реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Избирательное право и избирательные системы. Курсовая работа.

Избирательное право и избирательные системы. Курсовая работа.

СОДЕРЖАНИЕ: стр.

Введение 3

§1. Принципы избирательного права 4

1.1.Понятие основных принципов избирательного права 4

1.2. Всеобщность избирательного права 4

1.3. Принцип равного избирательного права 7

1.4. Выборы на основе куриального (корпоративного) представительства. 14

1.5. Прямые или непрямые выборы 16

1.6. Тайность голосования 17

1.7. Периодичность проведения выборов 18

§2. Избирательное право и избирательные системы зарубежных

стран 21

2.1. Избирательное право зарубежных стран 21

2. 2. Избирательный процесс. 25

2.3. Избирательные системы зарубежных стран 27

2.4. Референдум в зарубежных странах 31

§3. Международные избирательные стандарты как гарантия

защиты прав граждан и независимости демократического

государства 33

Заключение 36

Литература 39

Введение

Современный этап эволюции государственности в подавляющем большинстве

стран мира характеризуется резким повышением роли выборов как в практике

осуществления власти, так и в общественном сознании. В демократических

государствах выборы представляют реальный механизм формирования органов

власти, поэтому значимость этого института в таких государствах не

вызывает сомнения. При этом важной особенностью конца XX — начала XXI в.

стал переход значительного числа государств к демократическим методам

правления. Такое движение или, по крайней мере, стремление к движению в

сторону демократии повышает значимость различных форм народовластия.

В этих условиях важное место принадлежит институтам прямой демократии:

выборам, референдумам, народной законодательной инициативе, сходам граждан

и т. п.

Актуальность исследования избирательного права вытекает из необходимости

постоянного совершенствования избирательного права с тем, чтобы оно в

наиболее полной мере позволяло развиваться демократии и эффективному

управлению государственными делами на основе периодического волеизъявления

народа. А это возможно только при условии хорошего знания мирового опыта.

При этом такое знание должно опираться не только на примеры отдельных

государств, но происходить из понимания главных закономерностей эволюции

избирательного права, общего и особенного в его развитии. Сравнительные

исследования в приобретении такого знания играют весьма важную роль,

поскольку они показывают функционирование сходных институтов в различных

конкретно-исторических условиях. В ходе сравнительного рассмотрения

избирательного права и процесса анализируется и российский опыт, что

позволяет лучше высветить насущные проблемы российского избирательного

права и предложить для их решения апробированные мировым опытом пути. В то

же время изучение избирательного права в

сравнительном плане позволит избежать наиболее характерных ошибок, создаст

условия для осмысленного восприятия зарубежного опыта, даст представление

о применимости такого опыта.

§1. Принципы избирательного права

1.1 Понятие основных принципов избирательного права

Несмотря на определенные различия в законодательном регулировании в разных

странах, к основным принципам избирательного права в современных условиях

следует отнести следующие: всеобщность, равное избирательное право,

принцип прямых и непрямых выборов, тайность голосования. В последнее время

все большее число сторонников приобретает идея включения в этот список

принципа периодичности проведения выборов. В законодательстве ряда стран

указанный принцип уже нашел свое закрепление. В настоящей главе речь

пойдет, прежде всего, об основных принципах избирательного права.

1.2. Всеобщность избирательного права

Этот принцип подразумевает, что субъективное избирательное право

предоставляется каждому гражданину по достижении определенного возраста,

если гражданин не страдает в силу душевной брлезни или дефектов развития

пороками, препятствующими его сознательному волеизъявлению, т. е. не

является умалишенным (слабоумным, психически больным). Является или нет

какой-либо человек умалишенным, устанавливается судебными органами на

основе результатов специальной экспертизы в строго законодательно

определенном порядке. В одних странах избирательное право гражданина

приостанавливается (иногда он вообще лишается избирательного права) по

решению суда в случае совершения указанных в законе преступлений, а в

других — автоматически в силу осуждения гражданина судом за любой вид

преступления.

Борьба за закрепление принципа всеобщности избирательного права в

законодательстве была длительной и продолжалась в большинстве стран на

протяжении XIX и начала XX в. В результате практически повсеместно были

сняты почти все избирательные цензы, а возрастной ценз значительно снижен.

В большинстве стран сегодня возрастной ценз для приобретения

гражданином активного избирательного права составляет 18 лет, хотя бывает

и ниже; для приобретения же гражданином пассивного избирательного права в

ряде случаев сохранился более высокий возрастной ценз.

Существовавшие в XIX в. избирательные цензы (и в первую очередь

имущественный ценз) значительно сужали электорат. Так, в Великобритании до

избирательной реформы 1832 г. активным избирательным правом обладало 4,4%

взрослого населения страны, в результате ее проведения — 7,5%, а после

проведения реформы 1867 г. — 16,4%\'.

Во Франции в 1791 г. только 16% взрослого населения было вправе

участвовать в выборах. После принятия Конституции 1795 г. имущественный

ценз был увеличен, а доля имевших право на участие в выборах снизилась до

8%, причем выборы были косвенными двухстепенными. Французская Конституция

1799 г. вводила косвенные трехстепенные выборы. В 1817 г. выборы стали

прямыми, а имущественный ценз был установлен в размере 300 франков прямого

налога (лишь 0,3% взрослого населения страны уплачивало такой налог).

Революция 1830 г. повлекла снижение имущественного ценза для пользования

активным избирательным правом до 200 франков прямого налога. Только в

результате революции 1848 г. во Франции было провозглашено всеобщее

избирательное право. Однако вследствие того, что женщины и некоторые

другие категории граждан не получили права участвовать в выборах, к

избирательным урнам было допущено не более одной трети населения. Но уже в

1850 г. были введены ограничения всеобщего избирательного права.

Имущественный ценз в Бельгии, установленный при принятии Конституции 1831

г., также был довольно высоким: например, для участия в выборах в Сенат

надо было уплачивать 1000 флоринов прямого налога.

В Португалии избирательный закон 1820 г. был принят вскоре после революции

и не предусматривал имущественного ценза. Тем не менее

В Великобритании лишь приблизительно в середине XX в. избирательный

корпус численно сравнялся с совокупностью совершеннолетних подданных. Так,

в 1914 г. британский электорат составлял 30% взрослого населения страны, в

1921 г. —14%, в 1931 г. — 96,6% (см.: KriegerJ. Britain // European

Politics in Transition. Lexington; Toronto, 1992. P. 38).

женщины к участию в выборах не допускались, а выборы были

четырехстепенными. Однако уже в 1822 г. принята Конституция, которая хотя

и вводила прямые выборы, но одновременно устанавливала имущественный ценз.

Конституционная Хартия Португалии 1826 г.

/

связывала активное избирательное право с цензом в 100 мил рейсов прямого

годового дохода, а пассивное избирательное право — с цензом в 400

милрейсов прямого годового дохода, причем выборы были двухстепенными.

Португальский избирательный закон 1852 г., восстановив прямые выборы,

сохранил имущественный ценз на прежнем уровне2.

Таким образом, постепенная эволюция к установлению всеобщего

избирательного права и расширению электората в европейских государствах в

XIX — начале XX в. подтверждает замечание А. Камю о том, что «история

XIX века до 1914 года — это история восстановления народовластия в борьбе

со старорежимными монархиями, то есть история утверждения

О

гражданского принципа» . Более подробно о различных цензах речь идет в

главе, посвященной избирательным правам граждан.

1.3. Принцип равного избирательного права

Этот принцип заключается в предоставлении каждому гражданину возможности в

равной с другими гражданами степени влиять на исход выборов. Равенство

избирательного права может носить как формальный, так и материальный

характер. Формальное равенство означает, что каждый гражданин, участвующий

в выборах, независимо от возраста, пола, расы, национальности,

имущественного положения, социального происхождения и т. п. имеет

одинаковое с другими гражданами количество голосов на выборах, а также во

всем остальном участвует в выборах на равных основаниях. В этом плане

следует отметить, что в свое время предоставление избирательного права

женщинам далеко не всегда автоматически приводило к установлению

равноправия женщин и мужчин в данной сфере. Например, в

\' Камю А. Бунтующий человек. М, 1990. С. 218.

Великобритании демократические силы добились провозглашения избирательного

права для женщин на общенациональном уровне в 1918 г., но для них вводился

избирательный возрастной ценз — 30 лет, в то время как для мужчин

избирательный возрастной ценз тогда составлял 21 год. Лишь в 1928 г.

избирательный\'возрастной ценз мужчин и женщин в Великобритании был

законодательно уравнен. Таким образом, в области избирательного права было

достигнуто равноправие. Еще более выраженное неравноправие существовало в

Венгрии до Второй мировой войны. Там возрастной ценз для мужчин равнялся

24, а для женщин — 30 годам. При этом женщина допускалась к участию в

выборах лишь в том случае, если у нее было не менее трех законнорожденных

детей, все трое детей должны были быть живы, а сама женщина должна была

иметь не менее шести классов образования. Но наряду с этим избирательное

право получали также женщины, живущие на доход от имущества или

предприятия и имеющие притом высшее образование. Сейчас неравноправие

мужчин и женщин в данной сфере, так же как и предоставление дополнительных

голосов на выборах отдельным лицам в зависимости от имущественного ценза,

практически повсеместно изжито.

Сегодня каждый избиратель, как правило, имеет один голос, хотя бывает и

иначе, но в любом случае обычно избирателям предоставлено равное число

голосов. Практически во всех странах, где проводятся выборы в

государственные органы власти, утвердился принцип равного избирательного

права в формальном значении. В прошлом же, к примеру во Франции,

подданные, уплачивающие не менее 1000 франков прямого налога, с 1820 г.

получили право подачи второго голоса на выборах. После революции 1830 г.

во Франции имущественный ценз для подачи на выборах второго голоса был

снижен до 500 франков прямого налога.

Материальное равенство избирательного права означает, что голос каждого

избирателя должен иметь одинаковый удельный вес, чего можно достичь в

случае, если один член представительного органа власти будет

избираться от такого же числа избирателей, как и всякий другой член того

же представительного органа власти. Полного количественного совпадения,

конечно, добиться невозможно, но необходимо стремиться к тому, чтобы

максимально приблизиться к такому равенству. Принцип равного

избирательного права в материальном значении теряет свой смысл при

избрании единоличного органа, так как избранное лицо в любом случае

представляет все население страны или какой-либо

административно-территориальной единицы, и, таким образом, удельный вес

голоса каждого избирателя равен удельному весу голоса любого другого

избирателя. В США, например, в ряде штатов вплоть до 1964 г.

практиковалось создание неравных избирательных округов, позволявших

избирать больше депутатов от консервативно настроенного сельского

населения, чем от того же числа горожан-избирателей (причем в отдельных

случаях в сельских избирательных округах проживало почти в два раза меньше

избирателей, чем в городских3). И только в 1964 г. Верховный Суд США

фактически запретил такую практику.

В настоящее время в различных странах можно найти нарушения именно

материального равенства, тогда как формальное равенство практически

повсеместно соблюдается. Одним из таких нарушений является создание

избирательных округов, в каждом из которых на одного депутата приходится

разное число избирателей. Эта ситуация возможна даже в тех государствах,

где законодательство требует, чтобы избирательные округа были примерно

равны. Слово «примерно» позволяет, находясь вроде бы в рамках закона,

фактически нарушать принцип равенства. В частности, могут быть созданы

такие многомандатные избирательные округа: от округа с численностью 64

тыс. избирателей посылается 3 депутата, от округа с численностью 183 тыс.

избирателей — 7 депутатов, от округа с численностью 119 тыс. избирателей —

4 депутата. Формально разновеликие с точки зрения количества избирательные

округа создаются с тем, чтобы не

См.: Wilson J. О. American Government. Lexington; Toronto, 1992. P. 652.

дробить существующие территориальные единицы, причем от большего

количества избирателей избирается и большее количество депутатов. Слово

«примерно» позволяет органу, устанавливающему величину избирательного

округа и определяющему количество избираемых депутатов, манипулировать

ситуацией. Таким органом является, как правило, правительство, которое,

воспользовавшись представившейся возможностью укрепить позиции

сформировавшей его партии (или партий), выдвигает проект избирательного

закона или поправок к нему перед выборами. В итоге, как видно из примера,

в первом округе один депутат представляет 21,3 тыс. избирателей, во втором

— 26,1 тыс., а в третьем — почти 29,8 тыс., т. е. налицо определенное

нарушение равенства.

Стоит подчеркнуть, что, исходя из порядка организации выборов и проведения

голосования, ни в одной стране технически невозможно образовать

избирательные округа с абсолютно одинаковым количеством избирателей. Кроме

того, при создании избирательных округов надо помнить об их связи с

административно-территориальными единицами, населенными пунктами;

депутату, избранному от конкретного избирательного округа, предстоит

учитывать в своей работе заботы и проблемы конкретного населения,

проживающего на определенной территории, а не абстрактных избирателей.

Чтобы все-таки добиться как можно меньшего отклонения от равенства

избирательных округов, во многих странах устанавливаются ограничения. Так,

подп. «б» п. 1 ст. 8 Положения о выборах депутатов Государственной Думы,

утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г.

№ 1557, допускал отклонение от равенства избирательных округов по числу

избирателей до 15%. Федеральный закон от 21 июня 1995 г. № 90-ФЗ «О

выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Федерации» вводил в ст. 11 более жесткие ограничения такого отклонения: до

10%, и только в труднодоступных и отдаленных районах — не более 15%. Такой

же подход к формированию избирательных округов сохранился в избирательном

10

законодательстве России, принятом позже, вплоть до настоящего времени.

Существует еще один прием, с помощью которого правящая партия стремится

обеспечить себе на выборах более благоприятные условия по сравнению с

другими партиями. Он связан с тем, что накануне выборов в большинстве

стран границы избирательных округов уточняются и изменяются, поскольку с

течением времени численность населения и его возрастная структура (что

вызывает изменение количества избирателей) в различных регионах меняются.

Иначе говоря, изменение границ избирательных округов объясняется

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.