реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Выход из гражданства

Выход из гражданства

ПЛАН.

Стр.

Введение. 3

1. Понятие гражданства. 3-

5

2. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации.

5-7

3. Принципы гражданства Российской Федерации. 7-9

4. Прекращение гражданства Российской Федерации. 9-

11

5. Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации. 11-

13

Заключение. 13-14

Литература. 15

ВВЕДЕНИЕ.

Важное место в системе отрасли конституционного права занимает

институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности.

Конституционное воплощение этот институт получил в главе 2 действующего

Основного Закона: «Права и свободы человека и гражданина». В ее нормах в

правовой форме закреплена одна из важнейших основ конституционного строя

России, провозглашенная в статье 2 Конституции Российской Федерации. В ней

устанавливается, что «Человек, его права и свободы являются высшей

ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и

гражданина – обязанность государства». Кроме Конституции, нормы данного

института закреплены системой нормативных правовых актов, в которых

детально раскрывается содержание и порядок реализации закрепленных в

Основном Законе Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.

Важнейшим из таких актов является Закон «О гражданстве Российской

Федерации».

Конституционное право выполняет особую роль в закреплении правового

положения человека и гражданина. К предмету конституционного права в этой

области относится закрепление основ правового статуса личности. Это в

прямой форме выражено в заключительной (64) статье второй главы

Конституции. В ней отмечается, что положения настоящей главы составляют

основы правового статуса личности.

Понятие «основы» отражает, прежде всего, систему взаимоотношений

государства и личности. Оно включает в себя такой важный элемент, как

правовые установления, связанные с определением принадлежности к

гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства. Гражданство –

один из основных элементов правового статуса лица, качественный

определитель принципиальных начал взаимоотношений государство и личности,

то общее, главное условие, которое необходимо для распространения на него

всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а

также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось. Обладание

гражданством является всеобщим универсальным условием полной

правосубъектности лица.

1. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСТВА.

Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения

на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица

государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

В настоящее время все отношения, связанные с гражданством,

регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом о гражданстве

Российской Федерации 1993 года.

На основании этого Закона утверждено Положение о порядке рассмотрения

вопросов гражданства Российской Федерации. Действует Положение об

Управлении по вопросам гражданства Администрации Президента Российской

Федерации.

Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона о гражданстве и

определяется как устойчивая связь человека с государством, выражающаяся в

совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная

на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Гражданство – правовое, а не фактическое состояние.

Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц,

проживающих на его территории, ибо по этому признаку последние образуют

население страны – категорию демографическую. Таким понятием охватываются

не только граждане, но и проживающие в стране лица без гражданства,

иностранные граждане.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его

территории, а вследствие существования между лицом и государством особых

связей, составляющих содержание гражданства.

Последние основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

Оно выражается:

- в их общем правовом нормировании;

- в индивидуальном юридическом оформлении гражданства каждого данного

лица.

Общее правовое нормирование заключается в том, что государство в

законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается

гражданином государства, основания приобретения и прекращения гражданства,

порядок решения этих вопросов.

В отношении каждого человека гражданство юридически оформляется

документами, подтверждающими его гражданство. Такими документами являются

паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной

документ, содержащий указание на гражданство. Государство регистрирует

также такие акты гражданского состояния, как рождение или смерть своего

гражданина.

Устойчивый характер отношений гражданства заключается в их постоянном

характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении

особого порядка их прекращения, не допускающего расторжения гражданином в

одностороннем порядке. Прекращение отношений по ходатайству гражданина

требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном

акте уполномоченного на это органа. По инициативе государства в настоящее

время они вообще не могут быть расторгнуты.

Современный подход к содержанию отношений, связанных с гражданством,

исходит из признания примата общечеловеческих ценностей, означает признание

человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами,

наделенными взаимной ответственностью.

2. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия -

гражданин России. Жители России были подданными. При этом подданные

делились на несколько разрядов с особым правовым статусом. Законодательство

признавало:

1. Природных подданных, которые в свою очередь делились на:

а) дворянство (потомственное и личное);

б) духовенство ( делилось по вероисповеданию);

в) городские обыватели (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые);

г) сельские обыватели;

2. Инородцы (евреи и восточные народы);

3. Финляндские обыватели.

Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных

на два сословия - лица податного состояния и лица неподатного состояния.

С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство

связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях.

Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал

и не основывалось на юридическом равенстве граждан, как уже было в

значительном количестве развитых европейских стран.

Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в

правовом регулировании отношений гражданства. Декрет об уничтожении

сословий и гражданских чинов от 11(24) ноября 1917 года не только отменил

ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим

делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех

наименование - гражданин Российской Федерации.

Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года "О приобретении прав российского

гражданства" установил право принимать в российское гражданство

иностранцев, проживающих на территории РСФСР, местным Советам. Народный

комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское

гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.

Но уже Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право

принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые, проживая

в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому

крестьянству. Эта тенденция повышения уровня органов, правомочных принимать

в российское, а с1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в

дальнейшем развитии законодательства о гражданстве. Очевидно, это было

связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти.

29 октября 1924 года было утверждено Положение о союзном гражданстве.

В соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ВЦИК

союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство

исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР.

Утратившими советское гражданство считались лица:

- лишенные его на основании законов, принятых до Конституции СССР

1924 года;

- не возвратившиеся из-за границы;

- лишенные гражданства по приговору суда.

Положение регламентировало вопрос о гражданстве детей в случае

изменения гражданства родителей.

Новое Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что

каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР,

если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного

государства. Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является

гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно

проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя

связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой

республики.

Принятие иностранных граждан в гражданство одной из союзных республик,

и тем самым в гражданство СССР, осуществлялось постановлением Президиума

ЦИК СССР или Президиума ЦИК той союзной республики, в которой они

проживали.

Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР,

но и Президиумами ЦИК союзных республик (если лицо, ходатайствующее о

выходе, проживало в пределах СССР).

Лишение гражданства СССР осуществлялось в аналогичном порядке.

Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства

СССР и выхода из него в отношении:

- иностранцев – рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР и

работающих, а также иностранцев, пользующихся правом политического

убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную

деятельность;

- лиц, меняющих гражданство в связи с вступлением в брак.

В этих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись

по постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР и

исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на

территории СССР (если же он проживал за границей, вопрос решался

постановлением полномочного представителя СССР).

Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного

гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о

союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой

Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил

ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие

к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утратившие советского

гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в

установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и

проживающие на территории СССР, признавались лицами без гражданства.

Закон изменил и порядок решения вопросов о выходе из гражданства и

о его лишении. Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции

Президиума Верховного Совета СССР. Это отражало развивающиеся процессы

усиления централизма Советского союзного государства.

Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства:

граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского

государства.

Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве СССР

1978 года по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству

СССР. Теперь основным принципом, по которому определялось принадлежность к

советскому гражданству, становилось наличие советского гражданства на день

вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи.

Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах

гражданства.

Последним законом советских времен, регулирующим отношения

гражданства, был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года.

3. ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Конституция Российской Федерации и Закон «О гражданстве Российской

Федерации» установили общие основы, которые определяют сущностные черты

отношений гражданства:

1. Гражданство РФ является единым, т.е. граждане России, постоянно

проживающие на территории республики составе Российской Федерации, являются

одновременно гражданами этой республики (ст. 2). Единое гражданство в

федеративном государстве является необходимым условием его суверенного

статуса, сохранения его целостности.

2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований

приобретения. Законодательство не устанавливает никаких отличий и

особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской

Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в

гражданство, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время

приобретения гражданства.

3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Это выражается,

во-первых, в закреплении законом нормы о том, что «в Российской Федерации

каждый человек имеет право на гражданство», в наличии такой формы

приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на достаточно

доступных для человека основаниях.

В соответствии с принципами международных документов о правах

человека, призывающих государства стремиться к сокращению числа лиц без

гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную

политику. В ст.7 Закона о гражданстве закреплено, что Российская Федерация

поощряет приобретение гражданства лицами без гражданства и не препятствует

приобретению ими иного гражданства. В ст. 17 Закона установлено, что

ребенок, родившийся на территории Российской Федерации от лиц без

гражданства, является гражданином России.

Свободный характер гражданства Российской Федерации выражается, во-

вторых, в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина

Российской Федерации изменить гражданство. Этого права никто не может быть

лишен. Присущий гражданству устойчивый характер связей лица и государства

не означает насильственного, принудительного удержания человека в

гражданстве. Это ущемляло бы его свободу.

4. Гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Это

совершенно новый для нашей страны принцип, т.к. ранее законодательство

прежних, советских времен закрепляло такую форму утраты гражданства.

5. Гражданство России не препятствует возможности иметь гражданство

иностранного государства (двойное гражданство). Это тоже совершенно новый

для нашего законодательства принцип. Понятно, что признание двойного

гражданства основывается на определенных условиях: наличие ходатайства

лица, разрешение на это государства, наличие соответствующего договора

между Российской Федерацией тем государством, в гражданстве которого

состоит или хочет его принять ходатайствующее лицо. Решение о разрешении

двойного гражданства принимает Президент Российской Федерации.

6. Российское законодательство исходит из принципа сохранения

гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за пределами России.

Такого рода норма вытекает из естественного права человека избирать место

своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и

беспрепятственно возвращаться. Эта свобода закреплена в ст. 27 Конституции

РФ.

7. Гражданство РФ основано на отрицании автоматического его изменения

при заключении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не

принадлежащим к гражданству РФ, а также при изменении гражданства другим

супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной,

персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.