реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Основы административного права РФ. Курсовой.

Основы административного права РФ. Курсовой.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

К а ф е д р а п о л и т о л о г и и

_________________________________________________________________

Правоведение

---------------------

Тема: Основы административного права РФ

План

(для лекции и семинарского занятия)

1. Предмет, источники, субъекты, принципы и система

административного права.

2. Административно-правовые отношения (особенности, виды,

нормы административного права и их реализация).

3. Административная ответственность физических лиц

(административный проступок, меры административного

пресечения, административное задержание, административные

наказания, административные взыскания). Административная

ответственность организаций.

1. Предмет, источники, субъекты, принципы и система

административного права.

Предмет: административное право регулирует отношения, складывающиеся в

процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Предмет административного права представляет собой систему общественных

отношений, регулируемых административно-правовыми нормами.

Предмет административного права включает в себя пять составляющих его

частей.

Во-первых, это общественные отношения, возникающие в процессе реализации

исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех

его иерархических уровнях: от Президента РФ до администрации

государственных предприятий, учреждений и организаций. Здесь имеется в

виду, прежде всего, внешняя деятельность органов исполнительной власти,

всей системы органов государственного управления, для осуществления

которой они собственно и созданы, а именно организации экономики,

социально-культурной и административно-политической деятельности.

Во-вторых, это внутриорганизационные отношения всех государственных

органов, которые в основном одинаковы, похожи, однотипны независимо от

того, где они осуществляются: в органах исполнительной власти,

законодательных или судебных. Эти отношения охватывают

информационно-аналитическую работу, делопроизводство, прием на работу,

перемещение по службе, увольнение, дисциплинарную ответственность,

поощрение, материально-техническое обеспечение и т.п. Вся эта деятельность

носит вспомогательный, обеспечительный характер и регулируется нормами

административного права.

В-третьих, к предмету административного права относится функционирование

общегосударственного контроля, который осуществляется на территории всей

Российской Федерации от имени государства, будучи наделен

государственно-властными полномочиями федерального характера. При этом

контроль осуществляется в отношении всех государственных органов не только

с точки зрения законности принимаемых актов и совершаемых действий, но и

их целесообразности, чем коренным образом отличается от общего надзора

органов прокуратуры. Меры, принимаемые общегосударственным контролем,

носят дисциплинарный характер, включая отстранение нарушителей от работы

(должности) и денежный начет. Ранее этот вид контроля имел различные

названия — Рабоче-крестьянская инспекция, Министерство государственного

контроля, партийно-государственный контроль, народный контроль. В

последние годы он был упразднен. Однако государственная необходимость в

такого рода контроле очевидна и начинает воссоздаваться в виде

Контрольного управления Администрации Президента РФ.

В-четвертых, предмет административного права охватывает деятельность судов

и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Суть в

том, что, являясь органом правосудия, суд (судья) тем не менее

руководствуется нормами Кодекса об административных правонарушения (далее

КоАП). Возможно, эта сфера деятельности судов и судей со временем

превратится в административную юстицию, суды будут называться

административными.

В-пятых, к предмету административного права могут быть отнесены

общественные отношения, возникающие в деятельности общественных

объединений, которым государство передало некоторые свои

государственно-властные полномочия. Например, народным дружинам переданы

некоторые полномочия государственных правоохранительных органов в сфере

охраны общественного порядка, и народные дружинники могут осуществлять

задержание нарушителей, составлять протоколы (акты) о правонарушениях.

Естественно, подобная деятельность общественных объединений регулируется

нормами административного права.

Источники административного права:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральные конституционные законы (в п. 2 ст. 114 Конституции РФ

записано: \\\"Порядок деятельности Правительства Российской Федерации

определяется федеральным конституционным законом\\\").

3. Федеральные законы, содержащие нормы административного права.

4. Указы Президента РФ, относящиеся к предмету административно-правового

регулирования.

5. Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам

государственного управления.

6. Кодифицированные акты (Кодекс РФ об административных правонарушениях от

30 декабря 2001 года (в ред. от 25 июля 2002 года) - КоАП).

7. Приказы и постановления министерств и ведомств.

8. Законы, принимаемые представительными органами власти субъектов

Российской Федерации.

9. Распоряжения и постановления органов местного самоуправления (т. е.

городских и районных администраций).

10. Приказы руководителей государственных и негосударственных предприятий

(учреждений).

11. Распоряжения в устной или письменной форме (чаще в устной)

руководителей подразделений предприятия (учреждения).

Субъекты административного права:

1. Федеральные органы исполнительной власти.

2. Органы местного самоуправления.

3. Предприятия и учреждения (государственные и негосударственные).

4. Общественные объединения (организации).

5. Государственные служащие (должностные лица).

6. Граждане.

Принципы административного управления:

1. Принцип подчиненности и соответствующей подотчетности нижестоящих

органов управления вышестоящим.

2. Принцип участия населения в управлении. Граждане участвуют в управлении

государством через свободные демократические выборы своих представителей в

органы власти. Участие граждан в управлении может осуществляться через

общественные организации, трудовые коллективы, митинги, забастовки и

другие массовые мероприятия, не запрещенные законом.

3. Принцип законности в управлении. Вся исполнительно-распорядительная

деятельность административных органов власти должна осуществляться на

основе закона и во имя исполнения закона.

4. Принцип федерализма проявляется во взаимоотношениях между центральными

и региональными органами управления, которые должны работать в единой

системе законодательства.

Система административного права.

Административное право делится на общую и особенную части.

Общую часть административного права составляют нормы, регулирующие:

1) административно-правовой статус граждан (статус - это наличие

определенных прав и обязанностей);

2) правовые основы организации и деятельности исполнительной власти

(аппарата государственного управления);

3) административно-правовой статус негосударственных организаций;

4) порядок применения норм административного права (какие государственные

органы или должностные лица могут применять нормы административного права,

какова компетенция этих органов и т. д.).

Особенная часть административного права состоит из норм, действующих в

пределах отдельных сфер управления. Особенную часть административного

права составляют нормы, регулирующие:

1) обеспечение безопасности граждан, общества и государства (эти нормы в

основном составляют содержание Кодекса об административных

правонарушениях);

2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации

(эти нормы в основном содержатся во внутриведомственных инструкциях и

других подзаконных актах);

3) социально-культурную и благотворительную деятельность (это нормы,

регулирующие деятельность отделов социального обеспечения, комитетов

защиты малоимущих граждан, фондов помощи пострадавшим от стихийных

бедствий и т. д.);

4. деятельность государственной администрации по организации и

осуществлению политических, экономических, культурных и иных связей с

другими странами.

2.Административно-правовые отношения

характеризуются тем, что в обязательном порядке одной стороной этих

отношений выступает орган (субъект) исполнительной власти, который в

соответствии с возложенными на него задачами реализует свои властные

полномочия.

Наличие властных полномочий (т. е. обладание

исполнительно-распорядительными функциями) у одной из сторон является

необходимым условием возникновения административных отношений.

Особенности административно-правовых отношений:

1. Административные отношения не могут возникать между гражданами, если

хотя бы один из них не наделен властными полномочиями по отношению к

другому. При этом согласие другой стороны не обязательно, т. е.

сторона, к которой предъявлено требование субъекта исполнительной

власти, обязана выполнить это требование независимо от своего желания.

Поэтому административные отношения называют властеотно-шениями. Эта

особенность определена внешними приоритетами

государственно-управленческой деятельности и в конечном счете является

главным условием функционирования всего

административно-государственного аппарата. Если на каком-то этапе

управления принцип \\\"власть - подчинение\\\" не срабатывает, значит, вся

система государственного управления дает сбой, и встает вопрос о

замене вышедшего из подчинения звена административной цепочки.

2. Неравенство сторон, так как управление всегда предполагает подчинение

воли участников совместной деятельности единой управляющей воле.

Сторона, обладающая властными полномочиями, имеет доминирующее

положение по отношению к другой стороне, не имеющей таких полномочий и

находящейся в подчинении у первой.

3. Для возникновения административных отношений достаточно воли одной из

сторон (а именно: стороны, которая обладает властными полномочиями по

отношению к другой). Это резко выделяет административные отношения из

всех других правоотношений, которые, как правило, возникают по

взаимному согласию сторон.

4. Административные отношения по своей сути являются организационными, т.

е. направлены прежде всего на организацию процесса право-исполнения. В

функциональном смысле это регулирующее воздействие на поведение всех,

кто связан со сферой государственного управления.

5. Возникающие в административно-правовых отношениях споры, как правило,

разрешаются во внесудебном порядке в отличие от споров, возникающих в

гражданско-правовых, трудовых или семейных правоотношениях. Существует

особый административный порядок обжалования действий должностных лиц,

ущемляющих права граждан, хотя в последнее время наблюдается тенденция

расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом.

6. Если одна из сторон нарушит требование административной нормы, нанеся

при этом ущерб другой стороне правоотношений, нарушитель будет нести

ответственность не перед другой стороной, а непосредственно перед

государством.

Таким образом, под административно-правовыми отношениями понимаются

управленческие отношения, в которых стороны выступают как носители

взаимных прав и обязанностей.

Государственное управление, в сфере которого складываются

административно-правовые отношения, в конечном счете, сводится к

осуществлению функций, направленных на организацию совместной деятельности

людей.

Виды административных отношений многообразны. В зависимости от

особенностей участников этих отношений выделяют отношения соподчиненных

субъектов и отношения несоподчиненных субъектов.

К несоподчиненному виду административных связей относится взаимодействие

двух и более равнозначных и не находящихся в подчинении друг к другу

субъектов исполнительной власти

(например, взаимоотношения между министерствами).

Соподчиненный вид административных связей может быть представлен в

следующих вариантах:

1. Отношения вышестоящего субъекта исполнительной власти с нижестоящими

субъектами исполнительной власти (например, отношения Правительства РФ с

министерствами и ведомствами).

2. Отношения субъекта исполнительной власти с предприятием (учреждением),

находящимся в его подчинении (например, отношения Министерства общего и

профессионального образования с вузами).

3. Отношения субъекта исполнительной власти с предприятием (учреждением),

не находящимся в его подчинении (например, отношения органов финансового

контроля с предприятием). Это внешняя форма соподчинения. Она означает,

что исполнитель не находится в прямой зависимости от субъекта

исполнительной власти.

4. Отношения субъекта исполнительной власти республиканского (областного)

значения с органами местного самоуправления.

5. Отношения субъекта исполнительной власти (федерального или

муниципального) с негосударственными объединениями (коммерческими

структурами, социально-культурными объединениями, общественными

организациями и др.).

6. Отношения субъекта исполнительной власти (должностного лица) с

гражданами. Это может быть как внутренняя, так и внешняя форма

соподчинения (например, отношения начальника с подчиненными - внутренняя

форма соподчинения, а отношения сотрудника ГИБДД с водителями - внешняя

форма соподчинения).

Во всех видах управленческих отношений непременно участвует тот или иной

субъект исполнительной власти. Без него управленческие отношения в

административном смысле возникнуть не могут, ибо только субъект

исполнительной власти имеет полномочия выражать в юридической форме волю и

интересы государства, т. е. он реализует на практике в исполнительном

варианте государственную власть.

Структурно-функциональное выражение государственного управления

фиксируется в административно-правовых нормах, в которых непосредственно

выражается регулятивная роль административного права.

Виды административно-правовых норм:

1. По целевому назначению - регулятивные и охранительные.

2. По методу воздействия - обязывающие и запрещающие.

3. По пределам действия: а) действующие на определенной территории; б)

обязательные только для определенного круга лиц; в) внутриап-паратные; г)

общеобязательные.

4. По юридической силе - имеющие большую юридическую силу и имеющие

меньшую юридическую силу. Это зависит от законодательного органа

государственной власти, который принимает эти нормы. Например,

нормативно-правовые акты, принимаемые областным Законодательным Собранием,

имеют меньшую юридическую силу, чем законы, принимаемые Государственной

Думой.

5. По степени значимости - законные и подзаконные. Законными они являются,

если исходят от органа, имеющего право разрабатывать и принимать законы.

Если административные нормы содержатся в нормативных актах органов

исполнительной власти, например постановлениях Правительства РФ, они

являются подзаконными.

6. По уровню обобщенности - общие и специальные. Например, нарушение

правил торговли - это общая норма, а нарушение правил торговли

огнестрельным оружием - специальная норма. В случае несоответствия общей и

специальной норм применяется специальная норма.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.