реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Государственное регулирование предпринимательства

Государственное регулирование предпринимательства

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

в России

Предмет: «Предпринимательство

и безопасность деятельности»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

История вопроса 5

Правовое регулирование предпринимательства 7

Проблемы лицензирования предпринимательства 12

Налоговое регулирование предпринимательства 16

Государственная поддержка предпринимательства 19

Заключение 23

Литература 25

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время Россия находится на переломном этапе своего

развития. Судьба проводимых преобразований поставлена под вопрос, ответы на

этот который во многом зависят от состояния и тенденций развития

предпринимательства.

Становление предпринимательства происходит в сложных условиях выбора

концептуальных путей становления рыночной экономики и формирования новой

правовой системы в России в целом. Практическое решение многих проблем

развития предпринимательства осложняется отсутствием их теоретических

разработок. К числу таких проблем относится правовое регулирование

предпринимательства.

Российское законодательство далеко от состояния, отвечающего

требованиям современного этапа развития предпринимательства. Сегодня

общество несет огромные экономические и нравственные издержки из-за

нецивилизованных отношений в сфере предпринимательства. Назрела

необходимость в исследовании публично-правового межотраслевого и

межсистемного механизма регулирования предпринимательства

Кроме того, сегодня даже в концептуальном плане не решен вопрос о

величине допустимого в стране риска для деятельности предпринимательских

структур. До настоящего времени сосуществуют две точки зрения: первая

состоит в том, что обеспечение своей деятельности - это имманентно присущая

предпринимательству черта, а вторая сводится к необходимости регулирования

и контроля вопросов предпринимательства государством. Вместе с тем пределы

такого вмешательства не имеют достаточного теоретического обоснования.

В силу этого представляется актуальным теоретическое исследование

проблем государственно-правового регулирования предпринимательства и

разработка рекомендаций по его совершенствованию.

Проблема предпринимательства молода. Происходящий в последнее время

взрыв интереса к этой проблеме обусловлен лавинообразным нарастанием

противоречий в развитии предпринимательства в России. До настоящего времени

отсутствуют специальные комплексные исследования вопроса государственного

регулирования предпринимательства, учитывающие действующую в России

организацию власти. Это обстоятельство тормозит дальнейшее

совершенствование системы безопасности в целом.

Государство является основным субъектом обеспечения безопасности

предпринимательства. Исходя из этого, безопасность предпринимательства

следует понимать также как готовность и способность институтов власти

создавать механизмы регулирования и защиты интересов предпринимателя.

Государство осуществляет регулирование всей совокупности отношений,

опосредствующих предпринимательскую деятельность в той мере, в какой это

необходимо для согласования интересов общества, предпринимателя и человека.

Государственное регулирование предпринимательства осуществляется в

соответствии с принципами, являющимися частью объективно существующих общих

принципов управления государством, закрепленных в действующем

законодательстве: законность, гуманность, целесообразность, справедливость,

сочетание государственного регулирования и независимости субъектов

предпринимательства, взаимная ответственность государства и хозяйствующих

субъектов, соблюдение баланса интересов государства и предпринимателя,

ограниченность числа субъектов государственного регулирования.

Повышение эффективности деятельности государственных

правоохранительных органов по обеспечению безопасности предпринимательства

требует усиления их взаимодействия с не-государственными службами

безопасности по следующим направлениям: совместная разработка необходимой

правовой базы; взаимный обмен информацией; сотрудничество в создании

организационной системы мониторинга безопасности предпринимательства:

совместные разработки технических систем охраны, национальных стандартов по

технической защите; разработка и осуществление совместных учебных программ

подготовки и переподготовки кадров.

Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность в

России, находится в стадии становления. Существующая правовая система

России не может обеспечить прав и интересов предпринимателей. Официальное

право оказалось оторванным от реальных процессов, поэтому большая часть

предпринимательской деятельности осуществляется за ее пределами. Отсутствие

эффективных правовых норм ведет к правовому нигилизму и незаконным методам

ведения деятельности и разрешения споров.

Методы государственного макроэкономического регулирования включают в

себя экономические и административные. Административные методы

предполагают: ограничение необоснованной рисковой деятельности,

ответственность за нарушение процессуальных норм; отзыв лицензий; текущий

надзор и аудит; законодательное внедрение механизмов адаптации к рискам.

Экономические методы подразделяются на нормативные (прямые) и регулирующие

(косвенные).

Регулирование предпринимательства как экономико-правовая категория

присуща рыночной экономике, правовому государству. В условиях

административной системы хозяйствования, где вся экономическая жизнь

протекала в рамках государственной собственности, этой проблемы не

существовало, поскольку не существовало самого предпринимательства. В

процессе реформирования российской экономики произошли крупномасштабные

изменения собственности, и решающим элементом экономической системы страны

сегодня являются субъекты предпринимательской деятельности.

Разрешение противоречий в сфере предпринимательства предполагает

активную роль государства, проявляющуюся в выработке и осуществлении

целенаправленной политики регулирования предпринимательства.

Задача происходящих преобразований в экономической и политической

системах, с точки зрения регулирования предпринимательства, должна состоять

в том, чтобы государство из силы, господствовавшей в недалеком прошлом над

хозяйствующим субъектом, превратилось в орган, выражающий и защищающий

интересы последнего. При такой постановке вопроса вся совокупность

отношений, опосредствующих предпринимательскую деятельность, безусловно,

нуждается в правовом упорядочении со стороны государства, но лишь в той

мере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, субъекта

предпринимательства и личности, субъекта предпринимательства и региона.

Необходимо определить основные функции государства в этой сфере. Оно

осуществляет регулирующие функции в этой области через органы

законодательной, исполнительной и судебной властей. Регулирование

предпринимательства достигается проведением единой государственной

политики, системой мер экономического, политического, правового,

организационного характера.

1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Учитывая развитие предпринимательства в России, можно сказать, что

роль государства традиционно всегда была определяющей в стимулировании и

регулировании предпринимательства.

Связь предпринимательства с деятельностью государственного аппарата

четко прослеживается на всех этапах развития российской экономики. Мысль о

попечительстве предпринимательства можно найти еще в известном изречении

Владимира Мономаха о "необходимости и учить купечество и поддерживать

его".[1] И постепенно, шаг за шагом, поддержка предпринимательства в России

превратилась в одну из основных экономических функций государства.

Мероприятия отдельных монархов, проводимые в целях поддержки

предпринимательства, принимаемые по этому поводу законодательные акты порой

не отличались преемственностью и системностью. Результатом явились

скачкообразный характер развития предпринимательства в России, большое

влияние субъективного фактора, сложность определения основных тенденций

становления и генезиса российского предпринимательства.

С XIV века предпринимательская деятельность попадает в почти полную

зависимость от правительства, начинает складываться поощрительная и

покровительственная системы, приведшие к созданию монополий и деформации

экономического развития. Особенностью допетровского периода развития

явилось господство мелкого производителя. Формирование крупного торгового

предпринимательства происходило естественным путем благодаря не

правительственным мероприятиям, а преимуществу крупной торговли перед

мелкой.

Совершенно иными путями шло развитие в России крупного

предпринимательства в сфере производства в период Петровских

преобразований. В этот период именно государство, а не частный капитал,

выступало главным инициатором развития большинства направлений

предпринимательской деятельности. В целях стимулирования расширения

действующих производств использовались различные льготы. Сбыт изготовленных

изделий вновь созданными предприятиями обеспечивался главным образом

приобретением товаров казной. А в тех случаях, когда товары не требовались

казне, сбыт фабричных изделий обеспечивался высокой привозной (таможенной)

пошлиной, а иногда прямым запрещением ввоза иностранных товаров того же

рода или даже монополией производства и продажи, предоставленной отдельным

фабрикантам. Отличительной чертой методов государственной поддержки

предпринимательства Петровского периода является их сугубо именной

характер.

Более всего на развитие предпринимательства повлияло введение в 1721

году посессионного права,[2] заключавшегося в дозволении фабрикантам и

заводчикам (принадлежавшим в основном к купеческому сословию) приобретать

деревни с крестьянами для своих предприятий. Благодаря труду крепостных

людей, которым могли пользоваться фабриканты, создавались условия для

перехода российского предпринимательства на качественно иной уровень

развития, сравнимый по значению лишь с реформами второй половины XIX века.

В послепетровское время арсенал правительственных мер поддержки

предпринимательства пополнился новыми видами льгот. Использованием новых

методов и средств государственной поддержки предпринимательства

характеризуется первая четверть XIX века - реформы Александра 1. Это -

появление первых профессиональных журналов для предпринимателей ("Северная

почта" и "Журнал мануфактур и торговли"), способствовавших распространению

полезного опыта предпринимательства и издававшихся за счет казны, а также

открытие специальных школ, готовивших специалистов в области

предпринимательства (Горный кадетский корпус-1804 г., Технологический

институт-1826 г.). [3]

Дальнейшая деятельность государства в дореформенный период (1860-х

годов) проявлялась, прежде всего, в поддержке мануфактурного капитала,

отраслей, обслуживающих непосредственно нужды казны, при этом усиливая

ответственность предпринимателей за расходование и возврат кредитов,

выделяемых из государственного казначейства. Отмечаются реформы 1860-х

годов (отказ в рамках всего государства от принудительного труда и переход

к труду вольнонаемному) привели к резкому оживлению частной инициативы, и

вместе с тем казна продолжала покупку малорентабельных предприятий, а также

стратегически важных для казны объектов частного предпринимательства.

С конца XIX века в России начинается восстановление значения

государственного предпринимательства; усиливается с его стороны

вмешательство в предпринимательскую деятельность; проводятся крупные,

прежде всего финансовые, мероприятия для обеспечения поддержки и защиты

национального предпринимательства (в первую очередь, используя политику

протекционизма в отношении ведущих предприятий).

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Вопрос о правовых основах государственного регулирования

предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержания

принципов осуществления такой политики. Принципы государственного

регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи,

закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и

функционирует механизм российской государственности в сфере

предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих

общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем

законодательстве и используются в процессе управления страной.[4]

Принцип законности - всеобъемлющий правовой принцип. Он

распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем

субъектам права. Главное в содержании этого принципа - требование

строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов.

Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что

его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в

установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых

норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами

правоотношений, является основой для обеспечения режима законности

деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности - основа

функционирования как государства в целом, так и предпринимательской

деятельности в частности.

Принцип целесообразности государственного регулирования

предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только

тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии

предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его

применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного

эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание

препятствий нарушениям правовых норм.

Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу

справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права,

является руководящим началом правового регулирования. Справедливость

государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права

закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в

соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в

их соразмерности.

Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства -

взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом

основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской

деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в

этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной

властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого

человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности

предпринимательской деятельности.

Сегодня положения Конституции РФ обеспечивают гарантии

предпринимательской деятельности. Определяющее значение имеют нормы ст. 35

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.