реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Конституционный суд Австрии

Конституционный суд Австрии

Содержание

Введение 1

Организация Конституционного суда 1

Компетенция Конституционного суда 3

Производство в Конституционном суде 5

О месте и роли Конституционного суда в государственно-правовой жизни

Австрии 9

Список использованной литературы 12

Введение

Австрийская правовая система знает три высших судебных инстанции —

Верховный суд, Административный суд и Конституционный суд. Два последних –

суды публичного права, они оценивают только решения соответствующих органов

власти. Главенствующее место принадлежит, несомненно, Конституционному суду

как важнейшей гарантии Конституции и всего публично-правового порядка.

Судебная власть включена в тот раздел Конституции Австрии, который

посвящен исполнительной власти федерации, что, конечно же, не отвечает

строгому следованию концепции разделения властей. Вместе с тем в

соответствующем подразделе идет речь о всех судах, кроме Административного

и Конституционного. Но ст. 89 Конституции предусматривает представления

обычных судов в Конституционный суд, если возникают сомнения в законной

силе каких-либо законов, постановлений и государственных договоров. По

отношению к обычным судам разделение властей подкрепляется краткой формулой

"Правосудие отделено от управления на всех уровнях" (ст. 94 Конституции).

По отношению к Административному и Конституционному судам это сделано

выделением специального раздела "Гарантии соблюдения Конституции и

законности управления", в котором отведено место только этим двум судебным

инстанциям.

Конституционный суд Австрии — старейший в Европе. Он создан в 1920 г.

как один из гарантов республиканского строя, конституционной законности и

прав граждан. В федеральном конституционном Законе от 10 ноября 1920 г. в

редакции от 7 декабря 1929 г. установлены компетенция Конституционного суда

и наиболее принципиальные положения о действии его решений, а также составе

суда. Более подробно организация Конституционного суда и производство в нем

регламентируются федеральным Законом от 18 декабря 1925 г.,

переопубликованным федеральным правительством 18 мая 1953 г. и уже

известном как Закон о Конституционном суде 1953 г. С этого года Закон

изменялся и дополнялся более 15 раз. В соответствии со ст. 148 Конституции

Конституционный суд на заседании от 3 октября 1946 г. принял Регламент о

своей деятельности, который действует без изменений[1].

Организация Конституционного суда

Согласно ст. 147 Конституции Австрии Конституционный суд состоит из

президента, вице-президента, 12 других членов и 6 запасных членов суда. Все

они назначаются федеральным президентом страны: президент, вице-президент,

6 членов суда и 3 запасных — по представлению федерального правительства; 3

члена и 2 запасных — по предложению Национального совета; остальные судьи —

по рекомендации Федерального совета. Три члена и два запасных члена суда

должны жить за пределами Вены. Такой порядок преследует цель дать

легитимацию судьям от народа федерации, а также соблюсти принцип разделения

властей и федеративный принцип.

Все лица, назначенные в состав Конституционного суда, должны иметь

законченное юридическое образование, по меньшей мере 10-летний стаж работы

на должности, требующей такого образования. Чиновники системы управления

должны быть отстранены от службы, если к моменту назначения не находились в

отставке. В состав суда не могут входить лица, являющиеся функционерами

какой-либо политической партии, или депутатами, или членами правительства.

Президентом или вице-президентом не может быть назначено лицо, которое в

течение последних 4 лет выполняло какую-либо из перечисленных функций.

Предельный возраст, по достижении которого служба судьи заканчивается,

считается наступившим 31 декабря того года, в который ему исполняется 70

лет.

Конституционный суд характеризуется всеми атрибутами суда. Его члены,

как и члены других судов, независимы и несменяемы. Но, в отличие от других

судей, они исполняют свои обязанности (свою должность) в Конституционном

суде наряду с основной профессией; более того, члены Конституционного суда

могут быть одновременно членами других высших судебных инстанций. На 1983

г., например, в составе Конституционного суда было 4 университетских

профессора, 5 "управленцев", 3 адвоката и 2 судьи, в 1991 г. состав суда

был примерно тот же. Поскольку члены суда одновременно трудятся по

профессии, заседает Конституционный суд не перманентно, а сессионно — по 4

сессии в год, примерно по 3 с половиной недели. Из своего состава суд

избирает постоянных докладчиков сроком на 3 года. Президент или вице-

президент и по меньшей мере 2 постоянных докладчика и 2 запасных члена суда

должны проживать в Вене.

Освободить члена суда или запасного члена от должности может только сам

Конституционный суд и только по основаниям, предусмотренным в Законе[2].

При этом предусмотрена строгая процедура освобождения члена (запасного

члена) от должности. Решение принимается 2/3 членов суда. Закон не

допускает отвода члена Конституционного суда при разбирательстве дела.

Однако суд в закрытом заседании может решать вопрос об отстранении члена

суда от исполнения своих обязанностей, если он так или иначе принимал

участие в решении или возбуждении дела, спор о котором рассматривается в

Конституционном суде.

Вопросы, касающиеся обслуживающего суд персонала и всех потребностей

организации работы, составляют сферу ответственности федерального канцлера.

Вместе с тем, сенат высказывает свое мнение по кандидатурам

административного персонала. Речь идет о президенте, вице-президенте и

постоянных докладчиках.

В Регламенте Конституционного суда предусматриваются средства

поддержания порядка при проведении разбирательства и совещаний. Одному из

членов суда поручается руководство справочным отделом, ведущим полный учет

собственных решений, а также решений других высших судебных органов и

специальной литературы.

По окончании каждого года Конституционный суд составляет доклад о своей

деятельности и основанных на ней общих выводах и передает этот доклад

федеральному канцлеру[3].

Независимость судей обеспечивается особым порядком назначения,

пожизненным (вплоть до пенсионного возраста) исполнением своей должности,

высокой ставкой заработной платы[4] и заранее определенной в Законе и

весьма высокой (дифференцированной в зависимости от должности и статуса)

пенсией.

Компетенция Конституционного суда

В общем виде компетенция Конституционного суда определена в ст. 137

Конституции Австрии. Он рассматривает имущественно-правовые требования,

предъявляемые к федерации, землям, районам, общинам и союзам общин, которые

не подлежат ни разрешению в обычном порядке, ни исполнению путем принятия

решения органом управления. На практике данная норма получила

расширительное толкование. Во-первых, жалоба может быть подана не только на

исполнительные акты управленческих органон, но и на акты, которые

устанавливают первоначальные нормы. Вопреки буквальному смыслу ст. 129

Конституции, Административный суд не обеспечивает законность всего

государственного управления. Он ограничивается только индивидуальными

актами, а акты общенормативного характера оценивает Конституционный суд. Во-

вторых, Конституционный суд может рассматривать притязания различных

сообществ друг к другу в финансовой сфере или в сфере служебных отношений.

Согласно ст. 138 Конституции суд разрешает также споры:

между судами и органами управления;

между Административным судом и всеми иными судами, между обычными и другими

судами;

между землями, а также между землей и федерацией.

По представлению заинтересованного правительства Конституционный суд

решает, к чьей компетенции (земли или федерации) относится издание закона

или акта исполнительной власти. Он также устанавливает, заключено ли между

федерацией и землей соглашение по вопросам компетенции и выполнены ли

соответствующие обязательства (не касаясь имущественно-правовых

требований). То же относится и к соглашениям о компетенции земель между

собой. Судом решаются также споры различных органов и ведомств по вопросам

толкования норм, устанавливающих их компетенцию (споры счетной палаты или

Коллегии народной правозащиты с федеральным правительством или министром).

Конституционный суд рассматривает дела о противоконституционности

законов федерации и земель. Круг субъектов, обладающих правом постановки

таких вопросов в суде, ограничен. Конституционный суд правомочен отменить

такой закон как противоконституционный, если об этом заявлено ходатайство

или в случае, когда данный закон подлежал бы изменению самим

Конституционным судом при рассмотрении спора. Суд отменяет закон всегда,

если приходит к выводу о том, что закон принят не уполномоченным на то

органом или опубликован противоконституционным способом. Исключение одно:

нельзя отменять закон, если это явно противоречит юридическим интересам

гражданина, который заявил ходатайство. Как можно убедиться, права человека

ставятся здесь выше политической и иной целесообразности[5]. Решение суда

об отмене постановления как противозаконного или закона как

противоконституционного вступает в силу со дня опубликования, если в нем не

указаны сроки прекращения действия соответствующих норм. Компетентные

органы обязаны незамедлительно опубликовать сообщение об отмене акта.

Решение Конституционного суда обязательно для всех судов и органов

управления.

Конституционный суд рассматривает дела о противоправности

государственных договоров. Если они заключены с одобрения Национального

совета, то применяется порядок, аналогичный признанию законов

противоконституционными.

В соответствии со ст. 141 Конституции страны на Конституционный суд

возложено рассмотрение дел:

об опротестовании выборов президента и других высших и руководящих органов

федерации;

об опротестовании выборов в правительство земли и в исполнительные органы

общины;

о лишении мандата члена общефедерального представительного органа;

о лишении мандата члена законного профессионального представительства;

об обжаловании решений исполнительных органов о лишении мандата, если

вопрос уже рассмотрен во всех других инстанциях.

Сюда входят права суда на рассмотрение протестов по выборам в местные

представительные органы. В практике имел место случай, когда

Конституционный суд Австрии признал недействительными все голоса "против"

на выборах представителя "партии зеленых" в Совет города Граца, в котором

вакантное место принадлежало именно этой партии. Суд руководствовался

избирательным законом этого города и принял во внимание пробельность

законодательства на этот счет[6].

Для рассмотрения в Конституционном суде строго очерчен круг субъектов в

связи с перечисленными в законе виновными правонарушениями, допущенными в

ходе официальной деятельности. Дела могут быть возбуждены против

федерального правительства и органов, приравненных к нему в отношении

ответственности; членов правительства земли и органов, приравненных к ним в

отношении ответственности; губернатора земли, его заместителя; органов

столицы федерации – Вены; президента или исполняющего обязанности

президента школьного совета земли[7]. Своим решением суд вправе отстранить

выборное лицо от должности, временно лишить политических прав (при

отягчающих обстоятельствах), а при малозначительности правонарушений может

просто ограничиться констатацией правонарушения. Следует подчеркнуть то

обстоятельство, что только Конституционный суд вправе рассматривать

уголовные дела в отношении названных выше лиц, если совершенные ими деяния

связаны с их официальной деятельностью.

Конституционный суд имеет право (ст. 144 Конституции) рассматривать

жалобы на решения органов управления в случае, если есть достаточные

основания считать, что имеет место нарушение Конституции, или применено

противозаконное постановление, или налицо необходимость разъяснения

конституционно-правовых вопросов. Причем жалоба подается лишь после того,

как дело рассмотрено во всех других инстанциях. Компетенция

Конституционного суда в части реализации ст. 144 Конституции австрийскими

юристами рассматривается как наиболее значимая для правовой жизни. Если в

других государствах контроль за управленческими актами осуществляется

посредством многоступенчатой управленческо-судебной подсудности, то в

Австрии она одноступенчатая, правда, ей предшествует трехступенчатый путь

обжалования в управленческие инстанции. На решение последней из них, если

оно нарушает субъективные права, можно жаловаться в Административный суд.

Но если нарушение квалифицируется в смысле ст. 144 Конституции, то жалоба

вместо Административного суда приносится в Конституционный суд.

Понятие конституционно-гарантированных прав обоснованно считается более

широким, чем понятие основных прав. И оно продолжает формироваться через

австрийскую правовую систему и практику Конституционного суда. В качестве

примера, иллюстрирующего такое различие, можно назвать право быть

освобожденным от воинской повинности и нести ее на гражданской службе. Это

право было закреплено Законом о гражданской службе от 6 марта 1974 г. и

гарантируется Конституцией. Представляется важным отметить, что в

соответствии со ст. 141 Конституции могут подаваться жалобы на решения,

направленные против конкретной личности жалобщика. Сюда подпадают,

например, аресты, конфискации, обыски, роспуск собраний. Против судебных

приговоров и решений жалобы в Конституционный суд не допускаются.

В ряду правомочий Конституционного суда, предусмотренных в Конституции

Австрии, значится возможность рассмотрения им дел о нарушениях

международного права. Но сделать это можно только на основании специального

федерального закона, в принятии которого, как считалось до последнего

времени, нет необходимости.

Производство в Конституционном суде

Закон о конституционном суде Австрии содержит большой раздел, в котором

помещены общие предписания, относящиеся к производству в суде, и особые

предписания, относящиеся к производству по конкретным делам. Прежде всего,

предписывается все ходатайства, адресованные Конституционному суду,

подавать в письменной форме. В ходатайстве должна содержаться как бы модель

позитивного решения: ссылка на статью федеральной Конституции, изложение

обстоятельства дела и точно сформулированное требование; может быть дана и

развернутая правовая мотивировка. Заявление в суд подается с таким

количеством копий, чтобы их хватило всем тем, кто должен быть приглашен в

суд. В Законе перечислены иски, ходатайства и жалобы, которые подаются

специально уполномоченным адвокатом.

Если заявления не соответствуют установленным законом требованиям, то

докладчики по делу возвращают их для устранения недостатков в течение

определенного срока. Разбирательство в суде, как правило устное и открытое.

В нем участвуют заявитель, противная сторона, другие заинтересованные лица.

Решения провозглашаются от имени республики.

Без дальнейшего производства по делу и без предварительного проведения

разбирательства в закрытом заседании по предложению докладчика может быть

вынесено решение (§ 19 Закона):

если отсутствуют достаточные основания для удовлетворения жалобы на решения

органов управления или если нельзя ожидать, что решение по жалобе будет

способствовать разъяснению конституционно-правовых вопросов;

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.