реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Парламент Великобритании и его основные характеристики. Функции палат

Парламент Великобритании и его основные характеристики. Функции палат

ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА ____________________________________________________________

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ :

“ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ”

ПО ТЕМЕ № 2 “ПАРЛАМЕНТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ;

ФУНКЦИИ ПАЛАТ”.

ВЫПОЛНИЛА :

СТУДЕНТ ГРУППЫ УЗ - 404

ЗОЛОТОВЕРХОВА Н.Б.

ПРОВЕРИЛ :

___________________________

г. ВОЛГОГРАД, 1998

ПЛАН КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ :

1. Парламент Великобритании и его основные характеристики.

2. Палата общин и ее основные функции.

3. Палата лордов; функции палаты лордов.

1. Парламент Великобритании и его основные характеристики

Британский парламент возник в конце XIII века и с тех пор продолжает

функционировать без перерывов на протяжении всей политической истории

Великобритании. Британский парламент является примером сочетания старых и

новых форм, их напластований, сосуществования.

Само понятие “парламент” употребляется здесь в разных смыслах. Когда

говорят о парламенте как о верховном законодательном органе, имеют в виду

не только обе палаты парламента - палату общин и палату лордов, но и

монарха, ибо только единство всех названных элементов образует в правовом

смысле то, что называют парламентом. Иногда термин “парламент” употребляют

для обозначения обеих палат парламента, но чаще под парламентом

подразумевают его основную часть - палату общин. Члены палаты общин

именуются “членами парламента” Правительство несет ответственность перед

палатой общин и эта ответственность именуется “парламентской”. Именно

палата общин осуществляет

“ парламентский контроль над финансами”.

Особенностью британского парламента является и то, что он

функционирует в условиях отсутствия в стране писаной конституции. Некоторые

правила, относящиеся к его организации и деятельности содержатся в обычных

законах страны ( их мало ), другие - в неписаных нормах конституции,

конституционных соглашениях. Положение парламента в конституционной системе

определяется двумя фундаментальными принципами : парламентского

верховенства и парламентарного правления. Реальное же функционирование

всего парламентского механизма основано на существовании в стране

двухпартийной системы. Под ее влиянием находится вся организация

избирательного процесса, она оказывает определяющее воздействие на

внутреннюю организацию и деятельность парламента. Под ее влиянием сложились

наиболее существенные конституционные соглашения, обусловливающие весь

комплекс отношений между парламентом и правительством.

При двухпартийной системе обе партии попеременно сменяются у власти.

В таких условиях правительство, как правило, располагает поддержкой

большинства в палате общин, и это дает ему сильные позиции в парламенте.

Процесс перемещения центра власти от парламента к правительству остро

поставил вопрос о предназначении представительного органа, его реальном

положении в конституционной системе.

Одна из важнейших особенностей парламента - выборность. Это

единственный выборный центральный орган государственной власти в стране.

Правила, определяющие проведение выборов, имеют большое значение для

политической жизни страны. В процессе парламентских выборов решается вопрос

о том, кто из двух главных партий, составляющих двухпартийную систему,

будет править страной. В Великобритании порядок проведения выборов

определяется парламентским законодательством.

Парламентские выборы здесь имеют глубокие исторические корни и

традиции, и нормы избирательного права складывались в ходе длительной

эволюции. Другая особенность избирательного права и избирательной системы

заключается в их тесной связи с политическими партиями, составляющими

двухпартийную систему.

Основной сферой деятельности английского парламента является

законодательство. Верховная власть в области законодательства вверяется

парламенту в целом. Это ““королева в парламенте”, т.е. королева и две

палаты в парламенте. Это значит, что законопроекты, принятые обеими

палатами парламента, становятся законами после их одобрения королевой. По

существу, когда говорят о верховной законодательной власти, имеют в виду

палату общин.”[1]

В законодательном порядке верховная законодательная власть парламента была

установлена биллем о правах 1689 г. Он отменил право короля

приостанавливать действие законов и делать из них изъятия, то есть сделал

незаконным изменение законов монархом без согласия парламента. В XIX веке

утвердился принцип верховенства парламента, определяющий его положение в

качестве верховного законодательного органа. Он “означает, что парламент не

связан каким - либо конституционным актом и не существует какого - либо

правового ограничения его верховенства в законодательной области.

Парламент имеет право принимать, отменять и изменять любой закон в порядке

обычной законодательной процедуры, и никто ( в том числе и суд ) не может

поставить под сомнение действительность или конституционность акта

парламента.”[2] Этот принцип означает также, что парламент предыдущего

созыва не вправе связывать своих преемников ( это было бы ограничением

верховного положения законодательного органа ). Издание законов - самая

значительная, если не самая главная функция парламента. Около половины

всего его времени уходит на законодательную работу. Число ежегодно

принимаемых законов довольно стабильно ( 60- 70 в год ). Большая часть

времени занята рассмотрением публичных биллей, вносимых по инициативе

правительства.

Законодательная инициатива может быть осуществлена в любой палате, она

принадлежит только членам парламента. Согласно действующей процедуре,

законопроект вносится в общем порядке, независимо от того, является ли

вносящий членом правительства. Министр, когда вносит законопроект,

формально делает это не в своем качестве члена правительства, а как член

парламента. Правительственный билль вносится тем министром, который

отвечает за его разработку и прохождение в палате.

Всякое законодательное предложение должно быть облечено в форму

законопроекта ( билля ), причем представляемый в парламент законопроект

должен быть непременно правильно оформлен. Этому придается особое значение.

На практике законопроекты рассматриваются нижней палатой, затем

передаются в верхнюю. Формально законодательной инициативой обладает

обладает монарх ( в лице министров ). В соответствии с правилами процедуры

неправительственные законопроекты рассматриваются лишь один день в неделю.

В итоге 95% всех законов принимается по инициативе правительства.

Контроль за деятельностью правительства также является одним из

важнейших направлений деятельности парламента согласно принципу

ответственного правления. В английской парламентской практике правительство

несет коллективную ответственность перед парламентом. Применяются следующие

формы контроля : вотум недоверия, резолюция порицания, вопросы устные и

письменные. Выражение правительству вотума недоверия влечет либо его

отставку, либо роспуск палаты общин. Вотум недоверия может иметь место,

если само правительство ставит вопрос о доверии. При этом вотум недоверия

бывает только связанным, т.е. вопрос о доверии ставится лишь в связи с

прохождением правительственного законопроекта. Зачастую правительство

сознательно ставит вопрос о доверии, зная о непопулярности закона, чтобы

путем давления на парламент способствовать его принятию.

В английской политической практике вотум недоверия - явление

чрезвычайно редкое. В нынешнем веке имелось всего два таких случая, и оба

они произошли при необычной ситуации, когда правительство не имело

поддержки большинства в палате общин ( в 1924 и 1979 г.г.) .

Резолюция “порицания” в Великобритании - это лишь юридически

существующий институт. Оппозиция достаточно часто вносит в палате общин

предложение о выражении недоверия, но оно отклоняется партийным

большинством, поддерживающим правительство.

Одной из форм контроля, получивших развитие в последнее время,

является работа специализированных комитетов. С 1979 г. в практику вошло

приглашение министров для дачи показаний на их заседаниях. Наиболее часто

применяемая форма контроля - вопросы правительству, а по существу его

критика. В соответствии с регламентом работы палаты ее заседания ежедневно

( кроме пятницы ) начинаются с “часа вопросов”. Ежегодно правительству

задается около 40 тыс. устных вопросов. Как правило, каждый министр

выступает перед парламентом раз в месяц, премьер - министр - 2 раза в

неделю. Существует список тем, на которые министры не обязаны отвечать :

вопросы обороны и безопасности, информация личного характера, коммерческая

информация конфиденциального свойства. Если присутствующий с министром

помощник предупреждает, что затраты на подготовку ответа на данный вопрос

превышают 200 ф. ст., министр решает, стоит ли отвечать. С учетом

постоянной трансляции заседаний палаты, сведения, представляемые

правительством во время “часа вопросов”, в конечном счете предназначены для

информирования и непосредственного обращения к электорату. Вопросы помогают

министрам глубже анализировать сложные проблемы, становятся импульсом

будущих правительственных мер.

В последние 10 - летия в Англии были проведены реформы, направленные

на повышение эффективности деятельности парламента, обеспечением

парламентариям более широких возможностей для осуществления основных

функций представительного органа.

Британский парламент - чрезвычайно активное представительное

учреждение. Его действительная роль определяется не столько формально

принадлежащими ему полномочиями, сколько реальным положением в качестве

форума, на котором публично и гласно обсуждаются вопросы внутренней и

внешней политики, важные общественные и политические дела, волнующие

население страны. Эта роль парламента обнаруживается особенно остро в

моменты острых политических и социальных кризисов, когда он становится

центром дискуссий, фокусом всей политической жизни. Парламент способен

влиять на ход событий, общественное мнение, политику правительства.

2. Палата общин и ее основные функции

Нижняя палата - палата общин - это общенациональный представительный

орган, в состав которого входит 650 членов, избираемый сроком на 5 лет.

Право участия в голосовании принадлежит всем британским гражданам,

достигшим 18 лет. Закон предоставляет право участвовать в парламентских

выборах гражданам Ирландской республики и всем гражданам Содружества,

проживающим в Великобритании. Необходимо проживать в избирательном округе

на момент определенной даты, установленной для составления регистрационного

списка и быть внесенным в него.

В английском праве отсутствует перечень основных условий, которым

должен отвечать член палаты общин, но имеется перечень условий, лишающих

права быть членом палаты общин, а следовательно, и кандидатом на выборах.

Соответствующие нормы содержатся в парламентских законах и нормах общего

права. Пассивным избирательным правом наделен любой британский гражданин,

достигший 21 года.

Руководит палатой общин председатель палаты - спикер ( в палате

лордов председательствует лорд - канцлер) . У него имеются три заместителя,

которые поочередно председательствуют на заседаниях комитета всей палаты.

Спикер избирается палатой на весь срок ее полномочий и представляет палату

в сношениях с другими органами. Он не должен принадлежать к какой - либо

партии. Спикеру оказывают помощь партийные “кнуты”, которые следят за

соблюдением партийной дисциплины, голосованием членов своей партийной

фракции.

Важным структурным элементом палаты общин служат парламентские

комитеты. Они образуются, в основном, для предварительного обсуждения

законопроектов. Комитеты английского парламента подразделяются на

постоянные и временные. Постоянные, в свою очередь, делятся на 3 вида :

комитет всей палаты; неспециализированные и специализированные.

Комитет всей палаты представляет собой весь ее состав. Он созывается

для обсуждения конституционных и финансовых законопроектов, а также

предложений о национализации или денационализации ( в последнем случае - по

желанию правительства ). На заседаниях комитета всей палаты

председательствуют поочередно заместители спикера.

Неспециализированные комитеты палаты общин обозначаются первыми

буквами латинского алфавита A, D, C, D и т.д. Обычно в палате

функционирует 7-8 таких комитетов.

В каждом из них работает от 15 до 50 человек. Их персональный состав

формируется комитетом по отбору ( а не палатой в целом ) по партийному

признаку, т.е. по предложениям партийных фракций пропорционально их

численности.

Специализированные комитеты состоят из 9-14 человек каждый.

Большинство из них - (14) создаются по отраслям и сферам управления. Их

основная задача - контроль за деятельностью основных министерств. Поэтому

система комитетов привязана к их структуре. Например, действуют комитеты по

обороне, внутренним делам, иностранным делам, промышленности и торговле,

транспорту, сельскому хозяйству, комитеты по делам Шотландии и Уэльса.

Кроме того, имеются специализированные комитеты по европейскому

законодательству, делегированному законодательству, публичной отчетности,

по делам парламентского уполномоченного.

Комитеты имеют право проводить расследования, для чего они могут

истребовать необходимые документы и материалы, вызывать свидетелей,

назначать экспертов. По окончании расследования того или иного вопроса

комитет представляет палате общин доклад. В целом парламентские комитеты

играют вспомогательную, но не очень значительную роль, их решения носят

рекомендательный характер, и депутаты не связаны мнением того или иного

комитета.

Среди временных особое значение имеют сессионные комитеты палаты

общин. Они именуются так потому, что учреждаются из года в год в начале

каждой сессии. Основная сфера их деятельности - обеспечение

функционирования самой палаты. К сессионным относятся комитеты : по

вопросам процедуры; привилегиям; петициям, направленным палате общин;

обслуживанию депутатов.

Обе палаты совместно могут образовывать объединенные комитеты для

рассмотрения дел, касающихся равным образом каждой из палат. Объединенные

комитеты состоят из равного числа членов обеих палат.

Депутат обладает иммунитетом ( на период сессии плюс 40 дней до

начала и после завершения сессии) и получает жалованье за свою работу.

Кроме того, ему оплачиваются почтовые и транспортные расходы, услуги 3

помощников. В дополнение к услугам помощников депутатам иногда оказывают

помощь местные партийные агенты ( в выполнении конкретных просьб

избирателей, подготовке встреч с избирателями в выходные дни).

У каждого депутата имеются двойственные отношения со своей партией,

без поддержки которой невозможно победить на выборах и сделать карьеру.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.