реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Политические права и свободы граждан Республики Беларусь

Политические права и свободы граждан Республики Беларусь

АКАДЕМИЯ МВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН

рЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2 «А» КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ПРАВА

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – ХОЗ. ПРАВО

РОДЬКО ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Г. МИНСК, ПР-КТ Г-ТЫ «ИЗВЕСТИЯ», 14/4-12

З/К №695

План:

Введение

Курсовая работа посвящена различным политическим правам. Более подробно

будут рассмотрены виды политических прав в Республике Беларусь и гарантии

их обеспечения в Республике Беларусь. В своей работе я постараюсь осветить

данные темы.

Проблемы сущности человека, гражданина, личности, взаимоотношения их

между собой, а также с государством и обществом волнуют цивилизованный мир.

Над этим задумывались великие мыслители прошлого. Но, мечтая о счастливом

будущем человечества, они не сумели дать ответ о путях освобождения

человека от эксплуатации, угнетения, о становлении личности. Некоторые из

них надеялись на проявление справедливого отношения к народу со стороны

монархов, буржуазных парламентов, на издание ими законов, устанавливающих

блага для всех, и не готовили народ к борьбе со своими угнетателями, к

борьбе за свободу и счастье людей[1].

Институт прав и свобод является центральным и в конституционном праве.

Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола

государственной власти. В XVIII в. происходит документальное закрепление

естественно-правового понимания свободы. Термин «свобода» употребляется в

двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает

состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется

возможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституции

играет роль основополагающего философского принципа, который реализуется

через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело свобода как

субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия

(например, свобода совести, свобода слова и др.). В этом смысле термин

«свобода» по существу тождествен термину «субъективное право», а различие

объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась

исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как

субъективные права) является юридической формой реализации свободы народа и

отдельного человека в общем, философском смысле этого слова. На пути

свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для поддержания

условий реализации свободы. Государство через законы закрепляет права и

свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т. е. обретают

границы дозволенного.

Под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные

права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние

свободы и получающие высшую юридическую защиту. Конституционные права и

свободы являются главным элементом конституционных правоотношений. Эти

правоотношения возникают между человеком (гражданином) и государством,

порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие

права и свободы каждого отдельного человека (гражданина).

1. Понятие политических прав и свобод, их особенности.

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права, а

права человека и его свободы должны признаваться высшей ценностью и целью

общества и государства, которым принимаются все необходимые меры по

реальному воплощению гражданских, политических, экономических, социальных и

культурных прав личности в жизнь. Можно согласиться с мнением А.М.

Абрамовича и В.А. Кучинского, что, несмотря на то что разными авторами в

основание классификации прав и свобод кладутся, на первый взгляд, различные

критерии, в конечном счете ими признается единая, по сути дела, группировка

этих прав и свобод[2].

В Беларуси обеспечивается безопасность граждан, их право на достойный

уровень жизни и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Права

человека в государстве носят явно выраженный социальный характер и

органично вплетены в социальную деятельность людей, общественные отношения,

способы бытия индивида.

Под политическими правами и свободами подразумевают группу основных

прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни,

управления государственными делами[3]. Политические права выражают

возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление

государственной власти. К числу данной категории прав относятся:

* право на свободу искать, получать, хранить и распространять информацию;

* право на мирные собрания;

* право на свободу ассоциаций;

* право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и

через своих представителей;

* право избирать и быть избранными;

* право подачи заявления в государственные органы;

* право равного доступа к любым должностям государственных органов и др.

В отличие от личных политические права и свободы нацелены на активное

включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти

права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и

обществом, гражданином и государством. От того, какого состояние

политических прав и свобод, во многом зависит прочность устоев

конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической

культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются

не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и

прежде всего при опоре на уважение к человеку.

Система политических прав и свобод граждан состоит из двух

взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан,

содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и

его органов. Сюда относятся избирательное право, право на референдум, право

на равный доступ на государственную службу.

Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему

политических прав, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые

права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида

в жизни общества. Сюда относятся свобода слова и печати, свобода союзов,

свобода собраний.

Основные политические права начинают действовать непосредственно с

момента достижения гражданином совершеннолетия. Именно с достижением 18-

летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина.

Дееспособность – юридическая возможность своими действиями создавать или

изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от правоспособности,

которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью

человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданин осуществляет

права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет

ответственность за результаты своих действий.

Следует отметить, что, хотя политические права и свободы широко

декларировались в прошлом и даже служили украшением на фасаде советской

власти, их реализация была затруднена. В частности, монополия на

определение состава Советов у партийного аппарата искажала смысл

избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзы

и другие общественные организации рассматривались как придатки партийно-

государственной машины. В таких условиях политические права и свободы

способствовали отторжению государства от народа и рождению у последнего

недоверия к институту демократии.

Принятию Конституции Республики Беларусь 1994 г. предшествовали

обновление общественного строя, начало перехода экономики на рыночную

систему, допущение разнообразных форм собственности, развитие плюрализма,

непосредственная реализация власти народом, расширение безопасности и

сотрудничества с мировым сообществом. Конституция 1994 г. — принципиально

новый документ, в котором закрепляется гуманная ориентация развития нашего

общества. Приоритет отдается личности и общечеловеческим ценностям. Эта

черта качественно отличает новую концепцию прав человека, отказ от

характерного для социалистической теории принципа приоритета

государственных интересов над интересами личности. Обоснованием такого

подхода являлось положение, что государство призвано выражать общественные

и личные интересы. Считалось, что у личности, как и общества в целом, не

может быть политических интересов, противоречащих государственным,

олицетворяемым в политике КПСС, поскольку «воля партии — это воля народа».

Если же такие интересы формировались, то в зависимости от формы их

выражения они либо игнорировались, либо вызывали соответствующую реакцию

власти вплоть до принятия репрессивных мер со стороны государства[4].

Теперь политические права составляют одну из сторон совокупности прав и

свобод человека и гражданина, гарантируемых Конституцией Республики

Беларусь. Вместе они составляют систему, охватывающую все сферы

существования человека и гражданина. Каждое право касается определенной

области жизни, чем и вызвана необходимость классификации прав и свобод.

Наиболее распространенным способом стало разделение прав и свобод на группы

по важнейшим сферам жизнедеятельности гражданина.

В статье 21 Конституции Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и

дополнениями 1996г.) устанавливается, что высшей целью государства является

обеспечение прав и свобод его граждан. Однако законодательство Республики

Беларусь еще нуждается в доработке этих положений. Конституционный Суд

Республики Беларусь до сих пор не наделен правом рассмотрения вопросов о

соответствии Конституции нормативным актам по индивидуальным жалобам

граждан, связанным с нарушением прав человека. Следовало бы изменить данное

положение и предоставить право гражданину Республики Беларусь обращаться в

Конституционный Суд в том случае, если нормативным актом нарушены его

права, закрепив соответствующее положение в Законе Республики Беларусь 1994

года «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

Конституция Республики Беларусь в статье 59 дает абстрактную

формулировку: «Государство обязано принимать все доступные ему меры для

создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного

осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных

Конституцией». Нынешнему парламенту Республики Беларусь необходимо

пересмотреть текст данной статьи Конституции, внести изменения и закрепить

право граждан, не находящих защиты в рамках государства, на реализацию

своего конституционного права в рамках международного сообщества. Более

50 % статей Конституции Республики Беларусь посвящены определению правового

статуса человека и гражданина. Эти статьи сконцентрированы в разделе II

«Личность, общество, государство», отдельные статьи имеются в разделе I

«Основы конституционного строя», в разделе III «Избирательная система.

Референдум», в главе VI — «Суд» и в разделе V — «Местное управление и

самоуправление». В отличие от основных личных прав, которые по своей

природе неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения,

политические права и свободы связаны с обладанием человеком гражданства

государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права

«каждому», а политические «гражданам».

Политические права и свободы являются выражением принадлежности власти

народу, реализацией народовластия.

Особенность их заключается в том, что осуществляются они не

индивидуально, а в сообществе с другими гражданами.

2. Характеристика политических прав и свобод граждан Республики

Беларусь в соответствии с действующим законодательством.

2.1. Свобода объединений.

Право на объединение – одно из самых всеобъемлющих политических прав

граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан, включая

право создавать профсоюзы, политические партии для защиты своих интересов.

Конституция предоставляет каждому право на это.

Однако «судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних

дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности,

военнослужащие не могут быть членами политических партий и других

общественных объединений, преследующих политические цели»[5]. Настоящие

ограничения соответствуют нормам международного права и установлены для

обеспечения независимости и объективной деятельности указанных должностных

лиц.

Согласно Закону «Об общественных объединениях» от 4 октября 1994 года

общественным объединением является добровольное формирование граждан,

которое они образовали на основе общности интересов для совместной

реализации гражданских, экономических социальных и культурных прав (ст.

1)[6].

Право на объединение — одно из политических прав, цель которого

обеспечить возможность участия каждого в общественной и политической жизни,

а также юридически установить создание разного рода общественных

объединений. Это право дает гражданам возможность использовать в указанных

целях различные формы совместной организованной общественной деятельности,

объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.

Рассмотрим теперь механизм создания, организации и деятельности

общественного объединения, но для начала рассмотрим их виды. Закон

предусматривает 5 различных форм организационно-правовой формы их

функционирования.

* Общественная организация – совместная деятельность для защиты общих

интересов и уставных целей объединившихся граждан.

* Общественное движение – массовое общественное объединение, преследующее

социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые

его участниками.

* Общественный некоммерческий фонд – формирование имущества на основе

добровольных взносов и иных незапрещенных законом поступлений и

использование его на общественно-полезные цели.

* Общественное учреждение – оказание конкретного вида услуг, отвечающих

интересам участников.

* Целью органа общественной самодеятельности является совместное решение

социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или

учебы.

Допустимо создание международных, республиканских и местных

общественных объединений. Они создаются по инициативе не менее 10 граждан

Республики Беларусь, достигших возраста 18 лет. Граждане, достигшие 16 лет,

могут создавать молодежные и детские общественные объединения.

Вместе с тем законы устанавливают и ряд ограничений права на свободу

ассоциаций. Прежде всего эти ограничения связаны с запрещением создания и

деятельности ассоциаций, цели и действия которых направлены на свержение

или насильственные изменения конституционного строя, нарушение целостности

и безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание

национальной, религиозной и расовой вражды (ст. 5 Конституции).

Порядок создания и деятельности политических организаций определяется

специальным Законом «О политических партиях» от 5 октября 1994 года.

Политической партией является независимое, образованное на основе

индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в

рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.