реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Муниципальное право

Муниципальное право

I. ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное

явление, которое, естественно, порождает различные подходы к его

исследованию.

Местное самоуправление можно рассматривать в качестве:

а) основы конституционного строя;

б) права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;

в) формы народовластия.

1. Местное самоуправление как основа конституционного строя

Местное самоуправление согласно Европейской Хартии о местном

самоуправлении составляет одну из основ любого демократического строя.

«Принцип местного самоуправления, — гласит статья 2 Хартии, — должен быть

признан в законодательстве страны, и, по возможности, в конституции

страны».

Конституция Российской Федерации, определяя российское государство как

демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие

выражение прежде всего в народовластии, разделении властей на

законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом

многообразии, а также местном самоуправлении. Конституция Российской

Федерации признает и гарантирует местное самоуправление в статьях 3, 12,

130—133 и др. Основываясь на конституционных положениях, Федеральный закон

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации» от 28 августа 1995 г. в статье 2 констатирует: «Местное

самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ

конституционного строя Российской Федерации».

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя

представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления

власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными

принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.

Признание местного самоуправления в качестве одной из основ

конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы

управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и

концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов

государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации, закрепляя местное самоуправление в

качестве одного из элементов конституционного строя, гарантирует

организационную обособленность местного самоуправления, его органов в

системе управления обществом и государством. В соответствии со статьей 12

Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в

систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут

рассматриваться как структурное подразделение государственной системы

управления.

В силу этого государственные органы уже не выступают, как раньше, в

качестве вышестоящей инстанции, целиком и полностью руководящей

деятельностью местных органов власти, заслушивающей отчеты и имеющей право

отмены их решений.

Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция Российской

Федерации устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих

полномочий самостоятельно. Таким образом, закрепление местного

самоуправления в качестве основы конституционного строя, одного из главных

принципов организации и осуществления управления страной, предполагает

выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного

самоуправления действуют самостоятельно и ответственны прежде всего перед

своим населением. Конституция Российской Федерации не дает исчерпывающего

перечня вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления.

Основываясь на положениях Конституции Российской Федерации, Федеральный

закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации» от 28 августа 1995 г. определяет предметы ведения местного

самоуправления, а также разграничивает полномочия органов государственной

власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов

Российской федерации в области местного самоуправления.

В соответствии со статьей 16 Конституции Российской Федерации положения

статей 3 и 12 главы 1 Конституции Российской федерации, гарантирующие

местное самоуправление, не могут быть изменены иначе как в порядке,

установленном Конституцией. Никакие другие нормы Конституции не могут

противоречить ее положениям о местном самоуправлении, закрепленным в главе

1 Конституции Российской Федерации.

2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение

вопросов местного значения

Статья 3 Европейской Хартии о местном самоуправлении определяет местное

самоуправление как право и реальную способность органов местного

самоуправления регулировать и управлять в рамках закона и под свою

ответственность важной частью публичных дел в интересах своего населения.

Таким образом, Европейская Хартия о местном самоуправлении, связывая

местное самоуправление с правом органов местного самоуправления на

самостоятельную и под свою ответственность деятельность, указывает прежде

всего на роль местных органов в реализации местного самоуправления. Но

вместе с тем Европейская Хартия устанавливает, что это право осуществляется

не только выборными органами самоуправления, но и через формы прямого

участия граждан в реализации функций местного самоуправления.

Российское законодательство признает основным субъектом права на

самоуправление население городских и сельских поселений. Статья 130

Конституции Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление

обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения,

владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вместе с

тем Конституция Российской Федерации исходит из того, что право местного

самоуправления осуществляется населением как через формы прямого

волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного

самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления

в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., развивая конституционные

положения, закрепил: «Население городского, сельского поселения независимо

от его численности не может быть лишено права на осуществление местного

самоуправления».

Это право население может реализовать путем образования самостоятельного

муниципального образования, на территории которого будет осуществляться

местное самоуправление. При этом в соответствии со статьей 61 Федерального

закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации» от 28 августа 1995 г. отсутствие муниципальной собственности на

данной территории не может служить основанием для отказа в образовании

нового муниципального образования. Конкретный порядок образования

муниципальных образований, их объединения, преобразования или упразднения

должен устанавливаться законом субъекта Российской Федерации.

Признаваемое Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным

законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации» право населения на осуществление местного

самоуправления предполагает также и другие формы его реализации. К формам

участия населения в осуществлении местного самоуправления относится прежде

всего территориальное общественное самоуправление, под которым закон

понимает самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории

муниципального образования (это может быть и территория поселения, не

являющегося муниципальным образованием, и территории микрорайонов,

кварталов, улиц, дворов) для самостоятельного и под свою ответственность

осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

Право населения на местное самоуправление обеспечивается правом каждого

гражданина Российской Федерации на осуществление местного самоуправления.

Это право закрепляет статья 3 Федерального закона «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа

1995 г. Согласно данной статье Закона граждане имеют равные права на

осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через

своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка,

происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к

религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Гражданам гарантируется право избирать и быть избранными в органы

местного самоуправления, право равного доступа к муниципальной службе,

право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам

местного самоуправления.

Признавая право населения на осуществление местного самоуправления,

государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах

его полномочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия

для осуществления данного права.

Государство признает и защищает равным образом наряду с другими формами

собственности муниципальную собственность — экономическую основу реализации

права населения на местное самоуправление.

Государство признает право населения на самостоятельное определение

структуры органов местного самоуправления.

Изменения границ территорий, в которых осуществляется местное

самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих

территорий.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа

1995 г. федеральные органы государственной власти, органы государственной

власти субъектов Российской Федерации создают необходимые правовые,

организационные, материально-финансовые условия для становления и развития

местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении

права на местное самоуправление. Данный федеральный закон относит к

полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, органов

государственной власти субъектов Российской Федерации принятие

государственных программ развития местного самоуправления.

3. Местное самоуправление — форма народовластия

Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет

свою власть: а) непосредственно (то есть путем референдума, выборов); б)

через органы государственной власти;

в) через органы местного самоуправления. Таким образом, местное

самоуправление — это одна из форм реализации народом принадлежащей ему

власти.

Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму

народовластия, содержится в Федеральном законе «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской федерации» от 28 августа

1995 г. Статья 2 данного Закона гласит: «Местное самоуправление в

Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской

Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения

по решению непосредственно или через органы местного самоуправления

вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических

и иных местных традиций».

Это определение позволяет выделить основные черты, характеризующие

местное самоуправление, его место в системе народовластия.

1. Прежде всего надо отметить, что местное самоуправление имеет особый

субъект, которым является население, граждане. Учитывая, что согласно

статьям 1 и 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление

осуществляется на территории муниципальных образований (городов, поселков,

станиц и др.), особым субъектом местного самоуправления является население

муниципального образования. Определение муниципального образования дается в

статье 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации», согласно которой «муниципальное

образование — городское, сельское поселение, несколько поселений,

объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная

территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах

которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная

собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления».

Население муниципального образования осуществляет местное самоуправление

непосредственно (референдум, выборы, сходы и др.) и через органы местного

самоуправления.

2. Местное самоуправление занимает особое место в демократическом

механизме управления обществом и государством.

Как уже отмечалось, местное самоуправление, его органы не являются

составной частью государственного механизма управления. Вместе с тем

местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации

тесно взаимосвязаны — у них единый источник: власть народа. Значительная

часть деятельности местного самоуправления представляет собой решение

вопросов, на которое государство влияет многими способами (правовыми,

финансовыми и др.). Кроме того, органы местного самоуправления в

соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации могут

наделяется отдельными государственными полномочиями, участвовать в

осуществлении государственных функций. Государственные органы вправе в этом

случае осуществлять контроль за их реализацией. Однако Федеральный закон

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации» запрещает осуществление местного самоуправления органами

государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 14), а

также образование органов местного самоуправления, назначение должностных

лиц местного самоуправления органами государственной власти и

государственными должностными лицами (ст. 17).

Местное самоуправление это, конечно, не «государство в государстве». Но

вместе с тем местное самоуправление не может быть отнесено исключительно к

институтам гражданского общества, ибо местное самоуправление — это не

просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и

форма осуществления публичной власти, власти народа. Муниципальная власть и

власть государственная — это формы публичной власти, власти народа.

3. Местное самоуправление имеет особый объект управления:

вопросы местного значения. Перечень этих вопросов дан в статье 6

Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления

в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. К ним относятся вопросы

непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального

образования. Перечень вопросов местного значения, который содержится в

статье 6 Федерального закона, не является исчерпывающим, Муниципальные

образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные

к вопросам местного значения законами субъектов Российской федерации, а

также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению

других муниципальных образований и органов государственной власти.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов

местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые

в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными

на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и

организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также

органами местного самоуправления и гражданами.

4. Одно из ключевых понятий, характеризующих сущность местного

самоуправления как форму организации и осуществления власти —

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.