реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Агрессия в младшем дошкольном возрасте

нормативный подход. Согласно этой точке зрения, в оределении поведения как

агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы. Нормы

формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных

действий. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка.

Отсюда, Поведение будем назвать агрессивным при наличии двух обязательных

условий:

1. Когда имеют место губительные для жертвы последствия;

2. Когда нарушены нормы поведения.

Важную роль в становлении агрессивного поведения играют обучение и

воспитание. Р.Кратчфилд и Н.Левинсон ( ) признают, что над агрессивными

проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации.

Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных

агрессивных устремлений и выражения их в формах, примелемых в рамках данной

цивилизации. В результате социализации многие учатся регулировать свои

агрессвные импульсы, адаптируясь к требованиям общества.

Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более

тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные

требования и прочее.

Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в

физическом насилии.

И здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной

культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей

к ребенку.

По мнению Й. Заграфовой ( ) податливость к агрессивным действиям

формируется по мере накопления недостатков в процессе социализации. Она

выделяет две степени социализации:

. Усвоение социального опыта, ценностей, норм культурного поведения;

. Усвоение субкультурного опыта меньшего объема, но содержащего нормы

поведения, допускающие агрессивность.

Таким образом, податливость к агрессивным действиям формируется при

недостаточно сбалансированной социализации.

2. Детская агрессивность. Возрастные особенности проявления детской

агрессивности.

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего

детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в

импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению

взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева,

сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью.

Согласно Б.Споку ( ), в годовалом возрасте нормальными явлениями могут

считаться: замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то

неприятное ему.

Как отмечает Е.Гаспарова ( ), на втором году жизни возрастает

активностьребенка. С расширением возможностей самостоятельных действий

возратает независимость в поведении ребенка. Подчас это стремление к

независимости - знаменитое “Я сам!” - выливается в первые попытки

маленького человека настоять на своем, вопреки желанию родителей.

К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот

период дети 2х - 3х лет попадают в детские сады, где, как отмечают

М.Д.Лисина, В.С.Мухина, Л.Д.Кошелева, начинает формироваться опыт

взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного

поддержания и расзвертывания действий, направленных на другого.

В этот период агрессия носит интруентальный характер. Конфликты между

детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой.

Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от

реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если

родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой

агрессии, то в результате могут формироваться символические формы

агрессивности, такие как нытье, фыркание, упрямство, непослушание и другие

виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии.

Как отмечает И.А.Фурмнов ( ), что в этом возрасте усиливается

“исследовательский инстинкт”, и в это же время малыш сталкивается с целой

системой новых, для его опыта, запретов, ограничений и социальных

обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и

родительским “нельзя”, ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию -

ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Другими словами,

приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт

отвержения со стороны родителей. Невозможность рзрешения этого конфликта

приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные

тенденции.

Однако, если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской,

то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции.

А. Фромм ( ), указывает на существование феномена “перенесения”, который

в три-четыре года является одной из самых обычных примет агрессивности.

Суть его в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто

изливать свою злость на мать и переносит ггнев и агрессивность на другой,

гораздо более безобидный объект. Ребенок не может взять верх над матерью с

отцом прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным

авторитетом. К тому же ребенку уже привито чувство уважения и послушания,

пусть даже с применением уроз и наказаний.

По мнению С.А.Заваражкина ( ), что ребенок к актам насилия может относить

довольно широкий спектр действий, в который включаются даже такие, как

лишение лакомства, игрушки, вербальные внушения, произнесенные повышенным

тоном.

К шести-семи годам к инструментальной агрессии начинает примешиваться

агрессия, адресованная другому человеку лично. Происходит смена форм

агрессии: частота просто физического нападения уменьшается за счет роста

более “социализированных” форм (оскорбление, борьба).

Сделав обширный обзор, хочется подробнее остановиться на возрастных

особенностях младшего школьного возраста.

3. Кризис трех лет.

Обсуждая проблему агрессивности в младшем дошкольном возрасте нельзя не

отметить, что этот возраст совпадает с кризисом трех лет.

В.В.Лебединский ( ) отмечает, что периоды выраженной агрессивности

ребенка. Нарушающие его гармоничные отношения с окружающими и наблюдаемые в

процессе нормального аффективного развития, в основном совпадают с

переживаниями возрастных аффективных и личностных кризисов.

Э.Клер в работе “О личности трехлетнего ребенка” выделила несколько важных

симптомов этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие,

обесценивание взролых, протест-бунт, стремление к деспотизму.

Расшифруем эти понятия.

Негативизм - это такие проявления в поведении ребенка, когда он хочет

сделать что-либо только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е.

это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.

Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не

потому, что ему это сильно захотелось, а потому что он это потребовал, т.е.

реакция на свое собственное решение.

Строптивость носит, в отличие от негативизма, безличный характер. Она

направлена против норм воспитания, установленных для ребенка.

Своеволие заключается в стремлении ребенка к самостоятельности. Наблюдается

самостоятельность в намерении, в зачатке.

Обесценивание взрослых. Ш.Бюмер описала ужас семьи, когда мать услышала от

ребенка: “Дура!”.

Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. “Все

поведение ребенка проибретает черты протеста, как будто ребенок находится в

состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними,”- писал

Л.С.Выготский.

В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму.

Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и

изыскивает для этого множество способов.

Как считал Д.Б.Элькомн, кризис трех лет - это кризис социальных отношений,

а всякий кризис отношений есть кризис своего “Я”. Л.С.Выготский

указывал, что в данных симптомах ребенок выступает как трудновоспитуемый.

Ребенок, недоставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо,

которое становиться трудным для взролых. Благодаря этому, создается

впечатление, что ребенок резко изменился на протяжении которого времени. Из

“беби”, которого носили на руках, он превратился в строптивое, упрямое,

негативное, отрицающее, ревнующее или деспотичное, так что сразу весь его

облик в семье меняется.

В кризисе трех лет происходит то, что называют развдоением: здесь могут

быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в

неподходящий момент, он может их разломать со злостью, происходит изменение

аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и

активность ребенка. Тенденция к самостоятельной деятельности знаменует

собой то, что взрослые не закрыты для ребенка предметом и способом

обращения с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как

носители образцов действий и отношений в окружающем мире.

Феномен “Я сам” означает не только возникновение внешне заметной

самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого

человека. В результате такого отделения взрослый как бы впервые возникают в

мире детской жизни. Детский мир из мира ограниченного предметами

превращается в мир взрослых людей.

Как уже было описано выше, ребенок приходит в наш мир взрослых с

“проблемным” поведением, с точки зрения взрослых, что обуславливается

нерзвитостью аффективно эмоционально-волевой сферы, отсюда неумение

управлять своими эмоциями.

С одной стороны, самостоятельность ребенка во всем, а с другой - слабая

саморегуляция. И от нас взрослых, особенно родителей, требуется быть еще

более внимательными и сочувствующими ребенку в этот период времени, т.е.

отнестись к нему с пониманием.

Но, как отмечает Б.Спок ( ), именно в этот период детства родители

“консолидируются” и все вместе начинают подавлять “самоутверждение

ребенка”. И, конечно, родители дляэтого используют любые средства.

Как отмечает К.Бютнер ( ), от детей требуют соответствия родительским

представлениям о поведении. А эти представления подразумевают полную

“покорность”(Винникотт Д.В.( )). Но, несмотря на то, что преобладают

негативные отношения со взрослыми, дети, все-таки, постоянно стремяться к

установлению и сохранению положительных взаимоотношений с ними. И, если эти

взаимоотношения не удовлетворяют ребенка, у него возникают глубокие

аффективные переживания, которые ведут либо к значительному снижению

активности в общении со сверстниками, либо к агрессивности по отношению к

ним (Головко О.А., Котирло В.К.( )). В этом случае мы говорим о

непонимании родителями своего ребенка, его трудного периода. И это

непонимание выражается применением физической силы и грубости по отношению

к “своему милому беби”. А ведь ему и так не сладко! (Р.Кэмпбелл ( )).

Родители становятся невыносимыми, ссорясь с ребенком и друг с другом из-за

его воспитания ( Мид М. “Развитие ребенка”( )). А в этом случае, при

воспитании детей в атмосфере постоянных скандалов, драк, недоразумений в

семье у ребенка культивируется и усиливается неумение сдерживать

непосредственные эмоциональные реакции, возбудимость, конфликтность.

Заражаясь раздражительностью взрослых, дети переносят ее на свое ближайшее

окружение - сверстников. И, хочется повториться, что именно в младшем

дошкольном возрасте перед детьми “взрослые выступают как носители образцов

действий и отношений в окружающем мире” (Д.Б.Элькони( )). И, конечно же,

в этом возрасте в первую очередь такими образцами являются родители.

1.4. Влияние семейного руководства на усвоение агрессивного поведения

детьми.

Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка

стали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода

(К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Е.А.Аркин, А.Н.Леонтьев,

А.В.Запорожец, Н.И.Лисина, В.К.Копырло и др.).

Авторы, занимающиеся этой проблемой отводят важную роль раннему опыту

воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и

эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.

М.Мид ( ), изучая примитивные сообщества, сделала очень интересные

наблюдения. В тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт, как

правило, формируются отрицательные черты личности. В частности, стиль

взаимодействия со взрослыми сводится к следующему:

мать рано отлучает ребенка от груди, надолго уходит работать, общение с

матерью проиходит редко. Дальнейшее воспитание остается достаточно суровым:

в основном, используются частые наказания, враждебность детей по отношению

друг к другу не вызывает у взрослых осуждения. В результате, формируются

такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность,

эгоизм и жестокость.

Эрон и др., проведя обширное обследование, выявили черты детей.

Пользовавшихся репутацией жестоких и озлобленных. Было отмечено, что такие

дети, как правило имеют склонность к агрессивности по отношению к своим

детям (дети недолюбленные, заброшенные).

А.А.Бодалев ( ) считает, что оценка ребенком другого человека и его

действий является простым повторением оценки авторитетным для ребенка

взрослым. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и

строят свое поведение.

Передавая социально полезный опыт, родители,порой. Передают и негативные

его стороны, являющиеся очень эмоционально заряженным “руководством к

действию”. Не имея своего личного опыта, ребенок не в состоянии соотнести

правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью.

Сами же родители, как заметил Э.Берн ( ), всегда довольны, хотя могут и

не показывать вида, когда дети им подражают, пусть даже в самом дурном

отношении.

Таким образом, опираясь на полученные данные, можно заключить, что на

социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора:

. Образец отношений и поведения родителей;

. Характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.

В частности, была установлена связь между родительским наказанием и

агрессией у детей. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное

поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или

сверстников (И.А.Фурманов ( )).

Р.Бэрон, Д.Ричардсон ( )также указывают на зависимость между практик ой

семейного руководства и агрессивным поведением у детей, которая

сосредоточилась на характере и строгости наказаний, а также на контроле

родителями поведения детей. В общем и целом выявлено, что жестокие

наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей

(Эрон и др.), а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с

высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным

поведением (Пттерсон и Стаухамер-Лебер).

Р.С.Сирс, Е.Е.Маккоби, К.Левин ( ) в своем исследовании также выявили два

главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении

ребенка:

1. Снисходительность, т.е. степень готовности родителей прощать поступки,

понимать и принимать ребенка;

2. Строгость наказания родителями агрессивным проявлений ребенка.

Наименее агрессивны те дети, родители которых не были склонны ни к

снисходительности, ни к наказанию. Их позиция - в осуждении агрессии и

доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае

проступка. Родители более агрессивных детей вели себя так, как будто любое

поведение детей прилично, не делая свое отношение к агрессии более ясным.

Однако, когда ребенок совершал проступок, он был строго наказан. Строгость

родителей, если она последовательнаи достаточно чувствительна для ребенка,

может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителей,

но вне дома ребенок будет вести себя еще более агрессивно.

Кроме того, склонный к телесному наказанию родитель, хотя и ненамеренно,

подает ребенку пример агрессивного поведения (Балдура ( )).

Ребенок, в этом случае, делает вывод, что агрессия по отношению к

окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя.

Он узнает, что физическая агрессия - средство воздействия на людей и

контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми.

Если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть

причину, породившую подобные действия родителей.

Фактически стратегия социализиции в этом случае мешает усвоению правил

приемлемого поведения, т.е. после сурового наказания ребенок рассержен или

расстроен. Он из-за боли может забыть, за что его наказали (Перри и

Бассей).

И, наконец, дети, изменившие свое поведение в результате столь сильного

воздействия, скорее всего не сделают нормы, которые им пытаются привить,

своими внутренними ценностями. Т.е. они повинуются только до тех пор, пока

за их поведением наблюдают.

Итак, формирование агрессивных тенденций у детей происходит несколькими

путями:

1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно, либо

показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к

другим и окружающей среде.

2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности. Из исследований

видно, что:

. Родители, которые очень редко подавляют агрессивностьу своих детей,

воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность.

. Родители, которые не наказывают своих детей за проявление

агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную

агрессивность.

. Родителям, разумно подавляющие агрессивность у своих детей, как

правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях,

провоцирующих агрессивное поведение.

5. Влияние на проявление агрессивности в младшем дошкольном возрасте

отношений “Родители-Ребенок”.

Говоря об отношениях “родители-ребенок”, мы говорим о взаимоотношении между

ними и о положении, которое занимает ребенок в семье. Как отмечают Хансон и

др. в своих исследованиях, что если у ребенка (независимо от того, в какой

возрастной группе он принадлежит) плохие отношения с одним или обоими

родителями, если ребенок чувствует, что его считают никуда не годным, или

не ощущает родительской пддержки, он, возможно, окажется втянутым в

преступную деятельность, будет ополчаться на других детей, сверстники будут

отзываться о нем как об агрессивном, он будет вести себя агрессивно по

отношению к родителям.

Шефер ( ) выяснил, что отношения родителей к своему ребенку можно описать

двумя парами важных признаков (См. Рис. 1.2):

. неприятие - расположение;

. терпимость- сдерживание.

Степень выраженности этих признаков обуславливает характер воспитательного

воздействия. В.И.Гарбузов ( ) выделил три типа негативных отношений

родителей к ребенку:

1. Тип А - отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательного

отношения)

2. Тип Б - гиперсоциализация (сверхтребовательное отношение: чрезмерная

критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность)

3. Тип В - гиперопека (эгоцентрическое воспитание: сверхзаботливое

отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно

действовать.

Первый тип формирует уребенка ощущение покинутости, незащищенности,

неуверенности в себе. Ребенок не чувствует поддержки, “стены” за которую

можно спрятаться. Кроме того, отвержение разрушает механизм идентификации

(ребенок не принимает родительские убеждения). При холодных эмоциональных

отношениях он не имеет позитивных поведенческих моделей реагирования. Это

снижает способность саморегуляции ребенка.

Так, Г.Эберлейн определяет агрессивность как “отчаяние ребенка, который

ищет признания и любви”.

Второй тип (гиперсоциализация), вроде бы предоставляет ребенку образец для

развития и направлен на формирование сильной, волевой личности, но все же

приводит к негативным результатам - озлобленности, стремлению делать

запретное “исподтишка” и прочее. Здесь критика со стороны родителей обычно

не является конструктивной и потому не приводит к положительнм результатам.

Критика в адрес ребенка формирует у него чувство неполноценности,

тревожности и ожидания новых неудач. Чаще всего, как отмечали Е.Гаспарова

( ), Т.В.Роял ( ), ребенок, занимающий такое положение в семье,

оказывается несостоятельным и не способным занять высокое положение в

группе. И этя несостоятельность приводит к тому, что агрессивное поведение

ребенка служит ему для самоутверждения в группе.

Также, родители, предъявляя завышенные требования к ребенку, не учитывают

его особенностей и возможностей. И отсюда, по А.И.Захарову, чрезмерная

загруженность ребенка занятиями. Причем занятия, несоответствующие

возрасту и интересам ребенка могут привести к возникновению невроза,

провоцирующего агрессивное поведение.

Третий тип (гиперопека) также нарушает нормальное развитие личности. Она

предоставляет ребенку возможность получения родительской ласки и любви,

однако, чрезмерный уход приводит к инфантилизму, несамостоятельности,

неспособности принимать решения и противостоять стрессам, снижает

личностные способности к саморегуляци.

Такие дети, считают психологи, чаще всего становятся жертвами агрессии. И,

учитывая, что они неспособны постоять за себя, у них наблюдается косвенная

агрессия, т.е. свои негативные эмоции они вымещают на других предметах

(рвут книги, раскидывают игрушки, наказывают игрушки в игре и др.).

Таким образом, неправильное отношение к ребенку в семье также ведет к

формированию агрессивных тенденций в поведении ребенка.

В заключении обзора литературы можно привести высказывание Перри и Бассей,

с которым автор абсолютно согласен, что:

Агрессивные дети, как правило вырастают в семьях, где дистанция между

родителями и детьми огромна, где мало интереуются развитием детей, где не

хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности

безразличное или снисходительное, где в каестве дисциплинарных воздействий

вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы,

особенно физические наказания.

Выводы.

Обзор взаимосвязи между стилем семейного руководства, отношений родителей к

ребенку и агрессивным поведением позволяет прийти к зключению, что это

факторы, которые предопределяют агрессивное поведение ребенка.

Особенно это будет сказываться на детях младшего школьного возраста, т.к.

семья (до прихода ребенка в детское учреждение) является первым этапом

социализации ребенка.

Отсюда, работу по коррекции агрессивного поведения у детей младшего

дошкольного возраста следует начинать не только с самим ребенком, но и с

его родителями.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.