реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
SCADA системы

SCADA системы

Министерство Общего и Профессионального Образования Российской Федерации

Ивановский Государственный Энергетический Университет

Кафедра Электроники и Микропроцессорных систем

по курсу: «Системы контроля и визуализации» на тему:

«SCADA-системы»

Выполнил студент гр. 1-34M

Шмаргун А.Н.

Проверил:

Анисимов А. А.

Иваново 2003

Содержание:

Введение 2

АСУ ТП и диспетчерское управление 2

Компоненты систем контроля и управления и их назначение 4

Разработка прикладного программного обеспечения СКУ: выбор пути и

инструментария 7

Технические характеристики 8

Открытость систем 9

Стоимостные характеристики 10

Эксплуатационные характеристики 10

Графический интерфейс 11

Графические средства InTouch 11

Окна в InTouch 11

Объекты и их свойства 13

Организация взаимодействия с контроллерами 16

Аппаратная реализация связи с устройствами ввода/вывода 17

Серверы ввода/вывода в InTouch 18

Поддерживаемые коммуникационные протоколы 18

Особенности адресации в InTouch 20

Обмен данными с другими приложениями 21

Определение имени доступа в словаре переменных InTouch 22

Тренды в SCADA - системах 25

Тренды в InTouch 25

Архивирование (регистрация) значений переменной 26

Отображение трендов 26

Изменение параметров архивных трендов в режиме исполнения 29

Система распределенных архивов 29

Встроенные языки программирования 30

Скрипты в InTouch 31

Типы скриптов 31

Встроенные функции 32

Функции Quick Functions 36

Разработка графопостроителя в системе InTouch 37

Разработка DDE-сервера 37

Разработка DDE - клиента 39

Список литературы 41

Введение

Современная АСУТП (автоматизированная система управления технологическим

процессом) представляет собой многоуровневую человеко-машинную систему

управления. Создание АСУ сложными технологическими процессами

осуществляется с использованием автоматических информационных систем сбора

данных и вычислительных комплексов, которые постоянно совершенствуются по

мере эволюции технических средств и программного обеспечения.

АСУ ТП и диспетчерское управление

Непрерывную во времени картину развития АСУТП можно разделить на три этапа,

обусловленные появлением качественно новых научных идей и технических

средств. В ходе истории меняется характер объектов и методов управления,

средств автоматизации и других компонентов, составляющих содержание

современной системы управления.

. Первый этап отражает внедрение систем автоматического регулирования

(САР). Объектами управления на этом этапе являются отдельные

параметры, установки, агрегаты; решение задач стабилизации,

программного управления, слежения переходит от человека к САР. У

человека появляются функции расчета задания и параметры настройки

регуляторов.

. Второй этап - автоматизация технологических процессов. Объектом

управления становится рассредоточенная в пространстве система; с

помощью систем автоматического управления (САУ) реализуются все более

сложные законы управления, решаются задачи оптимального и адаптивного

управления, проводится идентификация объекта и состояний системы.

Характерной особенностью этого этапа является внедрение систем

телемеханики в управление технологическими процессами. Человек все

больше отдаляется от объекта управления, между объектом и диспетчером

выстраивается целый ряд измерительных систем, исполнительных

механизмов, средств телемеханики, мнемосхем и других средств

отображения информации (СОИ).

. Третий этап - автоматизированные системы управления технологическими

процессами - характеризуется внедрением в управление технологическими

процессами вычислительной техники. Вначале - применение

микропроцессоров, использование на отдельных фазах управления

вычислительных систем; затем активное развитие человеко-машинных

систем управления, инженерной психологии, методов и моделей

исследования операций и, наконец, диспетчерское управление на основе

использования автоматических информационных систем сбора данных и

современных вычислительных комплексов.

От этапа к этапу менялись и функции человека (оператора/диспетчера),

призванного обеспечить регламентное функционирование технологического

процесса. Расширяется круг задач, решаемых на уровне управления;

ограниченный прямой необходимостью управления технологическим процессом

набор задач пополняется качественно новыми задачами, ранее имеющими

вспомогательный характер или относящиеся к другому уровню управления.

Диспетчер в многоуровневой автоматизированной системе управления

технологическими процессами получает информацию с монитора ЭВМ или с

электронной системы отображения информации и воздействует на объекты,

находящиеся от него на значительном расстоянии с помощью

телекоммуникационных систем, контроллеров, интеллектуальных исполнительных

механизмов.

Основой, необходимым условием эффективной реализации диспетчерского

управления, имеющего ярко выраженный динамический характер, становится

работа с информацией, т. е. процессы сбора, передачи, обработки,

отображения, представления информации.

От диспетчера уже требуется не только профессиональное знание

технологического процесса, основ управления им, но и опыт работы в

информационных системах, умение принимать решение (в диалоге с ЭВМ) в

нештатных и аварийных ситуациях и многое другое. Диспетчер становится

главным действующим лицом в управлении технологическим процессом.

Говоря о диспетчерском управлении, нельзя не затронуть проблему

технологического риска. Технологические процессы в энергетике, нефтегазовой

и ряде других отраслей промышленности являются потенциально опасными и при

возникновении аварий приводят к человеческим жертвам, а также к

значительному материальному и экологическому ущербу.

Статистика говорит, что за тридцать лет число учтенных аварий удваивается

примерно каждые десять лет. В основе любой аварии за исключением стихийных

бедствий лежит ошибка человека.

В результате анализа большинства аварий и происшествий на всех видах

транспорта, в промышленности и энергетике были получены интересные данные.

В 60 - х годах ошибка человека была первоначальной причиной аварий лишь в

20% случаев, тогда как к концу 80-х доля "человеческого фактора" стала

приближаться к 80 %.

Одна из причин этой тенденции - старый традиционный подход к построению

сложных систем управления, т. е. ориентация на применение новейших

технических и технологических достижений и недооценка необходимости

построения эффективного человеко - машинного интерфейса, ориентированного

на человека (диспетчера).

Таким образом, требование повышения надежности систем диспетчерского

управления является одной из предпосылок появления нового подхода при

разработке таких систем: ориентация на оператора/диспетчера и его задачи.

Концепция SCАDA (Supervisory Control And Data Acquisition - диспетчерское

управление и сбор данных) предопределена всем ходом развития систем

управления и результатами научно-технического прогресса. Применение SCADA-

технологий позволяет достичь высокого уровня автоматизации в решении задач

разработки систем управления, сбора, обработки, передачи, хранения и

отображения информации.

Дружественность человеко-машинного интерфейса (HMI/MMI), предоставляемого

SCADA - системами, полнота и наглядность представляемой на экране

информации, доступность "рычагов" управления, удобство пользования

подсказками и справочной системой и т. д. - повышает эффективность

взаимодействия диспетчера с системой и сводит к нулю его критические ошибки

при управлении.

Следует отметить, что концепция SCADA, основу которой составляет

автоматизированная разработка систем управления, позволяет решить еще ряд

задач, долгое время считавшихся неразрешимыми: сократить сроки разработки

проектов по автоматизации и прямые финансовые затраты на их разработку.

В настоящее время SCADA является основным и наиболее перспективным методом

автоматизированного управления сложными динамическими системами

(процессами).

Управление технологическими процессами на основе систем SCADA стало

осуществляться в передовых западных странах в 80-е годы. Область применения

охватывает сложные объекты электро- и водоснабжения, химические,

нефтехимические и нефтеперерабатывающие производства, железнодорожный

транспорт, транспорт нефти и газа и др.

В России диспетчерское управление технологическими процессами опиралось,

главным образом, на опыт оперативно-диспетчерского персонала. Поэтому

переход к управлению на основе SCADA-систем стал осуществляться несколько

позднее. К трудностям освоения в России новой информационной технологии,

какой являются SCADA-системы, относится как отсутствие эксплуатационного

опыта, так и недостаток информации о различных SCADA-системах. В мире

насчитывается не один десяток компаний, активно занимающихся разработкой и

внедрением SCADA-систем. Каждая SCADA-система - это "know-how" компании и

поэтому данные о той или иной системе не столь обширны.

Большое значение при внедрении современных систем диспетчерского управления

имеет решение следующих задач:

. выбора SCADA-системы (исходя из требований и особенностей

технологического процесса);

. кадрового сопровождения.

Выбор SCADA-системы представляет собой достаточно трудную задачу,

аналогичную принятию решений в условиях многокритериальности, усложненную

невозможностью количественной оценки ряда критериев из-за недостатка

информации.

Подготовка специалистов по разработке и эксплуатации систем управления на

базе программного обеспечения SCADA осуществляется на специализированных

курсах различных фирм, курсах повышения квалификации. В настоящее время в

учебные планы ряда технических университетов начали вводиться дисциплины,

связанные с изучением SCADA-систем. Однако специальная литература по SCADA-

системам отсутствует; имеются лишь отдельные статьи и рекламные проспекты.

Компоненты систем контроля и управления и их назначение

Многие проекты автоматизированных систем контроля и управления (СКУ) для

боль-шого спектра областей применения позволяют выделить обобщенную схему

их реализации, представленную на рис.1.

|[pic] |

|Рис.1. Обобщенная схема системы контроля и управления. |

Как правило, это двухуровневые системы, так как именно на этих уровнях

реализуется непосредственное управление технологическими процессами.

Специфика каждой конкретной системы управления определяется используемой на

каждом уровне программно - аппаратной платформой.

. Нижний уровень - уровень объекта (контроллерный) - включает различные

датчики для сбора информации о ходе технологического процесса,

электроприводы и исполнительные механизмы для реализации регулирующих

и управляющих воздействий. Датчики поставляют информацию локальным

программируемым логическим контроллерам (PLC - Programming Logical

Controoller), которые могут выполнять следующие функции:

o сбор и обработка информации о параметрах технологического

процесса;

o управление электроприводами и другими исполнительными

механизмами;

o решение задач автоматического логического управления и др.

Так как информация в контроллерах предварительно обрабатывается и

частично используется на месте, существенно снижаются требования к

пропускной способности каналов связи.

В качестве локальных PLC в системах контроля и управления различными

технологическими процессами в настоящее время применяются контроллеры как

отечественных производителей, так и зарубежных. На рынке представлены

многие десятки и даже сотни типов контроллеров, способных обрабатывать от

нескольких переменных до нескольких сот переменных.

К аппаратно-программным средствам контроллерного уровня управления

предъявляются жесткие требования по надежности, времени реакции на

исполнительные устройства, датчики и т.д. Программируемые логические

контроллеры должны гарантированно откликаться на внешние события,

поступающие от объекта, за время, определенное для каждого события.

Для критичных с этой точки зрения объектов рекомендуется использовать

контроллеры с операционными системами реального времени (ОСРВ). Контроллеры

под управлением ОСРВ функционируют в режиме жесткого реального времени.

Разработка, отладка и исполнение про-грамм управления локальными

контроллерами осуществляется с помощью специализированного программного

обеспечения, широко представленного на рынке.

К этому классу инструментального ПО относятся пакеты типа ISaGRAF (CJ

International France), InConrol (Wonderware, USA), Paradym 31 (Intellution,

USA), имеющие открытую архитектуру.

. Информация с локальных контроллеров может направляться в сеть

диспетчерского пункта непосредственно, а также через контроллеры

верхнего уровня (см. рис.). В зависимости от поставленной задачи

контроллеры верхнего уровня (концентраторы, интеллектуальные или

коммуникационные контроллеры) реализуют различные функции. Некоторые

из них перечислены ниже:

o сбор данных с локальных контроллеров;

o обработка данных, включая масштабирование;

o поддержание единого времени в системе;

o синхронизация работы подсистем;

o организация архивов по выбранным параметрам;

o обмен информацией между локальными контроллерами и верхним

уровнем;

o работа в автономном режиме при нарушениях связи с верхним

уровнем;

o резервирование каналов передачи данных и др.

. Верхний уровень - диспетчерский пункт (ДП) - включает, прежде всего,

одну или несколько станций управления, представляющих собой

автоматизированное рабочее место (АРМ) диспетчера/оператора. Здесь же

может быть размещен сервер базы данных, рабочие места (компьютеры) для

специалистов и т. д. Часто в качестве рабочих станций используются

ПЭВМ типа IBM PC различных конфигураций.

Станции управления предназначены для отображения хода технологического

процесса и оперативного управления. Эти задачи и призваны решать SCADA

- системы. SCADА - это специализированное программное обеспечение,

ориентированное на обеспечение интерфейса между диспетчером и системой

управления, а также коммуникацию с внешним миром.

Спектр функциональных возможностей определен самой ролью SCADA в системах

управления и реализован практически во всех пакетах:

o автоматизированная разработка, дающая возможность создания ПО

системы автоматизации без реального программирования;

o средства исполнения прикладных программ;

o сбор первичной информации от устройств нижнего уровня;

o обработка первичной информации;

o регистрация алармов и исторических данных;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.