реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Права и свободы человека и гражданина

Права и свободы человека и гражданина

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕСТИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Права и свободы человека и гражданина

Дипломная работа

Студента группы 751 ГП

Ким Д.Н.

Научный руководитель: Заведующий кафедрой

государственного

кандидат юридических наук, и административного права:

профессор доктор юридических

наук, профессор

Шеховцов В.А. _____________ Князев С.Д. __________________

Декан государственно-правового

факультета ЮИ

ДВГУ

Шеховцов В.А. _________________

Владивосток

2002

План:

Стр.

Введение………………………………………………………………………... 3

Глава 1. Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина.

1.1. Понятие прав и свобод человека и гражданина………………………. 5

1.2. Права человека и права гражданина………………………………….. 17

1.3. Конституционное регулирование прав и свобод человека и

гражданина……………………………………………………………………………………... 25

Глава 2. Классификация прав и свобод………………………………………28

2.1. Личные (гражданские) права и свободы………………………........... 33

2.2. Политические права…………………………………………………… 43

2.3. Социально-экономические права…………………………………….. 53

Глава 3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

3.1. Понятие и виды механизмов защиты прав человека………………... 63

3.2. Конституционные гарантии правосудия…………………………….. 76

Заключение…………………………………………………………………… 82 Список использованной

литературы……………………………………………… 84

Введение

Господство права, плюрализм и права человека суть нерасторжимые

слагаемые демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к

правам человека. И, наоборот, утверждение демократии создает условия для

объединения прав человека. «Отстаивая ценность человеческой личности,

государство и гражданское общество закладывают тем самым надежный фундамент

политической стабильности, социального консенсуса и динамичного

развития»[1]. Через каждую отдельную личность, ее права и свободы они

ограждают себя от опасностей злоупотребления властью. Права человека

включаются в систему сдержек и противовесов, только не между отдельными

ветвями власти, а в отношении государственной власти как таковой.

История показывает, что каждому поколению нужно вновь и вновь защищать

права человека, что человечеству еще незнакома ситуация, при которой не

требуется усилий для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое

поколение отвечает на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой

великой ценности, как свобода и права человека.

Сегодня основным делом народов всех стран и международных организаций,

а также каждого конкретного человека является защита прав и свободам

человека. Именно при демократическом строе можно наиболее полно

гарантировать права и свободы человека. Учитывая то, что «права и свободы

личности – это общее достижение человеческой цивилизации»[2], утверждение и

развитие демократии – «мощное оружие в руках народов в их борьбе за мир,

взаимопонимание и сотрудничество в целях развития и общественного прогресса

нашей цивилизации»[3].

С уходом идеологических противоречий времен «холодной войны»

разногласия в области прав человека во все большей мере «определяются

теперь, с одной стороны, различным уровнем развития социально-

экономического и политического развития общества, с другой – и это главное

– национальными интересами группы или отдельных государств»[4].

Тем не менее, должен существовать определенный минимум прав и свобод,

ниже которого опускаться не может ни государство, ни его органы и отдельные

личности. Но если с отдельной личностью дело обстоит проще – человек

привлекается к ответственности, самой суровой из которых является

уголовная, то сложнее обстоит дело с государством. Как и каким образом

привлечь государство к ответственности, если оно посягает на права и

свободы человека. В данной работе мы не будем затрагивать этот вопрос,

более того, ответа на него не существует. Скажем только, что решение

вопроса необходимо вести мирными средствами. Сегодняшняя же обстановка в

мире, в самом центре Европе показывает, что пока что даже жизнь человека

порой зависит от прихоти отдельных политиков.

Тем не менее, международным сообществом принимаются меры к

всестороннему обеспечению прав и соблюдению свобод человека.

В данной работе мы дадим понятие прав и свобод человека, рассмотрим

основные документы, в которых закреплены основы прав и свобод. Основное же

внимание в работе уделено изучению отдельных видов прав человека и

гражданина, а также механизмам реализации обеспечения и соблюдения прав и

свобод человека.

Естественно основное наше внимание мы уделим изучению действующего

законодательства. При написании работы использованы нормативные материалы,

как международные, так и российские. Также использованы работы российских и

зарубежных авторов, в которых в той или иной мере затрагиваются поднимаемые

нами вопросы.

Глава 1. Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина.

1.1. Понятие прав и свобод человека и гражданина

Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью

проблемы фактического положения личности в обществе и государстве.

«Этимологически и по существу близки понятия «правовое положение» и

«правовой статус» личности, в которых отражаются все основные стороны

юридического бытия индивидов: их потребности, интересы, мотивы, трудовая,

общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений

друг с другом и с государством» [5].

Давая понятие правам и свободам, следует отметить, что право – это

свободы или возможности поведения. Институт прав и свобод является

центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого

человека от произвола государственной власти. Это - сердцевина

конституционного строя.

Право – система общеобязательных, установленных в законе норм,

принципов и нормативных установок, выражающих меру свободы и

ответственности в обществе выступающее регулятором общественных отношений.

Философской основой этого института является учение о свободе как о

естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди

начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но

потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о

содержании свободы и ее соотношении с государством.

Определим поэтому сначала, что есть такое свобода?

«Свободы (Freedoms) — права индивидов и народов, исконно от природы

присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их,

вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их как данность и

констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать их»[6].

При всей своей многогранности и сложной детерминированности

современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко

выражено в следующих основных постулатах:

1) все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их

естественные права. Обеспечение и охрана этих прав — главное назначение

государства;

2) свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда

другому. Свобода человека, следовательно, не может быть-абсолютной, она

ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для

всех — основа свободы;

3) границы свободы могут быть определены только законом, который

есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон

демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;

4) часть дозволенного определяется через права человека.

Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои

возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы;

5) ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать

общему благосостоянию в демократическом обществе [7].

Свободы пришли в международное право из государственного,

национального права и, закрепившись в нем, стали общеобязательным

международным стандартом. Начиная с Устава ООН (1945 г.) в международно-

правовых актах в области защиты прав человека утвердилась двуединая формула

«права человека и основные свободы». Всеобщая декларация прав человека

заявила, что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми

свободами», закрепленными в ней (ст. 2).

Свободы индивида, как «естественные и неотчуждаемые права человека»,

стали развернуто закрепляться со времен американской и французской

революций XVIII в. Конституция США (Билль о правах) 1776 г., принятая в

штате Виргиния, к таким «неотъемлемым правам, от которых они (индивиды) не

могут отречься, вступая в общество, и которых они не могут лишить свое

потомство», отнесла такие свободы, как: право на жизнь, свобода приобретать

естественность и владеть ею, свобода «стремиться к достижению счастья» и

пользоваться им, свобода добиваться безопасности и пользоваться ею» (ст.

1)[8]. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. записала

следующие «естественные и неотчуждаемые права человека»: свобода,

собственность, безопасность и сопротивление гнету (п. 2). Тогда же был

сформулирован единственный предел свободам: «необходимость обеспечить за

другими членами общества пользование теми же правами» (п. 4)[9].

Со временем число признаваемых свобод индивидов расширялось. Стало

принятым подразделять их на личные (неприкосновенность личности, жилища,

тайна переписки, телефонных переговоров, свобода совести, убеждений, мысли

и др.) и политические (свобода слова, печати, собраний, митингов,

демонстраций и др.).

Свободы народов, как естественные и неотъемлемые права, в основном

стали признаваться значительно позже свобод индивидов. Однако уже

конституционные акты XVIII в. записали основную свободу народа — быть

хозяином своей судьбы, признав верховенство его суверенитета над любым

другим. Виргинская конституция провозгласила, что «всякая власть покоится в

народе и, следовательно, исходит от него» (ст. II). Декларация прав

человека и гражданина подтвердила, что «основа всякого суверенитета по

самому существу своему покоится в народе» (п. 3).

В международном праве свободы как индивидов, так и народов стали

признаваться практически одновременно — с принятием Устава ООН. «Право на

самоопределение народов (#M12291 820002089#S#M12291 820002134наций#S) - это

понятие (в большей мере науки #M12291 820001652конституционного#S, а не

международного права), - означающее право #M12291 820002089народов#S

(#M12291 820002134наций#S) определять форму своего государственного

существования, будь то в составе др. государства или в виде отдельного

государства»[10]. При этом, в отличие от свобод индивидов, такие свободы

народов, как право на самоопределение и свобода распоряжаться своими

естественными богатствами и ресурсами, не пришли в международное право из

сферы национального права, а непосредственно стали результатом

политического взаимодействия и международного правотворчества государств на

глобальном уровне.

Основными международно-правовыми источниками признания свобод

индивидов и народов являются Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека,

Международный пакт об экономических и социальных и культурных правах,

Международный пакт о гражданских и политических правах, а принцип всеобщего

уважения прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола,

языка и религии – один из основных принципов современного международного

права.

Свободы, таким образом, есть свободы индивида, который имеет личные и

политические свободы, и свободы народов, которые по содержанию можно также

определить как политические свободы.

Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно

связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного

человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему

усмотрению. Этот термин в Конституции выполняет роль основополагающего

философского принципа, который реализуется через весь комплекс

конституционно-правовых норм. Иное дело — свобода как субъективная

возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода

совести, свобода слова и др.) В этом смысле термин «свобода» по существу

тождествен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем,

что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не

учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права)

является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека

в общем, философском смысле этого слова.

Определив понятие свобод человека, перейдем к рассмотрению его прав.

«Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и

особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются

неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее

взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами» [11].

«Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по

отношению к государству, его возможности и притязания в экономической,

социальной, политической и #M12291 820001772культурной#S сферах» [12].

Юридическое выражение проблемы прав человека имеет в своей основе

вопрос о характере распределения социальных возможностей и обязанностей

между людьми в пределах конкретных общественных отношений, социальной

реальности. Конкретизируется он в понимании соотношения социальной

действительности и ее правового выражения применительно к статусу личности.

В истории общественной мысли и в юридической литературе дискутируются два

основных подхода к природе и сущности прав человека.

Согласно первому подходу, права человека и гражданина — это его

естественные, прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их

признания государством, т.е. неотчуждаемые, а с другой — связывающие

государство, гарантируемые и охраняемые им как требования и принципы,

обусловленные природой человека. В этом смысле человек есть «мера всех

вещей», так как он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему

добрым правителем или законодателем.

Второй подход — позитивистский — исходит из того, что права человека

производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид,

содержание и объем, т.е. дарует их человеку и гражданину.

Каждый из этих подходов отражает фактическое положение дел, но

страдает односторонностью (Туманов В.А.[13]). «Гуманный пафос школы

естественного права, отстаивавшей неотъемлемость прирожденных прав

человека, неизменно приходит в столкновение с реалиями общественной жизни.

Позитивистский подход принижает роль человека, утверждает примат

государства над личностью» [14]. Истина, как всегда, находится посередине.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.