реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Аддиктивное поведение у подростков (наркомания и алкоголизм)

Аддиктивное поведение у подростков (наркомания и алкоголизм)

Вступление:

В Украине наблюдается ежегодное увеличение количества потребителей

наркотических веществ, которые состоят на диспансерном учёте (см. рис.1);

больше 90 % из них — потребители инъекционных наркотиков (ПИН).

[pic]

Вряд ли официальные данные отображают реальную ситуацию. В Украине,

за подсчётами экспертов, не меньше 300—500 тысяч ПИН. В исследовании Центра

"Социальный мониторинг" при поддержке Детского фонда Объединённых Наций,

Объединённой программы ООН с ВИЧ/СПИД и Международного фонда "Возрождение"

количество ПИН в Украине оценено в 560 тысяч.

Алкоголизм и общество

Алкоголь "бьет" не только самого пьющего, но и людей, окружающих его. Часто

мужчины или женщины, склонные к алкоголизму, пренебрегают своими

обязанностями, друзьями, семьей и детьми, для того, чтобы удовлетворить

свою потребность.

Пристрастие к алкоголю - причина различных преступлений. Известно, что 50

процентов всех преступлений связано с употреблением алкоголя.

За алкоголизм родителей часто расплачиваются дети. Исследования

нервнобольных детей показали, что причиной их болезни часто является

алкоголизм родителей.

Борьба с алкоголизмом - крупнейшая социальная и медицинская проблема любого

государства. Вред алкоголя доказан.

Даже малые дозы его могут стать причиной больших неприятностей или

несчастий: травм, автокатастроф, лишения работоспособности, распада семьи,

утраты духовных потребностей и волевых черт человеком.

_________________________________________________________________

1.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ

АЛКОГОЛЯ И НАРКОТИКОВ

_________________________________________________________________

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СОСТОЯНИЯ

ОПЬЯНЕНИЯ

Вряд ли найдется в нашем обществе человек, который не знает о

вреде алкоголя и наркотиков. Но, тем не менее, эти вещества по-прежнему

привлекают людей, становятся губительными для многих из них. Почему так

происходит?

Употребление алкоголя или наркотиков вызывает изменение

состояния сознания человека. Потребность в изменении обычного уровня

своего сознания проявляется очень рано, еще в детстве. Недаром детям так

нравятся игры, от которых нарушается координация движений, изменяется

восприятие. Всем известно, как дети любят качели, карусели, часто

катаются на них до головокружения, а иногда и тошноты. Вероятно, этому

аналогичен и механизм «рефлекса сосредоточения» у грудного ребенка, когда

он сосет соску-пустышку. Возникающее состояние оглушенности отвлекает

ребенка от состояния физического дискомфорта и внешних раздражителей.

Нравится также малышу и состояние свободного падения, когда взрослый

подбрасывает его в воздух и подхватывает на лету.

Дети постарше сами стараются найти возможность испытать эти

необычные ощущения. Они «летят» с крыши сарая; слегка придерживаясь за

перила, перепрыгивают через 5—6 ступенек и т. д. Желая изменить состояние

сознания, дети надавливают на глазные яблоки, сонные артерии, на область

солнечного сплетения. Этой же цели служат и некоторые элементы

гипнотических приемов: «магический» взгляд, игра в «гляделки», игра в

«Замри!», неожиданное «испугивание» и др.

Желание выйти из рамок привычного, обыденного, «примерить» на

себя роль другого человека, то есть прожить как бы еще одну жизнь,

глубоко заложено в каждом из нас. В древние времена эта потребность

удовлетворялась во время праздников, обязательными атрибутами которых

являлись карнавал, обрядовые действа. Как отмечают исследователи историко-

культурологических основ пьянства, «празднества в честь Диониса были

важны тем, что они послужили началом театральных представлений в Афинах.

Во время великих Дионисий в Афинах выступали хоры наряженных в козьи

шкуры певцов и исполнялись особые гимны — дифирамбы. На сельских

Дионисиях исполнялись шуточные песни, сопровождающиеся плясками ряженых.

Отсюда произошла комедия. Культурный смысл опьянения, таким образом,

тесно связан с «лицедейством», изменением «личины» и облика человека во

время праздника.

«Прорыв» повседневности

и формирование личности

Современный человек зачастую лишен возможности приобщаться к

действам, символизирующим изменение его личности. Однако такой процесс

необходим, поскольку является одним из условий развития

стрессоустойчивости психики. Если человек умеет выходить за рамки

привычных представлений, он сможет найти выход из ситуаций, требующих

трансформации личности: переоценка ценностей, новая оценка собственной

личности, своих возможностей и способностей, перестройка отношений,

мотивов поведения и т. д. Иными словами, желание испытывать измененное

состояние сознания (в детстве), а затем периодические метаморфозы

личности, чтобы «примерить» на себя роль другого человека, его жизнь,

чувства, детерминировано необходимостью своего рода тренировки психики,

ее закаливания, подготовки к возможным психотравмирующим ситуациям.

При нормальном процессе социализации такая «тренировка» психики

осуществляется в ходе развития способности к эмпатии — сопереживанию,

действенному сочувствию другим людям. Когда взрослые приучают ребенка

считаться с другими людьми, понимать человека, воспринимать его боль,

радости и горести как свои, вплоть до альтруизма и самопожертвования, и

сами проявляют к нему такое же отношение, тогда формирующийся жизненный

опыт ребенка дает основу хорошей адаптивности его психики. Большое

значение имеет также приобщение к миру культуры: книги, спектакли,

кинофильмы переносят человека в другой мир, отрывают от круга личных

забот, заставляют изменить «личину», отождествляя себя с кем- либо из

действующих лиц. Еще большими возможностями обладает музыка. Здесь

достигается эффект деперсонализации, когда человек как бы отключается от

окружающей реальности, полностью отдаваясь звукам, переживая те эмоции и

чувства, что были заложены композитором. Слушая музыку, человек выходит

за рамки обыденного, он чувствует себя вне времени и пространства. Перед

мысленным взором мелькают картины пережитого: радостного, забавного или

грустного, тревожного, страшного, гневного — в зависимости от характера

музыки, возникают реальные и фантастические образы, человек чувствует

себя причастным к чему-то великому и прекрасному. Это вызывает

экстатическое состояние, восторг, счастье, умиротворение.

Естественно, что перечисленные выше эффекты восприятия

литературы, искусства, музыки возникают в том случае, если это

высокохудожественные произведения, мастерски исполненные профессионалами.

Кроме того, слушатель, зритель, читатель также должен быть подготовлен,

художественно развит. Только при таких условиях возможна передача тех

мыслей и чувств, той работы души, которую вложил автор в свое

произведение. Переживая его (автора) эмоции, вбирая в себя его внутренний

мир, слушатель, читатель, зритель становится выше своих проблем, ощущает

себя частицей мироздания, у него рождается способность философски

относиться к жизни, не поддаваясь слепящему действию аффекта, когда взрыв

отрицательных эмоций блокирует деятельность рассудка и толкает его к

непродуктивному выходу из психотравмирующей ситуации.

Историко-культурологический аспект

Историко-культурологические исследования показывают, что свойства

алкоголя и наркотиков были известны людям еще с древнейших времен и

использовались для усиления эффекта изменения сознания при богослужениях.

В литературных источниках, да-тируемых V веком до н. э., есть упоминание

о том, что скифы сыпали коноплю на раскаленные камни с целью получения

дыма, вызывающего восторженное состояние. Древние племена Средиземноморья

бросали в костер подгнившие гроздья винограда (то есть такие, в которых

уже начался процесс брожения) и от запаха сжигаемых плодов приходили в

состояние опьянения. Шаманы использовали наркотические вещества во время

ритуальных действий. Позже наркотики использовали служители культа и

прорицатели, чтобы вызвать у верующих нарушение сознания и чувство

особого психического подъема во время богослужений. В Древнем Египте,

Древней Греции и Риме были известны наркотические свойства опийного мака

и индийской конопли. Однако во всех ситуациях химический психотропный

эффект играл лишь вспомогательную роль; главным фактором изменения

сознания были магические ритуалы, маски, символические действия, танцы,

заклинания, сильно воздействующие на психику человека.

Таким образом, одним из первичных глубинных факторов

употребления человеком психоактивных веществ является желание

периодически изменять свое сознание, переживать метаморфозы личности.

Особым элементом употребления алкоголя славянами было испытание

человека «на прочность». Например, казаки Запорожской Сечи в качестве

одного из испытаний для желающего стать запорожцем предлагали ему

выпить кварту горилки. После этого наблюдали за поведением новичка:

станет ли он болтливым, распущенным, потеряет ли над собой контроль,

или, наоборот, будет сопротивляться действию алкоголя, не подавать виду,

что опьянел, что плохо себя чувствует.

Вообще само по себе испытание человека — его силы, смекалки,

ловкости, выносливости — является составной частью почти всех славянских

обрядов и праздников. Кулачные бои, стрельба из лука, конные состязания,

сложные танцевальные элементы и тому подобное давали возможность

«показать себя», самоутвердиться, самореализоваться. В настоящее время

эта потребность, являющаяся особенно важной для молодежи, часто

проявляется только в традиционном испытании новичка выпивкой. Такая

скудность средств удовлетворения актуальных потребностей свойственна всей

нашей жизни. По меткому определению В.Ю. Завьялова, так же, как и в

современной архитектуре, где «все ненужное» убрано и где все подчинено

чистому функционализму, так и в испытаниях алкоголем видна рука «века

прагматизма» и экономичности в области человеческих отношений — «все

лишнее убрано», на древнюю обрядность и другие «хлопоты» время не

тратится, а в самом алкоголе действительно «концентрируются» символы

древности, рудименты архаичных верований, «непроросшие зерна»

традиционной обрядности и ритуалов. Все это настолько полно растворилось

в алкоголе, что без специального анализа эти элементы невозможно

заметить.

Очевидно, что это дело будущего — «выпарить» из алкогольного

концентрата (то есть из того, что называют «алкогольными обычаями»)

растворенные в нем элементы, опознать их, увидеть, как эти элементы

связаны с другими традициями, верованиями, символами, обычаями, дать им

научную интерпретацию, а затем искать подходящую и эффективную замену

алкогольного способа испытания, празднования, увеселения и всего того,

что «взвалено» сейчас на спиртные напитки.

Состояние эйфории

Наиболее ярким показателем измененного сознания при

употреблении алкоголя или наркотиков является эйфория. Слово «эйфория»

(от греч. euphoria - хорошо переношу) означает неоправданное реальной

действительностью благодушное, приподнято-радостное настроение. В научно-

медицинской и психологической литературе термин «эйфория» обозначает

неоправданное реальной действительностью радостное настроение у

тяжелобольных, порой умирающих, а I также счастливое, радостное,

блаженное состояние у алкоголиков I степени после употребления спиртного

или у наркоманов (I стадии) после приема наркотического вещества.

Наркотическая эйфория аналогична алкогольной: то же состояние

радостного возбуждения, иллюзия счастливого, приподнятого настроения,

веселье, благодушие, приятные телесные ощущения. Однако существует и ряд

компонентов, свойственных только наркотикам: ощущение своей значимости,

всемогущества, слегка затуманенное сознание, иногда, в зависимости от

вида наркотика, яркие галлюцинации, нереальное восприятие времени,

цвета, форм, величины предметов, расстояния и звуков.

Состояние эйфории характеризуется не только хорошим настроением.

Оно влияет на мышление, восприятие, память, самооценку. Все, что человек

видит и слышит, воспринимается им в радостном возбуждении: соседи по

столу, их шутки и разговоры, окружающая обстановка и т. д. Память как бы

сама отсеивает все заботы, неприятности, все плохое, что может омрачить

жизнь. Вспоминаются только приятные события. Человек думает, что он

наконец по-настоящему счастлив. Он ожидает только успеха от всех своих

начинаний, только благодарности и похвалы окружающих за свои действия.

Резко меняется самооценка: она становится чрезвычайно

завышенной. Человек чувствует себя неуязвимым, могущественным, ощущает

свое превосходство над другими. Находящийся в состоянии эйфории каждый

свой поступок воспринимает как значительное достижение, ожидает

благоприятных результатов от всех предпринимаемых действий,

преувеличивает свои возможности; все воспринимает и оценивает только

положительно. Более того, «длительная бомбардировка» завышенной

самооценкой и сверхоптимистическими ожиданиями заряжает его энергией и

деятельностью.

Эйфория, по определению В.Ю. Завьялова, — это психическое

состояние человека, «несущее экстремально хорошую оценку» всему, что

человек способен в данный момент ощущать, воспринимать, вспоминать,

думать и фантазировать. Оно не связано с удовлетворением какой-то

определенной потребности, Напротив, любой объект, попавший в поле

внимания при эйфории, может казаться объектом, который дает

удовлетворение, счастье. Это общее чувство удовлетворения, благополучия и

радости, овладевшее человеком, может резко контрастировать с тем, что в

действительности происходит с ним. В этом и проявляется некритичность,

неспособность правильно, реалистически оценивать происходящее.

Потребность в изменении состояния сознания является естественной

и целесообразной. Стремление к празднику, выходу из серых будней, к

«прорыву» повседневности заложено в каждом из нас. Желание испытать себя

в новой ситуации, «примерить» на себя жизнь другого человека,

приобщиться к великому и прекрасному существовало у людей с древнейших

времен и служило детерминантой развития литературы, музыки, искусства.

В процессе развития человечества состояние радостного,

приподнятого настроения возникало от всей обстановки праздника с его

обрядовостью и глубоким символическим смыслом. Использование же

психотропного эффекта алкоголя или наркотиков играло лишь

вспомогательную роль, усиливая состояние восторга, удовлетворенности и

счастья.

Постепенно психологический смысл опьянения сводился к состоянию

эйфории, являющейся всего лишь результатом фармакологического действия

алкоголя или наркотиков на психику человека.

2.МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ АЛКОГОЛЯ И НАРКОТИКОВ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА

Алкоголь (этиловый спирт или этанол) вырабатывается самим

организмом человека и всегда присутствует в нем. Обычная его концентрация

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.