реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Акцентуации и психопатии у подростков

Акцентуации и психопатии у подростков

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПСИХОПАТИИ» И «АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА».

Психопатии — это такие аномалии характера, которые «определяют весь

психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой

властный отпечаток», «в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь

резким изменениям» и «мешают... приспособляться к окружающей среде» .

В подростковом возрасте эти же критерии служат основными ориентирами в

диагностике психопатий. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает

свой тип характера в семье и школе, со сверстниками и со старшими, в учебе

и на отдыхе, в труде и развлечениях, в условиях обыденных и привычных и в

самых чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит

энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а

истероидный жаждет привлечь к себе внимание.

С самого начала становления учения о психопатиях возникла практически

важная проблема - как разграничить психопатии как патологические аномалии

характера от крайних вариантов нормы. Еще в 1886 г. В. М. Бехтерев упоминал

о «переходных степенях между психопатией и нормальным состоянием», о том,

что «психопатическое состояние может быть выражено в столь слабой степени,

что при обычных условиях оно не проявляется».

Было предложено много других наименований, но наиболее удачным

представляется термин К. Leonhard (1968) — «акцентуированная личность». Это

наименование подчеркивает, что речь идет именно о крайних вариантах нормы,

а не о зачатках паталогии и что эта крайность сказывается в усилении,

акцентуации отдельных черт.

Таким образом, можно дать следующее определение акцентуациям характера

Акцентуации характера — это крайние варианты его нормы, при которых

отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается

избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных

воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

типы конституциональных АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.

КЛИНИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА

Клинический метод является наиболее распространенным и пока наиболее

точным для определения акцентуаций характера. Этот метод слагается из

опроса подростка, опроса родителей и сведений от других лиц, осмотра

подростка и наблюдения за его поведением.

Опрос подростка. Первой задачей является установление контакта. Обычно

бывает достаточно спокойного доброжелательного тона и начала с чисто

врачебного расспроса о соматических жалобах. Опрос о психотравмирующей

ситуации, послужившей причиной обращения к психиатру, нередко приходится

проводить в два приема. С этого начинают беседу и на этом этапе иногда

лучше удовлетвориться порою скудными или весьма сомнительными сведениями,

которые сообщает подросток. Даже если удается получить толковые и

обстоятельные ответы, лучше ограничиться пока тем, что подросток сообщает

охотно. Далее следует перейти к собиранию сведений о жизни вообще.

Здесь необходимо коснуться следующих тем.

1. Учеба — любимые и нелюбимые предметы, причины неуспеха, отношения с

учителями, участие в общественной работе, имевшиеся нарушения дисциплины.

2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии,

способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои

возможности.

3. Отношения со сверстниками — предпочтение одного близкого друга или

компании приятелей, положение среди товарищей (душа компании, преследуемый

изгой, независимый одиночка и т. п.), причины выбора приятелей— по

определенным личным качествам, по общности увлечений, для увеселений и т.

п.

4. Увлечения в настоящем и прошлом, под чьим влиянием был сделан выбор,

каковы были достигнуты результаты, почему заброшены и т. д.

5. Отношения с родителями и внутрисемейные отношения — состав семьи (кто

назван первым, о ком забыл упомянуть!), кто занимался его воспитанием,

наиболее близкий член семьи, с кем в семье конфликтные отношения и причина

их, конфликты между другими членами семьи и отношение к ним подростка. В

случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был

подросток, когда это случилось, его отношение к разводу родителей,

поддерживается ли им контакт с тем из них, кто ушел из семьи.

6. Нарушения поведения в прошлом — прогулы занятий и работы, мелкое

хулиганство, курение, выпивки, знакомство с различными дурманящими

средствами, побеги из дому; был ли задержан или взят на учет милицией —

когда и за что был взят.

7. Наиболее тяжелые события в прошлой жизни — и реакция на них. Наличие

когда-либо в прошлом суицидных мыслей.

8. Перенесенные соматические заболевания — как. они сказались на учебе и

на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушений

сна, аппетита, самочувствия и настроения.

9. Сексуальные проблемы. Прежде чем затронуть эту тему, подростку надо

объяснить, что врача эти вопросы интересуют не сами по себе, а целью

является выяснить возможные переживания по этому поводу и получить более

полное представление о его характере. Необходимо предупредить также, что

все сообщаемые им сведения без его согласия никому из его родных, знакомых

и т. п. не будут переданы (что должно неукоснительно соблюдаться). Опрос

касается здесь первых влюбленностей и связанных с ними психических травм,

самооценки своей привлекательности, начала половой жизни и скрытых опасений

по поводу своей сексуальной неполноценности.

В заключение опроса следует снова вернуться к психотравмирующей ситуации

и теперь при установившемся контакте постараться получить более подробные и

точные сведения, включая те вопросы, отвечать на которые подросток ранее

избегал.

Опрос родителей и сведения от других лиц. Важно узнать впечатление

родителей о детских годах подростка, их представление о его темпераменте,

характере, манере вести себя — был ли он спокойным или суетливым, робким и

застенчивым или смелым и отчаянным, общительным с детьми или держался в

стороне от них и чем вообще он ребенком отличался от ровесников. О школьных

годах важно узнать, легко ли в первом классе адаптировался к новым

условиям, охотно ли посещал школу, как учился, как сходился с товарищами,

не возникали ли трудности при переходе из. школы в школу, из одного класса

в другой, бывал ли в пионерских лагерях, как прошел переход от начальных

классов с одним учителем к предметной системе преподавания. Необходимо

выяснить, какие были нарушения поведения, когда они начались, чем, по

мнению родителей, были вызваны, а также реакцию родителей на них.

Помимо родителей, необходимо получить сведения с места учебы (работы).

Далее при осмотре следует обратить внимание на все, что могло бы

послужить предметом тягостных переживаний для подростка, зачастую

скрываемых от окружающих: физические недостатки, избыточная полнота или

чрезмерная худоба. Особенно существенны даже незначительные, но бросающиеся

в глаза дефекты (кривые ноги, большие пятна на теле и т. п.).

Наблюдение за поведением. Это наблюдение начинается в момент опроса

подростка и его осмотра. Уже здесь достаточно отчетливо могут выступить

общительность или замкнутость, живой веселый нрав или склонность к унынию,

тревожная озабоченность или нарочитая бравада, подчеркнутая деликатность

или быстро утрачиваемое чувство дистанции, неторопливая обстоятельность,

или суетливость в мыслях и действиях, болтливость и осторожная

осмотрительность в ответах, сдержанность в проявлении чувств или

эмоциональная лабильность, естественная манера держать себя или

претенциозная театральность.

Ареал обитания, т. е. места, где подросток проводит большую часть

времени, также немало говорят о его характере. Гипертимного подростка можно

видеть везде и всюду. Шизоид предпочитает уединённые места. Сенситивный

подросток хотя и держится среди других, но так, чтобы особенно не обращать

на себя внимание. Наоборот истероид всегда там, где можно быть у всех на

виду Эпилептоид занимает самые удобные и комфортабельные места и заботливо

их для себя оберегает. Неустойчивые всегда там, где их компания, а

лабильные — чаще около того, кто им покровительствует.

ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП

Сведения от родных свидетельствуют, что с детства гипертимные подростки

отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной

самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в

отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума,

любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Воспитатели детских

учреждений жалуются на их неугомонность. Однако лишь в очень редких случаях

возбудимость в детстве бывает столь сильной, что заставляет обратиться к

врачу.

Первые трудности могут выявиться при поступлении в школу. При хороших

способностях, живом уме, умении все схватывать на лету обнаруживаются

неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность. Учатся поэтому очень

неровно — то блеснут пятерками, то «нахватают» двоек.

Главная черта гипертимных подростков — почти всегда очень хорошее,

приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается

вспышками раздражения, гнева, агрессии. Причиной негодования обычно служат

противодействие со стороны окружающих, стремление со стороны последних

слишком круто подавить желания и намерения подростка, подчинить его чужой

воле.

Реакция группирования проходит не только под знаком постоянного тяготения

к компаниям сверстников, но и стремления к лидерству в этих компаниях. Это

стремление обнаруживается, как только гипертимный подросток хоть немного

освоился в обществе, куда он попал. В отношении лидерства в неформальных

группах сверстников гипертимы обычно добиваются успеха.

Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков

неразборчивыми в выборе знакомств. Контакт со случайными встречными не

представляет для них проблемы. Устремляясь туда, где «кипит жизнь», они

порой могут оказаться в неблагоприятной среде, попасть в асоциальную

группу. Всюду они быстро осваиваются, перенимают манеры, обычаи, поведение,

одежду, модные хобби. Однако энергия и эмоциональность не позволяют

гипертимным подросткам замкнуться только в рамках интересов и жизни одной

группы.

Гипертимные подростки склонны к групповым формам делинквентного

поведения. Нередко они сами становятся вдохновителями групповых

правонарушений, на которые их толкают не только жажда развлечений или

желание заполучить средства для удовольствий,— элемент риска также

привлекателен для них. Еще большее значение имеет «престиж» среди

асоциальных сверстников.

Алкоголизация для гипертимов представляет серьезную опасность с

подросткового возраста. Выпивают они всегда в компаниях с приятелями.

Предпочитают неглубокие эйфорические стадии опьянения, но легко становятся

на путь частых и даже регулярных выпивок.

Реакция увлечения у гипертимных подростков отличается богатством и

разнообразием проявлений, но главное — крайним непостоянством хобби.

Коллекции сменяются азартными играми, одно спортивное увлечение другим,

один кружок на другой.

Аккуратность отнюдь не составляет их отличительной черты ни в занятиях,

ни в выполнении обещаний, ни, что особенно бросается в глаза, в денежных

делах. Незаконная сделка, мелкая кража в их глазах нередко не носят

характера серьезного проступка.

Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают благоприятные

условия для переоценки своих способностей и возможностей. Избыточная

уверенность в своих силах побуждает показать себя, предстать перед

окружающими в выгодном свете, прихвастнуть. Лживость не является сама по

себе присущей им чертой. Их ложь диктуется необходимостью извернуться в

трудной ситуации или зиждется на смешении собственных оптимистических

представлений с реальной действительностью.

Самооценка гипертимных подростков отличается достаточной искренностью. В

случаях акцентуации не сопровождающихся выраженными нарушениями поведения,

большинство черт характера хорошо подмечается. Главные гипертимные черты —

общительность, приподнятое настроение и т. п., непереносимость одиночества

и критических замечаний в свой адрес, склонность рисовать свое будущее в

радужных красках, страсть к приключениям и риску привлекательность «первой

роли» в опасной ситуации.

ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП

Исследования позволили выделить в подростковом возрасте два варианта

циклоидной акцентуации — типичные и лабильные циклоиды.

Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или

производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода, а

еще чаще в 16-19 лет, когда половое созревание завершается, возникает

первая субдепрессивная фаза. Чаще она проявляется апатией и

раздражительностью. С утра ощущается упадок сил, все валится из рук. То,

что раньше давалось легко и просто, теперь требует неимоверных усилий.

Труднее становится учиться. Людское общество начинает тяготить. Шумные

компании сверстников, ранее привлекавшие, теперь избегаются. Приключения и

риск теряют всякую привлекательность. Прежде бойкие подростки теперь

становятся унылыми домоседами. Падает аппетит, прежде любимые кушанья

перестают вызывать удовольствие. Созвучно настроению все приобретает

пессимистическую окраску. Мелкие неприятности и неудачи, которые обычно

начинают сыпаться из-за падения трудоспособности, переживаются крайне

тяжело. На замечания и укоры могут отвечать раздражением, даже грубостью и

гневом, но в глубине души от них впадают в еще большее уныние. Серьезные

неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или

вызвать острую аффективную реакцию интрапунитивного типа с суицидными

попытками. Обычно лишь в этом случае подростки попадают в поле зрения

психиатра

В субдепрессивной фазе ахиллесовой пятой становится коренная ломка

жизненного стереотипа. Этим, видимо, объясняются присущие циклоидам

затяжные субдепрессивные состояния на первых курсах высших учебных

заведений. Резкое изменение характера учебного процесса, обманчивая

легкость первых студенческих дней, отсутствие ежедневного контроля со

стороны преподавателей, сменяющиеся необходимостью усвоить в короткий срок

зачетно-экзаменационной сессии гораздо большего, чем в школе, материала —

все это ломает привитый предшествующим десятилетием учебный стереотип.

Упущенное приходится наверстывать усиленными занятиями, а в субдепрессивной

фазе это не приводит к желаемым результатам. Переутомление и астения

затягивают субдепрессивную фазу, появляется отвращение к учебе и умственным

занятиям вообще.

Лабильные циклоиды в отличие от типичных во многом приближаются к

лабильному (эмоционально-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче — два-

три «хороших» дня сменяются несколькими «плохими» «Плохие» дни более

отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или

неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны

короткие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или

событиями. Но в отличие от описываемого далее лабильного типа нет

чрезмерной эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения

легко и круто меняться от незначительных причин.

Как у типичных, так и у лабильных циклоидов реакции эмансипации и

группирования со сверстниками усиливаются в периоды подъема. Увлечения

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.