реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОЛОНА В ОЦЕНКЕ АРИСТОТЕЛЯ ПЛУТАРХА. Курсовая Работа.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОЛОНА В ОЦЕНКЕ АРИСТОТЕЛЯ ПЛУТАРХА. Курсовая Работа.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БИЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.М.ШУКШИНА

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И ПРАВА

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

Курсовая работа

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОЛОНА В ОЦЕНКЕ АРИСТОТЕЛЯ И ПЛУТАРХА

Выполнила:

студентка 2 курса, гр. 1041 Клименко В.С.

Научный руководитель:

к.и.н., доцент Литягина Алла Владимировна

Бийск 2006 г

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. Плутарх о Солоне

1.1.Литературная деятельность Плутарха………………………………..8

1.2.Оценка Плутархом деятельности Солона……………………………11

Глава II. Оценка законов Солона Аристотелем

2.1.Политико-правовая тематика в работах Аристотеля……………….17

2.2.Деятельность Солона в трактовке Аристотеля……………………....20

Заключение…………………………………………………………………24

Литература………………………………………………………………….28

Введение

Одним из важных вопросов античной истории является вопрос о

законодательстве Солона.

Солон вошел в историю не только как великий законодатель и реформатор. Со

времен Эллады до наших дней он - образец мудрости, честности и иных

высочайших качеств человека-политика.

В 594 г. до н. э. Солон был избран первым архонтом, наделенным широкими

полномочиями отменять или сохранять существующий порядок или вводить

новый, быть «посредником», «законодателем» и «примирителем». Он находится

в ряду тех политиков, которые пытались уравновесить правовое положение

классов. Однако, современники и историки по-разному оценивали значение

политических реформ Солона.

Объектом нашего исследования являются труды Аристотеля и Плутарха, где

наиболее полно представлена реформаторская деятельность Солона. Наряду с

анализом его реформ следует отметить, какую роль они сыграли в сложении

афинского государства.

Предмет исследования данной курсовой работы - законодательство Солона в

оценке античных авторов.

Цель исследования - выяснить, какие общие черты и какие различия

содержатся в суждениях философов. Для того чтобы подкрепить выводы,

необходимо осветить, также и политико-правовую тематику в работах

Аристотеля и Плутарха, их взгляды на модель идеального государства.

Солон стал одним из самых популярных людей в стране после одного смелого

поступка. Учитывая воинственные и патриотические настроения афинского

общества, он призвал афинян к войне за Саламин. Когда остров был отвоеван

у Мегарян, возросло уважение народа к Солону. Широкие слои населения

видели в нем человека, способного освободить афинское общество от

тяготевших над ним бед и примирить интересы враждовавших групп.

Перед Солоном стояла действительно огромная задача. Так как неравенство

между богатыми и бедными дошло, до высшей точки и «государство находилось

в чрезвычайно опасном положении», Солон должен был разрешить социальные

противоречия.

«Да, понимаю, и в сердце глубоко кручина запала:

Вижу, как клонится ниц первая прежде страна меж Ионийских земель».

написал тогда Солон-поэт в своей элегии.

Весь простой народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали землю, платя

богатым большую часть урожая, другие брали у богатых в долг деньги под

залог тела, Некоторые вынуждены были продавать даже собственных детей, так

как никакой закон не воспрещал этого, и бежать из отечества из-за

жестокости заимодавцев. Люди не могли больше оставаться равнодушными к

такому положению в государстве, многие понимали, что необходимо освободить

должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно

изменить государственный строй.

Тогда наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон, - пожалуй,

единственный человек, за которым нет никакой вины, который не является

сообщником богатых в их преступлениях и в тоже время не угнетен нуждой,

стали просить его взять в свои руки государственные дела.

По свидетельству Фания Лесбосского, он «прибегнул к обману обеих извечно

противоборствующих сторон: неимущим он по секрету обещал раздел земли. А

людям богатым - обеспечение долговых обязательств». Таким образом,

устраивавший всех Солон и избирается архонтом с полномочиями посредника и

законодателя. При том, что каждая из партий в тайне надеялась на

решительные действия нового архонта в свою пользу, когда власть будет у

него в руках. По свидетельству источников такого рода надеждам, не было

суждено реализоваться в полной мере.

Теоретические основы исследования представлены «Афинской политией»

Аристотеля и «Сравнительными жизнеописаниями» Плутарха.

Афинская Полития - трактат о государственном устройстве Афин, часть

обширного труда Аристотеля, так называемых «Политий», содержавшего в себе

историю и описание строя не менее 158 государств, как греческих, так и

варварских. Древние лексикографы часто ссылались на эти \"Политии\". Затем

они были утрачены и до недавнего времени были известны лишь по ссылкам и

фрагментам, которые не раз собирались и издавались. В 1890 г. среди

коллекции папирусов Британского музея, приобретенной в Египте найден почти

полный текст Афинской Политии. В январе 1891 г. он был впервые издан

Кенионом, ассистентом в отделении рукописей в Британском музее. Текст

написан на оборотной стороне папируса, на лицевой стороне которого

находится счет прихода и расхода какого-то управляющего, помеченный 11-м

годом царствования Веспасиана, т. е. 78—79 г. нашей эры. Начала трактата

нет (текст начинается с обрывка фразы, касающейся Килонова восстания),

также нет заглавия и имени автора, но из совпадения большей части уже

раньше нам известных фрагментов «Политии» с опубликованным Кенионом

текстом видно, что этот текст — «Афинская Полития». Из имеющихся в тексте

указаний можно заключить, что она составлена между 329—8 и 325—4 или 324—3

гг. Что эта \"Полития\", как и другие — произведение Аристотеля, о том

свидетельствует общая традиция древности, начиная с поколения,

непосредственно следовавшего за Аристотелем, и до времен византийских.

Сомнения, высказанные относительно авторства Аристотеля, неосновательны и

не выдерживают критики. Некоторые черты, на которые указывали скептики,

находят себе так или иначе объяснение и не исключают авторства Аристотеля.

Принимая последнее, необходимо, однако, допустить и некоторую долю участия

аристотелевых учеников в составлении такого обширного труда, как

«Политии». Это участие могло выразиться по преимуществу в собирании

материала.

Следующий источник - «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. Это

произведение было посвящено другу императора Траяна Соссиусу Сенецио.

Описывая благородные свершения и характеры, «Параллельные жизнеописания»

должны были служить моделью взаимоуважения греков и римлян. 

Первая сравнительная характеристика «Эпаминонд и Сципион» и, возможно

написанные Плутархом введение и посвящение, до наших дней, не дошли. Но

план Плутарха ясен и без утерянного введения к книге. Плутарх написал

биографии знаменитых греков и римлян, живших в разных эпохах, и свел их в

пары используя схожесть характера и карьеры, сопровождая сравнительной

характеристикой. Можно предположить, что \"Жизнеописания\" были скомпонованы

Плутархом в дошедшем до нас виде в более поздние годы, а первоначально

представляли собой сравнительные жизнеописания только лишь знаменитых

греков. Этот вывод напрашивается из-за хронологии биографий знаменитых

греков, которые стоят первыми по-порядку в парах с римлянами.

Общую схему биографий можно описать следующим образом - описание рождение

героя, особенности характера в юности, описание зрелой жизни и

обстоятельства смерти; в каждом разделе автор рассматривает действия

героев с этической точки зрения. 

Всего до нас дошло 22 сравнительных жизнеописания, причем одно из них

представляет сдвоенную сравнительную характеристику \"Агиса и Клеомена\" с

\"Грацци\" и четыре отдельных биографии Артаксеркса, Арата, Гальба и Озо. 

\"Жизнеописания\" Плутарха поражают читателя глубиной произведенных автором

исследований. Плутарх переработал много источников, и, хотя он

непосредственно не ссылается на них, очевидно, что их изучение,

исследование и осмысление заняло у него много лет.

Вместе с тем, Плутарх не строг в отборе своих источников. Нам

представляется, что в иных случаях он не сумел полностью избавиться от

влияния тех работ, что легли в основу его биографий.

«Жизнеописания» Плутарха - не беспристрастный исторический труд, это

вполне субъективное произведение, ориентированное на чтение

непосредственно в эпоху своего написания и рассчитанное на оказание

определённого политического влияния. Нередко можно слышать и скептическое

отношение к правдивости «Жизнеописаний» Плутарха.

И чтобы было возможно использовать это произведение в качестве

исторического источника, необходимо чётко выяснить цели их написания. Для

этого обратимся к жизни и деятельности Плутарха.

Глава I. Плутарх о Солоне

1.1.Литературная деятельность Плутарха

Плутарх был сыном Аристобула, который сам был биографом и философом.

Родился около 46 г. н.э. в городе Херонея в Беотии. В 66-67, Плутарх

изучал математику и философию в Афинах под руководством философа

Аммониуса. Общественная деятельность позже привела его на некоторое время

в Рим, где он читал лекции по философии, завел много друзей, и возможно

даже был лично знаком с императором Траяном Адрианом. Плутарх много

путешествовал, посетил центральную Грецию, Спарту, Коринф, Сарды и

Александрию, однако его постоянным местом жительства была Херонея, где он

исполнял не только обязанности главного судьи, но и другие руководящие

должности, а также руководил школой с широким учебным планом, в которой

преподавалась философия, а особенное внимание уделялось этике. Плутарх

поддерживал тесные связи с Афинской Академией и с Дельфами, которым,

начиная с около 95 г. он посвятил свою жизнь. Точных сведений о его семье

нет. Плутарх упоминает свою жену Тимоксену, сообщает, что их дочь умерла в

детстве и упоминает четырех своих сыновей, из которых, по крайней мере,

два дожили до совершеннолетия. 

Литературное наследие Плутарха огромно. Только в так называемом каталоге

Ламприаса содержится 227 названий его произведений. Список работ Плутарха,

возможно, составил его сын, но и при этом он не включает всего, что

написал Плутарх. 

Дошедшие до нас работы Плутарха по этике, религии, физике, политике и

литературе сведены в сборник и известны под именем «Моралия», в котором

собраны более 60 эссе написанных в основном в форме диалогов и диатриб

(обличительных речей). Автор составил этот сборник из кратких высказываний

из частных бесед в кругу семьи Плутарха. Диатрибы, представляли собой

незамысловатые и энергичные краткие речи, которые были в моде. «Моралия»

имеет огромную литературную ценность еще и благодаря частым цитатам

греческих поэтов и драматургов, в особенности Эврипида. 

Трактаты, посвященные политическим вопросам, имеют особенную ценность.

\"Политические наставления\" показывают, какое огромное значение тогда

придавалось политике в Греции; в трактате «Должен ли Человек заниматься

политикой, когда стар» Плутарх советует своему другу Эофану продолжать

общественную деятельность в Афинах. Идеи стоицизма проявляются в небольшом

произведении «К неграмотному правителю» и отдельными рассуждениями в

«Философы беседуют только с принцами». 

Интерес Плутарха к истории религии и античности можно увидеть в группе

эссе, «Демон Сократа» и работах посвященных Дельфам, «Крушение оракулов» в

котором он объясняет падение интереса к оракулу, уменьшением населения,

«Ответы пифии» в которых он стремится возродить веру в оракула. «Веселые

вопросы» и «Греческие и Римские вопросы» вобрали в себя обширные познания

в античной истории. 

Среди наиболее ценных работ можно выделить долгое время вызывавшие

сомнения в авторстве «Утехи Аполлона», «Жизнеописания десяти ораторов»,

«Судьба», «Краткие изречения царей и полководцев», «Краткие высказывания

спартанцев», «Пословицы Александрийцев». 

Неувядаемое обаяние и популярность Плутарха вызвана в значительной степени

такой трактовкой описываемых событий, в которых он просто игнорировал

упоминание спорности некоторых исторических фактов. Он писал легко и

непринужденно, с юмором. Хотя его произведения многословны, но они очень

легки для восприятия.

Очень сильным оставалось влияние Плутарха и после его смерти. По его

произведениям писались учебники по истории Древней Греции. Работы Плутарха

оказали значительное влияние на развитие жанров эссе, биографии и

исторических очерков в Европе между XVI-XIX столетиями, Вильям Шекспир

тоже внимательно читал Плутарха и использовал в своих произведениях

некоторые сюжеты знаменитого биографа. 

Популярность Плутарху принесли, прежде всего «Параллельные жизнеописания».

Плутарх ставил перед собой цель возбудить взаимный интерес между греками и

римлянами.

В одной из своих работ Плутарх пишет: «Справедливость требует, чтобы

историк говорил о своих героях то, что считает истиной. Если же нельзя

установить истину, нужно, чтобы историк рассказывал о своих героях

хорошее, а не плохое».

Плутарх часто умалчивает о фактах, которые, с его точки зрения,

противоречат характеристике описываемого человека. Добросовестный историк,

он никогда не выдумывает и не извращает фактов. Но иногда, когда для

писателя важно было подчеркнуть значение какой-либо черты характера,

ведущей человека к гибели, Плутарх охотно пользуется сомнительными

свидетельствами, отыскивая их у малоизвестных, не внушающих доверия

историков.

Плутарх никогда не утверждал, что является историком, а считал, что

написание биографий - это отдельный жанр. Его целью было заставить

читателя восхищаться героическими поступками героев. Плутарх никогда не

скрывал собственных симпатий - особенно теплыми словами он описывает

высказывания и действия спартанских царей и полководцев, и особенно

ядовитые и несправедливые слова использует автор, говоря о греческом

историке Геродоте, возможно из-за того, что тот преувеличивал роль Афин и

приуменьшил роль его родной Беотии.

1.2.Оценка Плутархом деятельности Солона

Плутарх выражает скептическое отношение к попытке Солона примирить

противоборствующие классы. Это связано с собственным пониманием идеальной

монархии и идеального носителя монархической власти. В подтверждение он

приводит слова некоего Анахарсиса: « у эллинов говорят мудрецы, а дела

решают невежды».

Плутарх уделяет много внимания моральным качествам, характеру Солона и

подробностям личной жизни Солона. Например он пишет о том, что натираться

маслом и любить мальчиков Солон относил к числу благородных занятий. Часто

свои рассуждения Плутарх подтверждает стихами Солона.

Плутарх считает, что Солон предпринимал лишь такие меры, которые «можно

было провести путем убеждения, или такие, которые при проведении их в

принудительном порядке не должны были встретить сопротивления».

Первым актом государственной деятельности Солона Плутарх называет

«сисахфию» - запрет давать деньги в долг под залог тела, или уничтожение

всех долговых обязательств.

Но он не угодил ни одной из сторон: «богатых он озлобил уничтожением

долговых обязательств, а бедных — еще больше — тем, что не произвел

передела земли, на который они надеялись».

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.