реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Анализ нормативно-правового обеспечения и выявление недостатков, препятствующих успешному развитию малого предпринимательству в РФ

Анализ нормативно-правового обеспечения и выявление недостатков, препятствующих успешному развитию малого предпринимательству в РФ

III. Анализ нормативно-правового обеспечения

и выявление недостатков, препятствующих успешному развитию российского

малого предпринимательства.

II.1. Нормативно-правовое обеспечение рынка услуг в области финансового

лизинга.

Лизинг: особенности лизинга как формы хозяйственных отношений и тенденции

его развития в российских условиях.

Лизинг представляет собой систему хозяйственных взаимоотношений, в рамках

которой одной стороной (лизингодателем) происходит вложение

(инвестирование) его временно свободных или привлеченных финансовых средств

в приобретение у производителя тех или иных видов движимого или недвижимого

имущества, относимого к основным средствам, с целью передачи его по

договору юридическим или физическим лицам на определенный срок за

установленную в договоре оплату.

Основной формой лизинговых отношений, регулируемых ныне действующими в

России нормативно-правовыми документами, является форма финансового

лизинга. Его отличительными особенностями является следующее:

наличие трех сторон, участвующих в складывающихся в рамках лизинговой

сделки хозяйственных отношениях (лизингодатель - производитель -

лизингополучатель);

включение в качестве условия выполнения договора лизинга особой финансовой

операции, при помощи которой лизингодатель приобретает у производителя

имущество и права собственности на него для последующей передачи

лизингодателю.

Имущество для использования по лизингу передается лизингополучателю

немедленно, а права собственности - лишь после выплаты им лизингодателю

полной стоимости объекта лизинга в течение срока действия лизинговых

отношений по договору. При этом договор финансового лизинга заключается,

как правило, на нормативный срок службы имущества, передаваемого по

лизингу, т.е. с учетом норм простой или ускоренной амортизации. Вариантом

является заключение договора лизинга на срок меньший нормативного, но с

правом лизингополучателя на выкуп имущества по остаточной стоимости на

момент истечения договора лизинга.

До истечения этого срока и завершения процесса выплат лизингодатель

сохраняет за собой право собственности на объект лизинга и согласно

договору лизинга несет определенные обязательства по поддержанию этого

объекта в работоспособном состоянии, если иное не установлено самим

договором лизинга.

Упрощенным вариантом лизинговых отношений является система оперативного

лизинга (аренды или проката). Оперативному лизингу в отличие от

финансового:

присущи более ограниченные сроки лизинговой сделки;

отказ от перехода права собственности на объект лизинга по завершении

лизинговой сделки.

До настоящего времени действующие российские нормативные документы понятие

“оперативный лизинг” не устанавливают и связанных с ним отношений не

регулируют. В этой связи на практике, там, где необходимы отношения

оперативного лизинга, пока применяются регулирующие нормы и процедуры

аренды. Это касается не только общефедерального уровня правового

регулирования лизинговых отношений, но и регионального уровня. Например, в

ряде региональных законов о развитии и государственной поддержке малого

предпринимательства, принятых в 1995 г., 1996 г. и даже в 1997 г.

(Еврейская АО, Республика Карелия и др.) лизинг отождествляется с

долгосрочной арендой с правом выкупа арендуемого имущества. Та же ситуация

имеет место в регионах и тогда, когда дело от закона переходит к реальной

практике. Так, в Республике Коми (при наличии местной лизинговой компании

“Комилизинг”, хотя и с довольно скудными ресурсами) для решения важной

задачи передачи малому и среднему бизнесу имущественных комплексов в

республиканской собственности используется практика аренды и иных подобных

форм хозяйственных отношений, что закреплено Постановлением Совета

Министров Республики Коми “О порядке передачи государственного имущества

Республики Коми в арендное, хозяйственное ведение и оперативное управление”

№ 435 от 9 августа 1993 г.

Особенностью формы отношений оперативного лизинга (по сравнению с

финансовым лизингом) является краткосрочный характер действия лизинговых

отношений и, что наиболее важно - не связанных в итоге с переходом права

собственности на объект лизинга. В связи с этим в системе оперативного

лизинга, как правило, не складывается прямых взаимодействий

лизингополучателя и производителя, а у лизингодателя появляется возможность

передачи одного и того же имущественного объекта в лизинг несколько раз в

течение нормативного срока его службы.

Система лизинговых отношений пришла в Россию из стран с развитой рыночной

экономикой, где в настоящее время на долю операций лизинга приходится до

30% всех инвестиций в основной капитал в США и до 15% - в странах Западной

Европы. Что касается российской экономики, то здесь доля лизинга в общем

объеме инвестиций в 1996г. составляла 1%, а на 1997 г. прогнозировалась в

размере 5%. Однако, как показывают самые новейшие публикации, эти прогнозы

оказались излишне оптимистичны. По нашим оценкам и оценкам других

экспертов, в 1997 г. на лизинговые услуги пришлось примерно 1,4% от общих

вложений в основной капитал в российской экономике. Таким образом, несмотря

на привлекательность лизинговых отношений как формы реализации

инвестиционных ресурсов, в том числе и для сферы МП, масштабы их применения

в России весьма ограничены.

В принципе для развития лизинговых отношений в российской экономике есть

определенные предпосылки. Среди факторов, способствующих развитию лизинга в

настоящее время, можно выделить снижение инфляции, ставки рефинансирования,

доходности государственных ценных бумаг, а значит, переориентацию банков с

рынка ценных бумаг на инвестирование в производство, привлечение более

дешевых кредитов иностранных финансовых структур, появление в стране

платежеспособных потребителей лизинговых услуг и возникновение рынка

последних. Эти позитивные сдвиги еще не достаточны для того, чтобы прочно

утвердить роль лизинга как одного из “локомотивов” инвестиционного

процесса, в т.ч. и в сфере малого бизнеса. Позитивно оцениваются и

возможности развития лизингового сотрудничества в рамках экономического

пространства стран СНГ.

Сравнительно низкие показатели развития лизинговых услуг объясняется как

общим инвестиционным спадом в российской экономике, так и в первую очередь

недостаточным вниманием органов власти и управления к развитию лизинговых

отношений, особенно со стороны органов власти и управления регионального

уровня. Это проявляется прежде всего в плане слабого развития нормативно-

правовой базы лизинговых взаимоотношений и недостаточных усилий по их

распространению в сфере малого предпринимательства.

Для ограниченного развития лизинга есть и иные причины. В современной

экономической ситуации в России многие сферы деятельности гораздо более

выгодны для вложения средств, чем лизинг машин и оборудования. Этим, в

частности, объясняется нехватка первоначального капитала для развертывания

деятельности лизинговых компаний. Для данной сферы бизнеса проблема

стартового капитала весьма актуальна и в силу временных разрывов в обороте

средств (имущество приобретается единовременно, а оплата его производится

по частям в течение срока действия лизингового договора).

Важной проблемой российской хозяйственной практики остается

неурегулированность вопроса о гарантиях участникам лизинговой сделки.

Практика предоставления гарантий и распределения рисков между участниками

лизинговой сделки в нормативном плане пока отрегулирована недостаточно.

Особенно это касается того, какие конкретно риски лизингодателя должны быть

покрыты гарантией/ поручительством или заранее скалькулированы в величину

лизинговых платежей. Сегодня в практике лизинга, особенно в отношении

“стартовых” МП, не имеющих возможности представить потенциальному

лизингодателю исчерпывающую информацию (балансы и пр.) за предшествующие 2-

3 года своей деятельности, лизингодатели требуют либо банковской гарантии,

либо поручительства другого предприятия. Для МП банковские гарантии либо

недостижимы, либо с учетом цены крайне снижают всю эффективность лизинговой

сделки.

Необходимо учесть и еще один аспект проблемы. Традиционное представление о

лизинге в том смысле, что здесь полной гарантией интересов лизингодателя

является собственность на сам объект лизинга, по мнению самих

представителей лизингового бизнеса, не вполне соответствует реальной

ситуации в России, переживающей лишь этап начального становления данной

формы хозяйственных отношений и ее институтов. В мировой практике

лизинговых операций подобного имущественного страхования лизинговой сделки,

как правило, бывает достаточно для удовлетворения интересов всех участников

этой сделки. Однако в России, в силу неразвитости рыночных отношений и

относительной узости рынков, особенно инвестиционных товаров, ситуация

выглядит несколько иначе. Здесь, даже сохраняя права собственности на

лизинговое имущество, лизингодатель в случае разрыва договора лизинга,

скажем, из-за несостоятельности лизингополучателя несет крупные убытки

(необходимость демонтировать оборудование, доставить и складировать его,

привести вновь в “товарный вид”, срочно найти нового лизингополучателя или

реализовать оборудование).

Недостаточно ясно определено и отношение государства к лизинговой

деятельности. С одной стороны, признано, что лизинг является важным

фактором развития предпринимательской деятельности, деловой активности. С

другой стороны, действующая налоговая система сводит на нет все

преимущества лизинга, в особенности при импорте для целей лизинга машин и

оборудования. Несмотря на определенные налоговые и амортизационные льготы,

сегодня лизинг по финансовой эффективности сопоставим с обычным

кредитованием. Величина лизинговых платежей ориентируется на уровень

банковских процентных ставок, а процедура подачи и рассмотрения заявки,

требования к ней, механизмы последующего контроля сходны. Поэтому

лизинговые компании зачастую рассматриваются предпринимателями-инвесторами

как излишний посредник в их взаимоотношениях с производителем (поставщиком)

оборудования и банком, в котором можно взять кредит на его покупку.

Лизинг не получает достаточной поддержки и со стороны предпринимательских

организаций, не имеет своего мощного лоббирования. Из специализированных

предпринимательских организаций (объединений), действующих в этой сфере

следует выделить Российскую ассоциацию лизинговых компаний “Рослизинг”.

“Рослизинг” зарегистрирован 5 октября 1994 г. как некоммерческое

объединение лизинговых компаний, банков и иных предприятий, занимающихся

лизингом. (По последним данным в него входит 47 участников - лизинговых

компаний, банков, страховых обществ и консалтинговых фирм) В составе

ассоциации работают 8 комитетов и рабочих групп. В 1996-1997гг. Ассоциация

провела 2 международные конференции по проблемам развития лизинговых

отношений в России и странах СНГ.

Основными направлениями деятельности этой организации являются:

координация деятельности организаций, входящих в ее состав, объединение их

средств для осуществления совместных взаимовыгодных проектов и операций как

на внутреннем, так и на внешнем рынках;

разработка совместного с органами государственного управления

стратегических направлений и программы развития лизинга в России;

подготовка проектов законодательных актов, юридических и правовых основ

внутреннего и международного лизинга;

содействие развитию рынка лизинговых услуг;

представление и защита интересов и прав членов Ассоциации в государственных

органах, экономических, внешнеторговых и общественных организациях как на

территории России, так и за рубежом;

участие в работе международных ассоциативных общественных организаций.

“Рослизинг” обеспечивает членам Ассоциации ряд услуг, относимых к

рассматриваемым элементах внешней среды развития предпринимательства. В

частности, эти услуги охватывают:

совместное участие в выставках, ярмарках, аукционах:

создание и использование единых информационных банков данных о лизинговых

организациях, о предприятиях-поставщиках, о технике, интересующей

потенциальных клиентов;

осуществление маркетинговых и иных разработок;

предоставление членам Ассоциации законодательной, нормативно-правовой и

технической документации по лизингу;

информация по лизинговым предложениям российских и зарубежных фирм;

организация подготовки и повышение квалификации специалистов в области

лизинга;

консультации по правовому, методическому и налоговому обеспечению

лизинговой деятельности, таможенному режиму лизинговых операций,

бухгалтерскому учету лизинговых операций и пр.

“Рослизингом” создан Фонд содействия развитию лизинга, однако ни сам

“Рослизинг”, ни его Фонд пока не обозначили себя как активный фактор

ускоренного проникновения лизинговых отношений в среду российского

предпринимательства, в том числе, и в сферу малого бизнеса.

Между тем, лизинг важен сегодня для ускорения развития и повышения

инвестиционной активности всех категорий российских предприятий, включая и

малые. Для малых предприятий основные преимущества лизинга сводятся к тому,

что они получают возможность задействовать объемы инвестиций, недоступные

для их наличных накоплений, выходить на рынок современных технологий, во

многих случаях - получать техническую поддержку и помощь в подготовке

кадров. Кроме того предприятия, как правило, имеют дело со

специализированными лизинговыми компаниями:

имеющими возможность добиваться от производителей/поставщиков более

благоприятных цен на производимую ими продукцию;

в отдельных случаях - участвующими в системе государственной поддержки МП и

получающими от государства дешевые финансовые ресурсы.

Важность развития лизинга отмечалась еще в (первой) Федеральной программе

государственной поддержки малого предпринимательства на 1994-1995 г.г., где

говорилось об участии лизинговых отношений в реструктурировании

производства и передаче субъектам МП в аренду с последующим выкупом

освобождающихся производственных площадей и оборудования. Программа

предусматривала подготовку проекта закона “О лизинге” с учетом интересов МП

(чего явно нет в имеющемся законопроекте) еще во II квартале 1994 г.

Проблемы развития лизинговых отношений формально нашли свое отражение и во

(второй) Федеральной программе государственной поддержки МП на 1996-1997

г.г.. В этой программе в разделе “Финансово-кредитная и инвестиционна

поддержка МП” уже без отсылки к требующим разработки и принятия правовым

документом содержался пункт о разработке порядка привлечения средств

отечественных и иностранных инвесторов для развития лизинга в сфере МП.

Поскольку в данном случае речь о Федеральном законе не шла, данный пункт

программы в принципе можно считать реализованным, так как в период ее

действия появился ряд важных нормативно-правовых документов, регулирующих

отношения лизинга в российской экономике.

Существенный прогресс был достигнут и непосредственно по развитию

лизинговых отношений и их институтов. Так, в рамках реализации Программы

поддержки малого предпринимательства в 1996-1997 г.г. Федеральный фонд

поддержки малого предпринимательства поддержал создание и вошел в число

учредителей ряда региональных лизинговых компаний, которые должны были

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.