реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Конституционное право- ведущая отрасль Российского права

Конституционное право- ведущая отрасль Российского права

Министерство высшего образования российской федерации

Самарская государственная экономическая академия

Кафедра теории и истории государства и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Конституционное право- ведущая отрасль российского права».

Выполнила: Белоконева И.С.

студентка II курса

группы ПОХД-1

Института права

Проверила: Суркова О.Г.

Самара-2003

Содержание:

Введение. 3

1.1.Понятие и предмет Конституционного права Российской 5

1.2. Система конституционного права России. 16

1.3. Роль конституционного права в демократических преобразованиях в

России. 22

2. Нормы конституционного права. 30

2.1. . Конституционно-правовые отношения, их субъекты и объекты. 30

2.2. Конституционно-правовые нормы и институты, их виды и особенности. 38

2.3. Санкции как форма выражения конституционно-правовой ответственности.

45

3.Источники конституционного права. 64

3.1.Обзор основных источников конституционного права. 64

3.2. Конституция Российской Федерации - основный источник конституционного

права. 67

3.3. Федеральные конституционный законы как источник конституционного

права. 69

3.4. Федеральный договор как источник конституционного права. 71

3.5. Договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения

и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и

ее субъектов как источники конституционного права 72

3.6. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации как

источники конституционного права 75

Заключение. 76

Список используемой литературы: 77

Введение.

За последнее десятилетие Россия прошла большой и сложный путь развития к

демократической общественно-политической системе. В стране формируются

гражданское общество, основанное на свободе народа, и новое государство,

признающее приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих

процессах является развитие конституционного права как важного условия для

проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же

время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.

Современное конституционное право- это отрасль права, которая закрепляет

основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает

острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов,

судебных решений и других правовых актов, составляющих источники

конституционного права.

Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные

права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему

государственной власти.

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство

существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать

благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода

оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в

анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от

свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Нахождение баланса

власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл

конституционного права.

Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу

общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе

права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей

системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая

роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может

развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или

нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Конституционное право - юридическая основа демократии, ее закрепление и

мера. Демократия - широкое понятие, включающее экономический, социальный и

политический аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы

народовластия во всех этих аспектах, поскольку современная демократия это

не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное

на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во

имя ее сохранения.

1. Конституционное право России как отрасль российского права.

1.1.Понятие и предмет Конституционного права Российской Федерации, и её

место в системе российского права.

Из общей теории права известно, что единая система права в любой стране

объединяет различные отрасли права. Среди основных и профилирующих отраслей

системы права (наряду с уголовным, гражданским и др.) особое место занимает

конституционное (государственное) право.

Для того чтобы выяснить понятие, предмет, метод, место конституционного

права в системе российского права, необходимо, как и при исследовании

любого общественного явления, выявить сущность, специфику, соотношение

названий рассматриваемой отрасли права Российской Федерации.

Дискуссия о конституционном или государственном праве восходит к началу 18

века. Это - спор между защитниками государственного права как выражения

неограниченной, преимущественно монархической власти государства, с одной

стороны, и сторонниками конституционного права как демократического

ограничения государственного произвола с помощью конституции - с другой.

Государственное или конституционное право - этот вопрос был объектом

научного спора в досоветской государственно-правовой литературе[1], являлся

дискуссионным в советском государствоведении. В 60-х годах нынешнего

столетия в СССР возобновилась дискуссия о предмете государственного

(конституционного) права. Авторы данных основных концепций - В.Коток и

А.Лепешкин - отстаивали противоположные подходы к определению предмета

этой отрасли права и науки. В.Ф.Коток защищал позицию широкого понимания

государственного права, отождествляя государственно-правовое регулирование

с конституционным регулированием. Эта точка зрения была уязвимой в том

отношении, что предмет государственного (конституционного) права не

является узко-юридическим. А.И.Лепешкин включал в предмет государственного

права те отношения, которые связаны с осуществлением государственной

власти, то есть конституционное регулирование, по его мнению, включает

нормы права, политики[2]. В дальнейшем, выяснению специфики предмета

регулирования государственного (конституционного) права как особой отрасли

права было посвящено множество исследований, где высказывались различные

взгляды. В течение 60-х,70-х годов эти различия в основном приняли форму

полемики сторонников "конституционного" и "государственного" права. Причем

в каждом из этих направлений не было единства не только по вопросу о

предмете данной отрасли права, но и о её названии. Некоторые сторонники

переименования государственного права в конституционное считали, что

название не имеет существенного значения[3]. Другие, напротив, полагали,

что данный вопрос имеет принципиальный характер[4]. Они ссылались, в

частности, на то, что всякое право есть система норм, установленных или

санкционированных государством, и в этом смысле государственное. Говорилось

также о целесообразности разделения государственного и конституционного

права и об образовании отдельных дисциплин[5].

Вопрос о названии рассматриваемой отрасли не решён и сегодня. Существуют

различные названия учебных курсов, учебников и учебных пособий, кафедр

ВУЗов и подразделений научных заведений.

Приобретая характер "вечной", данная проблема по мнению

Н.А.Богдановой связана, во-первых, с различными подходами к объёму

правового регулирования рассматриваемой отрасли права и, во-вторых, с

неодинаковой позицией по вопросу о значимости для характеристики отрасли и

науки существенных сторон общественного и государственного строя. Кроме

того, в качестве аргумента в споре приводится такой формальный момент, как

отражение в наименовании отрасли названия её основного источника. В

определенной степени исторические и правовые традиции играют роль в выборе

имени отрасли и науки: государственное или конституционное[6].

При обсуждении актуальных проблем науки конституционного права в Институте

законодательства и сравнительного правоведения центральное место в

дискуссии занял вопрос о понятии конституционного права и названии отрасли.

В частности В.А.Кикоть отметил, что конституционное право не синоним и не

новый этап развития государственного права. По мнению В.А.Кикотя, спор о

конституционном или государственном праве становится терминологическим и

теряет значение, когда цивилизованное государство становится

демократическим, социальным. Он высказался за выделение из государственного

конституционного права как самостоятельной отрасли.

Профессор Н.А.Михалёва, полемизируя с В.А.Кикотем, показала идентичность

объекта правового регулирования, структуры норм и системы институтов

государственного и конституционного права, видя в этом беспочвенность и

бесперспективность отделения от государственного права конституционного.

Даже, она отметила, что дробление государственного права обесценит его

содержание, которое в условиях демократизации государства и общества

существенно меняется, гуманизируется, утрачивает идеологическую окраску.

Конституционное регулирование было и остаётся органической составной частью

государственно-правового регулирования.

Профессор И.П.Ильинский видит разницу между конституционным и

государственным правом в том, что конституционное право вбирает в себя

нормы, относящиеся к разным отраслям права. Он считает малопродуктивным

возобновлять спор о государственном или конституционном праве.

Итак, мнения о названии рассматриваемой отрасли разделились, впрочем, также

как в недалёком прошлом. В каждом из рассуждений есть свои рациональные

посылки. На наш взгляд, удачный выход из создавшейся проблемы находит

Н.А.Богданова, отмечая, что оценочный подход позволяет отразить в названии

отрасли и науки не только формальную, но и содержательную сторону предмета

регулирования и исследования. Развитое конституционное право Н.А.Богданова

видит лишь в конституционном государстве, являющимся реальным воплощением

государства правового. Далее делается вывод: "Качественные признаки

демократического государства определяют название отрасли, занимающей

ведущее место в его правовой системе, а конституционное право представляет

собой особый качественный этап в развитии государственного права" [7].

В зарубежной практике называется ещё один аргумент в выборе названия

рассматриваемой отрасли - формальное и фактическое определение приоритета

во взаимосвязи государства и права. Если первенствующая роль признаётся за

государство, то соответствующая отрасль должна называться государственным

правом. Нормативное же закрепление идеи правового государства, подчинения

государства праву, верховенство конституции и закона, последовательное

обеспечение этих юридических провозглашений отражаются в наименовании

отрасли - "конституционное право".

Сегодня лишь небольшая группа стран пользуется термином "государственное

право", подавляющее же их большинство обозначает основополагающую отрасль

системы права термином "конституционное право".

Конечно, для Российской Федерации в современный период названии отрасли

"Конституционное право России" является в определенной степени условным,

что объясняется незавершенностью конституционной реформы, а именно:

сложностью воплощения объявленных на высшем правовом уровне - в Конституции

РФ 1993 года демократических начал в государственную практику. Вместе с

тем, поддерживая многих ученых, также рассчитывая на перспективу

демократических преобразований, способных обеспечить стабильность

конституционного строя России, термин "российское конституционное право"

вполне обоснован, его допустимо и целесообразно использовать в наименовании

соответствующих отрасли, науки, учебных курсов.

Итак, что же собой представляет конституционное право Российской Федерации?

Чем отличается от других отраслей права?

Каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования, который является

первоначальным и основным критерием деления системы права на отрасли.

В общей теории права под предметом правового регулирования понимаются

волевые общественные отношения, регулируемые правом, а также те виды и

уровни деятельности, которые объективно требуют правового регулирования или

те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию.

Самостоятельность и специфика конституционного права России обусловливается

в первую очередь особым предметом правового

(конституционного) регулирования, то есть теми специфическими общественными

отношениями, которые регулируются его нормами. В наиболее общем виде

предмет конституционного права России составляют общественные отношения,

которые образуют основу всего устройства общества и государства и

непосредственно связаны с установлением, осуществлением, передачей

государственной власти в различных формах; установлением пределов

государственной власти; гарантированием прав и свобод человека и

гражданина. Это отношения между человеком, обществом и государством и

основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его

функционирование.

Из вышеотмеченного можно выделить следующие конкретные группы общественных

отношений, которые входят в предмет конституционного права Российской

Федерации:

1.Общественные отношения, вытекающие из основ конституционного строя

Российской Федерации.

Эти отношения характеризуются тем, что содержат:

1) главные принципы общества и государства;

2) механизм реализации власти многонационального народа Российской

Федерации;

3) основы социальной политики Российской Федерации;

4) основы экономической системы России;

5) основы политической системы Российской Федерации.

2.Общественные отношения, вытекающие из основ правового статуса личности.

Конституционные нормы регулируют отношения, связанные:

1) с принципами правового статуса человека и гражданина;

2) с гражданством Российской Федерации;

3) с основными правами, свободами и обязанностями человека и гражданина

Российской Федерации;

4) с юридическими гарантиями по обеспечению основных прав и свобод.

3.Общественные отношения, вытекающие из федеративного устройства России.

Здесь, общественные отношения характеризуют:

1) структуру Российского государства;

2) статус и компетенцию России и субъектов Российской Федерации;

3) государственные символы России;

4) систему органов исполнительной власти "по горизонтали" (центр -

регионы).

4.Общественные отношения, выражающие принципы организации и деятельности

органов государственной власти и местного самоуправления в Российской

Федерации.

Эти отношения характеризуются тем, что содержат:

1) принципы выборов Президента Российской Федерации; его статус и

компетенцию; порядок отрешения от должности;

2) механизм формирования парламента России - Федерального Собрания;

полномочия его палат: Совета Федераций и Государственной Думы; процедуру

принятия законов;

3) механизм формирования Правительства Российской Федерации; его

компетенцию и ответственность;

4) структуру и принципы деятельности судебной власти;

5) принцип формирования и деятельности местного самоуправления в России.

Представляется, что обозначенные группы общественных отношений являются

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.