реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Женщина и карьера

Женщина и карьера

Глава 4

ЖЕНЩИНА й КАРЬЕРА

ОБ ЭМАНСИПАЦИИ УЖЕ СЛЫШАЛИСЬ

Прежде чем использовать термин "эмансипация", дадим его

опреде-

ление, исходя из корневом значения этом слова. В латинском

языке

слово "ешапсiраге" означает: 1) освободить сина от отцовской власти

и

этим обьявить его самостоятельным; 2) формально отказываться от

че-

го-либо, отчуждать, уступать.

Корень слова "эмансипация" можно истолковать как

"освобождение

от определенной роли". Почти в течение целом столетия

эмансипация

"притяэает" на роль активном элемента:

подверженные

дискриминации, в первую очередь женщины, требуют права

освобож-

дения от навязанной им роли. Они хотят сами взять то, что им не

пере-

дают добровольно... Для меня понятие "эмансипация" означает в

самом

широком смысле попытку человека освободиться от круга

обязанно-

стей, которые противоречат его индивидуальмым

потребностям.

Это относится не только к женщинам, но и к мужчинам.

Если исходить из того, что с давних пор сложившийся

образ

мужчины (сильный, отважный, находчивый) усгарел точно так же,

как

и образ женщины (нежной, чувствительной, беспомощной),

то

эмансипация - это общая для мужчины и жен~ины задачи!

Задача,

которая может быть решена только обьединенными усилиями

мужчин

и женщин, ибо каждый в отдельиости потерпит поражение в борьбе

за

свое освобождение. Все предыдущие попытки освобождения

женщин

подтверждают это. Причем радикальная активность больше

навредила,

чем пошла на пользу общему делу.

КАК, БУДУЧИ МЕНЕДЖЕРОМ,

СОДЕЙСТВОВАТЬ ЭМАНСИПАЦИИ

Я постоянно возвращаюсь к изречению западного приверженца

суфизма сэра Ричарда Бартона, потому что оно совершенно спра-

ведливо: "Самовыражение в сочетании с уважительным отношением к

окружающим является единственной и достаточной целью человече-

ской жизни". Ключевыми словами этой цитаты являются "уважитель-

ное отношение к окружающим". Если эмансипацию понимать как

попытку обоих полов освободиться от анахронинеских ролевых обра-

зов, то это, как я считаю, означает не только терпимое отношение к

1 Суфизм - мистическое течение в исламе.

320

противоположному полу, но и оказание помощи другому в освобож-

дении от той роли, которая не отвечает ем потребностям и принижает

чувство собственном достоинства. Поэтому я посоветовал бы руко-

водителям активно поддерживать своих сотрудниц, если они попыта-

ютса освободиться от дискриминирующих их ситуаций. Что для згого

нужно делать?

_ Прежде всем способствовать возникновению у них чувства самоува-

жения.

_ Помочь стать экономически независимыми.

_ Предоставить им исключительное право принимать решение -

иметь детей или нет.

_ Способствовать взаимоуважению между сотрудниками различного

пола.

ЖЕНЩИНЫ ДУМАЮТ ИНАЧЕ

Ни один мужчина не может по-настоящему понять женскую психику.

Однако женщинам лучше удается проникнуть в психику мужчин.

Одна из лучших книг, которая попала мне в руки во время моего

поиска обоснованной информации об отношении полов друг к другу,

написана двумя женщинами, которые были удостоены ученой степени

Гарвардской школы бизнеса. Кроме преподавательской деятельности

они заняты еще и самостоятельным консультированием по вопросам

предпринимательства. Это д-р Маргарет Хеннинг и д-р Анн Жардэн.

Расскажу вкратце о некоторых субъективно отобранных мной

результатах их исследований. При этом моим горячим желанием явля-

ется убедить прогрессивных менеджеров приобрести эту действительно

ценную книгу для того, чтобы включить в нрактику своем руководства

некоторые изложенные там данные об особенностях женского мыш-

ления.

Ф Женщины очень поздно решаются делать карьеру. Часто только

через десять лет работы на фирме они решаются занять более высо-

кое положение, но для запланированной карьеры это слишком позд-

но!

_ Большимство женщин слишком пассивно. Вместо том, чтобы что-

то предпринять самим, они позволяют событиям идти своим чере-

дом.

_ Женщины считают, что решающим фактором профессионально-

го успеха является их самореализация. В результате такой "эго-

центричности" они перестают интересоваться более существенными

вещами в своем окружении, такими, скажем, как система отно-

г~ - м~ 321

шений и информационных каналов на предприятии, возникающих

на неофициальном уровне. Они не признают и не воспринимают

каких-либо взаимных лояльных отношений, зависимостей отно-

шений типа "ты - мне, я - тебе", взаимной полезности, протекций,

возникающих между сотрудниками и всегда учитываемых в извест-

ной степени в своей деятельности мужчинами.

_ Женщины воспринимают карьеру как личный рост, как саморе-

ализацию. Мужчины же понимают под карьерой престижные и пер-

спективные должности.

_ Мужчины соотносят выполняемую ими работу исключительно со

своими представлениями о карьере, т.е. рассматривают ее как

продвижение по службе, преуспевание. Женщииы разделяют два

лоиятия: выполняемую работу и карьеру. Работа для них осуществ-

ляется "здесь и сейчас", а карьера является исключительно личной

целью, о результатах достижения которой может судить только сама

женщина.

_ С самого детства мужчины настроены на то, что они будут рабо-

тать, чтобы по меньшей мере суметь прокормить сед~ Только

незначительная часть женщин в детстве зщумывалась над этим воп-

росом. Большинство же из них нщеется найти ком-то, кто будет их

содержать. Разница в настрое и направлении мыпиения, вытекаю-

щая из различных представлений, складывающихся еще в детстве,

огромна.

_ Мужчины рассматривают карьеру как существенную составную

часть своей жизни. Если возникают какие-либо проблемы личном

характера, то мужчины ищут возможности "передергивать" личную

и профессиональную "карты". Женщины же настаивают на четком

разграничении личных и профессиональных проблем, в случае

конфликта они однозначно выбирают тот или иной путь.

_ Если мужчины начинают свою работу на фирме, то они уже авто-

матически имеют "генеральский жезл в ранце".

_ Женщины же, напротив, своей работой далжны постоянно дока-

зывать, что они занимаются своим делом, хотя все и предполага-

ют обратное.

_ Другое типичное различие относится к понятию "личная стратегия".

Мужчины определяют ее как достижение поставленной цели. Когда

перед ними стоит новая зщача, они постоянно задаются вопросом:

"Что мне это даст?" Это решающий вопрос, так как он ставит на

карту их будущее.

Элемент времени отсутствует в рассуждениях у женщин. Они лишь

думают о том, как можно лучше решить проблему в данном месте и

в настоящий момент, не учитывая, какие последствия эта пробле-

ма будет иметь для них в будуще~

Уже во время игры в футбол мальчики учатся тому, как иеобходимо

обьедиияться в команду, что можно выиграть и проиграть, что

отдельные члены команды могут иметь плохой характер. Ведь ко-

манда должна насчитывать одиннадцать игроков!

322

Как правило, девочки не приобретают опыта действовать в составе

команды. Если они занимаются спортом, то предпочитают одиноч-

ные виды спорта, такие, как конный спорт или теннис. Большинство

девушек никогда не узнает, что означает "командный дух", они не

учатся объединяться в группы и побеждать всем вместе, несмогря на

то, что отдельные члены группы не вызывают симпатии!

_ Следующим типичным различием в мышлении мужчины и

женщины является их оценка риск~ Для мужчины риск означает

потерю или прибыль, победу или поражение, опасность или шанс.

Женщины оценивают риск как принципиально отрицательный мо-

мент. Для них он означает потерю, опасность, боль. По возможности

они избегают риска.

В остальном женщины склонны в противоположность мужчинам в сво-

ем ролевом поведении чаще всем придерживаться взгляда; "Я именно

такая, какая есть, нравится это другим или нет!" Помому им труднее

отмежеваться от руководителя, работы или некой возникшей ситуации.

Женщины принимают все очень серьезно. Они вкладывают в происхо-

джцее что-то совершенно особенное, поэтому особенно болезненно

реагируют на критику и личные оскорбления. Они меньше всем дума-

ют о том, что могут справиться с работой, с которой еще незнакомы или

которую никогда не выполыли.

В заключение оба автора обобщают результаты исследований, кото-

рые представляются им наиболее существенными. Разница в мыш-

лении обусловливает то, что большое количество мальчиков учатся

лщить между собой, а девочки очень редко считают это необходимым.

Позднее по причинам совместных ожиданий и раннего опыта мужчины

уются участвовать в заседаниях и дотвариваться между собой, терпеть

друг друга. Все это женщины находят непостижимым.

Групповое поведение мужчины является в действительности таким

феноменом, который заставляет женщин творить примерно следую-

щее: "Как только могут двое мужчин, абсолютно не переносящих друг

друга, сидеть вместе на собрании и делать вид, что уважают и помогают

друг другу, в то время как другие знают, как обстоит дело в

действительности? Как они могут быть такими лицемерами?" Этот воп-

рос многие обьясняет.

Деятельность фирмы соответствует действиям коллектива, члены

котором заботятся, с одной стороны, о прибыли, а с драй - только о

собственном выживании, соответствующая ситуация в отношении

прибыли и выживания определяет чаще всего положение каждом

отдельного члена коллектива. До тех пор, пока нет прибыли, выигры-

ша, необходимо соблюдать благоразумие, Чем ради преднамеренно

наживать врагов, если можно продвинуться вперед, приобрести друзей?

Даже двенадцатилетние мальчишки знают, что они нуящаются в де-

сяти других, чтобы образовать футбольную команду, а такие что они,

возможно, могут нормально переносить друг друга, а возможно, и нет.

Женщины же заботятся о сохранении хороших отношений, так как

21* 323

эти отношения являются для них самоцелью, и в традиционном жен-

ском опыте вряд ли имеется что-то, что может противоречить этой са-

моцели. На основании этом женщины часто оказываются в ловушке

нетерпимости, которую можно определить следующим образом:

"Он/она мне не нравится, я не могу с ним/с ней работать".

Попробуем перейти от теории к практике. Предположим, молодая

сотрудница после разговора со своим шефом о карьере решилась бы

начать свой путь к вершине. Как должен был бы шеф, считающий молодую

женщину способной, поступать в последующие месяцы? На мой взгляд,

ему следует предпринять следующие шаги :

1) предложить женщине несколько заданий различного рода, чтобы

установить, в каких вопросах она наиболее сильна : в

планировании,вопросах организции,бюджета,проведении переговоров, в

разработке

новых идей и т.д.;

2) с помощью "особо важных" заданий поставить ее в условия цейт-

нота, чтобы определить, как она реагирует на нагрузки и готова ли в

подобных случаях работать сверхурочно и свои личные интересы

подчинять интересам фирмы;

3) если она потерпит неудачу, совместно с ней вьиснить, почему эта

неудача произошла. Возможно, что ей не хватает знаний и навыков для

выполнения именно этом задания. В остальном он должен хвалить ее

достижения в работе и регулярно обсуждать с ней ее успехи для том,

чтобы она знала, на правильном ли пути она находится;

4) поддерживать молодую сотрудницу и уяснить с предельной чет-

костью следующее: пока она добивается хороших результатов, он как

руководитель будет ее поддерживать;

5) показать, что оказывает содействие этой сотруднице только из-за

высоких результатов, которых она достигла, и только из-за этого;

6) для подготовки ее продвижения по службе на средний руково-

дящий уровень дать ей возможность посещать специальные курсы, что-

бы она научилась принимать решения, проводить совещания, критико-

вать подчиненных и др.;

7) примерно после годовом испытательном срока снова провести с

. ней собеседование, чтобы помочь ей окончательно определиться, чего

она хочет достичь, работая на фирме: хочет ли заниматься кадровыми

вопросами, вопросами сбыта или же работать в отделе маркетинга и

~йт

8) предварительно руководитель должен уяснить для себя следу-

ющие вопросы: каковы мои планы относительно этой сотрудницы? Хо-

чу ли я взять ее в свою команду при моем повышении по службе (воз-

можно, на уровне правления фирмы)? Тогда я должен постепенно зна-

комить ее с задачами (которые можно рассматривать в качестве пред-

варительной тренировки), входящими в круг обязанностей руководства

следующего уровня.

Во многих фирмах я столкнулся с известной и уже набившей

оскомину точкой зрения: руководители всех уровней не поощряют спо-

собных и честолюбивых сотрудников, а стараются изгнать их из

324

фирмы, так как видят в них соперников, стремящихся занять их крес-

ло. Эти недальновидные представления идут во вред не только фирме,

но и самому руководителю. Почему?

Предположим, что руководитель отдела имеет у себя в штате подаю-

щем над ехали молодого человека. Руководитель осознает, что жаль,

если такой человек будет все время оставаться на свое дол

этому он

этом он планомерно продвигает его и в один прекрасный день предла-

гает ему вакантную должность руководителя группы. редп

лее, что этот молодой человек действительно обладает хорошими спо-

собностями и стремительно делает карьеру. Возможно, через два жда

он будет уже руководителем отдела, а еще через два года главным

руководителем отдела. Сейчас он уже обошел своем прежнем рчко-

водителя. Плохо ли это? Конечно, нет! Напротив! Его прежнрй руко-

водитель имеет теперь на более высоком уровне руковсдства друга, ко-

торый обязан ему своим взлетом.

И наконец, предположим, что наш руководитель отдела проаодит

такую политику поддержки последовательно на протяжении многих

лет. Тогда независимо от того, поднимается ли он сам

лестнице или нет, однажды оказывается, что у него н ф р у на

РУ ководящих постах сидят друзья, которые ему об язаны своей карье-

й, Д гими словами, польза от подобнои кадровой пол уд итики 6 ет

не только самой фирме, но и руководителю, осуществл щ у у ю

политику.

Воевод: продвижение по службе способных и честолюбивых сот-

рудников независимо от их пола всегда выгодно!

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.