реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Конституционное право

Конституционное право

1. Понятие К. права как ведущей отрасли права в зарубежных странах.

Термин «К. право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука,

учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему

внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода),

содержащихся в К.-ях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих

определенную группу общественных отношений (прежде всего основы устройства

общества и государства, правового положения личности). Как наука это

совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам К.

права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Как учебная

дисциплина это предмет преподавания в высшей школе. Понятие «К. право

зарубежных стран» не означает особую отрасль права - такой отрасли нет.

Существует К. право той или иной страны, и в каждой из них - свое

(французское, индийское, конголезское, бразильское, австралийское и др.).

Следовательно, при употреблении термина «К. право зарубежных стран» речь

идет об ответвлении от единой науки К. права, о комплексном и сравнительном

изучении К. права многих стран мира (в настоящее время существует более 200

государств), а также об учебной дисциплине. В различных странах К. право

может иметь свой объект регулирования, а наука и учебный курс — свой

предмет изучения, но основное содержание этой отрасли права является в

принципе одинаковым, сходным, аналогичным.

2. Соотношение категорий «К.» и «гос.» право в российской и зарубежной

юридической науке. Соотношение К., публичного, гос. права находится в иной

плоскости, чем отмеченные выше связи конституционного права и других

отраслей права. К. право - основная часть публичного права. Термин

«публичное право» имеет собирательное значение. По традиции, идущей от

римских юристов, в состав публичного права включаются те отрасли, в которых

доминирует регулирование не частных отношений, а публичной сферы жизни: к.-

ное, административное, финансовое, уголовное право и др. Некоторые отрасли,

и прежде всего гражданское право, относятся к частному праву. Это деление в

значительной мере условно, особенно в современную эпоху, когда наблюдается

вмешательство государства в регулирование различных сфер жизни, ранее

остававшихся за его пределами. В гражданском, торговом, семейном праве

также есть существенные элементы публично-правового регулирования. В

некоторых странах (в Германии, ранее в СССР) наряду с термином «К. право»

используется термин «гос. право». Часто содержание этих отраслей права

совпадает, в сущности, это одна и та же отрасль, но иногда они отличаются

-друг от друга, и главным образом по объему. Считается, что, с одной

стороны, конституционное право шире гос., так как К.-я включает нормы,

относящиеся к собственности, семье, охране природы и т.д., а

законодательство, относящееся к К. праву, развивает эти исходные положения.

С другой стороны, шире гос. право, выходящее за пределы К. норм, включающее

многие вопросы гос. управления, административного, финансового права.

Впрочем, в последние годы в Германии издавались работы, объединяющие под

одним заголовком К. и гос. право.

3. Предмет и объекты К. права как отрасли права в зарубежных странах.

Предметом правового регулирования гос. права зарубежных стран являются

определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе

осуществления гос. власти. Будучи урегулированы нормами гос. права, эти

общественные отношения становятся К.- (гос.-) правовыми.

Объект регулирования К. права в зарубежных странах. Свое название К. право

получило от особого юридического документа — К.-и, которую официально

(Германия) или неофициально (Болгария) обычно называют основным законом.

Однако К. право не сводится к К., а включает множество правовых актов —

законов, принятых парламентом, указов и декретов президента, постановлений

или ордонансов правительства, постановлений К. суда или К. совета и т.д. В

отличие от других отраслей права, каждая из которых имеет свой объект

регулирования (имущественные и некоторые неимущественные отношения в

гражданском праве, трудовые отношения — в трудовом, преступления и

наказания — в уголовном и т.д.), правовые акты, относящиеся к К. праву,

регулируют прежде всего наиболее значимые, важнейшие общественные

отношения: основы жизни общества, государства, коллектива, личности. Эти

акты в своей совокупности распространяются на все четыре главные сферы

общественной жизни: экономику, социальные отношения, политику, идеологию.

К. право регулирует основы социально-экономической структуры общества, его

политической системы, духовной жизни и правового статуса личности. В

социально-экономической сфере К. право определяет основы отношений

собственности, социальную роль государства и др., в политической сфере -

создание и роль политических партий, избирательных объединений, организацию

государства и т.д., в духовной сфере К. право может допускать плюрализм

(множественность) идеологий, а может закреплять одну из них в качестве

официальной, господствующей, единственной (например, марксизм-ленинизм и

идеи Мао Цзэдуна в Китае). Важнейшая часть К. права - основы правового

положения личности: К. права, обязанности, их гарантии.

4. Методы к.-правового регулирования.

В отличие от отраслей частного права, где используется, как правило,

диспозитивный метод регулирования (сторонам предоставляется возможность

выбора того или иного варианта поведения), в конституционном праве

доминирует императивный (повелительный) метод. Большинство норм к. права,

будучи тесно связанными с властеотношениями, имеют предписывающий,

запрещающий, обязывающий характер. Они повелевают лишь определенное

поведение (нормы-веления), как это имеет место в цитированных выше статьях.

Реже используются нормы-дозволения (они широко применяются и являются

основными лишь при регулировании основ правового статуса личности). В целом

в конституционном праве доминируют отношения субординации (подчинения),

отношения же координации (согласования) применяются реже. Тем не менее в к.

праве есть и диспозитивные нормы. Такова, например, ст. 94 итальянской К.

1947 г., устанавливающая, что каждая палата парламента может выразить

доверие правительству или отказать в нем путем поименного голосования. В

последнем случае президент республики может уволить правительство в

отставку или распустить парламент с назначением даты новых выборов, т.е.

решение вопроса о коллизии парламента и правительства отдается на

усмотрение избирателей. Названные выше нормы - это нормы-правила. При

возникновении соответствующих юридических фактов - событий, состояний,

действий (в нашем примере это факт голосования в парламенте по вопросу о

доверии) эти нормы порождают соответствующие правоотношения (в нашем

примере между парламентом, правительством, президентом). Реализуются такие

нормы в результате преобразования правовых предписаний в фактическое

поведение участников общественных отношений причем при применении норм-

правил это происходит наиболее очевидным образом.

5. Понятие, структура и виды норм к. права.

В к. праве много и норм-принципов, реализация которых имеет опосредованный

характер. Они получают свое развитие и наполняются конкретным содержанием в

других статьях конституции, в актах иных отраслей права, в деятельности

органов государства. Например, ст. 17 К. Китая 1982 г. устанавливает

принцип социализма: «От каждого - по способностям, каждому - по труду». Сам

этот лозунг непосредственно правовых последствий не порождает, но он

призван служить руководящим принципом общественной и государственной жизни,

поведения людей в обществе. В некоторых конституциях содержатся нормы-цели

(целеполагание было особенно характерно для основных законов стран

тоталитарного социализма, провозглашавших цели строительства

социалистического и коммунистического общества). Существуют и нормы-

символы. Так, ст. 1 К. Гвинеи 1990 г. устанавливает «девиз республики»:

«Труд, справедливость, солидарность». Есть нормы-определения: ст. 2 К.

Франции определяет гос. как неделимую, светскую, социальную и

демократическую республику. Особый характер имеют положения преамбулы

(введения) К. Обычно считается, что такие положения не нормативны, но

содержат исходные начала для понимания сути данной К.

Структура норм к. права тоже имеет свои особенности. Санкции в нормах к.

права встречаются редко (они обычно названы в актах других отраслей права),

а если и имеются, то обычно носят политич. характер: отставка

правительства, отрешение от должности президента и т.д. Уголовная

ответственность может быть предусмотрена лишь за определенные преступления

и формулируется в самом общем виде (например, за гос. измену или

взяточничество президента), но наступает она лишь после отрешения от

должности и, как и для обычного гражданина, по нормам уголовного права.

Гражданская ответственность высших должностных лиц за нанесение ущерба

гражданам в результате незаконных действий при исполнении служебных

обязанностей тоже может быть предусмотрена конституцией, но наступает она

по нормам гражданского права. Что касается гипотезы (условия применения

нормы), то она также редко имеет словесное выражение в актах

конституционного права и обычно подразумевается или формулируется косвенным

образом.

6. Понятие и виды институтов конституционного права в зарубежных странах.

Нормы к. права, как и других отраслей права, с одной стороны, объективно, а

с другой - по воле ученых-систематизаторов соединяются в отдельные группы.

Например, одна группа норм относится к вопросам гражданства (приобретение

гражданства, утрата гражданства, гражданство детей при изменении

гражданства родителей и т.д.), другая регулирует положение главы гос.

(порядок выборов президента, его полномочия, досрочное отрешение от

должности и т.д.), третья - личные свободы граждан (неприкосновенность

личности, жилища, тайну переписки и т.п.). Такие объединения норм образуют

институты к. права. Институт к. права - это система согласованных норм,

регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах

данной отрасли права. Институты к. права в зарубежных странах в общем

совпадают с институтами, которые вычленяются в российском к. праве:

институты экономической системы общества, социальной системы, политической

системы, основ духовной жизни общества, правового статуса личности, формы

гос., избирательного права, референдума, парламента, главы государства,

правительства, местного самоуправления и др. Нередко членения бывают и

более дробными, внутри более крупных (комплексных) институтов выделяются

другие (например, институт прав человека, форм правления, правового

положения депутата, институт ответственности правительства), которые

рассматриваются как подинституты, а последние могут дробиться и дальше.

7. Понятие и виды к.-правовых отношений.

Предметом правового регулирования государственного права зарубежных стран

являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся в

процессе осуществления государственной власти. Будучи урегулированы нормами

государственного права, эти общественные отношения становятся

конституционно правовыми. К. правовые отношения представляют собой такую

группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления

государственной власти, которые регулируются нормами государственного

права. Нормы КП регулируют те общественные отношения, которые возникают в

связи с утверждением и закреплением основ конституционного строя, гарантией

основных прав и свобод человека, формированием и функционированием

публичной власти. Эти отношения носят публично-правовой (т. е.

преимущественно и главным образом политический) характер. Всегда, когда в

общественные отношения вторгается публичная власть, эти отношения

политизируются (почему часто и говорят на Западе, что КП – это политическое

право).

8. Субъекты к.-правовых отношений в зарубежных странах: понятие, виды,

своеобразие.

К.-правовые отношения и субъекты этих отношений в зарубежных странах. В

результате юридических фактов на основе действия норм к. права между

различными сторонами возникают к.-правовые отношения. Их участники

называются субъектами к. права. В к. праве не используется деление

субъектов на физ. и юр. лиц, как, например, в гражданском праве. В нем

принята своя классификация. В наиболее обобщенном виде в число субъектов к.-

правовых отношений обычно включаются: 1) социальные и национальные общности

(народ, являющийся источником власти, нации и иные этнические группы,

имеющие право на самоопределение, классы в странах тоталитарного социализма

и др.); 2) гос. и его составные части (например, субъекты федерации в

Германии или автономные образования в Китае); 3) основные органы гос.

(глава гос. - император в Японии, президент в США, парламент в

Великобритании, кабинет министров в Индии, народный защитник в Испании и

т.д.); 4) общественные объединения и коллективы граждан публичного

характера, т.е. те, которые участвуют в политике, а не занимаются, скажем,

извлечением прибыли, как акционерные общества (например, партии,

выдвигающие кандидатов на выборах в органы государства, в Бразилии или

группы избирателей в Швейцарии, обладающие правом народной законодательной

инициативы, — см. ниже); 5) депутаты представительных органов, обладающие,

например, правом депутатского вопроса к представителям исполнительной

власти; 6) органы местного самоуправления и управления (например, советы

графств в Великобритании, мэры городов во Франции); 7) индивиды (граждане,

иностранцы, лица без гражданства, лица с множественным гражданством -

каждая из этих категорий населения обладает своим объемом к. прав).

9. Понятие и виды источников к. права в зарубежных странах.

Источ. к. права в зарубежных странах являются норм. акты, которые содержат

нормы, рег. к.-правовые отношения. Главным источ. данной отрасли права в

подавляющем большинстве стран (искл. сос. нек.-е мусульманские гос.) служит

к. - основной закон. К другим источ. относятся: 1) законы – к. (вносят

изменения в К. или дополняют ее), органические (принимаются в усложненном

порядке и обычно регулируют какой-либо институт к. права в целом),

обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах

президента), чрезвычайные (согласно самой К., эти законы могут отступать от

ее положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько

месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок); 2) внутригос.

публично-правовые договоры (напр., нац-ный пакт 1943 г. в Ливане о

распределении высших гос. должностей между приверженцами разных религий);

3) регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутреннюю

организацию и процедуру работы парламентов; 4) акты главы гос. и исполнит.

власти (указы монархов, декреты президентов, пост. прав-ва). Особая роль

среди актов исполнит. власти принадлежит актам, имеющим силу закона (напр.

они издаются в соответствии с искл. полномочиями президента (Франция); 5)

акты. органов к. контроля (к. судов, к. советов и др.), которые дают офиц.

толкования К., признают те или иные законы соотв-щими/не соотв-щими К.; 6)

судебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве) - решения судов

высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия

другими судами аналогичных решений по подобным делам. В некоторых странах

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.