реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Основы конституционного строя

Основы конституционного строя

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

|Основы конституционного строя |

| |

| |

(тема работы)

ИТОГОВАЯ ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

студентки юридического факультета________________________________

Нефедовой Инны Николаевны_____________________________________

Руководитель профессор, доктор юридических наук

Давыдов Геннадий Павлович_______

г. Тамбов

2000

СОДЕРЖАНИЕ

| |стр. |

|I. Введение. | |

|II. Основы конституционного строя. | |

|II.1. Гуманистические основы конституционного строя. | |

|II.2. Основные характеристики Российского государства | |

|II.3. Основы организации государственной власти и местного | |

|самоуправления | |

|II.4. Экономические и политические основы конституционного строя | |

|III. Заключение | |

|IV. Законодательные акты | |

|V. Список литературы | |

I. ВВЕДЕНИЕ

Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих

основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную

систему государственной власти.

Одним из важнейших постулатов современной цивилизации гласит:

государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и

содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь

если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может

выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится

на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета.

Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший

смысл конституционного права.

Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу

общественной жизни, они неизбежно приобретает ведущий характер в системе

права. Собственно, с конституционного права начинается формирование (не

обязательно исторически, но логически последовательно) всей системы

национального права всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни

одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться,

если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах

конституционного законодательства, а тем более противоречить им.

Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой

и политической системы. Властные отношения соприкасаются не только с

индивидуальными проявлениями свободы человека, но и коллективными

действиями людей через политические партии и общественные объединения

которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной

власти, а затем в функционировании этих органов. Отсюда острый интерес к

развитию конституционного права со стороны самых различных политических

сил, острая борьба мнений вокруг философски-политических основ этой отрасли

права, ее институтом и норм. Это особенно свойственно нынешнему положению в

России, когда происходит трудный, подчас мучительный переход от

тоталитаризма к свободному гражданскому обществу.

В результате длительного исторического процесса цивилизованное

сообщество осознало, что организация власти требует разумного распределения

ее по вертикали и горизонтали, создания многих сложных органов

народовластия, эффективной, хотя и подчиненной закону, исполнительной

власти, независимого суда, местного самоуправления, четких принципов

взаимодействия между ними. Ничего более ценного, чем это взаимодействие

многочисленных звеньев государственной власти, человечество не придумало,

твердо отвергнув существовавшую на определенном историческом этапе в ряде

стран абсолютную и тоталитарную власть. В то же время общество повсеместно

столкнулось с тяжелой проблемой, свойственной даже демократической системе

власти, - ее бюрократизацией и злоупотреблениями должностных лиц. Эти и

многие другие сложные проблемы организации государственной власти постоянно

находятся в центре внимания конституционного права, которое определяет

своеобразные «правила игры» в политике и государстве и подчиняет власть

народному волеизъявлению.

В тоталитарном обществе роль конституционного права ограничивается

формальным, застывшим существованием, она ничтожна, ибо вся реальная власть

находится в одних руках и осуществляется диктаторским приемами. Но в

демократическом государстве это право непрерывно развивается, испытывая

влияние политической динамики и влияя на эту динамику. Это особенно

характерно для современной России, в которой происходит переход общества от

тоталитаризма к демократии. Конституционное право здесь, будучи само

объектом реформ, создает необходимые условия для гражданского мира и

согласия, сдерживая борьбу за власть различных политических, в том числе и

экстремистских, и реставраторских сил в рамках цивилизованных правил

поведения. Роль этой отрасли права постоянно возрастает также потому, что в

российском обществе еще не сложились общепризнанные стереотипы политической

культуры и политической этики, недостаточно развиты механизмы формирования

общественного мнения.

Конституционное право - юридическая основа демократии. Демократия -

широкое понятие, включающее экономические, социальный и политический

аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во

всех этих аспектах, поскольку современная демократия это не стихийное, а

упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном

согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее

сохранения.

В демократическом государстве конституционно право создает специальные

гарантии против опасности сползания к тоталитаризму; определенные нормы и

институты, регулирующие, например, правовое положение средств массовой

информации, прямо направлены против использования СМИ в антидемократических

целях.

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы

общественных отношений:

а) охраны прав и свобод человека (отношение между человеком и

государством):

б) устройства государства и государственной власти (властеотношения).

а) Отношение между человеком и государством регулируется не только

конституционным правом, но и другими отраслями нрава (административным,

трудовым и др.). Но конституционное право содержит нормы основополагающего

характера, из которых складывается правовой статус человека, его основные

нрава и свободы. В науке широко распространенно понимание права как меры

свободы, и как раз конституционное право в наибольшей степени отвечает

этому пониманию.

Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как

естественного состояния, сложное дело. Оно предполагает закрепление не

только прав, но и обязанностей человека - по отношению к другим людям и к

государству. Свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений,

чтобы предупредить злоупотребление ею. Конституционное право к тому же не

только провозглашает права, но и создает их правовые гарантии, оно

учреждает такое государство, которое, не превращаясь в «ночного сторожа»

свободы, берет на себя обязанность создать условия для благополучия людей.

В сущности, этому подчинено все устройство государственной власти.

Право регулирует только небольшую часть общественных отношений, в то

время как большая их часть является предметом саморегуляции на основе

морали и общественной самоорганизации.

Через права свободного человека складывается определенный общественный

порядок: формы собственности, организация экономики, политическая система,

социальные отношения и т. д.

В вопросе о регулировании конституционным нравом «основ общественного

строя» зарубежная правовая мысль весьма неоднородна. В страны, где

действуют старые конституционные акты (США, Великобритания и др.), на

подобного рода «основы» нет и намека, а потому, вероятно, и в науке,

следующей по пути либерализма, почти не встречаются рассуждения по этому

поводу. Общественный строй здесь если и определяется, то категориями

свободы, демократии, справедливости, нрав человека и соответствующим

функциям государства.

Но в странах, где конституции принимались после второй мировой войны и

под сильным нажимом левых сил (Франция, Италия, Португалия и др.), в

текстах основных законов появились разделы об «социально-этических

отношениях» т. д. Они, однако, никак не поколебали институт естественных

нрав и свобод человека и сводятся к определению экономических и социальных

функций государства (содействовать образованию, охране здоровья, создавать

условия для благосостояния людей и т. д.). Это, следовательно, все та же

сфера взаимоотношений человека и установление пределов обязанностей

государства.

Модель нового российского конституционного права в рассматриваемом

вопросе занимает как бы промежуточное положение. Из Конституции 1993 г.

изъят (в отличие от предыдущей Конституции) раздел об основах

общественного строя, но в тоже время во многих статьях устанавливаются

экономические и социальные функции государства, подчиненные главной цели:

охране и содействию реализации прав и свобод человека. Это объясняется тем,

что Конституция создавалась под сильным влиянием идей социального

либерализма и социал-демократии. Таким образом, из самой структуры и

содержания Конституции государства исходят определенные указания

экономического и социального характера. Но эти указания не создают какой-то

идеологически определенный общественный строй и не пытаются определять

пределы вмешательства государства в общественную жизнь и его обязанности по

отношению к людям.

В нынешней, переходный период гражданское общество в России еще не

утвердилось, и у населения нет навыков свободы, инициативы и

самоорганизации, поэтому по инерции сохраняются большая регулирующая роль

государства в обществе. Но со временем, если реформы будут успешно

продолжать и общество трансформирует в подлинно гражданское, роль

государства будет коренным образом меняться в сторону ее снижения, правовое

регулирование в ряде сфер общественной жизни уступит место

саморегулированию и инициативе свободных людей.

б) Устройство государственной власти предполагает не только учреждение

органов государственной власти и управления, но и регламентацию широкого

круга (угнетении между ними. Органы государственной власти и управления,

несмотря на различие их задач и разделение полномочий, должны составлять

единую целостную систему и находиться в таких отношениях с людьми и их

интересами, которые содействовали 6111 раскрытию роли государства в

обществе.

Эта системообразующая функция конституционного права требует от него

четкого закрепления объема полномочий, задач и статуса органов

законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного

самоуправления, порядка их образования, компетенции, форм деятельности и т.

д.

II. Основы конституционного строя

1. Гуманистические основы конституционного строя.

Принятие конституции само по себе означает установление обязанности

государства следовать конституционным порядкам - иначе существование

основного закона лишается смысла. Однако в понятии «конституционного строя»

включает нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие

только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и

свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции,

но главное - государство действует в соответствии с конституцией и во всем

подчиняется праву. Конституционный строй, таким образом, не сводится к

факту существования конституции, а становится реальностью только при двух

условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.

Порядок, при котором соблюдается права и свободы человека и

гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией,

называется конституционным строем. Это понятие вбирает в себя не только

юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем

правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль

должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина

или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов

организации государства в его соотношении с личностью и гражданским

обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 Конституции

Российской Федерации «Основы конституционного строя». Общество свободных

людей (гражданское общество) как бы указывает государству на его

обязанность служить человеку и предъявляет определенные требования в

отношении организации и пределов государственной власти.

Значение гл. 1 Конституции исключительно велико. По существу, именно

здесь формулируется гуманистическая направленность конституционного строя,

содержатся гарантии от этатизма, т. е. установления тотального

государственного контроля за общественной жизнью. Принципы организации

государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают

фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последних

главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы

дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др.).

Очень важное указание содержится в ч. 2 ст. 16, где говорится, что

никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить

основам конституционного строя Российской Федерации. Это свидетельствует о

том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

Из содержания норм, входящей в главу «Основы конституционного строя»,

прежде всего, следует обязанность государства охранять общественные устои,

вытекающие из свободы людей. Таким образом, не государство регламентирует

общественную жизнь, становясь над ней, а общество предъявляет требования к

государству. В этой главе также закрепляется форма правления и общие

гарантии против узурпации власти. Из суммы подобного рода норм-принципов

обычно складывается ответ на вопрос, является ли то или иное государство

конституционным или нет.

Конституция Российской Федерации не только объявляет положения гл. 1

основами конституционного строя, но и закрепляет невозможность их изменения

иначе, как в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией.

Согласно ст. 135. основы конституционного строя не могут быть пересмотрены

Федеральным Собранием. Это может сделать только Конституционное Собрание,

созываемое на основе федерального конституционного закона, и только в

случае, если предложение о пересмотре будет поддержано 3/5 голосов от

общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Такое намеренное усложнение порядка пересмотра гл. 1 служит одной цели:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.