованию условных кортико-висцеральных

реакций. Давно доказана связь функционального состояния с тонусом поперечно-

полосатой и гладкой мускулатуры.

( Тренированная мышечная релаксация является и пусковым, и базисным

элементом АГТ.

( Во время релаксации наступает некоторое снижение АД, замедляется

сердечная деятельность, дыхание становится более медленным и поверхностным.

Постепенно можно приобрести навыки целенаправленного управления

деятельностью сердца.

( АД у лиц у лиц с гипертонией нормализуется за счет систолического

давления, у лиц с гипотонией почти не изменяется.

( При выполнении первого упражнения температура тыла кисти увеличилась на

1,5(, а ректальная понизилась на 0,8(С.

( Кривая кожно-гальванического рефлекса осталась плоской.

( Можно также наблюдать понижение перистальтической активности ЖКТ, что

сопровождается редукцией боли, увеличением кровотока и моторики желудка,

понижением кислотности желудачного сока.

( Релаксация часто сопровождается сонливостью, которая может переходить в

сон.

( электрическая активность головного мозга у одних близка к той, которая

бывает во время бодрствования, у вторых приобретает особенности

просоночных состояний, у третьих напоминает напряженное бодрствование.

. Во время мышечной релексациичаще наблюдаются изменения ЭЭГ, указывающие

на преобладание тормозных процессов в коре , а в период максималього

сосредоточенного внимания ЭЭГ процессы , свидетельствующие о

концентрации внимания, бодрствовании коры.

. В состоянии релаксации увеличивается объем кровотока.(

В состоянии релаксации происходит изменение лабильности нейронов, в

результате появляются новые свойства и происходят парадоксальные реакции.

Вероятно состояние релаксации – это переходное состояние между сном и

бодрствованием- гипнотическое фазовое состояние. Вызвано оно самовнушением

и при этом состоянии торможение в одних областях может сочетаться с

концентрированным возбуждением в других. Процессы торможения распределяются

в коре избирательно. Благодаря этому возникает контроль за переживанием и

осуществлением дальнейших самовнушений.

Каждое движение состоит из рецепторного и моторного компанентов.

Релаксация весьма специфический процесс, при котором существенно

изменгяются соотношения рецепции и моторики и отражение их в сознании.

Принимая все раздражения от экстеро- и интерорецепторов ретикулярная

формация (РФ)не только осуществляет переработку, но и специфически

активирует кору в зависимости от характера поступающего раздражения. РФ

имеет самые непосредственные связи с висцеральным мозгом, интегрирующим

раздражения от органов чувств и внутренней среды организма человека,

которые определяют психологические феномены состояния и самочувствия.

Корковая деятельность может оказывать определенные влияния на активационно-

регуляторные механизмы субкортикальных структур, обеспечивающих ее же

функционирование.

Эволюционно сложившиеся связи коры , вегетативной, висцералоной,

эндокринной, эмоциональных систем ( через системы прямых и обратных связей)

позволили предполагать, что воздействие на одну из этих систем неизбежно

должно вызывать определенные изменения в функционировании остальных.

( Расслабление мускулатуры от различных факторов сопровождается снижением

эмоциональной реактивностии ослаблением невротической симптоматики.

АГТ предполагает активное вовлечение сознания в терапевтический процесс и

осуществляется именно на основании активации сознания. Она направлена на

максимальное использование стимуляцию резервных возможностей интегративной

деятельности корына основе перестройки субкоординационных нервно-

регуляторных корково-подкорковых механизмов.

( Ряд испытуемых научились самовнушением вызывать изменение ЧСС, общую

мышечную каталепсию с восковой гобкостью, усиливать способность

визуальзации представлений, просыпаться в заданное время, влиять на

скорость восприятия и время простой реакции.

( Присамовнушении можно достгнуть повышение внимания, скорость восприятия.

( В процессе АГТ может быть достигнута глубокая анестезия.

3. Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений АГТ.

Основные нейропсихологическе эффекты связаныс развитием способности к

образным представлениям, улучшением памяти, усилением рефлексивной

способности сознания, возможностей саморегулирования произвольных функций и

формирование навыков к сознательному управлению непроизвольными функциями.

Особенно демонстративно влияние АГТ на память. В процессе АГТ повышается

способность к запоминанию иностранных слов, появляется гипермнезия.

С помощью АГТ можно целенаправленно вызывать у себя гипнотическое состояние

с Эффектами автоматической речи и автоматического письма. Возможно также

погружение в состояние общей каталепсии.

( АГТ повышает скорость сенсомоторного регулирования, способствует

концентрации внемания и повышению эмоциональной устойчивости, стабилизации

настроения и поведенческих реакций, нормализации сна, снижению тревожности,

внутренней напряженности, развитию уверенности в себе, улучшению социальной

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.