реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Правовое государство. Понятие и основные черты. Правовой статус товарной и фондовой биржи

Правовое государство. Понятие и основные черты. Правовой статус товарной и фондовой биржи

Министерство образования Российской Федерации

Самарская государственная экономическая академия

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

КОНТРОЛЬНАя РАБОТА

ПО КУРСУ «ПРАВО»

СТУДЕНТКИ ХХХХХХХ

4 КУРСА, СПЕЦИАЛЬНОСТИ ФИКР,

ФАКУЛЬТЕТА ВВДО

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

ДОЦЕНТ, К.Ю.Н. ХХХХХХ

ОЦЕНКА _____________

САМАРА 200?

СОДЕРЖАНИЕ.

|1. |Правовое государство. Понятие и основные черты. |3 |

| |1.1.|История развития теории правового государства. |3 |

| |1.2.|Основы и основные признаки правового государства. |7 |

| |1.3.|Практика становления правового государства в России. |9 |

|2. |Правовой статус товарной и фондовой биржи. |11 |

| |2.1.|Понятие товарной биржи. Порядок создания и |11 |

| | |прекращение деятельности. | |

| |2.2.|Понятие фондовой биржи и сфера ее деятельности. |19 |

| | |Порядок создания и лицензирование. | |

|3. |Список использованной литературы. |27 |

1. Правовое государство.

Понятие и основные черты.

1. История развития теории правового государства

Правовое государство как определенная теоретическая концепция и

соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Сам термин

«правовое государство» (Rechtsetaat) прочно утвердился в немецкой

литературе в первой трети ХIХ века в трудах К.Т.Вельнера, Р. фон Моля и

др., а в дальнейшем получил широкое распространение, в том числе и в

России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н.

Чичерин, Б.Ф.Кистяковский, П.И.Новгородцев и др.

Необходимо заметить, что различные теоретические концепции выражавшие

идею и понятие правовой государственности, сформировались очень и очень

давно.

Целый ряд положений, значимых для последующих представлений о

правовом государстве, был разработан уже античными авторами. В их числе

положения о власти закона как сочетании силы и права (Аристотель и другие);

о различении правильных и неправильных форм правления, о смешанном

правлении и о роли права в типологии государственных форм (Сократ, Платон,

Аристотель, Полибий, Цицерон); о соотношении естественного и

волеустановленного права (Демокрит, софисты и др.); о праве как мериле

справедливости и регулирующей нормы политического общения (Аристотель).

В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение

приобретают проблемы политической и ее формально равной для всех правовой

организации в виде упорядоченной системы разделенных государственных

властей, соответствующей новому отношению социально-классовых и

политических сил. Юридическое мировоззрение нового восходящего класса

требовало утверждения новых представлений о свободе человека посредством

режима господства права и в частных, их публично-политических отношениях.

В этот период идеи правовой государственности с позиции историзма

изложили прогрессивные мыслители того времени Н.Макиавелли и Ж.Боден. В

своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования

государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип

политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы

изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего

потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности

свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого.

При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось

республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям

равенства и свободы.

В период ранних буржуазных революций одним из первых, кто дал

теоретическое обоснование демократического государства, был Спиноза. Будучи

связано законами, государство обеспечивает действительные права и свободы

человека. Он утверждал, что государство могущественное только тогда, когда

оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и

удовлетворение его интересов, и предостерегает правителей от посягательств

на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

В трактовке Д.Локка, который, по словам К.Маркса, был «классическим

выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность

феодальному», идея господства права воплощается в государстве, где

верховенствует закон, соответствующий естественному праву и признающий

неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, и осуществлено

разделение властей. Такое государство с господством права он

противопоставляет деспотизму. «Свобода людей, находящихся под властью

правительства, - отмечал он, - заключается в том, чтобы иметь постоянное

правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное

законодательной властью, созданной в нем; это – свобода следовать моему

собственному желанию во всех случаях, когда этого не защищает закон, и не

быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной

воли другого человека». Обоснованный здесь Локком правовой принцип

индивидуальной свободы лишь словесно несколько расходится с последующей,

ставшей актуальной и для нас, формулой: «разрешено все, что не запрещено

законом».

Новые представления о разделении властей получили систематическую

разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода

власти – законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для

предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при

котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение

и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным

условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к

государственному устройству. Необходимость разделения власти на

законодательную, исполнительную и судебную, как основной принцип правового

государства, Монтескье обосновывает следующим образом: «Если власть

законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или

учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх

или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также

тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная

власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она

соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода гражданина окажутся

во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть

соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать

угнетателем.» (Монтескье Ш. Избранные произведения, с.290)

С философским обоснованием теории правового государства выступил

И.Кант. Центральное место в ней занимает человек, личность. Важнейшим

принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать

своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции,

выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и

независимость всех граждан в государстве, которое выступает как

«объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Там, где

государство действует на основе конституционного права, отвечает общей

воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав

граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной

деятельности. Правовую организацию Кант, так же как и Ш. Монтескье,

связывает с разделением властей на законодательную, принадлежащую

парламенту, исполнительную – правительству, и судебную, осуществляемую

судом присяжных, избранных народом. Философская концепция Канта оказала

значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и

практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.

Идеи правового государства были отражены и в трудах русских

мыслителей, таких как Писарев, Герцен, Чернышевский, Радищев, Муравьев и

др., где они подвергали критике беззаконие феодализма. Правоведы и философы

предоктябрьского периода: Котляровский, Новгородцев, Чичерин, Бердяев и др.

в своих произведениях теоретически завершили русскую концепцию правового

государства.

Рассмотрим основные идеи и принципы правового государства с точки

зрения Г.Ф. Шершевича. Он отмечает следующие пути формирования и основные

параметры правового государства:

1) Для устранения произвола необходимо установление норм объективного

права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни

интересы и другие, в том числе и государственной организации, - отсюда

идея господства права в управлении.

2) Если личная инициатива требует простора, то государству достаточно

ограничиться охраной субъективных прав.

3) Чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо

строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти

законодательную, утвердить самостоятельность судебной власти, и допустив

к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.

Реальные гарантии правовой государственности Шершевич видит в том,

что в различное время выдвигались различные гарантии правового порядка

против произвола "...а) неотъемлемое ограничение власти; б) принцип

разделения властей; в) правовое самоограничение власти; г) подчиненность

государства стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией

является только сдерживающая сила общественного мнения."

В послеоктябрьский период в России идеи правового государства были

налажены требованиями революционного правосознания, а затем полностью

исключены из реальной жизни. Советская государственно-правовая наука в

период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее

буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.

1.2. Основы и основные признаки правового государства.

Рассмотрим теперь основные признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе

правовых ценностей является закон. Если вдуматься в словосочетание

"правовое государство", то можно понять, что на первом месте в таком

государстве - право. Это и означает верховенство права в обществе, во всех

его сферах.

Нерушимость его закрепляется в Конституции(основном законе) страны и

распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже

неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит

Конституционный Суд и вся система судов правового государства, поэтому

правовое государство это и конституционное государство.

Верховенство права (закона) в обществе как главный принцип правового

государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение

закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц.

2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. В

социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. В

правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах

жизнедеятельности: экономической, политической, социально-культурной,

личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированы, тем свободнее

личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует

себя неуверенно, униженно, теряет способность к творчеству, ограничивая

таким образом собственное развитие и развитие общества. Например, в США

была распространена практика подслушивания правительственными агентами

телефонных разговоров, вследствие чего нарушались права гражданина. Многие

американцы, зная о подслушивании, стали замкнутыми, раздражительными,

постоянно испытывали страх. "А жить с глазами, полными страха, -

справедливо заметил бывший министр юстиции в администрации президента

Джонсона, - значит жить в несчастливой стране." Правовое государство

провозглашает и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в

правах как прирожденные качества каждого человека.

3. Взаимная ответственность государства и личности.

Самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личности, не

является односторонней привилегией личности. Последняя, в свою очередь тоже

соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим

установлениям государства. Правовой характер взаимной ответственности

государства и личности - это важная составная часть объективно

складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства.

Следовательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаимной

ответственности государства и личности.

4. Принцип разделения властей.

Основным принципом организации и деятельности правового государства

является разделение властей. Это принцип разделения власти между

законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный

принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит

вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет

только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность

другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть

от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного

управления государства, не связанного правом - вместе с тем, если одна из

трех ветвей (отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то

государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за

фактическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а

торможения. Поэтому верховное положение занимает законодательная власть,

поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и

внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной

реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть

призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной

жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом

государстве осуществляется только судебными органами.

Таковы основные характеристики правового государства. В них

концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе

длительного развития государственно-организованного общества, естественный

прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию

и практику строительства правового государства.

1.3. Практика становления правового государства в России.

Реальные демократические преобразования в праве начались со второй

половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения

августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип "правового

государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и

положения, стали развиваться демократическое законодательство, система

правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший

арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом

Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая

направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.